Научная статья на тему 'Внедрение программных продуктов и технологий на основе свободных лицензий в профессиональное образование'

Внедрение программных продуктов и технологий на основе свободных лицензий в профессиональное образование Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
140
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СВОБОДНОЕ ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дочкин С. А.

В статье рассматриваются особенности внедрения свободного программного обеспечения (СПО) в систему профессионального образования региона, связанные с этим трудности и результаты проведенных исследований. Вопросы рассматриваются в аспекте использования СПО в образовательных организациях среднего и высшего профессионального образования, как основных элементов системы образования, решающих задачи подготовки кадров для экономики региона. Отмечается, что особую роль в этом должны сыграть образовательные организации дополнительного профессионального образования, решающие задачи повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Внедрение программных продуктов и технологий на основе свободных лицензий в профессиональное образование»

исследовательской деятельности учащихся с использованием сетевых коммуникационных технологий.

Список литературы:

1. Боголюбов В.И. Инновационные технологии в педагогике / В.И. Боголюбов // Школьные технологии. - 2005. - № 1. - С. 39-58.

2. Налиткина О.В. Компетентностный подход как основа новой парадигмы образования // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. - 2009. - № 94. -С. 170-174.

3. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. - Ростов-н/Д.: РГПУ 2000. - 352 с.

4. Bedny G.Z., Karwowsky W. A systemic-structural theory of activity: Applications to human performance and work design. - USA: Boca Raton, FL, CRC Press, Taylor&Francis Group, 2007. - 526 p.

5. Ильина Т.А. Системно--структурный подход к организации обучения / Т.А. Ильина. - М.: Знание, 1972. - Вып. 1. - 72 с.

ВНЕДРЕНИЕ ПРОГРАММНЫХ ПРОДУКТОВ И ТЕХНОЛОГИЙ НА ОСНОВЕ СВОБОДНЫХ ЛИЦЕНЗИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

© Дочкин С.А.*

Кузбасский государственный технический университет им. Т.Ф. Горбачева,

г. Кемерово

В статье рассматриваются особенности внедрения свободного программного обеспечения (СПО) в систему профессионального образования региона, связанные с этим трудности и результаты проведенных исследований. Вопросы рассматриваются в аспекте использования СПО в образовательных организациях среднего и высшего профессионального образования, как основных элементов системы образования, решающих задачи подготовки кадров для экономики региона. Отмечается, что особую роль в этом должны сыграть образовательные организации дополнительного профессионального образования, решающие задачи повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогов.

Ключевые слова профессиональное образование, свободное программное обеспечение, повышение квалификации, дополнительное профессиональное образование.

* Начальник экспертно-аналитического отдела Института дополнительного профессионального образования КузГТУ, доктор педагогических наук, доцент, член-корреспондент Академии педагогических и социальных наук.

В настоящее время, несмотря на высокие темпы развития информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), проблема отставания России по показателям, характеризующим состояние информационного общества и степень информатизации остается нерешенной. Одна из причин такого отставания - недостаточное внимание к российским разработкам в области ИКТ, в том числе ориентированным на свободное программное обеспечение. Не следует забывать, что согласно Плана реализации Стратегии развития информационного общества в РФ, уже к концу 2010 года 25 % общеобразовательных учреждений каждого региона РФ должны были использовать свободное программное обеспечение (СПО) не менее, чем на 50 % имеющихся компьютерах. Причем предварительный анализ показал, что к началу 2014 года данный показатель еще не достигнут. Вторая причина - все еще недостаточно высокий уровень подготовки российских пользователей (и работников образования в том числе) в области ИКТ, который в настоящее время сводится к уровню пользования конкретным продуктом: Windows, программы из MS Office, и практически все [1].

Один из возможных вариантов изменения ситуации - освоение и широкое использование программных продуктов, в том числе и отечественных, в основе которых СПО. К решению проблемы следует приступать с учреждений образования, обучая как преподавателей, так и самих обучающихся. И значимость работы учреждений ДПО в этом направлении достаточно велика. Применительно к профессиональному образованию (ПО) вообще, и формирования ИКТ-компетентности педагогов в области СПО в частности следует отметить следующее.

Основная задача модернизации профессиональной школы - преодоление замкнутости и обеспечения открытости ее внешним воздействиям, и одно из важнейших направлений реализации этой задачи - формирование и развитие региональной информационной образовательной среды. Однако, обучение учащихся в образовательных организациях (ОО) профессионального образования (вузах, техникумах, колледжах) информатике, формирование их ИКТ-компетентности на основе коммерческих программ (обычно иностранных) ограничивает возможности взаимодействия, интеграции и открытости. А также связано с большими финансовыми затратами. В настоящее время только около 10 % образовательных организаций среднего и высшего профессионального образования пользуются операционными системами на основе GNU / Linux.

