Научная статья на тему 'Внедрение медиативной практики в систему здравоохранения'

Внедрение медиативной практики в систему здравоохранения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
53
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЗДРАВООХРАНЕНИЕ / МЕДИАЦИЯ / КОНФЛИКТОЛОГИЯ / ВРАЧ / ПАЦИЕНТ / HEALTH / MEDIATION / CONFLICTOLOGY / DOCTOR / PATIENT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Чхартишвили Давид Автандилович

В статье поднимается вопрос конфликтогенности в сфере здравоохранения. Раскрывается понятие медиации. Вводится классификация постконфликтных реалий некорректно урегулированного конфликта. Обосновывается целесообразность внедрения практики проведения процедуры медиации в сфере здравоохранения. Приводятся примеры международного опыта применения процедуры медиации. Указываются преимущества практики процедуры медиации перед судебной. Предлагается форма организации, способная эффективно внедрить, развить и популяризовать процедуру медиации в сфере здравоохранения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Чхартишвили Давид Автандилович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The introduction of a mediation practice in the health care system

The article raises the issue of conflict in the health sector. The notion of mediation. A classification of the post-conflict realities of incorrectly resolve the conflict. The feasibility of the introduction of the practice of mediation procedures in health care. Provides examples of international experience in the application of the mediation procedure. Specifies the benefits of practice of mediation procedure before the judiciary. It is proposed a form of organization that can effectively implement, develop and popularize mediation procedure in the field of health.

Текст научной работы на тему «Внедрение медиативной практики в систему здравоохранения»

Д.А. Чхартишвили

аспирант Института социологии и регионоведения Южного федерального университета*

Внедрение медиативной практики в систему здравоохранения

Сфера здравоохранения отличается высоким уровнем потенциальной конфликтогенности. Этот факт обусловлен определенными свойствами данной сферы деятельности. Учреждения здравоохранения ежедневно пропускают через себя огромное количество пациентов, которые обладают самыми различными личностными качествами, особенностями вероисповедания и культуры, различным уровнем экономического благосостояния и относящихся к различным социальным слоям. Соответственно, ежедневно медицинские работники в процессе работы оказывают медицинские услуги большому количеству кардинально отличающихся друг от друга людей. В контексте подобного характера взаимодействия довольно частым результатом является возникновение конфликтов между врачами и пациентами.

Помимо большого потока и разнообразия пациентов, необходимо учитывать тот факт, что в сфере здравоохранения объектом работы является здоровье человека, сохранение и поддержание которого является витальной, базовой потребностью человека. Ввиду того что в сфере здравоохранения отношения складываются вокруг базовой потребности, возникающие конфликты зачастую носят особо острый характер, возникают часто и приводят к более тяжелым постконфликтным реалиям.

Распространены случаи, когда медицинский работник, будучи хорошим специалистом, не владеет достаточными навыками разрешения конфликтов, не может предвидеть их, предотвратить и грамотно разрешить, так как владение навыками конфликтолога не входит в компетенцию медицинского работника. Врачебные ошибки, конфликтные личностные качества медицинского работника или пациента, стрессовые ситуации, непредвиденные обстоятельства, издержки производства врачебной деятельности и многие другие факторы могут привести к самым различным постконфликтным реалиям, начиная с устного межличностного конфликта и заканчивая долгим изнурительным судебным процессом как между пациентом и врачом, так и пациентом и всем медицинским учреждением. Независимо от формы, уровня и масштаба неверно управляемого конфликта в сфере здравоохранения, каждый отдельный подобный случай в различной степени формирует негативную тенден-

* Чхартишвили Давид Автандилович, e-mail: dato.kobuleti@yandex.ru

цию в отношениях между пациентом в широком смысле этого слова и системой здравоохранения.

Для того чтобы придать данной концепции осязаемые формы, целесообразно классифицировать постконфликтные реалии некорректно урегулированного конфликта, разделив их на краткосрочные и долгосрочные.

Краткосрочные постконфликтные реалии некорректно урегулированного конфликта - это негативные последствия, которые проявляют себя незамедлительно после конфликта либо в короткий период после него. Они носят частный характер и отражаются на конкретном враче, пациенте, ЛПУ и на долгосрочности и характере их взаимодействия и сотрудничества. Для медицинского работника неграмотно разрешенный конфликт может обернуться судебными тяжбами или дополнительным психологическим напряжением, что зачастую сказывается на эффективности профессиональной деятельности и в перспективе приближает эмоциональное выгорание, приводит к проблемам личностного характера. Для пациента результатом неудачного взаимодействия может также явиться психологическое напряжение, формирование негативного отношения к конкретному врачу и ЛПУ и системе здравоохранения в целом. Подобные постконфликтные реалии в первую очередь наносят урон статусу и авторитету ЛПУ, а также повышают вероятность потери конкретного пациента.

