Научная статья на тему 'ВНЕДРЕНИЕ ПРИНЦИПОВ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ И СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В СТРАТЕГИИ УПРАВЛЕНИЯ КОМПАНИЯМИ: ОПЫТ И ПЕРСПЕКТИВЫ'

ВНЕДРЕНИЕ ПРИНЦИПОВ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ И СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В СТРАТЕГИИ УПРАВЛЕНИЯ КОМПАНИЯМИ: ОПЫТ И ПЕРСПЕКТИВЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
компания / устойчивое развитие / социальная ответственность / принципы / внедрение / рост / общество / стратегия / управление / company / sustainable development / social responsibility / principles / implementation / growth / society / strategy / management

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Измайлов Максим Кириллович

Статья посвящена достаточно актуальной теме исследования, так как в текущих экономических условиях неотъемлемой частью бизнеса хозяйствующих субъектов является организация их устойчивого развития посредством внедрения принципов, направленных на данный процесс и на развитие их социальной ответственности на стратегическом уровне. На сегодня все большее число компаний стремятся балансировать свое устойчивое развитие на принципах c экологической и социальной ответственностью. Внедрение принципов устойчивого развития и социальной ответственности в стратегии управления компаниями выставляет требования к наличию глубоких знаний теоретического и практического характера. Автором статьи сформированы основные принципы устойчивого развития и социальной ответственности компаний и дана их характеристика с выделением преимуществ и значимости внедрения данных принципов в стратегию управления компанией. Исследование основывается на научных трудах российских ученых, которые посвящены внедрению принципов устойчивого развития и социальной ответственности в стратегии управления компаниями различных отраслей и сфер деятельности. Исследование проводилось с применением традиционных общенаучных методов: монографический, сравнения, нормативный. Автор приходит к выводу, что значимость исследований как на теоретическом, так и на практическом уровнях по направлению внедрения принципов устойчивого развития и социальной ответственности в современных российских компаниях стремительно растет. По результатам исследования можно рекомендовать российским компаниям применение внедрения принципов устойчивого развития с учетом оценки уровня влияния данного внедрения на показатели эффективности деятельности коммерческих компаний и их стратегии управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT AND SOCIAL RESPONSIBILITY PRINCIPLES IN THE MANAGEMENT STRATEGY OF COMPANIES: EXPERIENCE AND PROSPECTS

The article is devoted to a rather relevant topic of research, as in the current economic conditions an integral part of the business of economic entities is the organization of their sustainable development through the implementation of principles aimed at this process and the development of their social responsibility at the strategic level. Today, an increasing number of companies seek to balance their sustainable development on the principles of environmental and social responsibility. The implementation of the principles of sustainable development and social responsibility in the management strategies of companies requires deep knowledge of theoretical and practical nature. The author of the article formed the basic principles of sustainable development and social responsibility of companies and characterized them, highlighting the advantages and importance of the introduction of these principles in the management strategy of the company. The research is based on the scientific works of Russian scientists, which are devoted to the implementation of the principles of sustainable development and social responsibility in the management strategy of companies in various industries and spheres of activity. The research was conducted using traditional general scientific methods: monographic, comparative, normative. The author concludes that the importance of research, both at the theoretical and practical levels, on the implementation of sustainable development and social responsibility principles in modern Russian companies is rapidly growing. Based on the results of the study, it is possible to recommend Russian companies to apply the implementation of sustainable development principles, taking into account the assessment of the level of impact of this implementation on the performance indicators of commercial companies and their management strategies.

Текст научной работы на тему «ВНЕДРЕНИЕ ПРИНЦИПОВ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ И СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В СТРАТЕГИИ УПРАВЛЕНИЯ КОМПАНИЯМИ: ОПЫТ И ПЕРСПЕКТИВЫ»

