Научная статья на тему 'ВНЕДРЕНИЕ РАЗДЕЛЬНОГО СБОРА ОТХОДОВ В УЧЕБНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ'

ВНЕДРЕНИЕ РАЗДЕЛЬНОГО СБОРА ОТХОДОВ В УЧЕБНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
зеленый университет / общий объем отходов / образовательные учреждения / доходность учреждений / реализация отходов / green university / total waste / educational institutions / profitability of institutions / waste sales

Аннотация научной статьи по биологическим наукам, автор научной работы — Шипилова Камила Бахтияровна, Гапиров Абдусамин Дехканбаевич

В статье рассмотрен вопрос возможного введения раздельного сбора отходов в учебном учреждении с возможностью получения прибыли в фонд университета. В результате расчета были вычислены: состав капитальных затрат на выполнение проекта, прибыль от реализации отходов учреждения, которая составит 292 623 590 сум, рентабельность проекта в 90 %.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPLEMENTATION OF SEPARATE WASTE COLLECTION IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS

The article considers the issue of the possible introduction of separate waste collection in an educational institution with the possibility of making a profit to the university fund. As a result of the calculation, the following were calculat-ed: the composition of capital expenditures for the implementation of the project, the profit from the sale of waste from the institution, which will amount to 292 623 590 soums, the profitability of the project at 90 %.

Текст научной работы на тему «ВНЕДРЕНИЕ РАЗДЕЛЬНОГО СБОРА ОТХОДОВ В УЧЕБНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ»

ЭКОЛОГИЯ (ПО ОТРАСЛЯМ)

ВНЕДРЕНИЕ РАЗДЕЛЬНОГО СБОРА ОТХОДОВ В УЧЕБНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Шипилова Камила Бахтияровна

PhD, доц.,

Национальный исследовательский университет «Ташкентский институт инженеров ирригации и механизации сельского хозяйства», Республика Узбекистан, г. Ташкент E-mail: kamila-shipilova@mail.ru

Гапиров Абдусамин Дехканбаевич

канд. техн. наук, доц., Ташкентский государственный транспортный университет,

Республика Узбекистан, г. Ташкент E-mail: gapirov_a@mail.ru

THE IMPLEMENTATION OF SEPARATE WASTE COLLECTION IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS

Kamila Shipilova

PhD, docent, National Research University "Tashkent Institute of Irrigation and Agricultural Mechanization Engineers",

Uzbekistan, Tashkent

Abdusamin Gapirov

PhD, docent, Tashkent State Transport University,

Uzbekistan, Tashkent

АННОТАЦИЯ

В статье рассмотрен вопрос возможного введения раздельного сбора отходов в учебном учреждении с возможностью получения прибыли в фонд университета. В результате расчета были вычислены: состав капитальных затрат на выполнение проекта, прибыль от реализации отходов учреждения, которая составит 292 623 590 сум, рентабельность проекта в 90 %.

АBSTRACT

The article considers the issue of the possible introduction of separate waste collection in an educational institution with the possibility of making a profit to the university fund. As a result of the calculation, the following were calculated: the composition of capital expenditures for the implementation of the project, the profit from the sale of waste from the institution, which will amount to 292 623 590 soums, the profitability of the project at 90 %.

Ключевые слова: зеленый университет, общий объем отходов, образовательные учреждения, доходность учреждений, реализация отходов.

Keywords: green university, total waste, educational institutions, profitability of institutions, waste sales.

Введение

Устойчивое управление отходами является центральной темой экономики замкнутого цикла, которая сейчас становится целью многих государств мира, так как является инструментом повышения эффективности использования ресурсов и гармонизации отношений между обществом, окружающей средой и экономикой.

Высшие учебные заведения играют важную роль в инновациях для формирования культуры устойчивого развития, поскольку готовят специалистов не только для рынка, но и для общества. Университеты представляют собой сложные системы, внутри которых имеются самые различные подразделения и учреждения: кафе, столовые, банки, офисы, классы и места для проведения мероприятий. Это является

Библиографическое описание: Шипилова К.Б., Гапиров А.Д. ВНЕДРЕНИЕ РАЗДЕЛЬНОГО СБОРА ОТХОДОВ В УЧЕБНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ // Universum: химия и биология : электрон. научн. журн. 2024. 6(120). URL: https://7universum. com/ru/nature/archive/item/17623

причиной большого разнообразие отходов, производимых вузами, в том числе отходов строительства и сноса, электронных отходов, офисных отходов, ламп, мебели, металлов, медицинских отходов и подобных им.

Таким образом, учебные заведения генерируют большое количество бытовых отходов, имеющих специфический состав, со значительным содержанием в них ряда ценных практически компонентов, пригодных для использования в экономике. Чтобы извлечь из отходов максимум полезных фракций, нужно разделять их еще на этапе выбрасывания в мусорное ведро. Когда пластик, металл и тем более бумага смешиваются с остатками пищи, процент пригодного для переработки мусора заметно снижается. Поэтому для обеспечения возможности переработки и снижения процента захоронения мусора на полигонах необходимо собирать отходы раздельно [1-3, 5].

