Научная статья на тему 'Внедрение системы бюджетирования и бизнес-планирования для принятия решений о развитии обособленных структурных подразделений в составе бюджетных учреждений'

Внедрение системы бюджетирования и бизнес-планирования для принятия решений о развитии обособленных структурных подразделений в составе бюджетных учреждений Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
396
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Парфенов И. В., Крипaк Е. М., Диbeeва И. С.

Внедрение системы бюджетирования и бизнес-планирования является эффективным инструментом для принятия управленческих и финансовых решений не только в производственной сфере, но и в сфере образования. В статье рассмотрено внедрение указанной системы на примере Факультета дистанционных образовательных технологий, который является учебным структурным подразделением Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Оренбургский государственный университет». Факультет реализует образовательные программы высшего образования по заочной форме обучения с использованием технологии дистанционного обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Парфенов И. В., Крипaк Е. М., Диbeeва И. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Внедрение системы бюджетирования и бизнес-планирования для принятия решений о развитии обособленных структурных подразделений в составе бюджетных учреждений»

Проблемы образования

ВНЕДРЕНИЕ СИСТЕМЫ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ И БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЯ ДЛЯ ПРИНЯТИЯ

РЕШЕНИЙ О РАЗВИТИИ ОБОСОБЛЕННЫХ СТРУКТУРНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ В СОСТАВЕ БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

И.В. ПАРФЕНОВ, кандидат технических наук, доцент, декан факультета дистанционных образовательных технологий

Е.М. КРИПАК, кандидат экономических наук, доцент кафедры математических методов и моделей в экономике

И.С.ДИВЕЕВА Оренбургский государственный университет

В современных условиях организации остро нуждаются в оперативной и достоверной экономической и финансовой информации, позволяющей оптимизировать затраты и финансовые результаты и принимать обоснованные управленческие решения. К сожалению, принимаемые управленческие решения зачастую не обосновываются соответствующими расчетами, а носят интуитивный характер. Ситуация такова, что экономически эффективная деятельность организации возможна только в том случае, если она имеет четко заданные достаточно напряженные, но реальные для выполнения количественные параметры затрат и финансовых результатов.

Руководители, которые собираются достичь поставленных особо важных задач, обязаны правильно организовать финансовое планирование как неотъемлемую часть стратегического планирования.

Начало функционирования любой организации связано с разработкой ее миссии и стратегии компании, которые детализируются в бизнес-плане, являющемся продуктом внутренней управленческой деятельности.

Бизнес-план как один из наиболее распространенных в настоящее время видов планов представляет собой рабочий инструмент руководителя для организации своей работы; развернутую программу (организованных мер, действий) осуществления бизнес-проекта, предусматривающую оценку расходов и доходов; документ, характеризующий основные стороны деятельности и развития организации; результат исследования и обоснования конкретного направления деятельности на определенном рынке.

Организация может иметь одновременно несколько бизнес-планов, в которых степень детализации обоснований может быть различной.

Целью бизнес-плана может быть не столько получение кредита или привлечение инвестиций, сколько определение стратегических и тактических направлений и ориентиров самой организации. Бизнес-план имеет двойственное предназначение. Он может разрабатываться для привлечения инвестиций в организацию и тогда его основными потребителями становятся внешние контрагенты — инвесторы, кредиторы, деловые партнеры,

а задачей — раскрытие механизма приращения капитала, вложенного в организацию инвестором. С той же позиции следует рассматривать разработку бизнес-планов для вновь создаваемых сегментов организации, определенных по организационному признаку как центры инвестиций либо стратегические бизнес-единицы: в роли инвестора здесь выступает управляющая компания или центральное руководство.

В условиях действующих производств бизнес-план из инструмента стратегического планирования превращается в развернутое краткосрочное планирование всех сторон деятельности организации, становясь основой бюджетирования. Таким образом, бюджетирование можно определить как начальный уровень планирования в организации, представляющий собой количественное и финансовое выражение планов деятельности организации, координирующее и конкретизирующее в цифрах проекты руководителей.

В результате составления бюджета становится ясно, какие финансовые результаты ожидают организацию при одобрении того или иного варианта бизнес-плана.

