УДК 338.43
ВНЕДРЕНИЕ ПЕРЕРАБАТЫВАЮЩИХ ПРОИЗВОДСТВ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
Е.М. Подольникова, кандидат экономических наук, доцент ФГБОУ ВПО «Брянская государственная сельскохозяйственная академия»
Резюме. В статье рассмотрена необходимость перерабатывающих производств в сельскохозяйственных предприятиях и обоснована эффективность внедрения мини-цеха по переработке молока на практическом примере.
Ключевые слова: переработка молока, выпуск конкурентоспособной продукции, эффективность производства.
The resume: The article considers the necessity of processing industries in agricultural enterprises and the efficiency of the introduction of mini-workshops for processing of milk on a practical example.
Key words: milk processing, production of competitive products, the efficiency of production.
Введение. На сегодняшний день актуальным вопросом для предприятий АПК стал вопрос о создании собственного производства готового для продажи продукта - пакетированного молока. Реализация молока как сырья не всегда прибыльна. Закупочные цены на цельное молоко постоянно снижаются, а цены на корма и другие издержки наоборот растут, молочные фермы несут убытки.
Единственный приемлемый выход в сложившейся ситуации - это перерабатывать полученное молоко непосредственно на месте его производства. Преимущества не только в том, что снимается вопрос о выгодной реализации продукции, это еще и существенная дополнительная прибыль для хозяйства, создание новых рабочих мест, увеличение капитализации предприятия, а также снабжение торговых точек и населения качественными молочными продуктами по более низким ценам [1].
Организовывать молочный бизнес непосредственно на фермах и в регионах, отдаленных от крупных молочных производств в настоящее время становиться все более выгодным. Но здесь важно не просто организовать свой бизнес по переработке молока, но и обеспечить выпуск качественной продукции, которая соответствует всем микробиологическим и физико-химическим показателям нормативно технической документации, действующей на данный момент.
Не секрет, что самой сложной проблемой в процессе переработки молока является сохранение его вкусовых качеств, на которые очень сильно влияет пастеризация. Инновационные технологии решили эту проблему. Для этого в мини-заводах по пастеризации молока используют современные пастеризационно - охладительные установки, в том числе на инфракрасных излучателях. Использование данного оборудования позволяет выпускать пастеризованное молоко, которое максимально сохраняет свое качество, в том числе и вкус, в течение всего срока годности [2]. Материалы и методы. Применялись следующие методы исследования: наблюдения и сравнения, статистический, экономико-математический.
Результаты и их обсуждение. В качестве объекта исследования рассмотрена деятельность СПК «Рабочий путь» Гордеевского района. Исследования показали, что в Гордеевском районе ни одно хозяйство не имеет линий по промышленной переработке молока. Для повышения конкурентоспособности и выхода на другой сегмент рынка СПК «Рабочий путь» необходимо приобрести мини-цех по пастеризации молока.
Стратегией внедрения на рынок продукции хозяйства будет уровень цен относительно других переработчиков молока при одинаковом уровне качества. В Брянской области имеются такие крупные переработчики молока, как ТнВ «Сыр Стародубский», ОАО «Брянский молочный комбинат», которые сегодня имеют твёрдые позиции на рынке. Для проникновения на рынок продукция СПК «Рабочий путь» должна иметь качество не ниже, чем у конкурентов и довольно низкие цены.
Изучив предложения научно-производственных предприятий и разработчиков оборудования для переработки сельскохозяйственной продукции, целесообразно приобрести мини-цех по пастеризации молока в ООО «АгроМол» г. Казань. Дополнительно компания оказывает услуги по монтажу, а также производит пуско-наладочные работы, оказывает услуги по обучению
персонала, выпуску опытной партии продукции, обеспечению расходными материалами на 30 дней работы, разработке дизайна индивидуальной тары, авторскому надзору, послегарантийному обслуживанию.
Технология изготовления молочных продуктов, техническая и технологическая документация разработаны совместно с Всероссийским институтом молочной промышленности (ВНИМИ) Российской академии сельскохозяйственных наук и согласованы с Федеральным центром Госсанэпидемнадзора РФ. Это обеспечивает высокое качество готовой продукции и помогает владельцу цеха согласовывать работу с региональными надзорными органами Роспотребнадзора, СЭС и местной администрацией.
Всё оборудование внутри цеха смонтировано в единую технологическую цепочку и подготовлено к подключению к внешним системам электроснабжения, водоснабжения и канализации.
Одним из основных преимуществ цехов является адаптация по производительности, ассортименту молочной продукции, виду упаковки к каждому конкретному хозяйству. ООО «АгроМол» предлагает мини-линии и мини-цеха по переработке молока в различных комплектациях под планируемый объём переработки и ассортимент. Стоимость цеха в минимальной комплектации с учетом доставки, монтажа, пуско-наладочных работ, обучения персонала от 800 тыс. рублей.
Для размещения цеха можно использовать часть здания столовой, так как она соответствует санитарным нормам, оборудована системой водоснабжения и канализацией и имеет свободную площадь для размещения оборудования. Следовательно, затраты на текущий ремонт не понадобятся.
Для фасовки пастеризованного молока используется тара разового потребления -полиэтиленовые пакеты. Такая тара значительно легче, компактнее, исключает сложный процесс мойки, гигиеничнее, удобнее для потребителя и транспортирования, требует меньших производственных площадей, трудовых и энергетических затрат.
Тара, в которой будут выпускать на предприятии пастеризованное молоко, обязательно будет пломбироваться и маркироваться. На пакетах несмывающейся краской будет наноситься маркировка: наименование предприятия-изготовителя, полное наименование продукта, объем в литрах, число или день конечного срока реализации, номер ГОСТа.
