Научная статья на тему 'Внедрение проектов «бережливого производства» на предприятиях транспортной отрасли'

Внедрение проектов «бережливого производства» на предприятиях транспортной отрасли Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
782
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
бережливое производство / транспорт / ржд. / lean manufacturing / transport / Russian Railways.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Семенко Ирина Егоровна

Особенности деятельности в транспортной отрасли активно исследуются в науке и практике, но их перспективы в контексте внедрения Бережливого производства – достаточно сложный и трудоемкий вопрос. История изучения проблемы насчитывает всего несколько десятков лет, в результате которых не сформировалось устойчивых подходов к ее анализу со стороны российских ученых.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Семенко Ирина Егоровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Implementation of projects “lean production” in the transport industry

The Features of activity in the transport industry are actively studied in science and practice, but their prospects in the context of the introduction of Lean production is a complex and time – consuming issue. The history of the study of the problem has only a few decades, as a result of which no stable approaches to its analysis by Russian scientists have been formed.

Текст научной работы на тему «Внедрение проектов «бережливого производства» на предприятиях транспортной отрасли»

Внедрение проектов «бережливого производства» на предприятиях транспортной

отрасли

Implementation of projects "lean production" in the transport industry

Ь Л МОСКОВСКИЙ ■p ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ

DOI 10.24411/2413-046X-2019-11043 Семенко Ирина Егоровна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры экономика транспорта Уральского государственного университета путей сообщения

Semenko Irina Egorovna, candidate of pedagogical Sciences, associate Professor of the Department of transport Economics of the Ural state University of Railways

Аннотация: Особенности деятельности в транспортной отрасли активно исследуются в науке и практике, но их перспективы в контексте внедрения Бережливого производства -достаточно сложный и трудоемкий вопрос. История изучения проблемы насчитывает всего несколько десятков лет, в результате которых не сформировалось устойчивых подходов к ее анализу со стороны российских ученых.

Summary: The Features of activity in the transport industry are actively studied in science and practice, but their prospects in the context of the introduction of Lean production is a complex and time - consuming issue. The history of the study of the problem has only a few decades, as a result of which no stable approaches to its analysis by Russian scientists have been formed. Ключевые слова: бережливое производство, транспорт, ржд. Keywords: lean manufacturing, transport, Russian Railways.

Концепция бережливого производства является логическим развитием различных подходов управления, созданных в японском менеджменте. Эта система объединяет в себе большое число разнообразных инструментов и методик. Перечислить их все довольно сложно. Кроме того состав применяемых инструментов может варьироваться в зависимости от условий конкретного предприятия. Проблема Бережливого производства получила свою интерпретацию только в исследованиях развития экономики предприятия, в то время как в контексте крупных транспортных компаний, таких как ОАО «РЖД», она рассмотрена только опосредованно, в связи с анализом других проблем транспорта и логистики.

В современном мире создание системы работы компании на основании принципов экономии и рационального распределения ресурсов выступает как ключевой фактор экономической конкурентоспособности. Актуальность изучения транспортных компаний с позиции lean - технологий, поэтому, определяется целым рядом факторов:

- во-первых, транспортная система крайне важна для экономики РФ. Не обладая достаточным пониманием мотивов компаний данной отрасли, невозможно адекватно оценить возможные пути реализации стратегических интересов в транспортной сфере;

- во-вторых, исследование современного состояния транспортировки грузов, через анализ его важнейших характеристик, позволяет определить проблемные зоны в логистической системе РФ;

- в-третьих, развитие принципов «Бережливого производства» для транспортных компаний крайне актуально для повышения интенсивности экономических и внешнеторговых процессов [1].

Изучение и определение информационного обеспечения транспортной инфраструктуры требуется для построения стратегии российских компаний в долгосрочной перспективе. В отечественной и зарубежной научной литературе, есть ряд специальных работ, посвященных логистике и грузообороту, рассматривающих направления развития транспортных сетей с учетом наиболее актуальных тенденций. Вместе с тем недостаточно работ, в которых рассматривается эффективность в аспекте внедрения новых систем Бережливого производства и управления затратами времени. В большинстве работ Бережливое производство не является самостоятельным предметом исследования, а лишь рассматривается в рамках анализа транспортной инфраструктуры и транспортного сообщения [2].

