Научная статья на тему 'Внедрение международных стандартов финансовой отчетности в Томском политехническом университете'

Внедрение международных стандартов финансовой отчетности в Томском политехническом университете Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
352
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ФИНАНСОВАЯ ОТЧЕТНОСТЬ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ ОБЩЕСТВЕННОГО СЕКТОРА / БЮДЖЕТНЫЙ УЧЕТ / FINANCIAL STATEMENTS / INTERNATIONAL PUBLIC SECTOR ACCOUNTING STANDARDS / BUDGETARY ACCOUNTING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чубик Петр Савельевич, Блинова Наталья Юрьевна, Моисеенко Элеонора Леоновна

В статье рассматриваются концептуальные вопросы и практика внедрения международных стандартов финансовой отчетности общественного сектора в Томском политехническом университете. Реализация проекта по внедрению МСФО ОС в ТПУ позволила выявить скрытые ранее проблемы в управлении активамии обязательствами, принять меры по их устранению, усилить контроль над результатами деятельности университета и дочерних организаций, а также наметить пути оптимизации процесса принятия решений в области финансового менеджмента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF INTERNATIONAL ACCOUNTING STANDARDS AT TOMSK POLYTECHNIC UNIVERSITY

The article discusses questions about practices of international public sector accounting standards implementation at Tomsk polytechnic university.

Текст научной работы на тему «Внедрение международных стандартов финансовой отчетности в Томском политехническом университете»

г

ПРАКТИКА МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

j

ВНЕДРЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ В ТОМСКОМ ПОЛИТЕХНИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

ЧУБИК Петр Савельевич - д-р техн. наук, профессор, ректор, Национальный исследовательский Томский политехнический университет. E-mail: chubik@tpu.ru БЛИНОВА Наталья Юрьевна - начальник финансово-аналитического отдела, Национальный исследовательский Томский политехнический университет. E-mail: blinovanyu@tpu.ru МОИСЕЕНКО Элеонора Леоновна - главный бухгалтер, Национальный исследовательский Томский политехнический университет. E-mail: moiseenko@tpu.ru

Аннотация. В статье рассматриваются концептуальные вопросы и практика внедрения международных стандартов финансовой отчетности общественного сектора в Томском политехническом университете. Реализация проекта по внедрению МСФО ОС в ТПУ позволила выявить скрытые ранее проблемы в управлении активами и обязательствами, принять меры по их устранению, усилить контроль над результатами деятельности университета и дочерних организаций, а также наметить пути оптимизации процесса принятия решений в области финансового менеджмента.

Ключевые слова: финансовая отчетность, международные стандарты финансовой отчетности общественного сектора, бюджетный учет

Одним из условий интеграции ведущих российских университетов в международное научно-образовательное пространство является переход на международные стандарты управления финансами и ведения финансовой отчетности. Томский политехнический университет (далее - ТПУ) одним из первых среди вузов-участников проекта 5-100 разработал и внедрил в университетскую практику процесс учета финансово-хозяйственной деятельности вуза по международным стандартам финансовой отчетности общественного сектора (далее - МСФО ОС) [1], а также накопил данные для проведения предварительного анализа проделанной работы.

МСФО - это система общепринятых принципов классификации, признания, оценки и раскрытия фактов хозяйственной жизни и финансовых показателей хозяйствующих субъектов. Стандарты для коммерческого сектора (МСФО) появились в 1973 г., а первый стандарт по МСФО ОС был принят в 2000 г. В отличие от нацио-

нальных стандартов учета они носят рекомендательный характер, то есть не предъявляют жестких требований к бухгалтерскому учету, содержат лишь общие принципы и требования, являясь базовой основой для подготовки консолидированной финансовой отчетности [2]. Основная цель такой отчетности - предоставление объективной информации о финансовом положении и результатах деятельности отчитывающегося субъекта, полезной при принятии обоснованных экономических решений широким кругом пользователей. (В отечественной практике при подготовке бухгалтерской (финансовой) отчетности преобладает юридический подход с четко регламентированными правилами, при этом вся российская учетная система ориентирована на обеспечение контрольных функций и решение вопросов налогообложения).