Долгосрочные постконфликтные реалии некорректно урегулированного конфликта - это негативные последствия, которые проявляют себя лишь при анализе тенденций. Долгосрочные реалии формируются из множества краткосрочных реалий и имеют гораздо большее значение в перспективе. Они носят характер тенденции, а не частного случая. В сфере здравоохранения долгосрочные реалии сказываются не на отдельно взятом враче, пациенте и ЛПУ. Они оказывают влияние на авторитет и эффективность работоспособности всей системы здравоохранения и на формирование общественного мнения относительно конкретного ЛПУ и системы здравоохранения страны в целом, что в свою очередь определяет характер взаимоотношений между пациентом и врачом в широком смысле этих слов.

Исходя из подобных реалий, целесообразным решением является внедрение в сферу здравоохранения специализированных технологий разрешения конфликтов. Наиболее оптимальным методом стабилизации партнерских взаимоотношений, который будет эффективно интегрировать подобные технологии в сферу здравоохранения, является применение практики медиации в рамках разрешения конфликтов между пациентом и медицинским учреждением.

Медиация - процедура досудебного разрешения конфликта посредством привлечения третьей стороны, медиатора.

Практическое применение процедуры медиации в России в целом и медицинской сфере в частности только начинает развиваться, однако

международный опыт показывает, что медиацию можно и необходимо внедрять1. США, Великобритания, Италия, Германия, Италия, Австралия, Австрия, Индия, Китай, Венгрия, Корея, Япония - это краткий перечень стран, в которых активно практикуется процедура медиации. Так, например, в США вся правовая система ориентирована на урегулирование споров в добровольном порядке до суда, а судья вправе прервать процесс судопроизводства и порекомендовать сторонам попытаться разрешить конфликт посредством медиатора.

В США существует Национальный институт разрешения диспутов, выпускается «Ежеквартальный журнал по медиации», существует горячая линия, которая поможет подобрать подходящего специалиста - медиатора в любой части страны2.

В Германии непосредственно при судах работают службы медиации, в большинстве немецких юридических школ обязателен курс медиации.

В Индии медиативные соглашения имеют юридическую силу, аналогичную решениям третейских судов.

Одним из лидеров медиативной практики является Китай. По экспертным оценкам, около 30 % споров в Китае решается посредством медиации.

Приверженность деловых кругов Японии альтернативным методам разрешения споров традиционно была связана с этической стороной -негативным отношением к выбору государственного суда как способа урегулирования разногласий.

С января 2011 г. в России вступил в силу федеральный закон «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посред-

о

ника (процедуре медиации)»3. Несмотря на то что в России ведется активная деятельность по развитию данного направления, феномен медиации освоен не так хорошо, как за рубежом, особенно в Южном федеральном округе. Для наиболее эффективного развития данного направления конфликтологии и его внедрения в различные сферы деятельности общества, в частности, в систему здравоохранения, оптимальным форматом работы является создание центра конфликтологии и медиации при государственном образовательном учреждении. Это связано с рядом положительных факторов:

• государственное образовательное учреждение обладает материально-технической базой для реализации проекта;

1

HOPE - European Hospital and Healthcare Federation. Mediation in Healthcare. 2012 [Электронный ресурс]. URL: http://www.hope.be/05eventsandpublications/docpublications/91_mediation/91_ HOPE_ Pub-lication-Mediation_December_2012.pdf (дата обращения: 29.12.2014).

2 Официальный сайт Пятого арбитражного апелляционного суда РФ [Электронный ресурс]. URL: http://5aas.arbitr.ru/node/13538 (дата обращения: 10.06.2015).

3 Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации) : Федеральный закон [принят Гос. думой 7 июля 2010 г.: одобр. Советом Федерации 14 июля 2010 г.] // Российская газета. 2010. № 5247.

• на первых этапах развития проекта принадлежность к государственному образовательному учреждению придаст необходимый статус свежему, малоизвестному проекту, без чего практическое внедрение в структуры будет замедлено;

• для развития нового научного проекта в процессе работы необходимо постоянное соприкосновение с академической средой той сферы деятельности, на которую направлен проект.

