Научная статья на тему 'Внедрение комплексной автоматизированной информационной системы, реализованной с использованием технологии Workflow, как неотъемлемый этап развития медицинского учреждени'

Внедрение комплексной автоматизированной информационной системы, реализованной с использованием технологии Workflow, как неотъемлемый этап развития медицинского учреждени Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
369
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / КОМПЛЕКСНЫЕ АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ / АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ / УПРАВЛЕНИЕ ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИМ УЧРЕЖДЕНИЕМ / ТЕХНОЛОГИЯ WORKFLOW / INFORMATION TECHNOLOGY / WORKFLOW TECHNOLOGY / THE COMPLEX AUTOMATED HOSPITAL INFORMATION SYSTEMS / THE COMPLEX AUTOMATED CLINIC INFORMATION SYSTEMS / QUALITY MANAGEMENT / HOSPITAL MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Берсенева Е. А., Голухов Г. Н.

В статье рассматриваются вопросы необходимости создания и внедрения комплексных автоматизированных информационных систем лечебно-профилактических учреждений как необходимой основы построения автоматизированной технологии управления качеством в лечебном учреждении. Также рассматриваются основные особенности внедрения и использования в медицинском учреждении комплексной автоматизированной информационной системы, реализованной с использованием технологии Workflow.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Берсенева Е. А., Голухов Г. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Complex automated information system implementation realised with use of the Workflow technology, as the integral stage of hospital development

In article questions of necessity of creation and implementation of the complex automated information hospital systems as necessary basis of construction of the automated technology of quality management in a medical institution are considered. Also the basic features of implementation and use in medical institution of the complex automated information system realised with use of Workflow technology are considered.

Текст научной работы на тему «Внедрение комплексной автоматизированной информационной системы, реализованной с использованием технологии Workflow, как неотъемлемый этап развития медицинского учреждени»

1 и информационные

технологии

Е.А. БЕРСЕНЕВА,

д.м.н., главный специалист ГКБ №31 по медицинским информационным системам, начальник отдела медицинских информационных систем, г. Москва, eberseneva@gkb-31.ru Г.Н. ГОЛУХОВ,

д.м.н., профессор, член-корр. РАМН, главный врач ГКБ №31, г. Москва, gkb31@mail.ru

ВНЕДРЕНИЕ КОМПЛЕКСНОЙ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ, РЕАЛИЗОВАННОЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ WORKFLOW, КАК НЕОТЪЕМЛЕМЫЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ МЕДИЦИНСКОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

УДК: [614.2:002]:681.3

Берсенева Е.А., Голухов Г.Н. Внедрение комплексной автоматизированной информационной системы, реализованной с использованием технологии Workflow, как неотъемлемый этап развития медицинского учреждения (ГКБ № 31, г. Москва)

Аннотация: В статье рассматриваются вопросы необходимости создания и внедрения комплексных автоматизированных информационных систем лечебно-профилактических учреждений как необходимой основы построения автоматизированной технологии управления качеством в лечебном учреждении. Также рассматриваются основные особенности внедрения и использования в медицинском учреждении комплексной автоматизированной информационной системы, реализованной с использованием технологии Workflow. Ключевые слова: Информационные технологии, комплексные автоматизированные информационные системы лечебно-профилактических учреждений, автоматизированная технология управления качеством, управление лечебно-профилактическим учреждением, технология Workflow

UDC: [614.2:002]:681.3

Berseneva E.A, Goiuhov G.N. Complex automated information system implementation realised with use of the Workflow technology, as the integral stage of hospital development (City Clinical Hospital № 31, Moscow) Abstract: In article questions of necessity of creation and implementation of the complex automated information hospital systems as necessary basis of construction of the automated technology of quality management in a medical institution are considered. Also the basic features of implementation and use in medical institution of the complex automated information system realised with use of Workflow technology are considered.

Keywords: the Information technology, the complex automated hospital information systems, the complex automated clinic information systems, quality management, hospital management, Workflow technology

В настоящее время с достаточной долей объективности можно назвать несколько очевидных действий, осуществление которых позволило бы обеспечить повышение качества медицинских услуг: внедрение новых форм организации и управления деятельностью ЛПУ, методов контроля качества, автоматизации технологических процессов (Дьяченко В.Г., 2007). В решении всех указанных задач информационные технологии играют ведущую роль. При этом существуют следующие предпосылки для создания систем комплексной автоматизации:

1. Общий уровень развития информационных технологий;

©Е.А. Берсенева, Г.Н. Голухов, 2010 г.

10 ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ ■

Медицинские информационные системы

www.idmz.ru

гол □, nb г

2. Значительное удешевление компьютерной техники;

3. Изменившиеся за последние годы экономические и социальные условия работы медицинских учреждений, которые настоятельно требуют, с одной стороны, рационализации использования ресурсов, четкого учета всех аспектов деятельности лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ), с другой стороны, оперативного принятия взвешенных решений во всех областях деятельности лечебного учреждения;

4. Значительный объем отчетной документации, не уменьшающийся год от года, а, наоборот, возрастающий;

5. Необходимость осуществления оперативного контроля качества.

Необходимо особо отметить, что весь накопленный опыт информатизации здравоохранения свидетельствует в пользу того, что говорить нужно именно о комплексной автоматизации деятельности ЛПУ, так как автоматизация локальных процессов в ЛПУ не дает возможности реализовать информационную поддержку выполнения следующих задач:

1. Сбора всей необходимой первичной информации, которую в дальнейшем можно использовать для построения аналитических отчетов;

2. Контроля процессов, происходящих в медицинском учреждении при выполнении им основной функции — оказании качественной медицинской помощи;

3. Оптимизации использования ресурсов.

Это делает невозможным переход на

новый уровень управления ЛПУ.

Ведущей целью автоматизации ЛПУ является именно перевод ЛПУ на новый уровень управления. Все остальные задачи, решаемые с помощью автоматизации, являются лишь подчиненными задачами.

Таким образом, лишь использование комплексных АИС ЛПУ позволит эффективно использовать информационные технологии при организации качественно нового уровня управления.

Комплексная АИС ЛПУ должна обеспечивать полную информационную поддержку всех процессов ЛПУ, в том числе:

• идентификацию, регистрацию и учет пациентов;

• управление расписанием;

• приемы и консультации врачей-специали-стов;

• лабораторную диагностику;

• лучевую диагностику;

• функциональную диагностику;

• эндоскопию;

• управление коечным фондом;

• управление питанием;

• экспертизу деятельности;

• экономическую деятельность ЛПУ и др.

Оптимальным, с точки зрения осуществления оперативного контроля качества, является создание и внедрение комплексных автоматизированных информационных систем, основанных на технологии Workflow. Большинство аналитиков рассматривают данную технологию как важнейшую составляющую современных корпоративных информационных систем, наиболее перспективную технологию управления бизнес-процессами (Старыгин А., Громов А., Каменнова М., 1997).

Буквальный перевод термина «workflow» как «поток работ» является, безусловно, корректным грамматически, но почти никак не раскрывает его содержание. Более информативно определение продуктов класса Workflow как программных систем, обеспечивающих полную или частичную координацию выполнения производственных операций (заданий, работ, функций), составляющих структурированные бизнеспроцессы предприятия (Старыгин А., Громов А., Каменнова М., 1997). В 1996 году коалицией Workflow Management Coalition (WfMC), которая является Международной организацией разработчиков, внедренцев, консультантов, исследователей, образовательных учреждений и пользователей Workflow-решений и BPM, был опубликован словарь, куда вошли все термины по workflow. В его последней редакции для

■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ 11 ■

Медицинские информационные системы

и информационные

технологии

workflow дается такое определение: «полная или частичная автоматизация деловых процессов, при которой документы, информация или задания передаются от одного участника другому для выполнения определенных действий согласно своду процедурных правил».

В основе технологии Workflow лежат следующие понятия:

• объект — информационный, материальный или финансовый объект, используемый в бизнес-процессе (например, протокол осмотра, оборудование, счет);

• событие — внешнее (не контролируемое в рамках процесса) действие, произошедшее с объектом (получение заключения по диагностическому исследованию, поломка оборудования, изменение ставки налога);

• операция — элементарное действие, выполняемое в рамках рассматриваемого бизнес-процесса (подготовка дневника, замена оборудования, оплата счета);

• исполнитель — должностное лицо, ответственное за выполнение одной или нескольких операций бизнес-процесса (к примеру, врач, медсестра, менеджер, сотрудник архива).

В соответствии с этим система класса Workflow должна обеспечивать три необходимых группы функций: разработку описания бизнес-процесса; управление выполнением бизнес-процесса; интеграцию используемых в процессе приложений. Разумеется, что при этом каждая конкретная программная реализация системы класса Workflow имеет множество своих особенностей. Вне зависимости от этого внедрение любой системы класса Workflow требует иных подходов в сравнении с другими системами.

Следует сказать, что в основном внедрение систем класса Workflow в России решает лишь задачи управления документооборотом (Старыгин А., Громов А., Каменнова М., 1997), хотя возможности технологии значительно шире. Остановимся на основных преимуществах и возможностях, которые могут и должны использоваться при реализации систем класса

Workflow в качестве комплексных автоматизированных информационных систем лечебнопрофилактических учреждений.

