Научная статья на тему 'Внедрение религиозных конфессий в систему государственного образования – угроза или благо'

Внедрение религиозных конфессий в систему государственного образования – угроза или благо Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
243
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СВЕТСКОЕ И РЕЛИГИОЗНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ТЕОЛОГИЯ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / SPIRITUAL AND SECULAR EDUCATION / MORAL PRINCIPLES / THEOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Легасова Татьяна Александровна

Статья посвящена рассмотрению вопроса участия религиозных конфессий в светском государственном образовании. Автор описывает сложности взаимодействия государства и Церкви в вопросах образовательной деятельности по духовно-нравственным дисциплинам и специальностям. В заключении автор указывает, что религиозные организации должны поделиться своим многовековым опытом духовно-нравственной опеки с государством, дабы помочь преодолеть современный моральный кризис.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PENETRATION OF RELIGIOUS CONFESSIONS INTO THE SYSTEM OF SECULAR EDUCATION – THE THREAT OR THE BENEFIT

The article is devoted to the topic of the penetration of religious confessions into the system of secular education. The author ponders over the challenges in the sphere of spiritual education that the Government and the Church have to overcome to create a mature and healthy society.

Текст научной работы на тему «Внедрение религиозных конфессий в систему государственного образования – угроза или благо»

Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 33 (324).

Философия. Социология. Культурология. Вып. 30. С. 22-24.

Т. А. Легасова

ВНЕДРЕНИЕ РЕЛИГИОЗНЫХ КОНФЕССИЙ В СИСТЕМУ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ -УГРОЗА ИЛИ БЛАГО

Статья посвящена рассмотрению вопроса участия религиозных конфессий в светском государственном образовании. Автор описывает сложности взаимодействия государства и Церкви в вопросах образовательной деятельности по духовно-нравственным дисциплинам и специальностям. В заключении автор указывает, что религиозные организации должны поделиться своим многовековым опытом духовно-нравственной опеки с государством, дабы помочь преодолеть современный моральный кризис.

Ключевые слова: светское и религиозное образование, теология, духовно-нравственное

воспитание.

Последние годы не утихают бурные дискуссии на тему внедрения религиозных конфессий в государственную систему образования. Это в первую очередь связано с приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089»

о введении в 4 классах общеобразовательных школ предмета «Основы религиозных культур и светской этики».

Несмотря на то, что светский характер образования в государственных образовательных учреждениях является одним из основополагающих принципов государственной политики в области, некоторые авторы все-таки настаивают на том, что введение в школьный учебный план дисциплин, преподающих морально-нравственные принципы, является некой угрозой. Их не убеждает тот факт, что по закону в нашей стране в школе недопустимо религиозное или атеистическое воспитание в любых формах. Напротив, содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами, различными расовыми, национальными, этническими, религиозными и социальными группами; учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права учащихся на свободный выбор взглядов и убеждений.

По закону преподавание религиозно-познавательных, религиоведческих и религиозно-философских дисциплин, не сопровождающееся совершением религиозных обрядов и имеющее информативный характер, может входить в учебную программу государственных учебных заведений. Поэтому, на наш взгляд, никакой угрозы для светского обра-

зования нет и быть не может, так как целью изучения Основ религиозных культур и светской этики является:

- развитие представлений о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества; формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;

- знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России; об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; осознание ценности человеческой жизни;

- воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России; становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести.

На сегодняшний день, когда мир охвачен хаосом морально-нравственной дезориентации, преподавание дисциплин, направленных на формирование цельной духовно развитой личности, является спасательным кругом современного общества.

Очевидно, что в ХХ веке во всем мире произошло резкое падение нравов, и это падение еще более стремительно продолжается и в XXI веке. Многие выдающиеся мыслители - Хайдеггер, Тойнби, Шпенглер, Ясперс. Хаксли, Фукуяма говорили о закате западной культуры. Хайдеггер все же надеялся, что

человеку грозит не техника. Угроза таится в самом существе человека. «Но где опасность, - писал он, - там вырастает и спаси-тельное»1. Теологические концепции культуры выдвигают в качестве главной идею о том, что культура человечества в целом завершила свое восхождение и теперь неудержимо катится к гибели. Поскольку ядром всякой культуры является религия и выработанные ею основы нравственности, то именно они и испытывают жесточайший кризис от вторжения рационализма.

Перейдя к нашим отечественным реалиям, мы можем констатировать, что в российском обществе происходит падение нравственности. Во многих сферах жизни мы повсеместно наблюдаем нарушение нравственных норм и запретов, особенно в рекламе, СМИ, масскультуре. Общество утрачивает культурные традиции, служившие моральным якорем. Рост потребительства, вседозволенности, распущенности - признаки того, что общество погружается в омут моральной деградации.

Поэтому, на наш взгляд, угол, с которого многие авторы рассматривают введение в школьную программу светской дисциплины «Основы религиозных культур и светской этики», не совсем верен. Нам видится, что гораздо правильнее было бы ухватиться за традиционный для нашей страны инструмент воспитания - духовное образование, - как за спасительную соломинку, и начать его активное продвижение.

Еще одним камнем преткновения явился факт того, что с 2008 года для духовных учебных заведений России возникла возможность реализации образовательных программ государственного образца и, соответственно, их государственной аккредитации.

Сегодня православная теология преподается в 34 городах Российской Федерации. Лицензию на подготовку теологов получили 37 государственных и 10 негосударственных образовательных учреждений.