Стоит отметить, что в масштабах Ростовской области создание подобной службы является беспрецедентным шагом. Внедрение процедуры медиации в систему здравоохранения представляет собой перспективу, которая в корне изменит характер взаимоотношений между пациентом и врачом, создание центра медиации предоставит возможность досудебного разрешения конфликтов, что позволит избежать судебных тяжб, наносящих урон бюджету, психологическому здоровью и авторитету сторон. Подобные преимущества обусловлены спецификой процедуры медиации, которая сформулирована в ее основных принципах: нейтральность медиатора, добровольность, сотрудничество и равноправие сторон, конфиденциальность. Особого внимания заслуживает принцип конфиденциальности. Соблюдение этого принципа, который является официально закрепленным в законодательстве, означает, что ни одна из сторон не имеет права разглашать информацию, которая в процессе процедуры медиации была обозначена как конфиденциальная. Для медицинского учреждения подобная практика особо важна. Это связано с тем, что даже в случае врачебной ошибки процесс разрешения конфликта будет известен лишь сторонам процесса, что поможет избежать огласки и ухудшения репутации целого учреждения из-за отдельного инцидента. При этом врач, допустивший ошибку, не освобождается от ответственности, во время процедуры медиации стороны придут к взаимовыгодному решению, в случае если конфликт является медиабельным.

Медиабельность - свойство конфликта, означающее возможность или невозможность разрешения конфликта посредством медиации. Ме-диабельность определяется медиатором в процессе ознакомления с обстоятельствами конфликтной ситуации.

Ключевым отличием процедуры медиации от судебного процесса является то, что если в суде есть две противостоящие стороны, которые ставят перед собой целью полную победу своих интересов и поражение другой стороны и ни о каком дальнейшем сотрудничестве не может идти речи, то суть медиации заключается в примирении, отождествлении сторон друг другу с целью их дальнейшего сотрудничества.

Таким образом, если после судебного процесса, независимо от результата, пациент постарается найти альтернативу учреждению, услугами которого пользовался ранее, и будет формировать негативное впечатление о данном учреждении, то процесс медиации позволит провести работу по разрешению конфликта на обоюдовыгодных и наиболее мягких условиях. Такая альтернатива судебному разрешению конфлик-

тов станет не просто выходом из отдельных ситуаций, но и решит проблемы более глобальные. Дело в том, что общее отношение к системе здравоохранения формируется на основе отдельных прецедентов, судебных дел, конфликтов, жалоб, сплетен. Из всех этих элементов складывается общественное сознание и формируется определенное отношение к системе здравоохранения. И чем сложнее, дольше, изнурительнее, дороже и острее будет реализован процесс разрешения того или иного конфликта между пациентом и медицинским учреждением, тем хуже будет отношение отдельной личности к системе здравоохранения. Ввиду плотности социального пространства соседи, друзья и родственники в ближайшее время узнают все подробности судопроизводства, которые будут приумножены психологической подавленностью истца и, возможно, обрастут большим количеством ярких преувеличений, которые будут внушать людям, окружающим истца, сомнения в некомпетентности и эффективности врача, ЛПУ и системы здравоохранения в целом.

Основное отличие медиации от судебного процесса заключается в том, что результаты практического применения медиации лежат не только в плоскости сиюминутных результатов, но и в долгосрочной перспективе. После суда стороны расстаются врагами, а по итогам процедуры медиации стороны продолжают сосуществование и сотрудничество. Система здравоохранения и общество не могут существовать друга без друг, поэтому для формирования долгосрочного сотрудничества требуется наиболее мягкое и дипломатичное разрешение споров. Для формирования таких доверительных взаимоотношений оптимальным решением является внедрение практики медиации в систему здравоохранения.

Чхартишвили Д.А. Внедрение медиативной практики в систему здравоохранения. В статье поднимается вопрос конфликтогенности в сфере здравоохранения. Раскрывается понятие медиации. Вводится классификация постконфликтных реалий некорректно урегулированного конфликта. Обосновывается целесообразность внедрения практики проведения процедуры медиации в сфере здравоохранения. Приводятся примеры международного опыта применения процедуры медиации. Указываются преимущества практики процедуры медиации перед судебной. Предлагается форма организации, способная эффективно внедрить, развить и популяризовать процедуру медиации в сфере здравоохранения.

Ключевые слова: здравоохранение, медиация, конфликтология, врач, пациент.

Chkhartishvili D.A. The introduction of a mediation practice in the health care system. The article raises the issue of conflict in the health sector. The notion of mediation. A classification of the post-conflict realities of in-

correctly resolve the conflict. The feasibility of the introduction of the practice of mediation procedures in health care. Provides examples of international experience in the application of the mediation procedure. Specifies the benefits of practice of mediation procedure before the judiciary. It is proposed a form of organization that can effectively implement, develop and popularize mediation procedure in the field of health.

Keywords: health, mediation, conflictology, the doctor, the patient.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.