При реализации в системе технологии Workflow осуществляется отделение правил выполнения бизнес-процессов от прикладных систем и систем управления базами данных, что обеспечивает принципиально большую гибкость и адаптируемость информационной системы. То есть данная технология предоставляет возможность оперативной модификации правил выполнения бизнес-процессов без перестройки прикладного программного обеспечения и/или изменения структуры корпоративной базы данных. Кроме того, использование в автоматизированной системе технологии Workflow обеспечивает полную или частичную координацию выполнения производственных операций. Поэтому использование данной технологии в автоматизированной системе позволяет планировать и контролировать бизнес-процессы организации, что, безусловно, актуально для лечебно-профилактических учреждений в настоящее время.

Технология Workflow, реализованная в автоматизированной системе лечебно-профилактического учреждения, может обеспечивать:

• эффективную координацию работы всех сотрудников медицинского учреждения;

• автоматически создаваемый перечень задач, подлежащих выполнению сотрудниками, пополняемый в результате выполнения определенной задачи конкретным сотрудником;

• постоянно имеющийся список задач каждого сотрудника, за которые он несет ответственность и выполнение которых контролируется.

Возможность осуществления в автоматизированной информационной системе, основанной на технологии Workflow, контроля качества медицинской помощи в реальном времени должно осуществляться с помощью трех основных реализуемых в системе механизмов:

• настроенных стабильных процессов;

• медицинских стандартов (протоколов ведения);

12 ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ ■

Медицинские информационные системы

www.idmz.ru

гол □, nb г

• протоколов медицинских услуг, заполняемых в автоматизированном режиме в соответствии с унифицированной утвержденной в учреждении структурой.

Стабильные контролируемые процессы диагностики и лечения являются в этом случае фундаментом автоматизированной системы управления качеством.

Использование технологии автоматизированно заполняемых протоколов способствует следующему:

• осуществлению контроля качества оказания медицинских услуг (реализуется посредством невозможности сохранения протокола без заполнения обязательных полей);

• упрощению заполнения медицинской

документации и повышению ее качества (реализуется посредством использования автоматизированного заполнения: шаблоны на

включение и исключение, а также иерархические справочники фраз);

• возможности получения статистики по кодифицированным показателям (при использовании заполнения из иерархических справочников фраз).

Еще одним преимуществом использования автоматизированной информационной системы, в которой реализована технология Workflow, является то, что система помогает уже на стадии внедрения координировать работу сотрудников: задача, выполненная одним

сотрудником, в соответствии с настроенными бизнес-процессами порождает задачи для других. Кроме того, в случае, если в самой подобной системе или в связи с ней реализован меха-

А!А!С;

низм процессингового контроля, позволяющий в оперативном режиме получать аналитику по выполненным и невыполненным шагам процесса, а также временным параметрам выполнения процессов, то администрация ЛПУ получает крайне мощный механизм контроля качества лечебно-диагностического процесса. По нашему мнению, необходимый процессинговый контроль при внедрении в ЛПУ систем класса Workflow должен включать модули оперативного контроля, контроля клинических процессов, контроля параклинических процессов.

В ГКБ 31, наряду с внедряемой комплексной АИС ЛПУ, в которой использована технология Workflow, реализован полноценный процессинговый контроль, обеспечивающей всеми необходимыми оперативными аналитическими сведениями уполномоченных для контроля сотрудников администрации.

В заключение хотелось бы отметить, что, несмотря на объективные трудности внедрения комплексной АИС ЛПУ, основанной на технологии Workflow, в медицинском учреждении, обязательную необходимость формализованного описания бизнес-процессов еще до начала внедрения на стадии предпроектного обследования, получаемые администрацией возможности по осуществлению контроля лечебно-диагностического процесса и соответственно оперативному принятию необходимых управленческих решений крайне высоки. Поэтому внедрение подобных комплексных автоматизированных информационных систем в медицинском учреждении — неотъемлемый этап развития учреждения.

ЛИТЕРАТУРА

1. ГромовА. Управление бизнес-процессами на основе технологии Workflow/Ред. А. Громов, М. Каменова, А. Старыгин//Открытые системы. — 1997. — № 1. — С. 35-41.

2. Дьяченко В.Г. Качество в современной медицине/Ред. В.Г. Дьяченко/Хабаровск: Изд-во ГОУ ВПО ДВГМУ Росздрава, 2007. — 274 с.

3. Workflow Management Coalition documentation: Glossary, 1996, The Workflow Reference Model, 1995, Workflow API Specification, 1995, Workflow Interoperability Specification, 1996, Process Definition Interchange Specification (draft), 1998// www.wfmc.org.

■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ 13 ■

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.