Работа по постепенному сближению национальных и международных стандартов учета ведется Минфином России с 2010 г. Осуществлен официальный перевод

6

Высшее образование в России • № 7, 2015

МСФО ОС, подготовлены проекты пяти федеральных стандартов бухгалтерского учета и отчетности в секторе государственного управления, разработанные на основе МСФО ОС, в 2014 г. внесены концептуальные изменения в инструкцию по бухгалтерскому учету государственного сектора, сглаживающие основные различия между бюджетным учетом и МСФО ОС [2]. Несмотря на указанные действия, вопросы внедрения МСФО ОС в российском государственном секторе на текущий момент стоят достаточно остро, и лишь единичные учреждения страны имеют соответствующий опыт составления отчетности.

Подготовку к составлению отчетности по МСФО ОС можно осуществлять с привлечением сторонних исполнителей (аудиторских и консалтинговых организаций) или собственными силами. Главным недостатком первого варианта является то, что современный рынок услуг в этой области в России пока недостаточно развит. Поэтому выбор стороннихисполнителей ограничен, в том числе и в географическом плане. Второй вариант кажется относительно дешевым или сопоставимым с первым по стоимости, однако может стать более затратным и трудоемким в организационном плане. Тем не менее большинство крупных рос-сийскихорганизаций выбирают этот путь. Принимая во внимание состояние рынка услуг для организаций государственного сектора, а также уже сложившуюся практику по подготовке отчетности в соответствии с МСФО, в ТПУ было принято решение о внедрении МСФО ОС собственными силами.

Этот процесс стартовал в университете в 2013 г. В рамках общей стратегии вуза в области проектного менеджмента была создана рабочая группа по вопросам запуска соответствующего проекта. Как и преобладающее большинство проектов ТПУ, он реализован в форме менеджмента влияния («координации проектов »), не требующего изменений в структуре университета. В

рамках сетевого взаимодействия структурных подразделений ТПУ обеспечена концентрация необходимых ресурсов (в первую очередь трудовых), и в то же время сохранена возможность оптимизации их использования[3]. Поскольку отчетность по МСФО ОС намного шире и информативнее, чем бухгалтерская отчетность по национальным стандартам учета, в состав проектной группы вошли сотрудники различных структурных подразделений: финансово-аналитического отдела, кафедры экономики, бухгалтерии, планово-финансового отдела, а также центра мониторинга и рейтинговых исследований.

Процесс внедрения МСФО ОС условно можно разбить на следующие этапы:

• подготовительный период;

• разработка методики трансформации данных из регистров бухгалтерского учета в регистры учета по МСФО ОС с учетом специфики российского законодательства;

• разработка учетной политики и методологии ведения учета по МСФО ОС;

• трансформация данных из регистров бухгалтерского учета в регистры учета по МСФО ОС отдельно для университета, обособленных структурных подразделений и дочерних организаций;

• консолидация данных;

• составление итоговых форм консолидированной отчетности ТПУ в соответствии с МСФО ОС;

• ведение учета по МСФО ОС.

Особое внимание следует обратить на

подготовительную работу организационного и методологического характера. Она включает, в частности, определение круга консолидации и анализ всех фактов хозяйственной жизни университета и дочерних организаций с целью выявления различий в учете по национальным и международным стандартам для проведения необходимых трансформационных корректировок на следующем этапе.

Российским законодательством состав-

Практика модернизации образования

7

ление консолидированной отчетности не предусмотрено. Напротив, в соответствии с МСФО ОС в большинстве случаев должна составляться консолидированная отчетность группы с учетом контролируемых (дочерних) и ассоциированных компаний, в том числе в нее должны включаться организации коммерческого сектора, если они удовлетворяют критериям признания в качестве контролируемых или ассоциированных компаний. В подготовительный период определяется перечень дочерних и ассо-циированныхорганизаций, которые подлежат включению в консолидированную отчетность, и в их адрес направляются запросы на предоставление информации, требуемой для подготовки отчетности в соответствии с МСФО ОС. При этом следует принимать во внимание тот факт, что сроки сдачи бухгалтерской отчетности коммерческими организациями существенно отличаются от сроков сдачи отчетности государственными учреждениями. Контролируемые организации консолидируются методом покупки с выделением неконтролируемой доли участия, исключением взаиморасчетов и нереализованной прибыли. Поскольку деятельность малых инновационных предприятий (ассоциированных организаций ТПУ) несущественна в рамках всей деятельности университета, а большая их часть находятся на упрощенной системе налогообложения и не имеют бухгалтерской отчетности за 2012-2013 гг., было принято решение не применять по отношению к ним метод долевого участия.

