УДК 330
Алиева В.С.
магистрант Института экономики и управления Северо-Кавказского федерального университета,
г. Ставрополь, РФ
ВНЕДРЕНИЕ НАПРАВЛЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ НА ПРИМЕРЕ ПРЕДПРИЯТИЙ ИНДУСТРИИ ГОСТЕПРИИМСТВА
Аннотация
Индустрия гостеприимства в настоящее время испытывает особые трудности. Для восстановления и развития необходимы новые маркетинговые инструменты и новые целевые ориентиры, важнейшим из которых будет здоровье населения. В работе представлен проект в области управления изменениями, направленный на продвижение концепции здорового и безопасного питания путем организации специальных мероприятий на базе отелей и ресторанов. Проект основан на применении 3-х ступенчатой модели организационных изменений Курта Левина в индустрии гостеприимства.
Ключевые слова: Управление изменениями, повышение эффективности, модель Левина, индустрия гостеприимства, PR-кампания
Индустрия гостеприимства в настоящее время функционирует в неопределенных условиях: негативные явления появляются весьма быстро, и организации должны оперативно и вовремя на них реагировать. Предприятия отрасли должны внедрять организационные изменения, которые направленны на повышение эффективности управления и связанны с преобразованием стратегии бизнеса (например, выход на новые рынки сбыта, освоение новых сегментов) [1].
Ричард Дафт определил организационные изменения как «освоение компанией новых идей или моделей поведения» [6].
Для индустрии гостеприимства одним из наиболее сильных драйверов развития может стать внедрение нового направления, ориентированного на продвижение здорового и безопасного питания. Именно такая идея может стать новой маркетинговой стратегией ведущих ресторанов и сетей отелей, поскольку по мнению Всемирной организации здравоохранения сегодня в сфере продовольственной безопасности на первый план в глобальном масштабе выходит не проблема голода, а заболевания, вызванные неправильным питанием [5].
По данным Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных Наций около 13 процентов взрослого населения земного шара имеет ожирение, стимулирующее сердечно-сосудистые заболевания, сахарный диабет и некоторые формы рака [4]. Но еще более пугающим является тот факт, что по данным на 2016 год более 41 миллиона детей в возрасте до пяти лет имели избыточный вес. Одной из главных причин является неграмотность населения в вопросах питания и, как следствие, неправильное пищевое поведение.
Прогрессивные рестораны и гостиничные сети могут многое сделать для повышения осведомленности людей в области питания и здоровья. По мнению автора, именно такой тренд, направленный на продвижение и популяризацию здорового питания, может стать новым драйвером развития гостиничного и ресторанного сектора экономики.
Для привлечения внимания своих потребителей и общества в целом ключевые игроки индустрии гостеприимства на регулярной основе организуют мероприятия: мастер-классы, выставки, лекции, события, направленные на повышение уровня грамотности населения в вопросах здорового питания. Для предприятий питания и размещения это станет эффективным маркетинговым инструментом для привлечения целевого сегмента потребителей.
Для масштабного разворачивания проекта в индустрии необходимо разработать многоступенчатый
подход для сглаживания барьеров, которые могут быть вызваны внедрением изменений. Для этого применим 3-х ступенчатую модель изменения бизнеса американского ученого в области управления изменениями Курта Левина [3]. Применение этой модели будет способствовать готовности отрасли к внедрению изменений.
Проанализируем побуждающие и ограничивающие силы для данного проекта (см. табл. 1).
Таблица 1
Баланс факторов, обеспечивающий стабильность проекта
Побуждающие силы Ограничивающие силы
Обеспокоенность населения о состояние здоровья Рост заболеваний, связанных с неправильным питанием Резкое сокращение объема продаж у предприятий отрасли Значительное уменьшение объема прибыли Заинтересованность потребителей к внедрению инноваций Низкий уровень грамотности населения Высокая инерционность отрасли Менеджмент предприятий не готов к внедрению изменений Недостаточный уровень компетенций у сотрудников предприятий отрасли для внедрения проекта Низкий уровень мотивации персонала предприятий отрасли к инновациям
Для того чтобы успешно внедрить изменения в сетях отелей и ресторанов, необходимо снизить влияние ограничивающих сил. Для этого модель К. Левина предлагает 3 основных этапа.
1. Размораживание - создание готовности изменениями. Ныне укоренившиеся представления должны быть развеяны за счет определенных мер. Для определения уровня готовности потребуются обученные эксперты.
2. Движение - разработка задач, плана действий.
