7. Pilchuk M. D. The role of communication skills in the career of a future entrepreneur // Scientific and methodological electronic journal "Concept". - 2016.
8. Peter M. Senge. Fifth discipline: the art and practice of self-learning organization / trans. from English - M.: OlympBusiness CJSC, 1999.
9. Mishurova I.V. Mukhiddinova J.Z. Motivational audit as a factor in increasing the personnel potential of an organization. Modernization of the Russian economy: sectoral and regional aspect: materials of international scientific and practical. conf. The teaching staff, young scientists and students. - Rostov n / a: IP Bespamyatov S.V., 2019 .-- p. 194-200 ISBN 978-5-6043389-1-9
10. Mishurova I.V. The development of entrepreneurial abilities based on the study of the specifics of the phenomenon of entrepreneurship // Bulletin of the Academy of Knowledge No. 36 (1), p. 153-158, 2020, DOI: 10.24411 / 2304-6139-2020-10027
11. Mishurova I.V. Nikolaev D.V. Nikolaeva N.V. Sinyuk T.Yu. Nesterova O.S. Communicative Technologies in AntiCrisis Management of Corporate Structures. International Conference on Communicative Strategies of Information Society (CSIS 2018) Advances in Social Science, Education and Humanities Research, volume 289, Publication Date February 2019, ISBN 978-946252-676- 1, ISSN 2352-5398, DOI https://doi.org/10.2991/csis-18.2019.16, p.79-83
12. Udovidchenko R.S., Kireev V.S. Comparative analysis of models for assessing the effectiveness of personnel training // Modern problems of science and education. - 2014. - No. 6 .; URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=16909 (accessed: 04/18/2020).
DOI: 10.24411/2304-6139-2020-10166
Е.П. Мурат - доцент кафедры информационной экономики, к.э.н. Южный федеральный университет, Россия, [email protected],
E.P. Murat - Associate Professor of Information economy Department, Candidate of Economic Sci-ences,Southern Federal University, Russia.
ВНЕДРЕНИЕ ОБЛАЧНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК ВЕКТОР РАЗВИТИЯ КОМПАНИИ IMPLEMENTATION OF CLOUD TECHNOLOGIES AS A VECTOR OF COMPANY DEVELOPMENT
Аннотация. Для современной компании любой сферы деятельности, функционирующей в пространстве постоянно усиливающегося по объему информационного потока порой переходящего в информационную «лавину», применение облачных технологий позволяет не только обмениваться информацией, но и обрабатывать любые массивы данных из любой точки, где есть доступ в интернет. Использование в своей профессиональной деятельности современных информационных технологий передачи и обработки информации является основой оперативности принятия эффективных управленческих решений, которые формируются на базе актуальной, полной, понятной и достоверной информации. Облачные технологии позволяют сотрудникам компаний быть всегда мобильными.
В работе проанализированы рынки облачных технологий и выявлены перспективы их развития, что позволяет оценить состояние отрасли в целом и понять принципы каналов получения и организации облачных решений.
Abstract. For a modern company of any field of activity, operating in a constantly increasing volume of information flow (sometimes turning into an information avalanche) the use of cloud technologies allows not only to exchange information, but also to process any data arrays from anywhere that has Internet access. The use of modern information technologies for the transfer and processing of information in professional activities is the basis for the operativeness of making effective management decisions that are formed on the basis of relevant, complete, understandable and reliable information. Cloud technology allows employees to always be mobile.
The article analyzes the markets of cloud technologies and identifies the prospects for their development, which allows us to assess the state of the industry as a whole and understand the principles of channels for obtaining and organizing cloud solutions.
Ключевые слова: цифровизация, облачные технологии
Keywords: digitalization, cloud technology
Введение
Настоящее время можно охарактеризовать как время бурной цифровизации и информатизации общественной жизни. Основными причинами этого является как возросшее количество пользователей, активно применяющих в процессе своей жизнедеятельности цифровые технологии и способствующих их качественному развитию, так и разработка различных программ, траекторий развития, способствующих углублению происходящей трансформации общества в целом и в отельных сферах. В частности, в системе высшего образования РФ, в последнее время взявшей тенденцию на цифровизацию деятельности вузов. Например, Южный Федеральный университет, в соответствии с программой развития на 2011-2021 годы [1], ставит приоритетной задачей реализацию следующих направлений:
- модернизация образовательной деятельности;
- модернизация научно-исследовательской и инновационной деятельности;
- совершенствование материально-технической базы и социально-культурной инфраструктуры;
- повышение эффективности управления университетом.
