Научная статья на тему 'Внедрение рационального питания в общую терапевтическую практику как способ коррекции метаболически нездорового ожирения'

Внедрение рационального питания в общую терапевтическую практику как способ коррекции метаболически нездорового ожирения Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
98
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вопросы питания
Scopus
ВАК
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Елиашевич С. О., Драпкина О. М., Шойбонов Б. Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Внедрение рационального питания в общую терапевтическую практику как способ коррекции метаболически нездорового ожирения»

Конкурс молодых ученых

оценку уровней контаминации пищевой продукции ПАУ. Сравнительный анализ уровней загрязнения с учетом ТЭ-БП, МЭ-БП и БП свидетельствует о том, что содержание БП как индивидуального вещества было меньше по сравнению с вышеуказанными показателями на основе ТЭ-БП, МЭ-БП на 54,5-84,28% во всех исследованных группах пищевой продукции. Средние значения (медианы) БП в пересчете на ТЭ-БП были больше, чем на основе МЭ-БП, в 1,2 раза вследствие различий в значениях канцерогенной и мутагенной активности у изучаемых веществ и абсолютных значений уровней контаминации отдельными ПАУ.

Заключение. Полученные данные подтверждают необходимость учета интегрального уровня контаминации при алиментарной экспозиции ПАУ. Учитывая высокую гигиеническую значимость ПАУ, обладающих канцерогенными свойствами, необходимы проведение оценки риска здоровью, ассоциированного с наличием указанных соединений в пищевой продукции, и разработка мер по снижению их уровня в рационе.

Елиашевич С.О., Драпкина О.М., Шойбонов Б.Б.

ВНЕДРЕНИЕ РАЦИОНАЛЬНОГО ПИТАНИЯ В ОБЩУЮ ТЕРАПЕВТИЧЕСКУЮ ПРАКТИКУ КАК СПОСОБ КОРРЕКЦИИ МЕТАБОЛИЧЕСКИ НЕЗДОРОВОГО ОЖИРЕНИЯ

ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр профилактической медицины» Минздрава России, Москва

Актуальность. На сегодняшний день проблема снижения распространенности ожирения и ассоциированных с ним сердечно-сосудистых заболеваний (ССЗ) и СД 2 типа стоит очень остро. Однако, несмотря на общие патогенетические пути развития алиментарно-зависимых заболеваний, коррекция системы питания так и не находит своей ниши в комплексном лечении пациентов в общей терапевтической практике. При таком подходе главное внимание уделяется лекарственной терапии, что нередко осложняется полипрагмазией у полиморбидных пациентов, когда уже трудно оценивать и прогнозировать межлекарственные взаимодействия. Между тем коррекция массы тела является краеугольной целью в лечении этой группы пациентов, наряду с достижением целевых значений уровней артериального давления, холестерина липопротеинов низкой плотности (ХС ЛПНП), глюкозы.

Цель исследования - определить влияние приверженности рациональному питанию на показатели метаболического профиля (гликемии, урикемии, липидемии) и окружности талии у лиц с абдоминальным ожирением.

Материал и методы. Первичному скринингу подверглись 100 пациентов, обратившихся за амбулаторной терапевтической помощью в ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр профилактической медицины» Минздрава России. Последовательное включение пациентов в исследование осуществлялось с июня по август 2017 г. Из них 62 были включены в исследование в соответствии с критериями включения/исключения. К критериям включения относили возраст от 30 до 40 лет, абдоминальное ожирение в сочетании с выявленным низким риском по дополнительной шкале SCORE (<1%). Генерализованное ожирение диагностировали в соответствии с рекомендациями ВОЗ (2003 г.) по критерию индекса массы тела (ИМТ). Абдоминальное ожирение выявляли в соответствии с критериями IDF 2012 г. Всем пациентам было проведено полное клиническое обследование с определением липидного профиля, гликемии натощак.