Возможная схема, по которой идут многие руководители, заключается в разработке ежегодных бизнес-планов и контроле заходом их реализации. Бюджетирование ограничивается администрированием финансовых ресурсов в рамках деятельности по реализации бизнес-плана. Организации необходимо иметь данные управленческой отчетности и сопоставлять их с ориентирами бизнес-плана. Ведь цели по сокращению затрат и механизму учетной политики уже заранее закладываются в бизнес-план.

Бюджетные алгоритмы включают в себя механизмы промежуточного анализа рентабельности подразделений, анализ разнесения совместных затрат и общехозяйственных затрат и ряд других процедур. Процесс бюджетирования встроен в систему целей и планов, внутреннюю документацию и весь комплекс бизнес-процессов организации.

Главная последовательность стратегического управления — «люди — цели — планы — бюджеты». Бюджетирование в узком смысле занимает лишь скромное место в цепи стратегического управления. Однако оно шире оперативного бюджетирования, но уже планово-экономической деятельности организации. Не случайно в начало цепочки процедур планирования поставлен человеческий фактор. Бюджетирование — это не просто автоматический фактор корпоративной технологии. Бюджетирование обеспечивает мотивацию и скоординированные усилия коллективов людей.

Имеется достаточный опыт внедрения системы стратегического планирования в производственной, финансовой и других сферах как за рубежом, так и в России. Вместе с тем развитие бизнес-планирования и бюджетирования в системе образования заслуживает особого внимания.

Образование в современном мире играет одну из ключевых ролей в развитии общества. С точки зрения корпоративных позиций — трудно переоценить важность высокопрофессионального, компетентного персонала, а с точки зрения отдельного человека, образование и, как следствие, профессиональный рост способствует повышению качества жизни и самореализации человека. Современная система образования должна учитывать возрастающую потребность в повышении профессиональной компетентности в сочетании с невозможностью отрываться от работы и места жительства. В связи с этим повышается роль использования методов дистанционного обучения, прежде всего с помощью Интернета. По данным Евразийской ассоциации дистанционного образования, число образовательных учреждений, осуществляющих дистанционные формы обучения, неизменно растет.

Дистанционное образование — это комплекс образовательных услуг, предоставляемых широким слоям населения с помощью специализированной информационной образовательной среды, базирующейся на средствах обмена учебной информацией на расстоянии.

Дистанционное образование является одной из форм непрерывного образования, которое призвано реализовать права человека на образование и получение информации. Дистанционное образование имеет гуманитарную направленность, поскольку реализует на практике принцип равенства возможностей, согласно которому никто не должен быть лишен возможности учиться по финансовым причинам, географической или временной изолированности, социальной незащищенности и невозможности посещать образовательные учреждения в силу физических недостатков либо занятости производственными или личными делами.

Дистанционное обучение отличается не только от всех форм очного, но даже от более привычного в России заочного обучения. Если студент-заочник постигает азы знаний самостоятельно, с помощью учебников, а задать вопросы преподавателям может только два или три раза в год (в зависимости от количества сессий), то человек, обучающийся дистанционно, имеет постоянный контакт с педагогами и контроль за получением знаний. Для этого существуют Интернет и интерактивное общение с

учебной программой, с помощью которой можно проверить, как происходит усвоение пройденного материала. Связаться с преподавателем и задать любой вопрос, на любую тему можно по электронной почте или в режиме on — line.

При заочном обучении темп усвоения знаний фиксированный и единый для всей группы, а при дистанционном обучении у каждого студента есть возможность посвятить более сложным и важным для него темам больше сил и времени для углубленной проработки. Разумеется, за каждый пройденный раздел программы студенты дистанционного обучения отчитываются не менее строго, чем на очном или заочном отделении.

Факультет дистанционных образовательных технологий (далее — ФДОТ) является учебным структурным подразделением Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Оренбургский государственный университет» (далее — ГОУ ОГУ), реализующим образовательные программы высшего образования по заочной форме обучения с использованием технологии дистанционного обучения.

В состав ФДОТ входят деканат, отдел по работе со студентами и подготовки учебно-методических материалов и отдел программно-технической поддержки дистанционных образовательных технологий. Факультет не является юридическим лицом, но по доверенности, выданной ректором университета, может осуществлять частично правомочия юридического лица и иметь соответствующую атрибутику. Финансирование деятельности ФДОТ осуществляется в смешанной форме в установленном законодательством порядке за счет:

• средств, получаемых от осуществления планов по реализации основных образовательных программ на платной основе и других платных образовательных услуг;

• средств федерального и местного бюджетов;

• добровольных пожертвований и целевых взносов юридических и физических лиц, в том числе иностранных;

• целевых вложений министерств, ведомств, организаций и учреждений, а также международных фондов, общественных, кооперативных, коммерческих и различных кредитных организаций;

• других источников, предусмотренных законодательством.