Теоретические основы исследования
Облачные технологии представляют собой совокупность аппаратного и программного обеспечения, которое обеспечивает обработку и исполнение клиентских заявокОшибка! Закладка не определена.. Иными словами, это определённый метод хранения и предоставления данных конечному пользователю.
На сегодняшний день рассматриваются три модели развертывания, позволяющие организовать работу облачных систем. Специфика использования каждой из моделей определяется способом использования, так [2]:
1) «частное облако», предназначено для использования внутри отдельно взятой организации. Данная модель характеризуется тем, что все затраты, связанные с адаптацией и обслуживанием организация берет на себя. Положительным моментом является то, что для данной модели развертывания характерно значительное снижение рисков «утечки» данных;
2) «публичное облако», используется для развертывания среди множества организаций. Характерными особенностями данной модели являются более низкие тарифные цены на его использование по сравнению с моделью «частное облако», но одновременно и невысокая безопасность хранящихся на таком облаке данных;
3) «гибридное облако» - модель развертывания, являющаяся комбинацией частного и публичного облаков, имеющих между собой тесную взаимосвязь, что позволяет найти баланс между защитой конфиденциальных данных и стоимостью содержания облаков.
В настоящее время наиболее перспективными моделями развертывания являются публичная и гибридная модели облачных технологий ввиду их большей экономической целесообразности по сравнению с частным облаком и уменьшающимся риском потери данных [3]. Организация одной из них позволит получить следующие преимущества [4]:
- возможность быстрого планирования варианта использования облачных технологий, учитывающего текущее количество пользователей в режиме реального времени;
- более явное планирование статьи расходов, исходящее из преимуществ аренды готовых решений и исключающее непредвиденные издержки на ремонт или замену оборудования;
- возможность одновременной коллективной работы над одним файлом и постоянный доступ к нему независимо от местоположения пользователя, для чего необходимо лишь подключение к сети интернет;
- создание условий для осуществления удалённой непрерывной коммуникации и взаимодействия между пользователями облачных услуг в форме электронных писем, публикаций и многого другого.
Однако все вышеперечисленные преимущества может перекрыть один существенный риск, недостаток, касающейся безопасности - возможность утечки данных. К тому же у пользователя и провайдера должен быть постоянный доступ в интернет, иначе данные окажутся недоступными. Поэтому к процессу отбора оператора, предоставляющего услуги в сфере облачных технологий, необходимо относится более чем ответственно.
Таким образом, облачные технологии представлены несколькими моделями развёртывания - облачное, публичное и гибридное облака, каждая из которых имеет свои отличительные свойства и преимущества относительно друг друга. Они имеют множество общих положительных черт, но и существенные проблемы - необходимость постоянного и часто скоростного доступа в интернет, относительно высокая вероятность раскрытия конфиденциальных данных.
Результаты исследования
Основным препятствием на пути цифровизации, с которыми сталкиваются российские компании, является «... недостаточная зрелость текущих бизнес-процессов и отсутствие необходимых навыков и компетенций» [5]. Для достижения значимых результатов в направлении цифровизации компании необходимо наращивать информационное взаимодействие как внутри, так и в коммуникации с внешней средой на базе облачных технологий.
Одним из критериев выбора определённого провайдера облачных технологий является вид предоставления его услуг на рынке облачных сервисов. Наиболее популярные из них представлены на рисунках 1 и 2.
£яя£ Тяя£ РяяЯ Дпугое
Рисунок 1 - Структура мирового рынка облачных услуг, 2019 год [6]
--
SaaS IaaS PaaS
Рисунок 2 - Структура российского рынка облачных услуг, 2018 год [7]
На основании данных, представленных на диаграммах, можно утверждать, что российский рынок сохраняет мировые тенденции по распределению различных способов предоставления облачных услуг. Наиболее распространённый способ - SaaS, занимает 44% мирового рынка и более половины (66%) российского. А IaaS и PaaS, занимающие примерно равные доли в мире (18% и 14% соответственно), в России резко дифференцированы - IaaS занимает примерно треть рынка, а PaaS всего 4%.
Данные услуги представляют собой некие уровни организации услуг, предоставляемых провайдерами, начиная чистой инфраструктурой и заканчивая готовыми продуктами. Рассмотрим их в зависимости от уровня предоставляемых услуг.