УДК 005.35(045) М.К. Измайлов

ВНЕДРЕНИЕ ПРИНЦИПОВ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

И СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В СТРАТЕГИИ УПРАВЛЕНИЯ КОМПАНИЯМИ: ОПЫТ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Статья посвящена достаточно актуальной теме исследования, так как в текущих экономических условиях неотъемлемой частью бизнеса хозяйствующих субъектов является организация их устойчивого развития посредством внедрения принципов, направленных на данный процесс и на развитие их социальной ответственности на стратегическом уровне. На сегодня все большее число компаний стремятся балансировать свое устойчивое развитие на принципах с экологической и социальной ответственностью. Внедрение принципов устойчивого развития и социальной ответственности в стратегии управления компаниями выставляет требования к наличию глубоких знаний теоретического и практического характера. Автором статьи сформированы основные принципы устойчивого развития и социальной ответственности компаний и дана их характеристика с выделением преимуществ и значимости внедрения данных принципов в стратегию управления компанией. Исследование основывается на научных трудах российских ученых, которые посвящены внедрению принципов устойчивого развития и социальной ответственности в стратегии управления компаниями различных отраслей и сфер деятельности. Исследование проводилось с применением традиционных общенаучных методов: монографический, сравнения, нормативный. Автор приходит к выводу, что значимость исследований как на теоретическом, так и на практическом уровнях по направлению внедрения принципов устойчивого развития и социальной ответственности в современных российских компаниях стремительно растет. По результатам исследования можно рекомендовать российским компаниям применение внедрения принципов устойчивого развития с учетом оценки уровня влияния данного внедрения на показатели эффективности деятельности коммерческих компаний и их стратегии управления.

Ключевые слова: компания, устойчивое развитие, социальная ответственность, принципы, внедрение, рост, общество, стратегия, управление.

DOI: 10.35634/2412-9593-2024-34-4-608-613

В современных экономических условиях компаниями бизнес-сферы большое внимание уделяется разработке и реализации стратегии управления, направленной на их устойчивое развитие и повышение социальной ответственности, то есть направлена на развитие, которое учитывает факторы экологического, экономического и социального характеров, а ее конечной целью принято считать удовлетворение потребностей нынешнего поколения, не принося вред будущему поколению.

Обеспечение устойчивого развития компании происходит комплексно за счет применения мероприятий, которые направленны на сбалансированный рост своего бизнеса, формирование, организацию социальной и экологической ответственности за свою деятельность. Устойчивое развитие компании состоит из интеграции практических действий во все направления ее деятельности, включая процессы производства, построение цепочек поставок, установка взаимовыгодных связей с партнерами по бизнесу, а также из инициатив обеспечения социальной ответственности компании.

В связи со сменой стратегических ориентиров предприятий, обусловленной новыми вызовами внешней среды, видоизменилась и система показателей, характеризующая результативность деятельности [1].

Организацию устойчивого развития компании можно считать основой, помогающей ей функционировать экологически и социально ответственным образом, а также способствует поддержанию долгосрочной экономической жизнеспособности. Теория управления устойчивым развитием компании утверждает, что компании ответственные не только за получение дохода, но и за вложения в благополучное развитие общества и его объектов.

В современной литературе существует большое количество мнений ученых авторов по отношению к принципам устойчивого развития компаний и их социальной ответственности. Так, по мнению Г. С. Мерзликиной и Н. О. Могхарбел, управление устойчивым развитием компании и его социальной ответственностью базируется на трех основных принципах: тройной итог, взаимодействие с заинтересованными сторонами и мышление на основе жизненного цикла.

Смысл принципа тройной итог заключается в том, что компании должны измерять успех своего бизнеса не по результатам полученного дохода, но и с учетом влияния своей деятельности на население страны и планеты в целом. То есть компаниям необходимо вести учет своего социального и экологического воздействия на внешнюю среду во взаимосвязи с учетом финансовых результатов своей деятельности.

Взаимодействие с заинтересованными сторонами (стейкхолдерами) также считается одним из важных принципов теории управления устойчивым развитием и социальным развитием компании. Данный принцип предполагает установку взаимодействия со всеми заинтересованными партнерами, к которым относятся персонал, клиенты, поставщики и сообщества местного уровня, чтобы правильно определить их потребности и запросы и сформировать стратегии на базе консенсуса, которые будут нести выгоды для всех. Установив со стейкхолдерами взаимовыгодные связи, компании смогут завоевать доверие и создать благоприятный имидж, что повысит лояльность партнеров и улучшит финансовое состояние компании.

Последним принципом устойчивого развития компании авторы выделяют мышление на базе жизненного цикла, который заключается в рассмотрении всех этапов развития компании, от приобретения сырья до его утилизации, и установление методов снижения неблагоприятного воздействия на окружающую среду. Это может включать применение восстанавливаемых материалов, снижение получения отходов и получение отходов, которые легко поддаются переработке или утилизации [2].

В целом, внедрение представленных принципов устойчивого развития компании и социальной ответственности считается значимой основой для принятия эффективных управленческих решений для нормального и стабильного функционирования компании на долгосрочную перспективу. Внедряя данные принципы, компании способны создавать ценности для всех стейкхолдеров и внести свои вложения в более устойчивое будущее общества и планеты в целом.