Фасованное молоко будет иметь температуру не выше 7°С и может быть сразу, без дополнительного охлаждения, передано в реализацию. Срок реализации молока не более 36 ч с момента изготовления.
Расфасованное молоко планируется сбывать в местные магазины, молоко не прошедшее обработку пригодно для продажи на соседние молокоперерабатывающие заводы, а также заводы по производству пищевой продукции с применением молока. Предполагается, что пастеризованное молоко будет реализовываться в магазины, расположенные в селе Рудня-Воробьевка, д. Поповка, д. Алисовка, а также в магазины п. Гордеевка. Продукция будет пользоваться спросом, так как обладает высоким уровнем качества и низкой оптовой ценой.
Исследуемое хозяйство не является прибыльным. Хозяйство не может приобрести мини-цех по переработке молока за наличный расчёт, не используя заёмные средства. Для осуществления предлагаемых мероприятий СПК «Рабочий путь» необходимо взять кредит в банке на сумму 800 тыс. руб. Процентная ставка в ООО «Россельхозбанк» составляет - 13%, период погашения - 3 года.
Расходы по данному проекту учитываются исходя из стоимости сырья, покупки пакетов, оплаты труда сотрудников, расходов на электроэнергию и транспортные расходы. Затраты за год на производство пастеризованного молока составят 2655200 руб.
На переработку будет направляться 5 ц молока ежедневно, следовательно, за год будет переработано 1825 ц молока. Для завоевания рынка будет установлена оптовая цена в размере 18 руб. за 1 пакет, что гораздо ниже цен конкурентов. Себестоимость 1 пакета пастеризованного молока 14,75 руб.
С целью учета временных характеристик при экономическом обосновании целесообразности данного проекта необходимо произвести расчет дисконтированных величин денежного потока и определить срок окупаемости проекта и индекс доходности (табл. 1).
Таблица 1 - Расчет дисконтированных величин денежного потока и инвестиционных вложений
Года Чистый денежный поток, руб. Инвестиционные вложения, руб. Коэффициент дисконтирования Дисконтированный денежный поток, руб. Дисконтированные инвестиционные вложения, тыс. руб.
1 333763 296037 0,855 285367,4 253112
2 345319 284481 0,731 252428,2 207956
3 356874 272926 0,624 222689,4 170306
Итого 1035956 853444 х 760485 631373
Коэффициент дисконтирования рассчитывается по формуле:
а = 1 / (1 + Е),
где а - коэффициент дисконтирования;
Е - ставка дисконта (0,21);
1 - время (год).
Чистый приведенный доход представляет собой величину разностей результатов инвестиционных затрат за расчетный период, приведенных к одному моменту времени, т.е. с учетом дисконтирования денежного потока и инвестиционных вложений:
ЧПД = ДП - ИС,
где ДП - сумма положительного денежного потока;
ИС - сумма инвестиционных вложений.
ЧПД =760485 - 631373=129112 руб.
Так как ЧПД данного проекта величина положительная, то имеет место превышение поступления денежных средств над их вложениями.
Индекс доходности показывает, сколько дохода получает инвестор в результате осуществления этого проекта на каждый вложенный рубль. Расчет индекса доходности ведется по формуле:
ИД = ДП / ИС ИД=760485/631373=1,2
В рассматриваемом проекте ИД>1 (1,2), следовательно, проект можно считать экономически эффективным.
Период окупаемости определяется по формуле:
ПО = ИС / ДПср,
где ДПср. - сумма дисконтированного денежного потока в среднем за год. ПО = 760485 / (631373 / 3) = 3,6 года
Из этого следует, что период окупаемости предлагаемого проекта составит 3,6 года. При реализации пастеризованного молока более чем 3680 пакетов в месяц, производство этого вида продукции будет прибыльным.
Окончательное заключение о целесообразности предлагаемых мероприятий можно сделать исходя из анализа динамики экономических показателей, сравнив их до и после приобретения
мини-цеха по производству пакетированного молока (табл. 2).
Таблица 2 - Эффективность предлагаемых мероприятий
Показатели До внедрения проекта После внедрения проекта Отклонение
Выручка от продажи продукции, товаров, работ, услуг, тыс. руб. 13350 16635 +3285
Полная себестоимость, тыс. руб. 14964 17619 +2655
Прибыль, тыс. руб. -1614 -984 +630
Уровень убыточности продаж, % -12,1 -5,9 +6,2
За счет внедрения цеха по пакетированию молока и выхода на новые рынки сбыта, предприятие сможет дополнительно получить 630 тыс. руб. прибыли. Уровень убыточности продаж сократится на 6,2%.
Выводы. Таким образом, сельскохозяйственное предприятие, начав производство пастеризованного пакетированного молока, может повысить конкурентоспособность своей продукции. Мини-цех позволит предприятию значительно увеличить прибыль и выйти на новые рынки сбыта.
Развитие бизнеса предполагает увеличение объемов продаж, увеличение рыночной доли, получение дополнительной прибыли. Именно на все это должны быть ориентированы разрабатываемые мероприятия.
Список литературы. 1. Бабкина, А. Обоснование мероприятий антикризисной программы в молочном скотоводстве // Экономика сельского хозяйства России. - 2011. - № 2. - С. 50 - 55.
2. Иванова, Е.Е. Резервы повышения эффективности производства молока в сельскохозяйственных предприятиях // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2009. - № 2. - С. 21 - 23.