Имущество, находящееся в ведении факультета, находится на балансе ГОУ ОГУ. Пользование указанным имуществом осуществляется факультетом на праве оперативного управления.

Факультет имеет свой офис, компьютеры, сетевое оборудование и оргтехнику, средства связи и телекоммуникации. Факультет взаимодействует и регулирует свои отношения с учебными и неучебными подразделениями университета в соответствии со структурой университета, регламентом типовых процедур управления университетом, исходящими организационно-распорядительными и нормативными документами администрации университета, Уставом университета, а также другими нормативными документами.

Развитие ФДОТ приобретает особую актуальность для образовательной системы России под воздействием следующих процессов:

• необходимость продолжения экономических реформ, выдвигающих новые требования к образованию;

• формирование новых потребностей населения в современном содержании и соответствующих технологиях образования;

• политические изменения, способствующие росту международных связей, в том числе в области образования;

• появление и быстрое развитие качественно новых технических средств обмена информацией между участниками образовательного процесса;

• рост международной интеграции в образовании при усилении конкуренции на мировых рынках образовательных услуг.

Миссия ФДОТ — «Качественное университетское образование без границ». Целью факультета является занятие лидирующей позиции в сфере предоставления услуг дистанционного образования самым широким слоям населения в Оренбургской области и прилегающих регионах, а также повышение уровня и качества образования за счет активного использования научного и образовательного потенциала.

Факультет содействует решению следующих социально значимых задач:

• повышение уровня образованности общества и качества образования;

• реализация потребностей населения в образовательных услугах;

• удовлетворение потребностей региона в качественно подготовленных специалистах;

• повышение социальной и профессиональной мобильности населения;

• сохранение и преумножение знаний, кадрового и материального потенциала, накопленных отечественной высшей школой;

• развитие единого образовательного пространства в рамках России, СНГ, всего мирового сообщества.

Переход к такой системе образования, как «университет без границ», меняет привычные представления об обучении. Теперь за содержание и методы обучения несут ответственность не только преподаватели, но и группа методистов, редакторов и технических специалистов, а также работников различных служб, созданных для технической и информационной поддержки студентов.

На факультете используется система дистанционных образовательных, интерактивных технологий, ядром которых являются Интернет-коммуникации, консультации, экзамены и зачеты в on-line режиме.

Факультет имеет серьезные наработки в области учебно-методической базы. В учебных материалах помимо системного изложения дисциплин широко использованы методологические приемы, обеспечивающие эффективное усвоение студентами материалов: примеры из практики, упражнения, тесты, анализ ситуаций и др. Учебные пособия посвящены специальностям, новым для российской практики бизнеса и наиболее востребованным на рынке труда и, соответственно, на рынке образовательных услуг.

Для успешного решения поставленных задач и эффективной работы системы дистанционного образования в рамках традиционных учебных заведений необходимо обеспечить выполнение следующих условий функционирования ФДОТ:

• факультет должен обладать определенными полномочиями;

• для обеспечения качества образования на факультете должно работать достаточное число преподавателей, подготовленных к использованию современных информационных технологий и технического персонала;

• для обеспечения своевременного решения вопросов в плане приобретения материально-технической базы, программного обеспечения, лицензий и т. п. необходимо самостоятельное оперативное распоряжение собственными финансовыми средствами, полученными в качестве оплаты за предоставленные образовательные услуги по технологии дистанционного обучения.

Разработка бизнес-плана предполагала проведение маркетингового анализа, уточнение маркетинговой стратегии, составление организационного плана.

Наибольшее внимание было уделено разработке финансового плана. Составление данного раздела начиналось с построения бюджета продаж, с которого всегда необходимо начинать любое планирование и бюджетирование. На основании

информации о числе обучающихся на факультете дистанционных образовательных технологий за период с 1999 по 2006 г. (табл. 1) был построен прогноз численности обучающихся на период с 2007 по 2020 г.