Немаловажным фактором успешного внедрения новой системы учета стало достаточно длительное обучение международным стандартам отчетности сотрудников ТПУ, задействованных в процессе. Разработаны две программы повышения квалификации, рассчитанные на разные уровни компетенций в области МСФО ОС. Первая - в объеме 72 часов - направлена на получение общих знаний о МСФО ОС. Обучение по данной программе прошли 74

сотрудника различных служб. Вторая программа объемом 80 часов нацелена на формирование дополнительных компетенций в области применения МСФО ОС. Ее освоили 22 сотрудника управления по финансово-экономической деятельности.

На этом этапе была также проанализирована отчетность по МСФО ОС нескольких университетов, входящих в топ-100 мировых университетских рейтингов. На основе проведенного анализа разработана структура отчетности для ТПУ с целью обеспечения сопоставимости отчетных данных с ведущими университетами мира.

Следующий шаг на пути к внедрению МСФО ОС - переформатирование данных из национальных стандартов в международные.

В мировой практике применяются два основных метода составления отчетности в соответствии с международными стандартами:

• трансформация (периодический процесс подготовки отчетности по МСФО, включающий реклассификацию данных из регистров национального бухгалтерского учета в статьи отчетности по МСФО и последующее внесение корректировок в эти статьи);

• конверсия (параллельный учет) [4].

Независимо от выбранного университетом метода подготовки отчетности трансформация является обязательным шагом на пути перехода к МСФО ОС, поскольку для получения входящего баланса может быть использован только этот метод. Отчетность ТПУ за 2013 г. составлена методом трансформации от оборотно-сальдовой ведомости; аналогичный подход реализован и при подготовке отчетности за 2014 г. Начиная с 2015 г. планируется комбинация указанных методов: параллельный учет в части отражения фактов хозяйственной жизни ТПУ и его обособленных структурных подразделений, а также трансформация данных по контролируемым организациям. Решение составлять отчетность контроли-

8

Высшее образование в России • № 7, 2015

руемых организаций методом трансформации принято на основе оценки «затраты-выгоды ». Ресурсы контролируемых компаний не позволяют вести полноценный параллельный учет по МСФО ОС, однако силами специалистов ТПУ с привлечением сотрудников дочерних организаций, ответственных за бухгалтерский учет, возможна быстрая и качественная трансформация данныхиз регистров бухгалтерского учета в регистры по МСФО ОС.

Важным этапом реализации проекта является разработка методики трансформации данных из регистров бухгалтерского учета в регистры по МСФО ОС. Как правило, количество методик соответствует количеству видов бухгалтерского учета группы. Для университета - это методика трансформации данных из регистров бюджетного учета, а в случае наличия дочерних и ассоциированных организаций коммерческого сектора - методика трансформации данных из регистров коммерческого бухгалтерского учета в регистры по международным стандартам. В процессе описания методики трансформации разработан план счетов по международным стандартам, в основу которого положен план счетов бухгалтерского учета государственного сектора, но предусмотрена специфика МСФО ОС. Так, на счетах МСФО ОС добавлена аналитика, необходимая при раскрытии информации в отчетности по международным стандартам, и размножены на активные и пассивные те счета, остатки по которым в бюджетном учете представляются свернуто (например, счета «Расчеты по доходам », «Расчеты с подотчетными лицами »). В методику также включены шаблоны трансформационных таблиц и таблицы соответствий счетов и аналитик бухгалтерского учета статьям отчетности по МСФО ОС отдельно для государственного и коммерческого секторов.

Трансформация данных из регистров бухгалтерского учета в регистры по МСФО ОС осуществляется для каждого компо-

нента финансовой отчетности. Отчет о финансовом положении (баланс) за первый отчетный период опирается на две даты: дату первого применения МСФО ОС (01.01.13) и на конец отчетного периода. Также заполняются отдельные трансформационные таблицы для отчета о финансовых результатах, о движении денежных средств и об изменении чистых активов.

Общая стратегия трансформации включает следующие операции:

• перенос развернутых остатков по счетам бухгалтерского учета на счета учета по международным стандартам;

• внесение корректировочных проводок по счетам учета МСФО ОС для приведения начальных остатков в соответствие с требованиями МСФО ОС;

• перенос из регистров бухгалтерского учета на международные счета оборотов, необходимых для формирования отчетов о финансовых результатах, о движении денежных средств и об изменении чистых активов;

• внесение корректировочных проводок по международным счетам учета для приведения оборотов и конечных остатков в соответствие с требованиями МСФО ОС.

Трансформация данных производилась отдельно по ТПУ, по филиалам и представительствам, а также по дочерним организациям вуза с целью контроля корректности данных в итоговой отчетности.