Одна из наиболее распространённых моделей распространения облачных услуг в России - «Инфраструктура как услуга», или IaaS - Infrastructure as Service. В данном случае пользователь получает альтернативу локальной сети, но организованную специализированной компанией и доступную по сети интернет. IaaS помогает избежать больших инвестиций в дорогостоящие ресурсы, которые пошли бы на создание и поддержание собственной сети, и чётко знать предстоящие расходы на использование оборудования. IaaS предполагает гибкость в выборе оборудования, позволяя платить именно за те мощности, которые реально используются.
Таким образом, можно выделить следующие черты данной модели [8]:
- крайне гибкая и масштабируемая организация использования мощностей;
- доступ к платформе и данным для нескольких пользователей;
- экономически эффективное использование, предполагающее отсутствие необходимости в закупке дорогостоящего оборудования.
Рынок IaaS переживает бурный рост, в частности, вызванный принятым в 2014 году законом, касающегося персональных данных, 242-ФЗ [9], обязывающим провайдеров интернет-ресурсов хранить данные о российских пользователях в пределах России [10]. Учитывая, что мы рассматриваем облачные технологии относительно сферы образования РФ, далее будут учтены только отечественные провайдеры облачных технологий. Так, на рисунке 3 представлены лидеры российского рынка IaaS.
Крупнейшие поставщики IaaS в настоящее время имеют высокие темпы роста, наибольший - у МТС, которые по объему выручки уступают только компании Softline. После идут Ростелеком, Dataline и Selectel.
Данные компании предоставляют свои услуги во многих направлениях, в том числе и в образовательном. В частности, когда РЭУ имени Г.В. Плеханова потребовалось объединить свою базу данных обучающихся и преподаватели с базой МЭСИ в единую IT-инфраструктуру, решение этой задачи было возложено на компанию
БойИпе, которая в настоящее время является крупнейшим поставщиком облачных технологий. Инга Юдина, директор Центра информационных технологий РЭУ им. Г.В. Плеханова, позднее написала отзыв [12] о проделанной работе: «Благодаря профессионализму и слаженной командной работе 1Т-специалистов вуза и экспертов Sofflme проект по интеграции вузов в одну 1Т-инфраструктуру был чётко и грамотно спланирован и реализован». Данный пример свидетельствует о уже существующей взаимосвязи между образовательными учреждениями и облачными провайдерами, тесном внедрении облачных технологий в образовательный процесс.
■ Выручка 2018 г. н Выручка 2017 г.
8ойНпе МТС Ростелеком Ба1а1лпе 8с1сс1:с1
Рисунок 3 - Выручка крупнейших поставщиков 1ааБ, 2018 и 2017 года, в млрд.руб. [11]
Следующим уровнем предоставления облачных услуг является Раа8. В настоящее время данный вид имеет наименьшую долю среди рассматриваемых моделей как на отечественном, так и на мировом рынках. Но, несмотря на это, эксперты отмечают его бурный рост (Рис. 4).
- N2018
Рынок в 3i,io% Пз% Ч2°17
целом
SaaS ^^ 32,30%
1_1 24%
IaaS | 27%
1 26%
PaaS 43,40%
32%
Рисунок 4 - В России PaaS имеет наибольшие темпы прироста, 2017 и 2018 года [13, 14]
Так, если рынок в целом имеет темпы прироста, равные 31,1%, а SaaS и IaaS - по 32,3% и 21% соответственно, то PaaS растёт с темпами 43,4%.
Вполне возможно, это обусловлено стремительным ростом ИТ-индустрии в России. Ведь при PaaS -Platform as Service, или «Платформа как услуга», провайдер предоставляет аппаратные и программные инструменты через сеть Интернет, которые в дальнейшем используются пользователем для создания собственных приложений. Поэтому, как правило, данной услугой пользуются разработчики.
Как и предыдущая модель развёртывания облачных технологий, PaaS имеет характерные черты [7]:
- доступ к управлению инфраструктурой имеет только провайдер;
- доступ к облачной среде и данным для нескольких пользователей;
- наличие готовых инструментов для разработки собственных приложений;
- отсутствие необходимости в знаниях системного администрирования.
Поэтому одним из сценариев использования подобного типа предоставления облачных технологий -обучение студентов проектированию и реализации собственного программного обеспечения, формирование у них практического опыта работы с облачными технологиями и базовой платформой в целом без привлечения дополнительных средств для построения собственной инфраструктуры.
Наиболее распространённая модель предоставления облачных технологий, на сегодняшний день, -«Программное обеспечение как услуга», или SaaS - Software as Service. Она предполагает предоставление полного программного обеспечения на выделенной платформе с обслуживаемой со стороны провайдера инфраструктурой. Иными словами, потребитель получает готовый продукт без необходимости разрабатывать собственные решения.
