Научная статья на тему 'Внедрение искусственного интеллекта в бизнесе'

Внедрение искусственного интеллекта в бизнесе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
863
137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / РОБОТИЗАЦИЯ / ТЕХНОЛОГИИ / БИЗНЕС-ПРОЦЕСС / ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Набиев Э.Ш.

Трансформационные процессы, происходящие последнее десятилетие в экономике России, привели к проникновению цифровых технологий практически во все сферы деятельности, что обусловлено развитием телекоммуникаций, информационных технологий и т.д. При этом, вопросы инновационного, а в перспективе и цифрового развития экономики сопровождаются активизацией предпринимательской деятельности, что связано с выдвижением инициатив на правительственном уровне. В то время, когда информационные технологии с высокой скоростью входят во все сферы деятельности, можно говорить о том, что возможности современных машин значительно превзошли возможности человека в ряде действий, что в свою очередь привело к формированию науки, изучающей искусственный интеллект. При этом постепенно искусственный интеллект начал использоваться не только в промышленности при осуществлении монотонных повторяющихся операций, но и в более сложных бизнес-процессах. Это обуславливает актуальность темы, затронутой в статье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Набиев Э.Ш.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Внедрение искусственного интеллекта в бизнесе»

Внедрение искусственного интеллекта в бизнесе

Набиев Эльвин Шахлар оглы;

бакалавр, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, shelbisofficial@icloud.com

Трансформационные процессы, происходящие последнее десятилетие в экономике России, привели к проникновению цифровых технологий практически во все сферы деятельности, что обусловлено развитием телекоммуникаций, информационных технологий и т.д. При этом, вопросы инновационного, а в перспективе и цифрового развития экономики сопровождаются активизацией предпринимательской деятельности, что связано с выдвижением инициатив на правительственном уровне.

В то время, когда информационные технологии с высокой скоростью входят во все сферы деятельности, можно говорить о том, что возможности современных машин значительно превзошли возможности человека в ряде действий, что в свою очередь привело к формированию науки, изучающей искусственный интеллект. При этом постепенно искусственный интеллект начал использоваться не только в промышленности при осуществлении монотонных повторяющихся операций, но и в более сложных бизнес-процессах. Это обуславливает актуальность темы, затронутой в статье. Ключевые слова: цифровая экономика, искусственный интеллект, роботизация, технологии, бизнес-процесс, программное обеспечение.

Согласно аналитическим данным, представленным на Петербургском международном экономическом форуме, в настоящий момент цифровая экономика в развитых странах представлена примерно 5,5% ВВП, в России на эту долю приходится 2,8%, согласно этим данным, Россия в два раза отстает от развитых стран по объемам цифровой экономики, представленной в общем объеме ВВП [4]. В июле 2017 г. была утверждена одноименная программа «Цифровая экономика» одним из итогов реализации которых выступает создание 500 высокотехнологичных малых и средних предприятий [2].

Предпринимателями приводятся примеры того, как они используют цифровые технологии в своей деятельности:

- цифровизация данных, использование системы CRM для снижения транзакционных издержек при продаже, учет и анализ этих данных;

- внедрение сервиса системы продаж с искусственным интеллектом, которая составляет персональные экономические прогнозы, уменьшает траты, экономит время и т.д.

Несмотря на то, что за рубежом искусственный интеллект в бизнесе не является чем-то новым, в России деятельность предприятий, основанная на применении таких цифровых технологий, развивается недостаточно быстрыми темпами.

Под искусственным интеллектом в бизнесе можно понимать технологию, которая способна к воссозданию мыслительных процессов, аналогичных мышлению в человеческом мозгу с целью использования результатов данной деятельности в предпринимательской деятельности (сначала происходит симуляция будущих действий в виртуальной реальности, после чего робот может безопасно и корректно воспроизвести их в физическом пространстве) [3].

Исследования показали, что экономический и социальный эффект от использования искусственного интеллекта может заключаться в следующем:

1. При использовании искусственного интеллекта возможно достичь роста продуктивности, что будет обусловлено автоматизацией типичных бизнес-процессов, использованием труда роботов, использование услуг самоуправляемого транспорта и т.д.

2. Использование искусственного интеллекта способно расширять возможности человеческого мозга, соответственно, происходит усиление существующего рабочего ресурса.

X X

о

го А с.