Коррекция системы питания включала несколько направлений: 1) 5-разовый прием пищи (3 основных приема пищи, 2 промежуточных); 2) достаточная квота белка с высокой биологической ценностью из расчета 1 г/кг массы тела; 3) 400 г овощей и 400 г фруктов в день; 4) ужин строго за 4 ч до сна; 5) исключение из рациона переработанных мясных продуктов и газированных напитков. Акцент на подсчете энергетической ценности продуктов питания не делался, величина физической активности не изменялась. Эффективность диетологического вмешательства оценивалась через 4 мес по динамике показателей состава тела и метаболического профиля. Состав тела оценивали с использованием биоимпедансного анализатора (МЕДАСС). Мониторирование и поддержку пациентов проводили дистанционно 1 раз в неделю - оценивали динамику массы тела за прошедшую неделю, самочувствие и какие-либо трудности в соблюдении диетологического режима.

Результаты. В анализ были включены данные 62 пациентов [средний возраст 43 (3,5) года; индекс массы тела (ИМТ) 31 (4,5) кг/м2; 53% составили женщины]. Избыточная масса тела выявлена у 30 (48%) пациентов, ожирение - у 32 (52%). Гиперлипидемия диагностирована у 43 (69%) пациентов, гипергликемия у 10 (16%), гиперурике-мия - у 29 (47%). Через 4 мес путем коррекции системы питания регистрировалось статистически значимое снижение показателей массы тела в среднем на 7 кг: 91,8 (SD 14) кг и 86 (10) кг исходно и после вмешательства, соответственно (р<0,05); снижение жировой массы тела в среднем на 5 кг: 32,8 (8) кг и 28 (5) кг соответственно (р<0,05); увеличение скелетно-мышечной массы: 28 (6,7) кг и 30 (6) кг, соответственно (р<0,05); снижение уровня общей жидкости: 43,4 (8) кг и 40 (5) кг (р<0,05); уменьшение окружности талии с 91,5 (7) до 87 (5) см у женщин (р<0,05) и с 103,8 (9) до 94 (8) см у мужчин (р<0,05). Наблюдалась положительная тенденция к нормализации показателей углеводного обмена и обмена липидов. Так, средние значения уровня гликемии до и после вмешательства составили 5,4 (0,5) и 5,2 (0,2) ммоль/л (р<0.05); общий холестерин (ОХ) 5,7 (1) и 5 (0,5) ммоль/л (р<0,05); ХС ЛПВП 1,35 (0,3) и 1,4 (0,3) ммоль/л (р<0,05); ХС ЛПНП 3,7 (0,9) и 3 (0,5) ммоль/л (р<0,05); ТГ 1,5 (0,9 - 1,8) и 1,2 (0,9-1,5) ммоль/л (р<0,05). Также наблюдалось снижение уровня мочевой кислоты в отсутствие специальных диетологических рекомендаций для лечения гиперурикемии - 6 (1,2) ммоль/л исходно и 4 (1) ммоль/л после вмешательства (р<0,05). Важно, что даже при незначительной динамике в снижении массы тела наблюдалось значительное улучшение исследуемых биохимических показателей.

Часть I. Нутрициология и диетология

Обсуждение. Полученные данные свидетельствуют о необходимости внедрения принципов рационального питания в повседневную жизнь пациентов с целью уменьшения кардиометаболического риска и улучшения прогноза в плане развития ССЗ и СД 2 типа. Даже кратковременная приверженность рекомендованному рациону в течение 4 мес эффективно воздействовала на все маркеры метаболического профиля.

Заключение. Коррекция системы питания является надежным политаргетным инструментом в комплексной терапии ожирения и сердечно-сосудистых заболеваний.

Иванова А.Ю.1, 2, Рысенкова Е.Ю.2, Афанасьев М.А.2, Постнов А.Ю.2, Медведев О.С.1, 2

ВЛИЯНИЕ ДИЕТ С ВЫСОКИМ СОДЕРЖАНИЕМ ЖИРА ИЛИ УГЛЕВОДОВ НА МАССУ, ЛИПИДНЫЙ ПРОФИЛЬ И СТЕПЕНЬ ЖИРОВОЙ ДИСТРОФИИ ПЕЧЕНИ У КРЫС ЛИНИЙ SHR И WKY

1 ФГБОУ ВО «Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова», факультет фундаментальной медицины

2 Институт экспериментальной кардиологии ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр кардиологии» Минздрава России, Москва

Актуальность. В последнее время большое внимание уделяется правильному питанию - снижению потребления насыщенных жиров и нормированному потреблению частично гидрогенизированных растительных масел, содержащих трансизомеры жирных кислот (ТЖК). Дислипидемии, возникающие на фоне преобладания насыщенных жирных кислот и ТЖК в рационе, являются одними из факторов риска развития сердечно-сосудистых заболеваний.