Проблемы, возникшие во время трансформации данных и оказавшие влияние на объем вносимых корректировок, можно разбить на две группы:

1) расхождения между бюджетным учетом и МСФО ОС;

2) несоответствия аналитических разрезов бюджетного учета и бухгалтерского учета контролируемых организаций коммерческого сектора.

По причине существенных различий в национальном и международном стандартах учета корректировка данных является неотъемлемой частью процесса трансфор-

Практика модернизации образования

9

мации. При подготовке отчетности по МСФО ОС были произведены следующие виды корректировок:

• исключение из регистров МСФО ОС активов или обязательств, не соответствующих критериям признания в соответствии с МСФО ОС (например, списание материальных запасов,переданных в эксплуатацию);

• включение в регистры МСФО ОС активов и обязательств, не нашедших отражения в бюджетной отчетности, но признание которых требуется в соответствии с МСФО ОС (например, признание в качестве объектов основных средств земельных участков, полученных в безвозмездное пользование, на дату первого применения, а также создание резервов);

• изменение оценок активов и обязательств в соответствии с требованиями МСФО ОС (например, обесценение нереальной к взысканию задолженности);

• реклассификация статей в соответствии с требованиями МСФО ОС (например, деление задолженности на краткосрочную и долгосрочную).

В отдельную группу корректировок следует отнести расчет отложенных налогов на прибыль. По бюджетному учету отражение отложенных налогов не предусмотрено; МСФО ОС также не содержат отдельный стандарт по отложенным налогам, однако приветствуют их отражение в финансовой отчетности. Поскольку ТПУ является плательщиком налога на прибыль, отложенные налоги на прибыль отражены в финансовой отчетности вуза в соответствии с МСФО (IAS) 12 «Налоги на прибыль».

При подготовке первой отчетности ТПУ в соответствии с МСФО ОС потребовалось привлечение экспертов для оценки (по состоянию на 01.01.2013 г.) справедливой стоимости тех объектов недвижимого имущества, балансовая стоимость которых, по данным бухгалтерского учета, объективно не соответствовала их спра-

ведливой стоимости. В то же время было принято решение о невключении активов культурного наследия в отчетность по международным стандартам, поскольку процесс определения подлинности музейных экспонатов (и последующая оценка их справедливой стоимости) является весьма затратным, а в соответствии с требованиями МСФО ОС отражение таких активов не является обязательным. Информация о наличии активов культурного наследия может быть раскрыта в примечаниях к финансовой отчетности.

Основные отличия между правилами бюджетного учета и требованиями МСФО ОС выявлены при трансформации данных из регистров бюджетного учета в статьи отчета о финансовых результатах деятельности и отчета о движении денежных средств. Например, по общим правилам бюджетного учета сформированные затраты на изготовление готовой продукции, а также на выполнение работ и оказание услуг относятся на уменьшение дохода, а согласно МСФО ОС такие затраты относятся к расходам текущего периода.

Особое внимание в международных стандартах отводится отражению в финансовой отчетности резервов. Данная позиция основана на принципе осмотрительности: не допустить завышения активов и занижения обязательств отчитывающегося субъекта. Требования к отражению резервов в бюджетном учете появились с 2014 г., однако общих алгоритмов и методик расчета основных резервов в рекомендациях нет. Для целей подготовки отчетности в соответствии с международными стандартами в ТПУ разработаны и внедрены методики расчета краткосрочного резерва на выплату предстоящих отпусков, а также долгосрочного резерва на вывод из эксплуатации ядерных объектов ТПУ и восстановление окружающей среды, и резерва на выплаты ветеранам и участникам Великой Отечественной войны по коллективному договору.

10

Высшее образование в России • № 7, 2015

В рамках отдельной корректировки были проанализированы записи в регистрах бюджетного учета, отраженные в 2014 г., но относящиеся к 2013 г. (аналогично - отраженные в 2013 г., но относящиеся к 2012 г.). По данным записям был восстановлен принцип временной определенности фактов хозяйственной деятельности в случае, если сумма по соответствующей операции превышает 100 тыс. руб.

Следует отметить, что весь процесс внедрения МСФО ОС в ТПУ автоматизирован. В основной системе учета финансово-хозяйственной деятельности на базе «1С: Бухгалтерия государственного учреждения 8 » создана подсистема МСФО ОС. Ее задачей является автоматизация процедуры трансформации с сохранением сопоставимости данных в бюджетном и международном учетах, а также автоматизированный расчет корректировок. В подсистеме реализованы расчет резерва отпусков, пообъектный расчет отложенных налоговых активов и отложенных налоговых обязательств. Так как предполагается ввести аудит отчетности, в системе обеспечены сбор и сохранение всех доказательств и обоснований, которые могут быть представлены аудитору при проверке.