3. Заморозка - закрепление новых принципов и процессов, обеспечение устойчивости для работы системы.
Рассмотрим модель Левина применительно к данному проекту по разворачиванию широкомасштабной кампании по преодолению пищевой неграмотности населения, организованной и поддержанной прогрессивными ресторанами и гостиничными сетями. Мероприятия проводят отели и рестораны, заинтересованные в такой пиар-кампании.
На первом этапе (этапе размораживания) необходимо проанализировать имеющиеся стереотипы как в маркетинговых стратегиях предприятий отрасли, так и в поведении потребителей. Кампания должна быть организована в сотрудничестве с ведущими диетологами, учеными в области питания, врачами, известными бренд-шефами.
Этап движения предполагает разработку комплекса онлайн и офлайн просветительских, обучающих мероприятий, соревнований, конкурсов, ориентированных на различные целевые группы: детей с родителями, подростков, молодежь, последователей различных низкокалорийных диет, вегетарианцев, людей пожилого возраста.
Кампания может быть спонсирована различными компаниями, производящими или поставляющими продукты и ингредиенты функционального питания. Посетители таких мероприятий, безусловно, представляют целевых клиентов для этих компаний. Поэтому в будущем они будут приобретать у этих компаний продукты, которые им понравятся во время презентаций или лекций по здоровому питанию, мастер-классов приглашенных шеф-поваров из лучших ресторанов здорового питания. Можно выпускать бонусные карты или сертификаты для конкретного магазина или ресторана, чтобы получить синергию различных маркетинговых инструментов.
Для обеспечения устойчивости проекта (этапа заморозки) необходимо проводить обучение персонала; обеспечить заключение договоров о сотрудничестве с различными организациями отрасли питания, гостиничного бизнеса; поиск спонсоров; взаимодействие с местными органами власти, профессиональными ассоциациям, разработка РЯ-кампании со СМИ.
Таким образом, опираясь на модель изменения бизнеса Левина, автор предлагает новый подход к внедрению актуальных инструментов управления изменениями, обеспечивающий продвижение предприятий индустрии гостеприимства и производителей здорового питания.
Данные мероприятия окажут положительное влияние на различные заинтересованные стороны:
- для гостиниц и ресторанов, принимающих и организующих специальные мероприятия: эффективные маркетинговые инструменты и PR-кампании, привлекающие целевых потребителей;
- для потребителей: достоверная информация о питании и здоровье и современные инструменты для создания правильного рациона питания;
- для исследователей: новый подход к отслеживанию изменений пищевых привычек людей и пищевого поведения.
Список использованной литературы:
1. Богатко А.Н. Система управления развитием предприятия (СУРП). М.: Финансы и статистика, 2011. 240 с.
2. Дафт Р.Л. Менеджмент. СПб.: Питер, 2011. 832 с
3. Галынчик Т.А. Управление изменениями: учебное пособие. Нижневартовск: Изд-во НВГУ, 2016. 120 с.
4. Food and Agriculture Organization of the United Nations, from http://www.fao.org/publications/en/.
5. World Health Organization, from http://www.who.int/news-room/fact-sheets/detail/obesity-and-overweight.
© Алиева В.С., 2020
УДК 338.2
ГРНТИ 06.54.31
Г. С. Армашова-Тельник
Доцент, кандидат экономических наук, доцент кафедра программно-целевого управления в приборостроении Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения Санкт-Петербург, Россия
ПРОБЛЕМАТИКА ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ РОССИИ
Аннотация
В статье рассматриваются ключевые факторы, препятствующие эффективной цифровизации производства в России, проблематика процессов принятия решений в условиях цифровизации экономики России. Определен характер влияния факторов (позитивное, негативное) в рамках применения подходов к оценке эффективности управления с учетом их актуальности. Выделены эффекты использования социальных сетей для принятия организационно-производственных решений, предложен порядок их применения в хозяйственной деятельности предприятия в контексте определяющей роли цифровизации во всех отраслях функционирования.
Ключевые слова.
цифровизация производства, цифровая экономика, цифровые технологии, эффективность принятия управленческих решений.
В современных условиях хозяйствования высоко значима роль новейших технологий и инноваций в процессе развития экономики. С помощью инновационных технологий растет эффективность производства и результативность бизнес - процессов. Традиционные подходы и методы работы динамично изменяются в связи с проникновением инновационных технологий в практически все сферы и отрасли функционирования человека. Что обуславливает актуальность исследований проблемных зон, связанных с цифровизацией процессов производства. Более широкое и точное определение термина «цифровая экономика» предложено Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях