Научная статья на тему 'Внедрение новых педагогических технологий в образовательный процесс по программам СПО'

Внедрение новых педагогических технологий в образовательный процесс по программам СПО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
454
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / КОЛЛЕКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / МОДУЛЬНОЕ И РАЗНОУРОВНЕВОЕ ОБУЧЕНИЕ / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / EDUCATIONAL TECHNOLOGY / COLLECTIVE LEARNING / MODULAR AND MULTILEVEL TRAINING / QUALITY OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абдулманафова Г.С., Зубаилова П.Ф., Касумова З.Н.

В последние годы в современной системе образования все большее распространение получает проблемное обучение, являющееся одним из видов технологии развивающегося обучения. В статье приведен личный опыт преподавательского коллектива Лянторского нефтяного техникума по внедрению новых педагогических технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Абдулманафова Г.С., Зубаилова П.Ф., Касумова З.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTRODUCTION OF NEW TEACHING Technologies in education PROGRAMME ACT

In recent years, modern education system is becoming increasingly common problem-based learning, which is a type of technology to developing education. The paper presents a personal experience of the teaching staff Lyantorskoye petroleum college to introduce new educational technologies

Текст научной работы на тему «Внедрение новых педагогических технологий в образовательный процесс по программам СПО»

Literatura:

1. The table is based on the following sources: EI Kozubskaya The memorial book of the Dagestan region. Temir-Khan-Shura, 1901, 1905, 1910, 1914;

2. GM Zaikin Populated places in Dagestan. Temir-Khan-Shura, 1917;

3. Mansurov MH Russian immigrants in Dagestan (second half of XIX - early XX century.). Makhachkala, 1994;

4. Ibragimov M.-R. On the history of the formation of the Russian population of Dagestan (XVI - beginning of XX century.) // Soviet Ethnography. 1978, № 2;

5. Suzdaltseva IA Russian migration movement in the North-East Caucasus in the late XIX - early XX centuries. Abstract.

diss.kand. ist. Sciences. - Makhachkala, 1997;

6. Review of the status of the Dagestan region for 1892-1916 years. - Temir-Khan-Shura, 1893-1917. Bulletin of the movement of the population.// Dagestan collection. Issue 1, Dep. II. - Temir-Khan-Shura, 1917.

ВНЕДРЕНИЕ НОВЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ПО ПРОГРАММАМ СПО

Абдулманафова Г. С. учитель высшей категории ГОУ СПО Лянторский нефтяной техникум, г. Лянтора, Сургутский район.

Зубаилова П. Ф. начальник отдела аккредитации, науки и развития,

Касумова З. Н.

старший специалист отдела аккредитации, науки и развития, НОУ ВПО «Социально-педагогический институт», г. Дербент.

Аннотация: В последние годы в современной системе образования все большее распространение получает проблемное обучение, являющееся одним из видов технологии развивающегося обучения. В статье приведен личный опыт преподавательского коллектива Лянторского нефтяного техникума по внедрению новых педагогических технологий.

Ключевые слова: Образовательные технологии, коллективное обучение, модульное и разноуровневое обучение, качество образования.

INTRODUCTION OF NEW TEACHING Technologies in education PROGRAMME ACT

Abdulmanafova G. S. teacher of the highest category GOU SPO Lyantorskii Oil College Lyantor, Surgut district.

Zubailova P. F.

Head of the Department of accreditation, research and development

Casumova Z. N.

Senior Specialist of the accreditation, research and development NOU VPO "Socio-Pedagogical Institute" Derbent.

Abstract: In recent years, modern education system is becoming increasingly common problem-based learning, which is a type of technology to developing education. The paper presents a personal experience of the teaching staff Lyan-torskoye petroleum college to introduce new educational technologies.

Keywords: Educational Technology, collective learning, modular and multilevel training, the quality of education.

Научно-методическая работа в Лянторском нефтяном техникуме направлена на повышение качества подготовки специалистов через внедрение новых педагогических технологий, так как инновационность - это способность принимать и предлагать новое, проявлять инициативу, управлять творчеством; умение без внутреннего сопротивления воспринимать разнообразные идеи, позиции, предложения.

Учитывая стратегические цели развития современной системы образования, все большее распространение среди преподавателей Лянторско-го нефтяного техникума получает проблемное обучение, являющееся одним из видов технологии развивающего обучения. Посещая занятия преподавателей, можно наблюдать активное использование проблемного обучения на разных этапах. Сущностью технологии является создание перед студентами проблемных ситуаций, осознании, принятии и разрешении этих ситуаций в процессе взаимодействия преподавателя и студентов при максимальной самостоятельности студентов. Доминантой организации проблемного обучения является организация мыследеятельности студентов. Некоторые преподаватели предпочитают личностно-ориентированные технологии обучения, которые нашли наибольшее применение в учебном процессе, такие, как: полное усвоение знаний, разноуровневое обучение, коллективное взаимообучение, модульное обучение, проектная деятельность.