Организация раздельного сбора отходов на территории университета соответствует Целям устойчивого развития, что весьма актуально в Республике Узбекистан. В статье 24 Закона Республики Узбекистан "Об отходах" от 05.04.2002 362-11 предусматриваются льготы за размещение отходов для организаций, внедряющих систему сбора для переработки отходов, что определяется целесообразностью использования механизмов по раздельному сбору отходов для получения финансовый выгоды для университета. Кроме того, такие инициативы подтверждают участие университета в концепции «Зеленый Университет».

Целью данного исследования являются оценка морфологического состава и расчет экономической эффективности раздельного сбора отходов в учебном

учреждении на примере Национально-исследовательского университета «Ташкентский институт инженеров ирригации и механизации сельского хозяйства».

2. Материалы и методы

Для оценки возможной выгоды для НИУ «ТИИИМСХ» были поставлены следующие задачи:

• Определение объема накопления твердых бытовых отходов (ТБО).

• Оценка морфологического состава ТБО.

• Расчёт потенциального дохода от реализации ТБО по фракциям на основе средних рыночных цен организаций [9].

Ввиду отсутствия единых подходов (культурологических, климатических особенностей, методик), отсутствия повсеместно установленных контейнеров для раздельного накопления ТБО в вузе, описанных в источнике [9], в котором определены параметры фракционного состава ТБО для НИУ ТИИИМСХ (вуз): 35 % - макулатура, 22 % - тара (пластик + алюминий), 43 % - прочее.

Помимо этого, приоритетной задачей явилось проведение инвентаризации объектов образования ТБО. В соответствии с общепринятыми обозначениями товары были дифференцированы по категориям упаковок PP 5, C/HDPE, HDPE 2, PAP 21, C/PAP 84, ALU, PET, 3 PVC, 4PELD(LDPE), 90, 92, 6. [9, 10].

3. Результаты и обсуждение

Расчет экономической эффективности раздельного сбора мусора в образовательном учреждении НИУ «ТИИИМСХ» проводился на основе методики [9].

Таблица 1.

Данные о накоплении, вывозе твердых бытовых отходов в НИУ «ТИИИМСХ»

Число имеющихся мусорных контейнеров Сумма контракта утилизации отходов (2023 год) Хконтр, сум Количество студентов, чел Количество сотрудников, чел Тариф месяц (2023 год) T, сум /м3

23 9 130 000 11000 500 165 000

Годовая масса накопления ТБО на территории НИУ ТИИИМСХ:

Мтбо = Мср1 -Кот + МоР2-Кстс =311000 кг/год (1)

где: Кст - количество студентов, чел; К^ - количество сотрудников, чел; М^ - среднегодовая норма накопления отходов в ВУЗе, согласно СанПин РУз № 0297-11 «Нормы накопления твердых бытовых отходов от отдельных объектов учреждений» для одного студента Мл = 26 кг/год, на одного сотрудника М^ =50 кг/год.

В ходе инвентаризации ТБО в ВУЗе, проведенной авторами ранее [9], было выявлено, что основную часть перерабатываемой тары составляет упаковка, произведенная из полиэтилентерефталата и полиэстера (бутылки для напитков), полиэтилена высокой плотности (пластиковые бутылки, пакеты), LDPE (крышки, пищевые емкости), алюминия (банки для

напитков). Состав неорганической группы отходов показан в таблице 2. Также был дифференцирован общий объем ТБО по фракциям и категории тары с учетом средней рыночной цены.

Для получения результатов были выполнены расчеты по методике [7; 9] по определению потенциальных годовых доходов от сдачи на переработку неорганических отходов:

Б, = Мтбо • К, • (2)

где К, - доля рассматриваемого отхода в неорганической группе, %, Zi - стоимость ьго вида отходов, сум /кг

Ниже приведены расчеты дохода для каждой группы отходов.

• макулатура:

Dm^k = 311000 • 0.35 -2500=272125000 сум/год

• пластик (по категориям пластика):

пластик PET «1»)

Dpet «1» = (Мтбо •К,- ) •Кф • Z,= =(311000^ 0,22) • 0,37 • 1000 = 25315400 сум/год

где: Кф - доля в группе фракционной неорганической, %

пластик HDPE («2») + LDPE («4»)

Dhdpe _ ldpe = (Мтбо •К) •Кф • Z = =(311000 -0,22) • 0,015 • 2500 =2565750 сум/год

Суммарно по пластику:

Dnnacm = 25315400+ 2565750= 27881150 сум/год

• алюминий

Dal = (Мтбо •К) •Кф • Z = =(311000^ 0,22) • 0,073^ 5000 = 24973300 сум/год

Итого потенциальные доходы в целом (сум)

Dpd = 272125000+27881150 + 24973300 = =324979450 сум/год

Результаты расчетов сведены в таблицу 2.