Поэтому, используя SaaS, нет необходимости устанавливать и запускать программное обеспечение на собственном компьютере, ведь всё уже установлено на оборудовании провайдера. Благодаря этому можно получить доступ к программам с любого устройства в любое время, нужно лишь войти в свою учётную запись. Для использования SaaS не нужно привлекать ИТ-специалиста, как и в случае с IaaS. Также не требуется следить за актуальностью и программного обеспечения, а не только архитектуры, оборудования. Всё это берёт на себя провайдер.
Таким образом, можно выделить следующую характеристику данного вида распространения облачных технологий [6]:
- доступ через интернет;
- размещение на удалённом сервере сторонним поставщиком;
- крайне гибкая и масштабируемая организация использования мощностей;
- включение в стоимость обеспечение безопасности данных и обслуживание клиентов.
На рисунке 5 представлены крупнейшие поставщики SaaS, лидеры среди которых - СКБ Контур и Soft-line, имевшие выручку в 2018 году более 7 млрд. руб. каждая. При этом данные компании, как видно на графике, имеют и наибольшие темпы прироста. После них идут организации, занимающие меньшую долю рынка - Манго Телеком, КОРУС Консалтинг СНГ и Мой Склад.
13,44 'Выручка 2018 г.
10,94 I 7,55 ^ Выручка 2017 г.
3,89
2'72 2,25 Я| i 1,37 1,28 1,28 0 91 ■1—1 аа в а
СКБ Контур Softline Манго ТелеКбЖУС Консалтинг СНИой Склад
Рисунок 5 - Выручка крупнейших поставщиков SaaS, 2018 и 2017 года, в млрд.руб. [11]
Рынок SaaS, в силу своей специфики, наиболее разнообразен по количеству предоставляемых услуг. Это могут быть программы по организации связи (Skype, WhatsApp и другие), офисные приложения (Microsoft Office, G-Suit и другие), почтовые сервисы (Gmail, Outlook и другие) и множество других решений. Так, лидер рынка, СКБ Контур, предлагает своим клиентам огромное число вариантов популярного программного обеспечения, в том числе собственной разработки, актуальные сервисы для бухгалтерии и бизнеса - отчётность, проверка контрагентов, торги и закупки, бухучёт, зарплата и кадры и многое другое, что может существенно оптимизировать бизнес-процессы образовательного учреждения.
Более широкий спектр услуг есть у ранее упомянутого Softline, клиенты которого могут получить следующие решения:
- программное обеспечение Microsoft, реализованное с использованием облачных технологий
- программное обеспечение Adobe, реализованное с использованием облачных технологий [18];
- антивирусные программы для контроля и защиты всех типов рабочих мест от ведущих компаний данной отрасли [19];
- программное обеспечение SMART Learning Suite [20];
- огромная библиотека лицензионных электронных учебников [21];
- математическое программное обеспечение от Wolfram Research и многое другое [22].
Одним из явных преимуществ SaaS является то, что все вышеперечисленные возможности пользователи облачных услуг могут получить без необходимости платить сразу и полную цену, используя программное обеспечение на арендной основе. Более того, в большинстве случаев для использования подобных решений не требуется устанавливать полный пакет программы, которая может использовать базу данных, расположенную на удалённом сервере. Последний, также, может использоваться и как вычислительный процессор, освобождая локальное устройство от лишней нагрузки.
Заключение
В настоящее время рынок облачных услуг крайне разнообразен и динамичен, он активно развивается, предлагая решения во многих сферах общественной жизни, в том числе и в образовании. Более того, благодаря эффекту масштаба предприятий, специализирующихся на предоставлении облачных технологий, пользование их предложениями оказывается дешевле и экономически выгоднее, нежели создание и поддержание собственных решений. Учитывая все вышеизложенные факты, смеем предположить и дальнейшее развитие рынка по предоставлению облачных услуг.
Таким образом, облачные технологии имеют огромный потенциал, вытекающий из множества форм представления, что позволяет обслуживать широкий спектр функций. А это способствует прогрессивному развитию и повсеместному внедрению облачных технологий в современных компаниях.
Источники:
1. Программа развития федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Южный федеральный университет" на 2011 - 2021 годы. [электронный ресурс]. URL: https://www.sfedu.ru/docs/ufudoc/programm_25-07-15.pdf (дата обращения 07.04.2020).