Однако авторы А.А. Алабугин и С.А. Жабреев имеют другой подход к принципам устойчивого развития компании и социальной ответственности, по их мнению, в данном направлении существуют следующие принципы:

- принцип справедливости, который подразумевает, необходимость на системном уровне и с определенной последовательностью повышать качественные характеристики жизни населения планеты. Компании-производители продукции первой необходимости имеют здесь огромное значение, именно от их деятельности зависит качество и возможности удовлетворения базовых потребностей людей в еде, одежде и других необходимых предметах быта. Также принцип справедливости указывает на разумное и справедливое потребление ресурсов, существующее поколение не имеет право взаймы у будущих поколений потреблять ресурсы, поэтому его долг - рационально использовать ресурсы для обеспечения сохранения качественных характеристик жизни поколений будущего;

- принцип сохранения окружающей среды является продолжением предыдущего принципа. Суть данного принципа заключается в идее того, что процессы жизнедеятельности необходимо организовать так, чтобы вред окружающей среде не наносился. На сегодняшний день большое число компаний в стратегиях управления внедряют данный принцип, сводя к минимуму нанесения вреда природным ресурсам, за счет организации экологичных производственных участков;

- принцип целостности мышления является достаточно сложным для внедрения на сегодняшний день, его суть заключается в переходе устойчивого развития во взаимосвязи учета социальных, экологических и экономических факторов. Только данная взаимосвязь способна создать эффективное устойчивое развитие компании и его социальной ответственности;

- принцип «думать глобально - действовать локально», его суть заключается в идее о том, что компаниям необходимо думать о будущем, при этом начинать действовать «здесь и сейчас». Все это свидетельствует о необходимости устанавливать долгосрочные целевые установки устойчивого развития компании и в обязательном порядке следовать к их достижению, решая задачи на долгосрочный период времени [3].

В трудах З.А. Павловой и Т.А. Наумовой особое внимание уделяется способам внедрения в стратегии управления устойчивым развитием компаний ESG-принципов и вопросам использования современных научно-обоснованных управленческих решений к их применению. Автор делает акцент на то, что при реализации концепции устойчивого развития компании возникает потребность в соблюдении ESG-принципов, которые предусматривают ответственное отношение бизнес-структур к охране и защите окружающей среды, росту и укреплению социальной ответственности, а также к по-

2024. Т. 34, вып. 4 ЭКОНОМИКА И ПРАВО

вышению качественных характеристик управления на корпоративном уровне [4].

Внедрение принципов ESG в российских компаниях стремительно набирает обороты, причем вне зависимости крупная это организация или компания, относящаяся к малому бизнесу, также не зависит на данное внедрение и организационно-правовая форма компании и ее вид деятельности.

Активно внедрение принципов ESG в российских компаниях стало осуществляться с 2020 года и на протяжении последних лет стремительно растет. В основном внедрение данных принципов происходит в тех компаниях, у которых на первый план выходит сохранение устойчивости и роста показателей инвестиционных вложений и приверженность к достижению цели в области устойчивого развития на долгосрочный период вместо получения высоких доходов на краткосрочный временной промежуток.

Сегодня в практике большого количества российских компании присутствует разработка положений о внедрении и соблюдении ESG-принципов, которые закладываются при формировании стратегии управления устойчивым их развитием и развития социальной ответственности.

Рассматривая российский сектор экономики, целесообразно выделить компании, которые успешно внедрили и реализуют стратегии устойчивого развития на ESG-принципах, к ним относятся:

- добыча полезных ископаемых (АО «Норникель», АО «Алроса», АО «Сургутнефтегаз»);

- металлургическая отрасль (ПО «НЛМК», АО «Северсталь», АО «Магнитогорский металлургический комбинат», АО «ЕВРАЗ», АО «Сахалин Энерджи»);

- топливно-энергетическая отрасль (ПАО «Лукойл», ПАО «Роснефть», ПАО «Газпром», АО «НОВАТЭК», АО «Татнефть»);

- отрасль телекоммуникаций (АО «Вымпелком», ПАО «МТС», АО «Билайн, ПАО «Ростелеком»);

- банковский и финансовый сектора (АО «Московский кредитный банк», АО АФК «Система», Московская биржа, АО «Сбербанк», ПАО «ВТБ», АО «Газпромбанк», ПАО «Совкомбанк», АО «Рос-сельхозбанк») [5].