X

го m

о

ю 7

М О

to

а>

о

CS

I-«. Ol

О Ш

m

X

3

<

m о х

X

3. За счет использования искусственного интеллекта происходит рост доступности товаров и услуг (чаще всего персонализированных), что рождает спрос на эти услуги и товары.

В настоящее время при ведении бизнеса искусственный интеллект чаще всего используется в следующих формах [4]:

1. Экспертные системы.

2. Система распознавания образов.

Экспертные системы позволяют прогнозировать перспективы реализации управленческих решений на основе уже имеющихся данных, а также позволяют формировать прогнозные результаты данных решений. Например, в настоящее время существует ряд программ, которые способны проводить анализ экономической ситуации исходя из данных по уровням спроса, предложения, уровня рыночной активности, цен и пр. Немаловажным аспектом является то, что с использованием программ имеется возможность разрабатывать планы осуществления капиталовложений и просчитывать их эффективность, что в сфере ведения бизнеса является значимой задачей.

Многие компании внедряют программы, позволяющие помочь клиенту подобрать интересующий его товар, исходя из функционала и бюджета. Помимо этого, экспертные системы нередко используются с целью выполнения функций управления и контроля, регулирования финансовых действий.

За счет распознавания образов появилась возможность полной замены работы человека. Примером может выступать исследовательское подразделение Microsoft Research, которое представило робота, способного оказывать помощь либо полностью заменять сотрудника на ре-сепшене. Робот может доставать напитки, распознавать лица людей.

С 2014 г. компания Microsoft охраняется роботом, чей искусственный интеллект способен распознать лица посетителей, их речь, номера автомобилей, ID работников, при этом его особенностью является то, что он не проецирует полученные данные наблюдателям, но самостоятельно принимает решение и меры, исходя из сложившейся ситуации. При этом робот способен работать 24 часа в сутки, его подзарядка занимает около 15-20 минут [5].

Помимо этого, деятельность компаний делает проще устройство, направленное на распознание штрих-кодов, немаловажную роль при ведении международной деятельности играют переводчики текста, которые позволяют отказаться от услуг переводчиков-людей.

Обобщим бизнес-процессы, в которых наиболее востребован искусственный интеллект:

1. Административные процессы. Большинство таких процессов, как координация запросов, орга-

низация собраний, бронирование поездок или запись важных моментов во время совещаний может выполняться с использованием ресурсов виртуальных помощников.

2. Производительность персонала. Когда офисные сотрудники вовремя получают необходимую им для работы информацию наблюдается рост производительности труда. Помимо этого, в производстве могут использоваться технологии искусственного интеллекта (как правило, при выпуске деталей (ЧПУ), для помощи персоналу в перемещении тяжелых предметов. Примером может являться компания Ford, которая занята массовым внедрением экзоскелетов по всему миру, чтобы упростить задачи для своих сотрудников. Либо, при помощи дронов с искусственным интеллектом Walmart сканирует свои склады, чтобы подсчитать количество товаров.

3. Отдел по работе с клиентами. Использование при общении с клиентами диалогового искусственного интеллекта и чат-ботов могут значительно сократить время обслуживания клиентов. Например, JP Morgan Chase внедрила чат-ботов в IT-отделе, теперь их общая продуктивность выросла до 1,7 млн запросов в год. Чат-боты смогли заменить собой 140 человек.

4. Организационная культура. В настоящее время большинство компаний строят свою организационную культуру путем взаимодействия «человек-человек», где люди сотрудничают друг с другом для достижения общей цели. В случаях перехода сотрудничества в форму «человек-машина», все бизнес-процессы мгновенно ускоряются, а культура компании меняется в положительную сторону.

5. Контроль финансовой деятельности. В настоящее время уже существуют бухгалтерские программы, использующие искусственный интеллект, которые способны автоматизировать обработку счетов, закупок и полностью перейти на безналичные методы оплаты.

6. Безопасность компании. Искусственный интеллект способен в значительной мере улучшить цифровую безопасность, ведь он не подвержен человеческому фактору. Кроме того, умные камеры с установленными системами распознавания образов могут обнаруживать странности, которые свидетельствуют о нарушении безопасности.