В условиях государственного тарифного регулирования и ограниченности финансовых ресурсов снижение производственных издержек и рост эффективности деятельности ОАО «РЖД» являются базовыми условиями долгосрочного устойчивого развития ОАО «РЖД». Реализация Программы мероприятий по снижению издержек в ОАО «РЖД» происходит за счет оптимизации бизнес - и технологических процессов на основе их совершенствования, выявления резервов и снижения непроизводительных или неэффективных расходов ресурсов [3].

Технологии «бережливого производства» в Свердловской Дирекции тяги внедряются с целью оптимизации и сокращения издержек в производственных процессах. Например, большая статья расходов структурных предприятий - «затраты на оплату труда» и «отчисления на социальные нужды» (доля расходов от 50 до 82%), поэтому для Дирекции тяги актуальны вопросы достижения большего результата с меньшими затратами трудовых ресурсов, а это одна из основных выгод «бережливого производства». На втором месте стоят «материальные затраты», поэтому вопросы ресурсосбережения за счет внедрения энергоэффективных /энергосберегающих технологий также актуальны.

В Свердловской Дирекции тяги сформирована регулярная отчетность «план-факт» по исполнению мероприятий Программы снижения производственных издержек, обеспечивающих доходность результатов деятельности и повышение экономической эффективности работы Дирекции.

Программа снижения издержек в Дирекции объединяет в себе комплекс мероприятий отдельных программ, в результате реализации которых происходит снижение производственных затрат, одной из них является Программа проектов «Бережливое производство в ОАО «РЖД».

Работа по проекту «Бережливое производство» в Свердловской Дирекции тяги была инициирована еще в 2012 г., причем на тот период к реализации был запланирован всего 1

проект. Экономический эффект от внедрения мероприятий составил 0,13 млн руб. В 2013 г., в соответствии с распоряжением ОАО «РЖД» от 18.02.2013 № 438р для реализации проектов Программы ресурсосбережения в рамках ОАО «РЖД», по Свердловской Дирекции тяги были выбраны уже 2 проекта по «Бережливому производству» с экономическим эффектом в 1,1 млн руб. С 2014 г. по 2015 года в соответствии с требованиями распоряжения ОАО «РЖД» от 29 апреля 2015 г. № 1119р «О расширении полигона внедрения Программы проектов «Бережливое производство в ОАО «РЖД» в 2015 г.» и «Планом мероприятий по оптимизации технологических процессов и совершенствованию организации труда в рамках реализации проекта «Бережливое производство» в региональных дирекциях тяги на 2015 г.», было предложено уже 13 проектов. Подтвержденный экономический эффект составил 0,78 млн. руб.

Значительный экономический эффект в 2014 г. был получен от проекта удлинения плеч обслуживания в грузовом движении в ТЧЭ-5 Свердловск-Сортировочный. Сам проект был отмечен в финале дорожного Конкурса «Лучшее подразделение в Программе проектов «Бережливое производство».

В 2016 и 2017 годах было реализовано участие в проектах «Бережливое производство» инженерного персонала эксплуатационных локомотивных депо Свердловской ДТ и включало 17 предложений от 13 депо. Расчетный экономический эффект составил 7,59 млн. руб. Графически анализ развития проектов «Бережливое производство» в Свердловской дирекции тяги за период с 2012-2017 гг. представлен на рисунках 1 и 2.

17 17

13

— — ш

у/

9 9 1119 Р 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. Количество предложенных про ехтов

Рисунок 1 — Количество предложенных проектов по Бережливому производству за. период 2012-2017 гг. в Свердловской ДТ

11=003

2012 г. 20 13 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. ■ Экономический эффект

Рисунок 2 — Экономический эффект от мероприятий в рамках проекта «Бережливое производство» за период 2012-2017 гг. в Свердловской

Дирекции тяги

Одним из ключевых показателей реализации проектов «Бережливое производство» является экономический эффект, который составил в 2017 г. - 7,59 млн. руб.

В 2018 году реализация проектов «Бережливое производство» в Дирекции тяги активно продолжалась. Главным инженерам дирекций, служб и центров, в том числе Свердловской Дирекции тяги, определена цель - рассмотреть и принять к исполнению «Основные задачи Свердловской железной дороги по «бережливому производству» на 2018 г.» (таблица 1).