Открытие кафедр теологии на базе различных светских вузов периодически вызывают неадекватную реакцию в обществе. Так, в октябре 2012 года бурную дискуссию в СМИ и блогах вызвало открытие кафедры теологии в Национальном исследовательском ядерном университете МИФИ. Некоторые расценивают такие инициативы, как попытку религиозных организаций внедриться в систему го-

сударственного образования, и считают, что присутствие конфессиональной дисциплины в светских вузах противоречит принципу отделения Церкви от государства. В РПЦ считают это ничем не обоснованными страхами и настаивают на том, что, преподавание теологии в вузах носит светский характер.

«Никто никуда не внедряется, это инициатива снизу. Все, что говорится сейчас про какое-то внедрение, - это просто глупо-сти»3, - убежден проректор Общецерковной аспирантуры протоиерей Владимир Шмалий, отвечающий за деятельность новой кафедры теологии в МИФИ.

Он отметил, что кафедры теологии открываются по инициативе российских вузов, а не религиозных организаций, а участие в этом процессе Церкви заключается как раз в том, чтобы поддержать начинания энтузиастов. Священник уверен, что, несмотря на очевидный конфессиональный компонент в дисциплине, в российских вузах его преподавание носит светский характер - это отвечает всем государственным стандартам. Вместе с тем он считает, что атеист вряд ли сможет быть преподавателем теологии в вузе.

«Это довольно странно - неверующему человеку преподавать конфессиональный предмет, как если бы человек, лишенный слуха, преподавал теорию музыки. Хотя, конечно, теоретически у нас такое возможно»3, - сказал Шмалий.

В конце ноября 2012 года состоялось патриаршее совещание РПЦ «Теология в вузах: взаимодействие Церкви, государства и общества», по итогам которого участники совещания констатировали ряд серьезных проблем. Одной из них была проблема того, что присутствие теологии в светских вузах ошибочно воспринимается некоторой частью академического сообщества как нарушение принципа светскости государственного образования. Принцип светскости иногда интерпретируется как обязательность безрелигиозного мировоззрения для работника образования.

Выходом из этой несправедливой по отношению к преподаванию духовно-нравственных дисциплин ситуации, по мнению участников совещания, может явиться просьба к органам законодательной и исполнительной власти Российской Федерации о нормативном обеспечении партнерства государства, общества и религиозных конфессий в деле развития теологического образования.

24

Т. А. Легасова

В декабре 2012 года был принят новый закон об образовании. За исключением нескольких статей данный нормативно-правовой акт вступает в силу 1 сентября 2013 года. Он содержит целый ряд положений, касающихся религиозного образования и затрагивающих интересы религиозных образовательных организаций. В данной статье нам интересен факт того, что закон предусматривает конфессиональную экспертизу примерных образовательных программ по курсам основ религиозных культур и светской этики (ч. 3 ст. 87)4. Она будет проводиться централизованными религиозными организациями в соответствии с их внутренними установлениями в порядке, определенном Министерством образования и науки России. Экспертиза должна определить степень соответствия содержания указанных программ конкретному вероучению. На общецерковном уровне ее будет проводить Синодальный отдел религиозного образования и катехизации. Конфессиональная экспертиза предусмотрена и для примерных образовательных программ по теологии (ч. 4 ст. 87).

Более того, определяя особенности теологического образования в государственных и негосударственных вузах, законодатель предусмотрел конфессиональный подход не только к экспертизе программ, но и к педагогам: преподаватели теологии должны иметь рекомендацию централизованной религиозной организации. В противном случае они не будут допущены к преподаванию этого курса (предмета) (ч. 5 ст. 87). К сожалению, в отношении преподавателей курсов религиозной культуры подобного требования законом не предусмотрено. Централизованные религиозные организации должны привлекаться к учебно-методическому обеспечению курсов по ОРКСЭ и теологии (ч. 6 ст. 87)5.

Таким образом, само государство признает неоспоримую важность участия религи-

озных конфессий в образовательной жизни общества. Понятно, что основные традиционные для нашей страны конфессии выполняют в первую очередь культурообразующую и воспитательную функции. На наш взгляд, было бы неверным противопоставлять государство и церковь, которые во многом преследуют одну и ту же цель - поддержание многовековых традиций и взращивание на их основе нравственно здорового общества. Упомянутый выше закон об образовании запрещает педагогам государственных и негосударственных образовательных организаций использовать образовательную деятельность для религиозной или антирелигиозной агитации. Поэтому, на наш взгляд, не может быть никаких опасений в том, что Церковь принимает активное участие в вопросах духовно-нравственного образования и воспитания, в деле, к которому имеет непосредственное отношение.

Примечания

1 Хайдеггер, М. Вопрос о технике [Электронный ресурс]. иЯЬ : http://philosophy.mitht.ru/ heidegger.htm.

2 Итоговый документ патриаршего совещания «Теология в вузах : взаимодействие Церкви, государства и общества» // Журн. Моск. патриархии. 2013. № 1 С. 46.

3 Риа Новости. 27.11.2012 [Электронный ресурс]. иЯЬ : http://ria.ru/soci-

еу/20Ш127/912448040.Ыт1.

4 Федеральный закон российской федерации от 29.12.2012 № 273-Ф3 // Рос. газ. 31.12.2012 [Электронный ресурс]. иКЬ : http://www. rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.htm1.

5 См.: Религиозное образование в России - основные положения, проблемы и перспективы применения федерального закона «Об образовании в РФ» №273-ФЗ // Журн. Моск. патриархии. 2013. № 4. С. 85.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.