Цель - изучение эффектов 6-недельного использования диет с высоким содержанием жиров или быстроусво-яемых углеводов на липидный профиль, массу тела, степень жировой дистрофии печени на экспериментальной модели артериальной гипертензии крыс.

Материал и методы. Исследование проводили на 42 самцах-крысах линии SHR-и 42 самцах крысах Wistar-Kyoto (WKY). Крысы каждой линии случайным образом были разделены на 5 групп. Контрольная группа получала полнорационный корм для лабораторных животных «ЧАРА» с калорийностью 270 ккал/100 г. В 4 группах крысы получали корм с повышенной на 11% калорийностью (300 ккал/100 г) за счет эквикалорийных добавок одного из жиров -молочного жира, пальмового масла, масла с высоким содержанием трансизомеров жирных кислот или сахарозы. В начале и в конце эксперимента у крыс забирали порцию венозной крови обьемом 1,5-2 мл для последующего определения липидного профиля (общий холестерин, ЛПНП, ЛПВП, триглицериды) на биохимическом анализаторе Architect c8000, Abbott (США). Массу животных определяли до и после эксперимента. Эвтаназировали животных углекислым газом. Фиксацию тканей печени производили в 10% растворе нейтрального формалина, заливали в парафин, срезы окрашивали гематоксилин-эозином.

Статистический анализ полученных данных проводили с помощью программного пакета Statistica 6,0. Сравнение значений исследуемых показателей между различными группами проводили с использованием непараметрического рангового однофакторного критерия Краскела-Уоллиса. Различия считали значимыми при p <0,05.

Результаты. Анализ экспериментальных данных выявил различия в метаболизме крыс SHR и WKY при употреблении диет с высоким содержанием различных жиров или углеводов. Фоновые уровни общего холестерина выше в крови крыс WKY по сравнению с крысами SHR, тогда как уровень триглицеридов ниже. Уровень общего холестерина в крови группе крыс WKY с трансжирами и группе крыс SHR со сливочным маслом повысился одинаково (в 1,25-1,3 раза). Достоверный рост триглицеридов в крови наблюдался в группе WKY со сливочным маслом. Прирост ЛПВП с достоверностью p<0,01 был в группе крыс WKY пальмовым маслом. Масса крыс WKY достоверно снизилась в группе с применением трансжиров.

Обсуждение. В исследовании изучали эффекты жиров с различным содержанием насыщенных, мононенасыщенных и полиненасыщенных жирных кислот. Несмотря на преобладание пальмитиновой кислоты в пальмовом масле, известно, что в отбеленном дезодорированном пальмовом масле ее содержание в позиции sn-2 составляет всего лишь 2,6% (Kritchevski D., 2002). Возможно, по этой причине происходит рост ЛПВП в группе крыс WKY с пальмовым маслом. Снижение массы в группе крыс WKY с трансжирами обусловлено нарушением пищеварения и диареей, возникающей на фоне приема повышенного содержания ТЖК.

Заключение. Выявлены различия в реакции крыс SHR и WKY (изменения массы, липидного профиля и др.) на 6-недельное применение диет с повышенным содержанием различных жиров или углеводов.

Кудряшова Т.И., Минасян Л.М., Акайзина А.Э.

ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДОВ РАСЧЕТА КАЛОРИЙНОСТИ ПИТАНИЯ ДЛЯ ОЦЕНКИ РАЦИОНОВ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

ФГБОУ ВО «Ивановская государственная медицинская академия» Минздрава России

Актуальность. Адекватная калорийность питания - залог здоровья организма. Если человек потребляет меньше калорий, чем необходимо, у него не окажется достаточной энергии для того, чтобы полноценно двигаться, работать, учиться. Организму придется искать дополнительные способы получения энергии и замедлять обмен веществ, что

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.