Впервые при подготовке отчетности по международным стандартам проанализированы финансовые риски ТПУ (валютный, кредитный, процентный, риск ликвидности и т.п.). Таким образом, появилось четкое представление о рисках, которым подвержен университет, и о возможностях их минимизации.

По результатам отчетности за год, закончившийся 31.12.2013 г. [5], стало возможным оценить финансовое положение ТПУ в сопоставлении с зарубежными университетами. Следует отметить, что отчетность зарубежных университетов представляется за период, соответствующий учебному году, в то время как российские университеты традиционно выбирают отчетный период по календарному году. Для

проведения сравнительного анализа отчетность зарубежных университетов отбиралась на дату, ближайшую к 31.12.2013 г. В ходе анализа проведено сравнение основных показателей отчета о финансовом положении и отчета о финансовых результатах деятельности, а также рассчитаны основные коэффициенты оценки финансового состояния университетов по общей величине чистых активов. Отдельно рассмотрен эффект влияния расчетов с учредителем на финансовое положение российских университетов.

Следует обратить внимание, что финансовое положение ТПУ и других отобранных для анализа ведущих российских вузов сопоставимо по структуре активов и обязательств, при этом различие в структуре баланса зарубежных и российских университетов весьма существенно. Участвующие в анализе зарубежные университеты не имеют в отчетности статью «Запасы», поскольку их величина несущественна в общей доле активов. Российские вузы хранят материальные запасы в объеме от 2 до 4 млн. долл. США. Российские университеты капитализируют свои средства в наименее ликвидные с экономической точки зрения статьи необоротных активов (основные средства и нематериальные активы), в то время как у зарубежных вузов более 80% активов - это инвестиции, ценные бумаги и иные финансовые вложения. Также у зарубежных университетов существенную долю всех обязательств составляют финансовые обязательства (кредиты), а у российских вузов данная статья несущественна. Кроме того, в данные отчетности зарубежных университетов включаются их эндаумент-фонды. С позиции Минфина России, консолидация фонда целевого капитала в отчетности российских вузов возможна, только если такой фонд является контролируемой организацией.

Важным разделом с точки зрения финансового анализа является раздел «Чистые активы», где, по сути, отражена реаль-

Практика модернизации образования

11

ная стоимость имеющегося имущества, определяемая за вычетом всех обязательств (“величина активов, не обремененных обязательствами”). В отчетности российских университетов в разделе чистых активов присутствует существенная статья - «Расчеты с учредителем», в которой отражается балансовая стоимость земельных участков в безвозмездном пользовании, имущества в оперативном управлении, а также объектов незавершенного строительства, финансируемых из бюджетных источников. Включение такого имущества в расчеты с учредителем лишает университет права в дальнейшем распоряжаться им самостоятельно, вследствие чего такое имущество не может являться обеспечением по обязательствам университета. В итоге по структуре чистых активов некоторые российские университеты попадают в зону риска с позиции внешних пользователей. Вместе с тем такое положение дел должно быть выгодно учредителю, поскольку результаты деятельности вуза капитализируются в защищенные статьи активов.

Структура баланса российских университетов, финансовые результаты их деятельности, так же как и их капитализация в защищенные статьи активов, объясняются консервативной финансовой политикой в первую очередь учредителей университетов, которая направлена на минимизацию финансовых рисков и обеспечение финансовой безопасности. Общий анализ коэффициентов ликвидности и автономии, а также соотношения обязательств и собственных средств позволяет судить об относительной финансовой устойчивости ТПУ и других российских вузов. Финансовая политика зарубежных университетов в целом определяется как умеренная, одна-

ко по некоторым направлениям может расцениваться как агрессивная.

Неоспоримый положительный эффект от внедрения МСФО ОС для ТПУ состоит в том, что проект позволил выявить скрытые ранее проблемы в управлении активами и обязательствами, принять меры по их устранению, усилить контроль над результатами деятельности университета и дочерних организаций, а также получить новые данные для анализа и поиска путей оптимизации процесса принятия решений в области финансового менеджмента.

Литература

1. Международные стандарты финансовой

отчетности общественного сектора (сб.), 2010. (Официальный перевод - 2012) ISBN 978-5-9551-0573-4.