Необходимо обратить внимание на то, что при реализации стратегии устойчивого развития на ESG-принципах отечественные компании в основном проявляют интерес к экологическим и социальным элементам, то есть управленческая составляющая поддается меньшему вниманию.

Так, внедрение ESG-принципов в компаниях, функционирующих в промышленной отрасли, направлено на снижение «углеродного следа», сведение к минимуму выбросов вредных веществ. Строительные компании внедряют ESG-принципы для роста их энергоэффективности, применения инновационных экологичных материалов и цифровых технологий, повышения социальной ответственности их деятельности. В части потребительского сектора приоритетным становится утилизация отходов, повышение ответственности ведения коммерческой деятельности и установка взаимовыгодных связей с поставщиками. Банковский и финансовые сектора экономики более глубоко концентрируются на ответственном и устойчивом развитии инвестирования и повышения своей инвестиционной привлекательности [6].

Внедрение ESG-принципов в крупных коммерческих банках происходит с активным участием в данном процессе Банка России. Так, в 2021 году Ассоциация банков РФ разработала практические рекомендации по внедрению ESG-принципов в деятельность коммерческих банков, в которых на первом месте стоит необходимость в учете ESG-факторов и снижении «углеводородного следа».

В текущей экономической ситуации больше трети крупных российских кредитных организаций проводят ESG-оценку компаний при принятии решения о выдаче им денежных средств в кредит. Однако достаточно большое количество компаний не применяют ESG-принципы в своей деятельности и не планируют их внедрять в ближайшем будущем, а часть компаний только начинают приходить к осознанию необходимости внедрения данных принципов для более эффективного принятия инвестиционных решений на основе оценки рисков экологического, экономического и управленческого характеров.

Масштаб внедрения ESG-принципов устойчивого развития компаний и повышения их социальной ответственности увеличивается с каждым годом, и выдвигает требования к привлечению государственных органов для стимулирования развития этого процесса посредством совершенствования законодательной базы, развития единых способов оценки результатов реализации зеленых проектов, обеспечения программ льготного налогообложения компаниям, которые внедряют ESG-принципы в свои стратегии управления.

Перспективой долгосрочного устойчивого развития компаний и повышения их социальной ответственностью станет продолжение активного внедрения именно ESG-принципов к формированиям

и реализации стратегий управления бизнес-моделями в коммерческих структурах, а также наличие у них ESG-рейтинга, что будет выступать ключевым параметром для частных инвесторов, а также инвесторов государственных и национальных институтов развития [7].

Несмотря на то, что большое число отечественных компаний сегодня уже позиционируют себя как социально-ответственные, соблюдение ESG-принципов и деятельность их, согласно целям устойчивого развития, а также переход к внедрению данных принципов все еще остается достаточно острой проблемой.

В связи с этим целесообразно понять, что препятствует российским компаниям установить глобальный ориентир на устойчивое развитие своей деятельности и повышения социальной ответственности перед персоналом и обществом в целом. Ключевыми проблемами в данном направлении являются:

- частичное, а не полное соблюдение социально-ответственного поведения в реалиях развития российской экономики и ее отраслей;

- большая затрата сил на организацию в области устойчивого развития внутри компании и игнорирование развития во внешней среде;

- большое количество использования разовых социальных акций, при отсутствии системного подхода в устойчивом развитии компаний и повышения их социальной ответственности;

- слабое привлечение некоммерческих организаций в социально-ответственную деятельность, как это развито в зарубежных странах;

- слабо проработанные условия для реализации социально-ответственных мероприятий на уровне региона и государства в целом.

Для решения изложенных проблем необходимо сократить энергопотребление, использовать альтернативные источники энергии наряду с традиционными, использовать переработанное сырье и материалы из переработанного сырья. Обеспечить высокую степень социальной ответственности по отношению к работникам предприятий, уделять внимание достижению целей компаний в рамках ESG - трансформации [8].

Российские компании частично следуют социально-ответственному поведению, что вызвано отсутствием единых стандартов в области их устойчивого развития на государственном уровне. Качество составления отчетных документов в области устойчивого развития компаний находится на достаточно низком уровне, поэтому возникает необходимость создания единого стандарта отчетности в области устойчивого развития компаний, который более строго стандартизировал бы отчетность российских компаний. Инициатором разработки отчетности должно стать Правительство Российской Федерации при обязательной поддержке заинтересованными сторонами, которыми должны выступать российские компании.