В свою очередь подключение к Интернету открывает возможность получения свободно распространяемых программ и их использования, оставаясь в правовом поле, выбора того перечня программ которые максимально соответствуют имеющемуся оборудованию и потребностям. Но это если коллектив педагогов и руководителей готовы к такой деятельности. Но ОО ПО крайне редко используют свободное программное обеспечение в своей

деятельности, хотя имеют огромную потребность из-за ограничений в финансировании, и в первую очередь, по причине отсутствия педагогов, способных использовать новые продукты.

К примеру, в настоящее время за счет принятых мер усилиями в Кемеровской области (целенаправленная подготовка, дистанционное обучение, разработка электронных изданий учебного назначения) удалось существенно повысить уровень ИКТ-компетентности ППР в области коммерческих продуктов (ОС Windows, пакеты MS Offise, Adobe, AutoDesk, MathWorks, Corel, ABBYY и др.). В среднем 75-80 % преподавателей ОУ ПО активно используют средства ИКТ и программные продукты в своей профессиональной деятельности. Однако СПО используют не более 10 % педагогических работников [1].

Соответственно в настоящее время наиболее актуальной становится проблема подготовки (переподготовки) педагогов к деятельности в новой среде. Значимость проблемы подтверждает и то, что использование преимущественно несвободного программного обеспечения препятствует сохранению культуры многонационального народа РФ, как правило, не даёт возможность локализовать интерфейсы пользователей. В дальнейшем разработка отечественных программных продуктов именно на основе СПО способна обеспечивать информационную безопасность и технологическую независимость. Причем это не следует воспринимать как что-то нереальное, которое не касается региональной системы профессионального образования. И в наших вузах готовят IT-специалистов, которые должны быть готовы к решению в будущем данных задач. Однако большинству руководителей и сейчас проще изыскать средства на закупку лицензий и пользоваться иностранными льготными условиями на их приобретение, и обучение выпускников именно этим программам, чем системно и продуманно решать вопросы расширения кругозора и мировоззрения будущих рабочих специалистов за счет иных подходов и программных продуктов.

Необходимость решения данной проблемы была подтверждена на федеральном уровне соответствующим постановлением Правительства РФ № 2299 от 17.12.2010 года по переходу федеральных органов исполнительной власти и федеральных бюджетных учреждений на использование свободного программного обеспечения к 2015 году [3].

План предусматривает формирование пакета базового свободного программного обеспечения для решения типовых задач деятельности федеральных органов исполнительной власти и внедрение его в госорганах и подведомственных бюджетных учреждениях, ежеквартальное обновление, создание единого репозитория СПО, пользуемого в федеральных органах власти.

Сложность решения данной задачи в регионе обусловлена следующим.

1. Необходимо признать, что вопросы использования СПО в общеобразовательных учреждениях уже проработаны по большинству направлений:

педагогическом, экономическом, психологическом, методическом, организационном, что позволяет школам и гимназиям использовать данные продукты, хотя бы в рамках преподавания информатики. Например, такие фирмы как Alt Linux, Бином достаточно серьезно и на долговременной основе осуществляют поддержку школьного образования. Но вот использование СПО в ОО ПО (причем и вузах, и в техникумах и колледжах) проработано крайне слабо. В тоже время, имеющееся отставание не критично, так как чаще всего СПО в школьной среде используется эпизодически, в рамках изучения информатики. При этом деятельность руководящего и педагогического состава вновь основана на Windows-ориентированных программах. Как следствие данной ситуации - малое количество отечественных образовательных программных продуктов для использования с пакетом СПО (87 % опрошенных педагогов ОО ПО). И это не удивительно [2].

Долгое время образовательные, обучающие и тестовые программы создавались исключительно для платформы Windows с использованием несвободных компонентов. Некоторая часть данных продуктов пригодна для использования с пакетом СПО, однако в целом необходимо проведение работ по переносу накопленного контента на свободную платформу, анализ лицензионного отягощения имеющихся программ.

2. Программы повышения квалификации и переподготовки педагогов ОО ПО также ориентированы на использование Windows-ориентированных продуктов и технологий. Данные программы, как и различные организационные структуры, их продвигающие, прочно заняли место на рынке образовательных и консультационных услуг по всей территории страны. Более того, как показал опыт первых занятий в среде Linux, аудитория слушателей не активно идет по пути их освоения.

3. Отсутствует механизм, способный обеспечить внедрение СПО в ОО ПО, и методологии оценки компетенций педагогов, административных и технических работников в отношении внедрения и использования СПО.