Возникает вопрос, почему из всего многообразия инновационных направлений преподаватели техникума остановились на перечисленных выше? Это объясняется тем, что эти технологии позволяют приспособить учебный процесс к индивидуальным особенностям студентов, обеспечивающие не только успешное обучение, полное усвоение знаний, но и способность развитию доброжелательности по отношению к преподавателю и друг к другу; позволяют приспособить учебный процесс различному уровню сложности содержания обучения.

Преподаватели общеобразовательных и гуманитарных дисциплин широко применяют технологию «полного усвоения знаний обучения».

Сущность данной технологии позволяет изучать способности студентов в ситуации, когда время на изучение материала не ограничивается. Опытным путем установлено, что при правильной организации обучения, особенно при снятии временных рамок, почти 95% обучающихся усваивают полностью все содержание учебного курса. Результатом технологии является то, что все обучаемые способны полностью усвоить необходимый материал при рациональной организации учебного процесса.

Преподаватели общетехнических и специальных дисциплин применяют технологию «разноуровневого обучения», сущностью которой являются различия основной массы учащихся по уровню обучаемости, которые сводятся, прежде всего, ко времени, необходимому студенту для усвоения учебного материала, обучению в сотрудничестве. На протяжении всего урока преподаватель общается с детьми доброжелательным доверительным тоном, не забывая о похвале. В конце занятий обязательно подводятся итоги, учитывая способы общения студентов между собой и оказание помощи друг другу.

Уровневая дифференциация функционируется путем деления студенческих потоков на подвижные и относительно однородные по составу группы, каждая из которых овладевает программным материалом в различных образовательных областях на следующих уровнях: минимальном (государственный стандарт), базовом, вариативном (творческом). Результатом технологии является освоение базовых знаний, государственных стандартов всеми студентами и одновременно с возможностями для каждого студента реализовать свои склонности и способности на продвинутом уровне.

Преподаватели специальных дисциплин применяют технологию «коллективного обучения», сущностью которой является то, что в процессе урока у студентов развиваются навыки мыследеятельности, включается работа памяти, идет мобилизация и актуализация предшествующего опыта и знаний. Каждый чувствует себя раскованно, работает в индивидуальном темпе, повышается ответственность не только за свои успехи, но и за результаты коллективного труда, формируется адекватная самооценка личности, оценка своих возможностей и способностей, достоинств и ограничений: обсуждение одной информации несколькими студентами обеспечивает более прочное усвоение материала. Результатом технологии является то, что студент обучает других, рассказывает учебный материал и в процессе объяснения запоминает изучаемый материал до 95%.

Преподаватели физики, преподаватели экономических дисциплин применяют технологию «модульного обучения». Сущностью данной технологии является то, что все уроки, отводимые на разделы, темы, делят на 4 вида: изучение нового материала, закрепление практических навыков,

и и т-\

изучение дополнительного материала, текущий контроль знаний. В результате студент полностью самостоятельно (или с определенной помощью) достигает конкретных целей учения в процессе работы с модулем. Педагоги разработали программы, которые из комплекса модулей последовательно усложняют дидактические задачи, обеспечивая при этом

входной и промежуточный контроль, позволяющий студенту вместе с преподавателем осуществлять управление учением; модули позволяют перевести обучение на субъект-субъектную основу, индивидуализировать работу с отдельными учащимися, изменить форму преподавателя и студента.

При подготовке студентов к научно-исследовательским конференциям преподаватели экономических дисциплин применяют технологию проектной деятельности. Сущностью данной технологии является то, что студенты воспринимают знания как действительно нужные и необходимые. Они ставят перед собой определенные цели для решения значимых задач. Для этого студенты осваивают и применяют определенные знания и умения, приобретенные в процессе достижения поставленной цели, что в конечном итоге приводит к реальным результатам. Внешним результатом технологии является то, что можно увидеть, осмыслить, применить на практике. Внутренним результатом технологии является опыт деятельности, соединяет в себе знания и умения, компетентности и ценности.

Традиционное обучение ориентируется на «среднего обучаемого», а в личностно-ориентированной технологии существует множество достижимых планок. Таким образом, учебно-профессиональную деятельность и внедренные коллективом педагогов Лянторского нефтяного техникума технологии можно свести к следующему: 1. Подготовка студентов к учебному процессу:

• ориентация на цели и действия;

• выбор целей учения;

• уточнение значимости целей обучения;

• формирование мотивации к учению;

• планирование учебных действий;

• активизация внимания.

2. Выполнение учебных действий в соответствии с поставленной целью:

• понимание;

• запоминание материала;

• интеграция и применение выученного.

3 Управление учебными действиями:

• наблюдение за процессом обучения;

• оценка учебных действий;

• внесение коррективов в учебный процесс и методов обучения;

• осмысление хода учения.