Таблица 1

Информация о численности обучающихся на факультете

дистанционных образовательных технологий

Год 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006

Число обучающихся, всего 84 174 263 376 411 545 619 904

Так как дистанционное образование является относительно новым направлением, дающим возможность получить высшее или второе высшее образование, для прогнозирования числа обучающихся была использована модель задачи о распространении технологических новшеств.

На основе регрессионного анализа были определены параметры уравнения регрессии для определения численности обучающихся, которое имеет вид:

_ 2000 т (Г)" (1 + 22.737е-°-3023')' ( '

где Уф — число обучающихся в год t.

Прогнозирование на основе данной модели на планируемый период с 2008 по 2012 г. (2007 г. принят за переходный) дало результаты, представленные на рис. 1ив табл. 2.

Для построения бюджета продаж были проанализированы структура и темпы роста себестоимости образовательных услуг ФДОТ по трем программам обучения за период с 2004 по 2007 г. Полученные темпы роста себестоимости были взяты за основу для рекомендаций по увеличению стоимости обучения.

На основе планируемого числа обучающихся и стоимости обучения по программам обучения были определены планируемые доходы. Таким образом, планируется следующий объем предоставления образовательныхуслуг (объем продаж), табл. 3.

На следующем этапе с учетом наметившихся тенденций и в соответствии с задачами учебного подразделения были разработаны основные финансовые бюджеты на планируемый период с 2008 по 2012 г. по направлениям: бюджет доходов и расходов, бюджет движения денежных средств и расчетный баланс.

Для определения наиболее эффективного функционирования ФДОТ в плановом периоде было проведено сценарное моделирование бюджета доходов и расходов и бюджета движения денежных средств. Идея первого варианта сценарного

2500

2000

1500

1000

500

Ряд1 ■Ряд2

слооооооооооооооооооооо

гММММММММИИМММММММММИЯ

Рис. 1. Прогнозирование численности обучающихся до 2020 г. на основе решения задачи о распространении технологических новшеств

Таблица 2

Прогнозируемое число обучающихся на Факультете дистанционных образовательных технологий

Год 2007 2008 2009 2010 2011 2012

Число обучающихся, всего 800 947 1 099 1 245 1 380 1 502

Таблица 3

Бюджет продаж по программам обучения на период с 2007 по 2012г.

Показатель 2007 2008 2009 2010 2011 2012

Планируемое число обучающихся, всего 800 947 1099 1245 1380 1502

в том числе по программам обучения:

полная программа (6 лет) 400 474 549 622 690 751

ускоренная программа (4,5 года) 280 331 385 436 483 526

второе высшее образование (3,5 года) 120 142 165 187 207 225

Стоимость обучения по программам, руб. /ед.:

полная программа (6 лет) 11 500 13 000 13 000 14 500 14 500 16 000

ускоренная программа (4,5 года) 13 000 15 000 15 000 17 000 17 000 19 000

второе высшее образование (3,5 года) 16 000 18 000 18 000 20 ООО 20 ООО 22 ООО

Планируемые доходы (продажи), руб.:

полная программа (6 лет) 2 760 ООО 3 697 200 4 282 200 5 411 400 6 003 000 7 209 600

ускоренная программа (4,5 года) 2 184 ООО 2 979 ООО 3 465 ООО 4 447 200 4 926 600 5 996 400

второе высшее образование (3,5 года) 1 152 ООО 1 533 600 1 782 ООО 2 244 ООО 2 484 ООО 2 970 ООО

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Всего продаж (доходов), руб. 6 096 ООО 8 209 800 9 529 200 12 102 600 13413600 16 176 ООО

моделирования заключается в расчете доходов и расходов ФДОТ при отчислении 20 % ГОУ ОГУ. Второй вариант связан с расчетом основных налогов и перечислением ГОУ ОГУ 10 % полученных доходов. Расчеты в разработанных финансовых бюджетах показывают тенденцию роста чистой прибыли в планируемом периоде, графически это представлено на рис. 2.

Потребности мониторинга финансового состояния предприятия и финансовой ответственности обусловливают одно из требований к форматам финансовых отчетов — приближенность бюджет-

ных форм к структуре и содержанию утвержденной финансовой отчетности.

В перечень и расчет показателей были включены те коэффициенты, которые необходимы для мониторинга финансового положения и могут быть рассчитаны на основе бюджетных форм (табл. 4).