4. Сложность заключается и в том, что СПО не означает, что оно является полностью бесплатным. Часть продуктов придется все равно приобретать. Кроме того базовый предмет «Информатика и ИКТ», входящий в состав типовой школьной программы, пока основывается на изучении, как правило, Windows-ориентированных программ. Внедряемые и рекомендуемые электронные учебно-методические комплексы (УМК), также чаще всего предполагают использование коммерческой платформы. Подобное решение напрашивается когда заходит речь и о специфических (например, бухгалтерских программ, или САПР). Значит, закупку проприентарного программно обеспечения придется все равно производить. В тоже время имеются и положительные моменты - поставляемые в ОО ПО информационные системы на основе «1С-Колледж» уже являются кроссплатформенны-ми. Уже имеется опыт установки и использования данной системы на основе GNU / Linux [2].

5. Имеются и некоторые объективные недостатки, к которым следует отнести ограниченность некоторых продуктов СПО в функциональном плане, отсутствие отдельных классов программ или их малая распространенность, отсутствие поддержки данных продуктов со стороны крупных производителей программного обеспечения.

Но на наш взгляд, в первую очередь требуется преодолеть психологический барьер и определенный консерватизм пользователей, а также не высокий уровень информационной грамотности, характерный для субъектов образовательного пространства.

Ведь вся проблема в том, что до сих пор в техникумах, колледжах и вузах учат не пользоваться компьютером, а пользоваться одной конкретной операционной системой. И оказываясь один на один с любой другой операционной системой, обучающийся, бакалавр, специалист (выпускник) понимает, что он ничего не умеет, кроме как нажимать определенную последовательность кнопок в определенном интерфейсе. Именно в этой области необходимо приложение усилий и представителей образования, и представителей органов власти - следует решить, нужны ли нам выпускники умеющие обращаться с вычислительной техникой, управлять ею, или они должны быть придатком определенного программного обеспечения, без которого они не смогут управлять компьютером (особенно если это программное обеспечение иностранного производства). И начинать необходимо с педагогов.

Итак, не смотря на то, что переход системы профессионального образования на СПО преждевременен, мероприятия обеспечения перехода следует проводить, особо активизировав направления: обеспечение доступа педагогического сообщества к объективной и полной информации о существующем СПО и возможностях его использования; тиражирование и распространение опыта по его использованию ОО ПО; разработку программных продуктов, позволяющих в среде GNU / Linux создавать электронных образовательные ресурсы (электронные пособия, тесты, обучающие модули).

Сделать предстоит еще очень много, достаточно вспомнить, сколько лет и сил ушло на то, чтобы научить преподавателей и административных работников использованию ИКТ на основе Windows-программ. Исходя из этого, возникает вопрос, как реализовать данные задачи. В ходе проведенных в Кемеровской области исследований, нами был сделан вывод, что следует основное внимание уделить программам повышения квалификации педагогов, реализуемых в образовательных организациях дополнительного профессионального образования (ДПО) и учебных центрах при вузах. В сложившейся ситуации необходимо, в первую очередь, продолжая повышение квалификации работников образования в области ИКТ, продумать и внедрить механизм информирования о существующих разработках, разработать ряд модульных методик, программ и курсов, направленных на более активное использование свободного программного обеспечения в образовательном процессе.

Если конкретизировать мероприятия, то на наш взгляд необходимо следующее.

1. В условиях недостаточного количества учебно-методической литературы по вопросам внедрения и использования СПО в воспитательно-образовательном процессе (69 % опрошенных), на базе ОО ДПО необходимо продолжить работу по подбору и разработке учебно-методических материалов, облегчающих миграцию ОО ПО на свободное программное обеспечение. Для полноценного решения данной проблемы необходимо создание новых необходимых учебных и методических материалов. Высока необходимость постоянной разработки учебно-методических материалов по использованию СПО в преподавании предметов профессионального цикла (дисциплин и профессиональных модулей), организации новой информационной среды образовательных организаций профессионального образования.

2. Следует приступить к работе по продвижению в ОО ПО апробированных решений и продуктов, основываясь на 1-2 базовых дистрибутивах, осуществляя не только их изучение и внедрение, но и всестороннюю дальнейшую поддержку. На данный момент наиболее освоенными и адаптированными для нужд профессионального образования, по данным нашего исследования, являются дистрибутивы на основе EduMandriva и AltLinux. Существующая информационная инфраструктура этих базовых дистрибутивов призвана облегчить процесс использования этих продуктов в системе ПО области. Однако необходимо расширять данный список, добавляя другие продукты - Ubuntu, Debian, Mint.

3. Необходимо систематическое обучение преподавателей образовательных организаций среднего и высшего профессионального образования, руководителей учреждений и государственных служащих использованию GNU / Linux и кроссплатформенных прикладных программ с открытым исходным кодом:

- обучение на курсах по GNU / Linux пользователей, системных администраторов и преподавателей;

- обучение профессионально-педагогических работников образовательных организаций ПО региона;

- обучение на курсах повышения квалификации сотрудников органов управления образования;

- обучение пользователей - служащих государственных и муниципальных организаций, а также широких слоев населения.