Таблица 2.

Сводные данные потенциальных доходов от реализации ТБО по фракциям и категории тары

Наименование Доля в неорганической группе, К, %* Доля, % в группе фракционной неорганической Кф, % Масса каждой доли неорганической группы, P, кг Цена вторсырья Z, сум /кг Годовой доход D, млн. сум.

Макулатура 35% - 108850 2500 272,125

Тара: 22% 68420

PET (1) 37,3 25520.66 1000 25,315

Пластик HDPE + LDPE (2,4) 1,5 1026.3 2500 2,566

Алюминий 7,3 4994.66 5000 24,97

Неперерабатываемый остаток 53.9 - -

Прочее 43% 133730 -

Итого 100% - 311000 324,98

Однако полученный расчетный доход возможен только при самом оптимистичном сценарии реализации всех фракций. Согласно данным мировой практики фактически реализуется только около 6 % ТБО от общего объема их накопления. В соответствии с этим можно установить, что реальная масса передаваемого на утилизацию вторичного сырья различных видов может составлять в НИУ ТИИИМСХ:

Мтбо6%= М ТБО • 6 % = 311000 • 0,06 = 18660 кг/год (18.66 т/год) (3)

Потенциальные доходы с учетом этого количества будут выглядеть следующим образом:

• Dмак6%=18660• 0,35 -2500 = 16327500 сум

• DPET, «1» б%=18660- 0,22 • 0,373 -1000 = 1531239.6 сум

• DнDPE («2») и LDPE («4») 6% = 18660 -0,22 • 0,015 • 2500 = 153945 сум.

• DALU6% = 18660 -0,22 • 0,073 • 5000 = 1498398 сум

Совокупные доходы от реализации 6 % наиболее востребованных фракций ТБО составляют 18 162 522.6 сум (таблица 3)

Таблица 3.

Оценка доходности реализации фракций ТБО в соответствии с предполагаемыми мероприятиями

Статьи реализации вторсырья Масса, кг/год Доходы, сум/год

Реализация макулатуры 6531 16327500

Реализация пластика «1», 1531,23 1531239.6

Реализация пластика «2», «4» 61578 153945

Алюминий 299.67 1498398

ИТОГО от реализации 69939.9 19511082.6

Услуга вывоза ТБО (расход) - 9130000

ИТОГО - 10381082

Исходя из полученных данных, ВУЗ может получить годовой доход при 100 %-ой реализации в размере 324,98 млн сум, при 6 %-ой реализации 10,38 млн сум. Получение дохода возможно при качественной сортировке ТБО, повсеместном внедрении системы раздельного сбора ТБО, а также при условии окупаемости годовых затрат по исполнению контракта со стороны городского оператора.

Однако для оценки возможной выгоды в контексте формирующейся в стране экономики замкнутого цикла важно понимать общий потенциально возможный доход от обращения с ТБО и стремиться к его достижению.

В составе НИУ ТИИИМСХ можно выделить 9 основных корпусов, которые занимают соответствующие структурные подразделения (таблица 4). Так как многие университеты имеют одинаковое строение (длинные коридоры), нами рассматривался вариант

установки контейнеров для раздельного сбора отходов с двух сторон коридора, для предоставления возможности студентам и преподавательскому составу утилизировать отходы по пути следования на занятия. Таким образом, для осуществления раздельного сбора ТБО с одновременной инвентаризацией морфологического состава необходимо наличие как минимум 270 контейнера для раздельного сбора ТБО. Их могут предоставить утилизирующие компании в закрепленные договором сроки (как вариант 1 месяц, например, в счет бесплатного получения фракций ТБО и корпусов вуза). В случае непредставления их контрагентами возможен вариант приобретения контейнеров. Совокупные затраты на их приобретение составят количество 247 ед. - 18 055 700 сум. В дальнейших расчетах учтен вариант приобретения контейнеров.

Таблица 4.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Распределение контейнеров по корпусам ВУЗа (в каждое «крыло» корпусов)

Корпус Этажность Этаж*2

Ректорат 2 4

Лекционный зал 2 4

Б учебных корпус 3 6

Г учебных корпус 6 12

В учебных корпус 6 12

5 учебный корпус 4 8

Административные здания 9 18

IT-park 4 8

Студенческие общежитие 9 18

ИТОГО контейнеров 90 х 3

Ранее приобретенные мусорные контейнера 23

Цена одного контейнера 73100

Сумма с учетом ранее приобретенных контейнеров 18 055 700

Помимо приобретения контейнеров для корпусов вуза необходима покупка уличных контейнеров (минимум на 3 вида ТБО: пластик, бумага, прочее).