Рентабельность продаж к 2012г., по расчетам, растет. Увеличение рентабельности продаж можно объяснить эффективной ценовой политикой ФДОТ, приводящей к увеличению выручки от реализации услуг и прибыли от продаж. Значения показателей рентабельности собственного капи-

6 500 ООО 6 ООО ООО 5 500 ООО 5 ООО ООО 4 500 ООО 4 ООО ООО 3 500 ООО 3 ООО ООО 2 500 ООО 2 ООО ООО 1 500 ООО 1 ООО ООО 500 ООО О

Рис. 2. Планируемая чистая прибыль

2007 2008 2009 2010 2011

2012

□ Чистая прибыль после уплаты 20% ГОУ ОГУ

□ Чистая прибыль после уплаты налога на прибыль и 10% ГОУ ОГУ

Таблица 4

Перечень и расчет коэффициентов, необходимыхдля мониторинга финансового положения организации

на планируемый период

Показатель Методика расчета Норматив 2007 2008 2009 2010 2011 2012

1. Коэффициентфинан-совой независимости (автономии) Собственный капитал / (Собственный капитал + Заемный капитал) > или = 0,5 1,0 1,0 1,0 1,0 1,0 1,0

2. Собственные средства в обороте Капитал и резервы — Внеоборотные активы 273 4 509 6 737 9 503 12 952 18 116 22 591

3. Коэффициент обеспеченности оборотных активов собственными оборотными средствами Собственные средства в обороте / Оборотные активы > или = 0,1 1,0 1,0 1,0 1,0 1,0 1,0

4. Коэффициентманев-ренности собственных средств Собственные оборотные средства / Собственный капитал 0,95 0,96 0,97 0,97 0,98 0,98

5. Рентабельность продаж Прибыль от продаж / Выручка от реализации — 37 46 48 54 54 58

6. Рентабельность активов 1) Прибыль от продаж / Средние активы 59 64 55 57 46 45

7. Рентабельность собственного капитала Чистая прибыль / Средний собственный капитал — 33 38 33 35 28 28

8.0борачиваемость активов Выручка от реализации / Средние активы — 3,7 4,9 3,8 3,5 2,8 2,8

^Оборачиваемость чистых активов Выручка от реализации (объем продаж) / Средние чистые активы 10,1 5,7 3,8 3,5 3,1 3,1

Ю.Оборачиваемость оборотных активов Выручка от реализации (объем продаж) / Средние оборотные активы 6,7 4,1 3,9 3,2 2,7 2,7

тала и активов свидетельствует об относительно стабильной деловой активности. Для предотвращения тенденции снижения данных показателей необходимо расширение сферы деятельности ФДОТ в планируемом периоде, тем более что планируемый поток денежных средств (конечное сальдо постоянно увеличивающееся) из составленных бюджетов движения денежных средств может это позволить.

Расчет некоторых коэффициентов финансовой устойчивости для ФДОТ показал превышение полученных значений над установленными нормативами. Рассматривая динамику рассчитанных значений данных коэффициентов на планируемый период, наблюдается ярко выраженная стабильная финансовая устойчивость ФДОТ.

Проведенные расчеты свидетельствуют, что самостоятельная деятельность ФДОТ в плане опера-

тивного распоряжения собственными средствами может быть признана достаточно эффективной.

Для дальнейшего развития ФДОТ целесообразно предложить следующие мероприятия:

1) создание и совершенствование кейс-технологии, основанной на использовании наборов (кейсов) текстовых, аудиовизуальных и мультимедийных учебно-методических материалов и их рассылке для самостоятельного изучения студентам;

2) развитие сетевой технологии, основанной на использовании сетей телекоммуникации для обеспечения студентов учебно-методическими материалами и интерактивного взаимодействия между преподавателем, администратором и обучаемыми;

3) создание информационного сайта.

В целом внедрение системы бюджетирования позволяет учреждению:

• составлять реальные прогнозы финансово-хозяйственной деятельности;

• вовремя обнаруживать наиболее узкие места в управлении, используя инструменты многовариантного анализа;

• быстро подсчитать экономические последствия при возможных отклонениях от намеченного плана при помощи финансовых моделей и принять эффективное управленческое решение;

• скоординировать работу структурных подразделений и служб на достижение поставленной цели;

• повысить управляемость за счет оперативного отслеживания отклонений факта от плана и своевременного принятия решений.