Таблица 1 - Задачи Свердловской железной дороги по бережливому _производству на 2018 г._

Задача Целевое значение

1 2

Реализация Программы про ИСТОЕ Реализация не менее 430 проектов. (Заместителям главного TiTTï-iTTipn -горптт! ГПЛИ1Ч1Г TiTTï-iTTipoir 4-rnrjrn V JPÇHHHH выорагь для курироьенпя по одному пр о екзу бережливого производства).

Выполнить задание по получению экономич ескот о эффекта от реализации про ИСТОЕ Согласование проектов и расчетов экономнче;пп "ффектов проектнь^т офисом лирекшш до 1 февраля 201 Вт.

Получениереального экономического эффекта от проектов не менее 40 млн. руалеи.

Ооуч ение о ер е^ишому пр оизволству Обучение в Корпораисгном университете. дистанционное обучении. проведение семинаров. техническая учеаа по а ер ежливому пр оизводству.

Доведение проектов до логического конца ^изменение технологии) Не менее 300 гехиол огнчесыо; процессов.

Равномерная реализация пр о етдов е геч ение г о да Не менее 5С% проектов в первом полугодии

Тлср а:=шроганпе про истое Не менее 2 проекта!- н= предприятие (310 проектов)

Реализация млгл ъсп ф^-тныш и нал ьньск проектов Согласование экономического еффекта с лтсреип^лт. по которым будет форшсровагься зкоиошн бюджетов.

Реализовать не менее 20 проектов.

Расширение полигоне о ер оливою производства Обеспечить участие не менее 1 ВО подразделении е конкур« «Лучшее подразделение в Программе проектов <кБережливоепроизводство в ОАОосРЖД».

Контроль за реализацией Програлгмы в структурных подраздел ениях Проведение аудтпоЕ по бережливому производству на предприятиях спепиалис талш дирекций и службы технической политики не менее 2-х струкгурньск подразделении е месяп.

Мотивация рабочих групп Своевременное оформление документов в соответствии с положением «Оо организации дополнительного премирования paSoimcKOE филиалов ОАО «РЗЖД» за результаты реализации проектов бережливого производства». ^"гвержленного распоряжением ОАО -исРСЖД» №1401.

Данные задачи поставлены для дальнейшего развития «бережливого производства» на основе его принципов на полигоне Свердловской железной дороги.

Таким образом, проанализировав мероприятия, которые были реализованы в рамках проекта «Бережливое производство» за рассматриваемый период можно сделать вывод, что основной экономический эффект был получен благодаря сокращению топливно-энергетических ресурсов, уменьшению подготовительно-заключительного и накладного времени локомотивных бригад, оптимизации использования бюджета времени локомотивов.

Список литературы

1. Вэйдер М. Инструменты бережливого производства: Мини-руководство по внедрению методик бережливого производства / Майкл Вэйдер. - Пер. с англ. - М. : Альпина Бизнес Букс, 2005. - 125 с.

2. Фейгенсон Н. Б. Бережливое производство и системы менеджмента качества: серия докладов (зеленых книг) в рамках проекта «Промышленный и технологический форсайт Российской Федерации» / Н.Б. Фейгенсон, И.С. Мацкевич, М.С. Липецкая // Фонд «Центр стратегических разработок «Северо-Запад». - СПб., 2012. - Вып. 1 - 71с.

3. Фролова Л. В. Формирование бизнес-модели предприятия / Л. В. Фролова, Е. С. Кравченко - К. : Центр учебной литературы, 2012. - 384 с.

Literature

1. Vader M. the Tools of lean production: a Mini-manual on the implementation of lean production / Michael Vader. - Per. with English. - M.: Alpina Business Books, 2005. - 125 p.

2. Feigenson, N. B. Lean manufacturing and quality management system: a series of reports (green books) in the framework of the project "Industrial and technological foresight of the Russian Federation" / N.B. Feigenson, J. S. Mackiewicz, M. S., Lipetsk // the Foundation "Center for strategic research "North-West". - SPb., 2012. - Vol. 1-71s.

3. Frolova L. V. Formation of business model of the enterprise / L. V. Frolova, E. S. Kravchenko-K.: center of educational literature, 2012. - 384 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.