2. Блинова Н.Ю. МСФО: принципиальные

отличия от российских стандартов бухгалтерского учета организаций общественного сектора // Советник бухгалтера государственного и муниципального учреждения. 2013. № 11. С. 58-62.

3. Дульзон А.А. Управление проектами: учеб-

ное пособие. Томск: Изд-во ТПУ, 2006.

4. Основные этапы трансформации финан-

совой отчетности / Карана и Агентство США по Международному развитию (АМР США) // Сайт GAAP.RU (Теория и практика финансового учета). URL: http:// www.gaap.ru/ articles/ osnovnye_etapy_ transformatsii_finansovoy_otchetnosti

5. Консолидированная финансовая отчет-

ность в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности общественного сектора на 31 декабря 2013 года / Томский политехнический университет. URL: http://tpu.ru/f/1914/msfo_ 2013.pdf

Статья поступила в редакцию 26.05.15.

IMPLEMENTATION OF INTERNATIONAL ACCOUNTING STANDARDS AT TOMSK

POLYTECHNIC UNIVERSITY

CHUBIKPetr S. - Dr. Sci. (Technical), Prof., Rector, National Research Tomsk Polytechnic University, Tomsk, Russia. E-mail: chubik@tpu.ru

12

Высшее образование в России • № 7, 2015

BLINOVA Natalia Yu. - Head of Department for Financial Analytics, National Research Tomsk Polytechnic University, Tomsk, Russia. E-mail: blinovanyu@tpu.ru

MOISEENKO Eleonora L. - Chief Accountant, National Research Tomsk Polytechnic University, Tomsk, Russia. E-mail: moiseenko@tpu.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Abstract. The article discusses questions about practices of international public sector accounting standards implementation at Tomsk polytechnic university.

Keywords: financial statements, international public sector accounting standards, budgetary accounting

References

1) Mezhdunarodnye standarty finansovoi otchetnosti obshchestvennogo sektora: Izdanie 2010 goda. Ofitsial’nyiperevod [International Public Sector Accounting Standards: Collected texts. Year of Publishing - 2010. Official Translation - 2012]. ISBN 978-5-9551-0573-4. (In Russ.)

2) Blinova N.Yu. (2013). [IPSAS: Principal Differences from Russian Standards of Financial Accounting

of Public Sector Organizations]. Sovetnik bukhgaltera gosudarstvennogo i munitsipal’nogo uchrezhdeniya [Advisor for Accountant of Public and Municipal Institutions]. No. 11, pp. 58-62. (In Russ.)

3) Dulson A.A. (2006) Upravlenieproektami [Project Management: Study Book]. Tomsk: Tomsk

Polytechnic University Publ. (In Russ.)

4) [Main Stages of Financial Statements Transformation. GAAP and USA Agency on International Development]. GAAP.RU [Theory and practice of budgetary accounting]. Available at: http:// www.gaap.ru/ articles/ osnovnye_etapy_transformatsii_finansovoy_otchetnosti (accessed

08.04.2015) (In Russ.)

5) [Consolidated Financial Statements in Compliance with International Public Sector Accounting

Standards as at December 31, 2013]. Tomskiipolitekhnicheskii universitet [Tomsk Polytechnic University]. Available at: http://tpu.ru/f/1914/msfo_2013.pdf (accessed 20.04.2015)

The paper was submitted 26.05.15.

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ БАКАЛАВРОВ НА ОСНОВЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА ПЕДАГОГА

СМОЛЯНИНОВА Ольга Георгиевна - д-р пед. наук, профессор, чл.-корр. РАО, директор Института педагогики, психологии и социологии, Сибирский федеральный университет. E-mail: smololga@mail.ru

КОРШУНОВА Вера Владимировн а - канд. пед. наук, доцент кафедры информационных технологий обучения и непрерывного образования Института педагогики, психологии и социологии, Сибирский федеральный университет. E-mail: wera7@mail.ru

Аннотация.. В статье рассматриваются формы организации профессиональной подготовки будущих учителей начальных классов в программах бакалавриата в условиях сетевого взаимодействия СПО и ВО в соответствии с требованиями Профессионального стандарта педагога. Практико-ориентированная модель подготовки будущих учителей начальных классов предусматривает изменение содержания, методов и форм организации образовательного процесса и программ практик на базе школ и предполагает изменение форм оценки образовательных результатов. Ориентация на конкретные результаты образования требует новых подходов к проектированию

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.