Научная статья на тему 'Внедрение компетентностного подхода в профессиональное обучение студентов музыкального отделения (на примере анализа Рабочей программы по учебной дисциплине «Иностранный язык»)'

Внедрение компетентностного подхода в профессиональное обучение студентов музыкального отделения (на примере анализа Рабочей программы по учебной дисциплине «Иностранный язык») Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
43
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
компетентностный подход / модульно-компетентностные учебные программы / общие и профессиональные компетенции.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Филиппова В.Г.

Данная статья представляет собой обобщенный опыт внедрения компетентностного подхода в профессиональное обучение студентов музыкального отделения на примере анализа Рабочей программы по учебной дисциплине «Иностранный язык». Автор подчеркивает, что целью компетентностного подхода является ориентация на практическую составляющую содержания образования – общие и профессиональные компетенции. Успешность достижения этой цели во многом связана с тем, какой учебный материал изучается (содержание образования) на занятиях и как этот материал усваивается студентами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Внедрение компетентностного подхода в профессиональное обучение студентов музыкального отделения (на примере анализа Рабочей программы по учебной дисциплине «Иностранный язык»)»

76

СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Таким образом, компьютерные технологии предоставляют дополнительные возможности совершенствования учебного процесса. Их применение позволяет улучшить усвоение изучаемого материала, а значит, существенно повысить эффективность обучения.

Список литературы:

1. Казачшер О.С. Використання вщеокурав на уроках англшсько! мови /

О.С. Казачше // Англшська мова та лггература. - 2007. - № 9 (163). - С. 2.

2. Кравченко Т.1. Формування комуткативно! компетенци на уроках англшсько! мови / Т.1. Кравченко // Англшська мова та лггература. - 2005. -№ 35 (117). - С. 6-8.

3. Панченко Н.Р. Вчимося стлкуватися (з досввду роботи над проблемою «Розвиток комушкативних здiбностей учшв з використанням штерактивних методiв навчаннч на уроках англшсько! мови») / Н.Р. Панченко // Англшська мова та лггература. - 2007. - № 28 (182) - С. 2-4.

4. Оденко О.М. На допомогу предметнику. Комп’ютер у клаа / О.М. Q-денко // Англшська мова та лггература. - 2007. - № 33 (187). - С. 27-29.

5. Угольков В.В. Компьютерные технологии как средство обучения иностранным языкам в вузе: автореф. дис. ... канд. пед. наук / В.В. Угольков. -М., 2004. - 17 с.

5. Шевченко Е.Б. Використання iнтерактивних технологш для розвитку тзнавального iнтереса на уроках англшсько! мови / Е.Б. Шевченко // Англшська мова та лггература. - 2005. - № 24 (106). - С. 4-6.

6. Сикерина Н.В. Методические указания для преподавателей и студентов по использованию программного продукта: «Система тестирования» web-приложение Web Application Testing - WAT / Н.В. Сикерина. - Керчь: КГМТУ 2010.

ВНЕДРЕНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ МУЗЫКАЛЬНОГО ОТДЕЛЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ АНАЛИЗА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК»)

© Филиппова В.Г.*

Якутский педагогический колледж им. С.Ф. Гоголева, г. Якутск

Данная статья представляет собой обобщенный опыт внедрения компетентностного подхода в профессиональное обучение студентов

Преподаватель английского языка музыкального отделения.

Современные технологии в преподавании иностранных языков

77

музыкального отделения на примере анализа Рабочей программы по учебной дисциплине «Иностранный язык». Автор подчеркивает, что целью компетентностного подхода является ориентация на практическую составляющую содержания образования - общие и профессиональные компетенции. Успешность достижения этой цели во многом связана с тем, какой учебный материал изучается (содержание образования) на занятиях и как этот материал усваивается студентами.

Ключевые слова компетентностный подход, модульно-компетент-ностные учебные программы, общие и профессиональные компетенции.

Пересмотр роли образовательных программ в контексте формирования общих и профессиональных компетенций будущих специалистов влечет за собой внедрение компетентностного подхода в профессиональное обучение.

Исходя из того, что основной целью компетентностного подхода является ориентация на практическую составляющую содержания образования, обеспечивающую успешную жизнедеятельность (компетенции), перед преподавателями средних специальных учебных заведений стоит задача подготовки специалиста, владеющего основными видами профессиональной деятельности. Иначе говоря, приоритет отдается компетентностным знания, развитию аналитических и творческих способностей, умению ориентироваться в информационном потоке, мобильности. В этой связи при изучении учебных дисциплин эффективность учебного процесса всецело зависит от познавательной активности самого студента. Таким образом, успешность достижения этой цели во многом связана с тем, какой учебный материал изучается (содержание образования) на занятиях и как этот материал усваивается студентами.

Переход на новые государственные образовательные стандарты обусловил необходимость разработки модульно-компетентностных рабочих программ. В 2012 / 2013 учебных годах нами была разработана Рабочая программа учебной дисциплины «Иностранный язык» для студентов музыкального отделения.

Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта 3+ по специальности среднего профессионального образования 530201 Музыкальное образование (углубленной подготовки) «Учитель музыки, музыкальный руководитель».

Появление данной Рабочей программы обусловлено следующими факторами:

- переходом от знаниевой парадигмы к компетентностной;

- повышением требований к подготовке специалистов;

- необходимостью разработки модульно-компетентностных учебных программ.

Немаловажная роль отводится и принципам преемственности, системности, целостности учебной программы, комплексного подхода в формиро-

78

СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

вании компетенций, модульного построения учебной программы, гибкости, научности и практико-ориентированности.

Наша рабочая программа имеет цель - создание условий для планирования, организации и управления образовательными процессами по определенной учебной дисциплине.

Задачи программы: определение места дисциплины в системе подготовки специалиста, определение содержания, объема, порядка изучения учебной дисциплины с учетом целей, задач и результатов обучения; определение форм и методов контроля и оценки результатов обучения.

В соответствии с требованиями ФГОС третьего поколения в нашей программе предусмотрено использование активных форм проведения занятий для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.

В основе создания Рабочей программы - компетентностный подход. Исходя из особенностей содержания обучения студентов музыкального отделения нами разработаны и на практике апробированы следующие модули:

Модуль 1. «Мой музыкальный мир». В данном модуле рассматриваются следующие темы: «Музыка, которую я люблю»; «Моя будущая профессия -учитель музыки».

Модуль 2. «Музыкальные ассоциации» включает в себя работу по актуализации лексического и грамматического материала с опорой на логико -синтаксические схемы. Темы «Внешность человека», «Характер человека» подаются сквозь призму музыкальных ассоциаций, когда студент, прослушав музыкальный отрывок, описывает свои ощущения, внешность и характер человека.

С углублением знаний студентов по предметам профессиональной направленности усложняются и темы по дисциплине «Иностранный язык». Так, Модули 3, 4, 5 предполагают изучение музыкальных стилей (классическая музыка, современная, народная музыка), музыкальных жанров (опера, балет, симфония, оперетта), музыкальных инструментов (ударные, смычковые и т.д.), композиторов-классиков (русские и зарубежные композиторы). В качестве регионального компонента в Рабочую программу введены темы «Народные якутские инструменты», «Композиторы Якутии».

Модуль «Традиционные английские детские песни» завершает изучение английского языка на музыкальном отделении. Несмотря на кажущуюся простоту, данный модуль ставит своей целью проверку студентов на усвоение таких профессиональных компетенций, как умение определять цели и задачи, планировать музыкальное образование детей в дошкольных образовательных учреждениях; организовывать различные формы музыкальной деятельности детей в дошкольных образовательных учреждениях; определять цели, задачи, планировать уроки музыки и внеурочную музыкальную деятельность, в т.ч. работу школьного музыкального объединения / кружка;

Современные технологии в преподавании иностранных языков

79

организовывать и проводить уроки музыки; исполнять произведения педагогического репертуара вокального, хорового и инструментального жанров.

В каждом модуле отводится время на изучение песенного материала. Отбор песен происходит с учетом изучаемого грамматического материала, и, конечно, предпочтений учащихся.

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий и проектов.

Так, проверка изученного лексико-грамматического материала выполняется в форме: монологических или диалогических высказываний, тестов, индивидуальных или групповых проектов. Например, после изучения модуля «Мой музыкальный мир» учащиеся создают индивидуальные проекты на тему «Идеальный учитель музыки». Модуль «Музыкальные инструменты» завершается проектом «Самый необычный музыкальный инструмент» и т.д.

Программа изучения английского языка завершается экзаменом, проходящем в форме музыкально-литературной композиции. Эго своего рода групповой творческий проект на тему «Традиционные английские детские песни». Учащиеся демонстрируют умение использовать общие и профессиональные компетенции в процессе работы над проектом. Так, студенты, отбирая песенный материал, составляя сценарий мероприятия, доказывают способность организовывать свою собственную деятельность, умение работать в команде, заниматься самообразованием.

Таким образом, внедрение компетентностного подхода в обучение иностранному языку способствует формированию общих и профессиональных компетенций будущих учителей музыки.

Список литературы:

1. Грибова Л.Н., к. п. н., доц., НГПУ им. К. Минина. Проектирование программы учебной дисциплины на основе ФГОС СПО.

2. Зеер Э., Заводчиков Д. Идентификация универсальных компетенций выпускников работодателем // Высшее образование в России. - 2007. -№ 11. - С. 39-45.

3. Зеер Э.Ф. Практика формирования компетенций: методологический аспект / Э.Ф. Зеер // Формирование компетенций в практике преподавания общих и специальных дисциплин в учреждениях среднего профессионального образования: сб. Всерос. науч.-практ. конф., 5 мая 2011 г. - Екатеринбург; Березовский, 2011

4. Современные подходы к компетентностно-ориентированному образованию. Материалы семинара. - Самара, 2001.

5. Чошанов М.А. Гибкая психология проблемно-модульного обучения / М.А. Чошанов // Народное образование. - М., 1997. - 152 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.