2. Смирнова Ж. В., Ваганова О. И., Трутанова А. В. Перспективы использования облачных технологий в образовательном процессе вуза - Балтийский гуманитарный журнал, 2017. - №3 (20) - С. 284-286.
3. G. Suit, Inside a Google data center. [электронный ресурс]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=XZmGGAbHqa0 (дата обращения 15.03.2020).
4. Дуккардт А. Н., Саенко Д. С., Слепцова Е. А. Облачные технологии в образовании - Открытое образование, 2014. - №3. - С. 68-74.
5. Цифровые технологии в российских компаниях. [электронный ресурс]. URL: ru-ru-digital-technologies-in-russian-companies.pdf (дата обращения 15.03.2020).
6. Gartner, Inc. [электронный ресурс]. URL: https://www.gartner.com/en/newsroom/press-releases/2019-11-13-gartner-forecasts-worldwide-public-cloud-revenue-to-grow-17-percent-in-2020 (дата обращения 16.03.2020).
7. ТМТ Консалтинг. [электронный ресурс].
URL: http://tmt-consulting.ru/napravleniya/telekommunikacii/issledovanie-rossijskij-rynok-publichnyx-oblachnyx-uslug-2018/ (дата обращения 16.03.2020).
8. Tony Hou, IaaS vs PaaS vs SaaS Enter the Ecommerce Vernacular: What You Need to Know, Examples & More. [электронный ресурс]. URL: https://www.bigcommerce.com/blog/saas-vs-paas-vs-iaas/#executive-summary-summing-up-saas-vs-paas-vs-iaas (дата обращения 10.03.2020).
9. Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения порядка обработки персональных данных в информационно-телекоммуникационных сетях" от 21.07.2014 N 242-ФЗ. [электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_165838/ (дата обращения 05.03.2020).
10. TAdviser, Закон о персональных данных №152-ФЗ. [электронный ресурс]. URL: http://www.tadviser.ru/a/66813 (дата обращения 05.03.2020).
11. CNews Analytics. [электронный ресурс]. URL: https://www.cnews.ru/reviews/oblachnye_servisy_2019/review_ta-ble/61a5222f16e359fa6aae5813943e576a270f86c4 (дата обращения 10.03.2020).
12. Softline Digital. [электронный ресурс]. URL: https://softline.ru/about/reviews?industry=10&page=2 (дата обращения 16.03.2020).
13. ТМТ Консалтинг. [электронный ресурс]. URL: http://tmt-consulting.ru/napravleniya/telekommunikacii/issledovanie-rossijskij-rynok-publichnyx-oblachnyx-uslug-2018/ (дата обращения 10.03.2020).
14. ТМТ Консалтинг. [электронный ресурс]. URL: http://tmt-consulting.ru/napravleniya/texnologii/issledovanie-ros-sijskij-rynok-publichnyx-oblachnyx-uslug-2017/ (дата обращения 10.03.2020).
15. Cnews, Российские ИТ-компании выходят из стагнации и возобновляют рост/ [электронный ресурс]. URL:
https://www.cnews.ru/reviews/rynok_it_itogi_2018/articles/rossijskie_itkompanii_vyhodyat_iz_stag-
natsii_i_vozobnovlyayut_rost. (дата обращения 16.03.2020).
16. CNews Analytics. [электронный ресурс]. URL: https://www.cnews.ru/reviews/oblachnye_servisy_2019/review_ta-ble/a4e9a5bdfd3e2f456547918b7c7b6a52d4b385e3. (дата обращения 16.03.2020).
17. Softline, Безопасность. [электронный ресурс]. URL: https://school.softline.ru/catalog/security. (дата обращения 12.03.2020).
18. Softline, Графика и Дизайн. [электронный ресурс]. URL: https://school.softline.ru/catalog/grphic. (дата обращения 14.03.2020).
19 Softline, Математическое ПО. [электронный ресурс]. URL: https://school.softline.ru/catalog/matematicheskoe-po. (дата обращения 14.03.2020).
20 Softline, Образовательный контент. [электронный ресурс]. URL: https://school.softline.ru/catalog/education. (дата обращения 14.03.2020).
21. Softline, Электронные учебники. [электронный ресурс]. URL: https://school.softline.ru/catalog/book. (дата обращения 14.03.2020).
22. Softline, Microsoft для образовательных учреждений. [электронный ресурс]. URL: https://school.softline.ru/cata-log/microsoft-csp. (дата обращения 14.03.2020).