4. Оценка результатов работы:

• отчет о процессе обучения и его результатах;

• оценка процесса обучения и его результатов.

Дидактическими правилами, способствующими формированию профессиональных компетенций преподавателей, являются:

• Целостная, масштабная постановка задачи перед обучаемыми;

• Ориентация на реальный рабочий процесс;

• Систематизация видов деятельности, направленная на решение

проблем;

• Предоставление широких возможностей для самостоятельной деятельности студентов;

• Роль преподавателя как консультанта и организатора (менеджера);

• Учебно-познавательная свобода студента на рабочем месте и во время занятий.

Функциями учебно-познавательной деятельности студентов для повышения успеваемости и качества образования являются:

• Подготовка обучаемых к учебному процессу: ориентация на цели и действия; выбор целей учения; уточнение значимости целей обучения; формирование мотивации к учению; планирование учебных действий; активизация внимания;

• Выполнение учебных действий в соответствии с поставленной целью: понимание, запоминание материала; интеграция и применение выученного;

• Управление учебными действиями: наблюдение за процессом обучения; оценка учебных действий; внесение коррективов в учебный процесс и методов обучения; осмысление хода учения;

• Оценка результатов работы: отчет о процессе обучения и его результатах; оценка процесса обучения и его результатов;

• Поддержка мотивации к обучению и концентрации внимания.

Помимо этого, для преподавателей организовываются специальные методические мероприятия, в рамках которых апробируются компоненты личностно-ориентированной технологии, а именно: самовоспитания, самореализации, саморазвития студентов. Для того чтобы педагог мог выступить не как источник информации, а как организатор, координатор, модератор деятельности студентов, проводятся семинары, семинары-практикумы, практические занятия, работа с молодыми преподавателями, методические дни, тематические педагогические советы. В техникуме проводятся разнообразные конкурсы: «Молодой специалист», «Преподаватель года», «Студент года», «Лучшая предметно-цикловая комиссия», «Смотр учебных кабинетов и лабораторий», «Лучшая методическая разработка», творческий конкурс преподавателей и сотрудников.

На предметно-цикловых комиссиях представлено портфолио обоб-

и и т-\

щения передового опыта преподавателей, чей труд высоко оценен. В условиях повышения качества образования определяющими факторами развития техникума стали научно-исследовательская деятельность студентов, творческие работы студентов и преподавателей, научно-методические

работы преподавателей (грифы). От этого в решающей степени зависит и морально-психологический климат в коллективе, и уровень обучения студентов.

Работая над методической темой учебного заведения «Подготовка конкурентоспособных специалистов с целью развития кадрового потенциала», педагогический коллектив техникума ставит следующую цель:

• повысить качество подготовки специалистов, отвечающих требованиям ФГОС СПО, через внедрение новых педагогических технологий. Таким образом, качество подготовки специалистов Лянторского нефтяного техникума обеспечивается, прежде всего, четким представлением о целях обучения, достаточными условиями для обучения (доступностью, например) и содержанием обучения, а также организацией на этой основе регулярного мониторинга качества учебного процесса.

В связи с этим, одним из перспективных способов решения этой задачи представляется через реализацию компетентностного подхода к описанию модели специалиста, как специалиста умелого, конкурентоспособного, то есть, компетентного в своей предметной области.

т-ч и о

В повседневной педагогической жизни, давая оценку того или иного сотрудника, часто говорится о том, что он «компетентен» или «не совсем компетентен». При этом мерилом подобного суждения о квалификации сотрудника служит то, насколько этот сотрудник эффективно использует свои профессиональные знания и навыки, проявляет ту или иную инициативу, способен работать в группе и может найти конструктивное решение в нестандартной ситуации. К таким мерилам - образцам относятся и преподаватели Лянторского нефтяного техникума.

С целью определить стиль преподавания каждого педагога, было проведено тестирование «Стили преподавания», что позволяет определить положительные и отрицательные стороны стилей и дать рекомендации для ликвидации ошибок. Эмоционально - методическим - Энвери Л.А., Абдул-манафова Г.С., Авилкина В.В., Алмазова О.П., Перемыкина Т.А., Томашев-ская Г.М., Гаврилюк В.В., Панфилова Е.А., Курило С.Н., Карпунина Л.Н., Биктагиров М.Р., Свечникова И.Г., Щербаченко Л.Н., Джежелий А.А., Алексеев В.А., Кийдан О.В., Шомова Д.З., Урывская Н.П., Гимаметдинова Г.Ш.; рассуждающе-методическим - Спиридонов Л.Н.

Это свидетельствует о желании и готовности большинства педагогов строить отношения со студентами на творческой основе, способности вести уроки на основе диалога со студентами, умение интересно преподать учебный материал, умение активизировать студентов, возбудив у них интерес к особенностям самой дисциплины, умение использовать и варьировать различные формы, методы, средства обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.