Российским компаниям нужно установить ориентир на то, какое влияние они оказывают на внешнюю среду, переключившись с развития внутренних процессов деятельности. Установление гармонии с объектами и субъектами внешнего мира может быть достигнуто при помощи комплексного объединения их сил в экологическом, экономическом и социальном развитии. Средним и малым предприятиям пока достаточно сложно внедрять ESG-принципы в области устойчивого развития, из-за недостатка финансовых ресурсов, направляемых на поддержку социально-ответственных инициатив экологического, экономического и социального характера [9].

Со стороны государства необходим ряд кардинальных мер по созданию для компаний оптимальных и благоприятных условий для реализации социально-ответственных инициатив и оказания системной поддержки данных инициатив путем внедрения программ по поддержке компаний, внедряющих принципы устойчивого развития и социальной ответственности. Целесообразно внести необходимые корректировки в налоговое законодательство, создать льготные условия налогообложения для компаний, внедряющих и применяемых принципы устойчивого развития, а также оказывать финансовую поддержку в данной области.

Сохраняющаяся на высоком уровне острота угроз в социальной сфере может стать серьезным фактором социальной нестабильности. Поэтому в настоящее время государство уделяет повышенное внимание разработке и реализации мер, направленных на решение существующих проблем [10].

Кроме всего прочего, российским компаниям, особенно относящимся к малому и среднему бизнесу, необходимо изучить опыт западных стран в части внедрения принципов устойчивого развития и социальной ответственности. Следует обратить внимание, что в западных странах социально-ориентированные компании давно сотрудничают с компаниями некоммерческого сектора, что благоприятно отражается на их устойчивом развитии.

2024. Т. 34, вып. 4 ЭКОНОМИКА И ПРАВО

Таким образом, внедрение принципов устойчивого развития и социальной ответственности в стратегии управления как крупных, так и средних и малых компаний считается достаточно актуальным и целесообразно выгодным как для самих компаний, так и для общества в целом.

В современных реалиях принципы устойчивого развития и социальной ответственности являются достаточно достижимыми, их следует признать реалиями сегодняшнего дня, без которых нет возможности достигать высоких экономических показателей компании и на перспективу выстроить успешное будущее. Ориентир на внедрение принципов устойчивого развития становится полезным не только для общества в целом, но и способен помочь компаниям достигнуть стабильного развития и процветания, привлекая к работе высококвалифицированных специалистов и извлекать максимальную прибыль.

Следует отметить, что внедрение ESG-принципов оказывает первостепенное влияние на восприятие бренда и репутации компании в целом, что выражается в росте притока ответственных инвесторов и повышении привлекательности восприятия компании партнерами, клиентами, а также сотрудниками. Также присутствует финансовая выгода от внедрения ESG-принципов, выраженная в уменьшении процентных ставок в кредитных организациях и экономии на налоговых выплатах [11].

Сегодня инвесторы перед принятием решения вложения денежных средств в бизнес той или иной компании обращают пристальное внимание на то, какой стратегии управления придерживается компания в области управления рисками, а также на какое воздействие оказывает на окружающую среду и насколько развита ее социальная ответственность. Так принципы устойчивого развития и социальной ответственностью становятся частью корпоративного имиджа компании.

Показывая приверженность ценностям и развиваясь с учетом выполнения принципов устойчивого развития, компаниям удается не только укрепить доверительные отношения с клиентами, но и стать привлекательными для потенциальных инвесторов, которые при вложении денежных средств в их бизнес придерживаются своих ценностей. Кроме того, эти же инвестиционные вложения могут в результате предложить более высокую доходность в зависимости от того, насколько хорошо компания применяет принципы устойчивого развития и социальной ответственности. В то же время видно, что в настоящее время в большинстве российских компаний отсутствует связка глобальной стратегии и ESG принципов, то есть отсутствует четкое понимание, для чего, помимо более привлекательной отчётности, следовать этим принципам. Но на перспективу успешность деятельности и развития компании будет напрямую зависеть от внедрения ESG-принципов, с помощью которых получится достигнуть стратегические цели в управлении компании и увеличении ее прибыльности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Громова Е.А. Оценка уровня организационной гибкости предприятия // Горизонты экономики. 2023. № 5 (78). С. 23-30.

2. Мерзликина Г.С., Могхарбел Н.О. Принципы управления устойчивым развитием предприятия // Управленческий учет. 2023. № 6. С. 87-97.