Причем следует стремиться - к достижению обязательности данных курсов и образовательных программ.

4. Требуется организация поэтапного внедрения свободного программного обеспечения и GNU / Linux в образовательные организации профессионального образования:

- открытие на базе ОО ДПО и подразделений ОО ПО лабораторий и инициативных групп, занимающихся GNU / Linux;

- написание курсовых и дипломных работ студентов ИТ-специальностей, обучающихся в вузах, техникумах, лицеях на базе GNU / Linux;

- внедрение кроссплатформенных свободных офисных приложений на базе имеющейся операционной системы Windows в ОО ПО и организациях, где это допустимо;

- внедрение GNU / Linux в качестве второй операционной системы в ОО ПО;

- использование GNU / Linux для преподавания информатики, курсов по операционным системам, офисным технологиям.

5. В целях популяризации свободного и отрытого программного обеспечения и обмен опытом педагогической деятельности в области использования GNU / Linux и СПО возможно:

- организация секции по СПО и GNU / Linux в рамках конференций, семинаров, вебинаров и других ИТ-мероприятий, проходящих в регионе;

- проведение ознакомительных мастер-классов для представителей образовательных организаций профессионального образования, государственных и коммерческих организаций.

Все предлагаемые мероприятия нацелены на реализацию опережающих тенденций в отечественном образовании. По расчетам аналитиков, доля программного обеспечения с открытым кодом в сегменте программного обеспечения для серверов в России уже к концу 2013 года составила почти 60 %. В тоже время уже в конце прошлого года семейство ОС на базе ядра Linux стало третьим по популярности (2 %) в мире на рынке настольных компьютеров.

К результатам, которые получит конкретная образовательная организация профессионального образования благодаря внедрению СПО, мы относим: экономию материальных средств, за счет снижения затрат на приобретение коммерческих продуктов и ежегодное продление лицензий на право их использования; за счет отсутствия ограничения на использование программ преподаватели получат возможность готовить обучающихся к использованию большего количества ИТ-технологий, более глубоко изучать операционные системы и программирование, тем самым выводя их на качественно новый уровень владения технологиями; что позволяет им легко адаптироваться в мире быстро меняющихся ИТ технологий; развитие творческого начала обучающихся и самостоятельности, которые часто ограничиваются отсутствием нужных программ и необходимостью дополнительных затрат на их приобретение; свободу взаимодействия с госорганами каждой ОО ПО и каждого гражданину в рамках формирования информационного общества и реализации концепции электронного правительства.

Список литературы:

1. Дочкин С.А. Информатизация дополнительного профессионального образования профессионально-педагогических кадров: организационно-

педагогический аспект: монография / С.А. Дочкин. - СПб.: Арден, 2010. -226 с.

2. Дочкин С.А. Использование офисных программ из пакета свободного программного обеспечения в профессиональном образовании: учеб. пособие / С.А. Дочкин, В.Е. Быцанова. - Кемерово: ГОУ «КРИРПО», 2012. - 184 с.

3. О плане перехода федеральных органов исполнительной власти и федеральных бюджетных учреждений на использование свободного программного обеспечения (2011-2015 годы) [Электронный ресурс]: Расп. Правительства РФ от 17 декабря 2010 г № 2299-р. - Режим доступа: www.garant.ru.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

© Кислинская М.В.*

Сызранский филиал Самарского государственного экономического университета, г. Сызрань

Статья посвящена психологическим особенностям внедрения и работы с электронно-образовательными ресурсами в образовательном пространстве вуза.

Ключевые слова электронно-образовательные ресурсы, образовательный процесс, психологические факторы.

Применение современных информационных технологий в обучении -одна из наиболее важных и устойчивых тенденций развития мирового образовательного процесса.

Процесс информатизации образования актуализирует разработку подходов к использованию потенциала информационных технологий обучения для развития личности студентов, повышения уровня креативности их мышления, формирования умений решения как учебных, так и практических задач, прогнозировать результаты принятых решений на основе моделирования изучаемых объектов, явлений, процессов. Информатизация существенно повлияла на процесс приобретения знаний. Новые технологии обучения на основе информационно-коммуникационных технологий позволяют интенсифицировать образовательный процесс, увеличить скорость восприятия, понимания и глубину усвоения огромных массивов знаний.

На фоне активного внедрения информационных технологий особую актуальность приобретает учет психологической составляющей, поскольку в процессе обучения важно помочь будущему специалисту построить свою

* Доцент кафедры Экономики и управления, кандидат экономических наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.