Таким образом, внедрение системы бюджетирования и бизнес-планирования является эффективным инструментом для принятия управленческих и финансовых решений не только в производственной сфере, ноив системе образования.

Литература

1. Положение по бухгалтерскому учету ПБУ 9/99 «Доходы организации». М.: Юрайт — Издат, 2004. 174 с.

2. Положение по бухгалтерскому учету ПБУ 10/99 «Расходы организации». М.: Юрайт — Издат, 2004. 174 с.

3. АпчерчА. Управленческий учет: принципы и практика: Пер. с англ. / Под ред. Я. В. Соколова, И. А. Смирновой. М.: Финансы и статистика, 2002. 365 с.

4. Бакаев А. С. Нормативная база бухгалтерского учета: Сб. офиц. документов / Предисл. и сост. А. С. Бакаев. М.: Бухгалтерский учет, 2000. 400 с.

5. Безруких П. С. Комментарий к Положению о составе затрат. М.: Финансы, 1999. 256с.

6. Бурцев В. В. Управленческий аудит системы бюджетирования // Аудиторские ведомости. 2003. № 12. С. 3.

7. Бурцев В. В. Через бюджетирование к эффективному менеджменту // Фин. менеджмент. 2005. № 1. С. 33 - 40.

8. Бахрушина М. А. Бюджетирование: задачи и процедуры // Современный бухучет. - 2004. № 12. С. 30 - 35.

9. Врублевский И. Д. Управленческий учет издержек производства: теория и практика М.: Финансы и статистика, 2002. 352 с.

10. Выборова Е. Н. Бюджетирование в системе финансовой диагностики субъекта хозяйствования //Экон. анализ: теория и практика. 2004. № 10. С. 41 — 45.

И. Гапоненко H.H. Об элементах управленческого учета (практика) // Советник бухгалтера в сфере образования и науки. 2004. № 1. С. 21 - 26.

12. Горбунов А. Р. Бизнес-процесс: бюджетирование и финансовое управление // Фин. бизнес. 2006. № 3. С. 65 - 70.

13. Горемыкин В.А., Богомолов А. Ю. Бизнес-план: Методика разработки. 45 реальных образцов бизнес-планов / 3-е изд., доп. и перераб. М.: Ось-89, 2002. 864 с.

14. ГребневГ. Д. Анализ показателей деловой активности // Вседля бухгалтера. 2004. № 2. С. 27 — 33.

15. Друри, Колин. Учет затрат методом стандарт-кост. М.: Аудит, ЮИИТИ, 1998. 560 с.

16. Едронова В.Н., Шахватова М.В. Особенности оценки финансовых результатов и финансового состояния субъектов бюджетирования // Экон. анализ: теория и практика. 2004. № 13. С.2 — 9.

17. Казанцев К. А., Попов Е. В. Алгоритм формирования бюджета движения денежных средств при краткосрочном (оперативном) планировании // Экон. анализ: теория и практика. 2004. № 12. — С. 14 — 19. ISSN 1239-23-09.

18. Каверина О. Д. Управленческий учет: система, методы, процедура. М.: Финансы и статистика, 2003. 352 с.

19. Коробов Р. М. К анализу затрат и результатов в дистанционном образовании // Экономика образования. 2006. № 5. С. 45 - 47.

20. Котляров С. А. Управление затратами. СПб.: Питер, 2001.

21. Мюллендорф Р., Карренбауузр М. Производственный учет: снижение и контроль издержек. Обеспечение их рациональной структуры / Пер. с нем. М. И. Корсакова. М.: ЗАО «ФБК-Пресс», 1996.

22. Хруцкий, В. Е., Сизова Т. В., Гамаюнова В. В. Внутрифирменное бюджетирование: Настольная кн. по постановке фин. планирования. М.: Финансы и статистика, 2003. 400 с.

23. Чижов М., Чижова Е. Новое в бюджетировании: отечественные разработки для отечественных компаний // Финансы. 2003. № 1. С. 20 - 23.

24. ШимДжай К., СигелДжойл Г. Основы коммерческого бюджетирования / Пер. с англ. Шим Джай К. СПб.: Азбука, 2001.415 с.

25. Щиборщ К. В. Бюджетирование деятельности промышленных предприятий России М.: Дело и Сервис, 2001. 544 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.