3. Алабугин А.А., Жабреев С.А. Управление устойчивым развитием предприятия на основе принципов системного анализа // Цифровая экономика и информационные технологии. Материалы I Всероссийской научно-практической конференции. Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, ЮжноУральский государственный университет, Кафедра цифровой экономики и информационных технологий. 2022. С. 46-57.

4. Павлова З.А., Наумова Т.А. Использование принципов устойчивого развития для повышения показателей операционной эффективности предприятия // Практика и проблемы управления. Материалы статей внутри-вузовской научно-практической конференции. 2022. С. 40-45.

5. Фатина Д.В. Устойчивое развитие предприятия: принципы и подходы // Наука молодых - будущее России: сб. статей V Всероссийской научно-практической конференции. Пенза, 2023. С. 132-134.

6. Новиков Д.А., Мусаев М.М. Управление предприятием на принципах Б8в: ценности устойчивого развития // Деловой вестник предпринимателя. 2022. № 10 (4). С. 94-98.

7. Спиридонова Л.А., Корнеева Т.А. Применение принципов Б8в в системе управленческого учета российских компаний // Вестник Самарского государственного экономического университета. 2022. №209(3). С. 82-90.

8. Измайлов М.К., Попов Ю.А. Проблемы устойчивого развития отраслевых строительных комплексов в современных условиях // Фундаментальные и прикладные исследования в области управления экономики и торговли. Сборник трудов Всероссийской научно-практической и учебно-методической конференции. В 8 ч. СПб., 2023. С. 499-508.

9. Гуськова Н.Д., Ерастова А.В., Никитина Д.В. Стратегическое управление устойчивым развитием предприятий малого бизнеса // Регионология. 2021. Т. 29, № 2. С. 306-327.

10. Яблоновская С.И., Козлобаева Е.А. Социальные аспекты национальной экономической безопасности // Теория и практика инновационных технологий в АПК. Материалы национальной научно-практической конференции. Воронеж, 2022. С. 183-189.

11. Марголин А.М., Вякина И.В. Риски, вызовы и механизмы ESG-трансформации систем управления // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2022. № 13(3). С. 352-368.

12. Алабугин А.А., Жабреев С.А. Управление устойчивым развитием предприятия на основе принципов системного анализа // Цифровая экономика и информационные технологии. Материалы I Всероссийской научно-практической конференции. Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, ЮжноУральский государственный университет, Кафедра цифровой экономики и информационных технологий. 2022. С. 46-57.

Поступила в редакцию 05.12.2023

Измайлов Максим Кириллович, кандидат экономических наук, доцент Высшей школы производственного менеджмента

ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого» 195251, Россия, г. Санкт-Петербург, ул. Политехническая, 29 E-mail: izmajlov_mk@spbstu.ru

M.K. Izmaylov

IMPLEMENTATION OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT AND SOCIAL RESPONSIBILITY PRINCIPLES IN THE MANAGEMENT STRATEGY OF COMPANIES: EXPERIENCE AND PROSPECTS

DOI: 10.35634/2412-9593-2024-34-4-608-613

The article is devoted to a rather relevant topic of research, as in the current economic conditions an integral part of the business of economic entities is the organization of their sustainable development through the implementation of principles aimed at this process and the development of their social responsibility at the strategic level. Today, an increasing number of companies seek to balance their sustainable development on the principles of environmental and social responsibility. The implementation of the principles of sustainable development and social responsibility in the management strategies of companies requires deep knowledge of theoretical and practical nature. The author of the article formed the basic principles of sustainable development and social responsibility of companies and characterized them, highlighting the advantages and importance of the introduction of these principles in the management strategy of the company. The research is based on the scientific works of Russian scientists, which are devoted to the implementation of the principles of sustainable development and social responsibility in the management strategy of companies in various industries and spheres of activity. The research was conducted using traditional general scientific methods: monographic, comparative, normative. The author concludes that the importance of research, both at the theoretical and practical levels, on the implementation of sustainable development and social responsibility principles in modern Russian companies is rapidly growing. Based on the results of the study, it is possible to recommend Russian companies to apply the implementation of sustainable development principles, taking into account the assessment of the level of impact of this implementation on the performance indicators of commercial companies and their management strategies.

Keywords: company, sustainable development, social responsibility, principles, implementation, growth, society, strategy, management.

Received 05.12.2023

Izmaylov M.K., Candidate of Economics, Associate Professor of the Graduate School of Industrial Management Peter the Great Saint Petersburg Polytechnic University Polytechnicheskaya st., 29, Saint Petersburg, Russia, 195251 E-mail: izmajlov_mk@spbstu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.