References:
1. The program of development of the federal state autonomous educational institution of higher education "Southern Federal University" for 2011 - 2021. [electronic resource]. URL: https://www.sfedu.ru/docs/ufudoc/programm_25-07-15.pdf (accessed 07.04.2020).
2. Smirnova G.V., Vaganova O.I., Trutanova A.V. Prospects for the use of cloud technologies in the educational process of the university - Baltic Humanitarian Magazine, 2017. - №3 (20) - P. 284-286.
3. G. Suit, Inside a Google data center. [electronic resource]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=XZmGGAbHqa0 (accessed 15.03.2020).
4. Dukkardt A.N., Saenko D.S., Sleptsova E.A. Cloud Education - Open education, 2014. - №3. - P. 68-74.
5. Digital technologies in Russian companies. [electronic resource]. URL: ru-ru-digital-technologies-in-russian-compa-nies.pdf (accessed 15.03.2020).
6. Gartner, Inc. [electronic resource]. URL: https://www.gartner.com/en/newsroom/press-releases/2019-11-13-gartner-fore-casts-worldwide-public-cloud-revenue-to-grow-17-percent-in-2020 (accessed 16.03.2020).
7. TMT Consulting. [electronic resource].
URL: http://tmt-consulting.ru/napravleniya/telekommunikacii/issledovanie-rossijskij-rynok-publichnyx-oblachnyx-uslug-2018/ (accessed 16.03.2020).
8. Tony Hou, IaaS vs PaaS vs SaaS Enter the Ecommerce Vernacular: What You Need to Know, Examples & More. [electronic resource]. URL: https://www.bigcommerce.com/blog/saas-vs-paas-vs-iaas/#executive-summary-summing-up-saas-vs-paas-vs-iaas (accessed 10.03.2020).
9. Federal Law "On Amending Certain Legislative Acts of the Russian Federation with Part of Clarification of the Procedure for Processing Personal Data in Information and Telecommunication Networks" at 21.07.2014 № 242-FL. [electronic resource]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_165838/ (accessed 05.03.2020).
10. TAdviser, Personal Data Act №152-ФЗ. [electronic resource]. URL: http://www.tadviser.ru/a/66813 (accessed 05.03.2020).
11. CNews Analytics. [electronic resource]. URL: https://www.cnews.ru/reviews/oblachnye_servisy_2019/review_ta-ble/61a5222f16e359fa6aae5813943e576a270f86c4 (accessed 10.03.2020).
12. Softline Digital. [electronic resource]. URL: https://softline.ru/about/reviews?industry=10&page=2 (accessed 16.03.2020).
13. TMT Consulting. [electronic resource]. URL: http://tmt-consulting.ru/napravleniya/telekommunikacii/issledovanie-ros-sijskij-rynok-publichnyx-oblachnyx-uslug-2018/ (accessed 10.03.2020).
14. TMT Consulting. [electronic resource]. URL: http://tmt-consulting.ru/napravleniya/texnologii/issledovanie-rossijskij-rynok-publichnyx-oblachnyx-uslug-2017/ (accessed 10.03.2020).
15. Cnews, Russian IT companies come out of stagnation and resume growth [electronic resource]. URL:
https://www.cnews.ru/reviews/rynok_it_itogi_2018/articles/rossijskie_itkompanii_vyhodyat_iz_stag-
natsii_i_vozobnovlyayut_rost. (accessed 16.03.2020).
16. CNews Analytics. [electronic resource]. URL: https://www.cnews.ru/reviews/oblachnye_servisy_2019/review_ta-ble/a4e9a5bdfd3e2f456547918b7c7b6a52d4b385e3. (accessed 16.03.2020).
17. Softline, Security. [electronic resource]. URL: https://school.softline.ru/catalog/security. (accessed 12.03.2020).
18. Softline, Graphics and Design. [electronic resource]. URL: https://school.softline.ru/catalog/grphic. (accessed 14.03.2020).
19. Softline, Mathematical software. [electronic resource]. URL: https://school.softline.ru/catalog/matematicheskoe-po. (accessed 14.03.2020).
20. Softline, Educational content. [electronic resource]. URL: https://school.softline.ru/catalog/education. (accessed 14.03.2020).
21. Softline, E-books. [electronic resource]. URL: https://school.softline.ru/catalog/book. (accessed 14.03.2020).
22. Softline, Microsoft for educational institutions. [electronic resource]. URL: https://school.softline.ru/catalog/microsoft-csp. (accessed 14.03.2020).