Зная массу перерабатываемых отходов в доле неорганической группы, которая составляет 140186.36 кг/год или примерно 637.21 м3/год (что соответствует 1.746 м3/сут), определим количество уличных контейнеров:

Состав

Ы= 1.25РТ/Е =1.251.7464/1.2=7.27 ~ 8 ед. (4)

где: 1.25 - коэффициент неравномерности накопления отходов; Р - общий суточный объем накопления перерабатываемых отходов, м3/сут; T - периодичность вывоза, сут; Е - объем емкости, м3.

Результаты расчета капитальных затрат показаны в таблице 5.

Таблица 5.

ых затрат

Состав капитальных затрат Затраты в сум. Примечания

Контейнеры внутренние 18 055 700

Контейнеры уличные (3 вида ТБО) 14 300 160 (цена 1 контейнера 1787520)

ИТОГО затрат 32 355 860

На основании этих данных и произведенной оценки потенциальной доходности реализации всех фракций ТБО вычислим прибыль (Рг) от реализации мероприятий в сфере совершенствования обращения с ТБО в вузе составит:

Рг = ТЕ- ТС = 324 979 450 - 32 355 860 = =292 623 590 сум (5)

где: TR - общий годовой доход, сум; ТС - общие годовые затраты, сум

Поскольку ВУЗ является некоммерческой ориентированной организацией, то налогообложению настоящая сумма не подлежит и может быть использована для деятельности организации.

Рентабельность предлагаемых мероприятий:

Р = Рг /Ш • 100=292 623 590/324 979 450 • 100= 90%

(6)

4. Выводы

Таким образом, в ходе проведенных расчетов удалось установить прибыль от реализации, составившую в размере 292 623 590 сум, рентабельность проекта в 90 %. Проект является целесообразным для реализации. Выполненный пример расчета может быть адаптирован для применения в любом другом вузе или школе страны.

Для вуза внедрение «зеленых» практик — это возможность [4; 6; 8]: улучшить свой имидж, снизить хозяйственные расходы и свой экологический след, участвовать в грантовых конкурсах, поднять позиции в международных рейтингах «зеленых» вузов, развивать студенческие эко клубы и другие формы общественных объединений, стать центром развития экологической культуры в своем регионе, вносить вклад реализацию Целей устойчивого развития ООН.

Список литературы:

1. Беляева Л., Захарова Н. Как внедрить раздельный сбор отходов в вузе. Пошаговая инструкция для студентов и сотрудников вуза. — М., 2020 — 60 с.

2. Гительман Л.Д. Менеджеры, действующие на опережение: университеты и новая индустрия. - Москва: Экономика, 2018. - 528 с.

3. Захарова Н. Новая реальность. Успешные экологические практики в российских вузах и руководство к действию. — М., 2020. — 150 с.

4. Как сделать вуз «зеленым»? Сборник рекомендаций и успешных кейсов по внедрению экологических практик в российских вузах. - Москва, 2020. - 104 с.

5. Раздельный сбор отходов в ИХТИ УГНТУ. Профком студентов ИХТИ УГНТУ. 2022 [Электронный ресурс]. -Режим доступа: Раздельный сбор отходов в ихти угнту'^.. | Профком студентов ИХТИ УГНТУ | ВКонтакте (vk.com) (дата обращения 11.03.2024).

6. Хьюге Дж., Мак-Лин К., Варгас Л. Созревание устойчивого развития на инженерных факультетах - от возникающей проблемы к стратегии? // Журнал чистого производства. - № 3 (34). - 2018. - C. 172.

7. Чащин М.Р. Совершенствование организационно-экономических инструментов управления системой обращения с ТКО в высшем учебном заведении (на примере Уральского федерального университета имени Первого Президента России Б.Н. Ельцина) : дисс....магистр. - Екатеринбург: Институт Экономики и управления, 2021. - 98 с.

8. Danieli Braun Vargas and Lucila Maria de Souza Campos. Waste Management in Higher Education Institutions: A State-of-the-art Overview // Proceedings of the 5th NA International Conference on Industrial Engineering and Operations Management Detroit, Michigan, USA, August 10 - 14, 2020.

9. Hari Bhakta Sharma, Kumar Raja Vanapalli, Biswajit Samal, V.R. Sankar Cheela, Brajesh K. Dubey, Jayanta Bhattacharya. Circular economy approach in solid waste management system to achieve UN-SDGs: Solutions for post-COVID recovery // Science of the Total Environment 800. - 2021. - 149605.

10. Shipilova K.B., Turakulova M.R. Ta'lim muassasalarida maishiy chiqindilarning marfologik tarkibini baholash va boshqarish choralarini ishlab chiqish. - М : Toshkent, 2023. - 64 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.