Исследователи отмечают, что в будущем прогнозируется рост используемых механизмов искусственного интеллекта в бизнесе. По прогнозам PWC, в настоящее время вклад искусственного интеллекта в ВВП в мире составляет 15,7 трлн. долл., к 2030 г. данный показатель может вырасти на 14%, при этом 6,6 трлн. долл. придется на рост производительности труда, рост потребления обеспечит 9,1 трлн. долл. [3]

Как видно из рисунка 1, к 2030 г. Китай намерен стать лидером в сфере AI, его ВВП может

увеличиться на 26%. Неплохой потенциал и у Северной Америки — до 14 дополнительных процентов к ВВП.

Рисунок 1 - Прогноз роста доли вклада искусственного интеллекта в регионах, %

Источник: составлено автором по данным исследования Р\ыО

Наибольшую пользу от внедрения искусственного интеллекта в бизнес-процессы извлекут такие области, как розничная торговля, финансовые сервисы и здравоохранение, в данном случае речь идет об увеличении производительности, повышении качества и потребления.

Внедрение искусственного интеллекта в сферу здравоохранения приведет к росту объемов обработанных данных, к более точной и ранней постановке диагнозов, возможности предотвращения эпидемий.

За счет внедрения искусственного интеллекта в финансовую сферу появится возможность персонального планирования инвестиций, произойдет снижение мошеннических схем и схем по отмыванию денег за счет полной автоматизации бизнес-процессов.

По итогам работы можно отметить, что в настоящее время использование в бизнесе искусственного интеллекта находится на начальной стадии своего развития, что связано с тем, что некоторые рынки более продвинуты, чем другие. Однако, с макроэкономической точки зрения перед развивающимися странами открываются огромные перспективы: они могут совершить рывок и догнать более успешных соперников.

Литература

1. Постановление правительства от 28 августа 2017 года №1030. О системе управления реализацией программы «Цифровая экономика Российской Федерации» // СПС Консультант плюс

2. Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» [Электронный ресурс] Режим доступа: http://government.ru/rugovclassifier/614/events/

3. Sizing the prize What's the real value of AI for your business and how can you capitalize? / [Электронный ресурс] Режим доступа: https ://www.pwc.com/gx/en/issues/analytics/assets/p wc-ai-analysis-sizing-the-prize-report.pdf

4. Круглый стол: есть ли место для малого бизнеса в цифровой экономике? / Союз производственных компаний России. - Режим доступа: http://spkpr.ru/2017-09-25/krugly-j-stol-est-li-mesto-dlya-malogo-biznesa-v-tsifrovoj-e-konomike/

5. Созданный в Microsoft робот подаст напитки из холодильника [Электронный ресурс] Режим доступа: https://news.microsoft.com/ru-ru/microsoft-receptionist-assistant-robot/

The introduction of artificial intelligence in business Nabiev E.Sh.

Russian Presidential Academy of National Economy and Public

Administration under the President of the Russian Federation The transformation processes taking place over the past decade in the Russian economy have led to the penetration of digital technologies in almost all areas of activity, due to the development of telecommunications, information technologies, etc. At the same time, issues of innovation, and in the long term, digital development of the economy are accompanied by the intensification of entrepreneurial activity, which is associated with the launching of initiatives at the government level.

At a time when information technologies are entering all areas of activity at high speed, one can say that the capabilities of modern machines have significantly exceeded the capabilities of humans in a number of actions, which in turn led to the formation of a science that studies artificial intelligence. At the same time, artificial intelligence gradually began to be used not only in industry in the implementation of monotonous repetitive operations, but also in more complex business processes. This determines the relevance of the topic covered in the article.

Keywords: digital economy, artificial intelligence, robotization, technology, business process, software

References

1. Government Decree of August 28, 2017 No. 1030. On the system for managing the implementation of the Digital Economy of the Russian Federation program // ATP Consultant Plus

2. The national program "Digital Economy of the Russian Federation" [Electronic resource] Access mode: http://government.ru/rugovclassifier/614/events/

3. Sizing the prize What's the real value of AI for your business

and how can you capitalize? / [Electronic resource] Access mode:

https://www.pwc.com/gx/en/issues/analytics/assets/pwc-ai-analysis-sizing-the-prize-report.pdf

4. Round table: is there room for small businesses in the digital

economy? / Union of Production Companies of Russia. -Access mode: http://spkpr.ru/2017-09-25/krugly-j-stol-est-li-mesto-dlya-malogo-biznesa-v-tsifrovoj-e-konomike/

5. A robot created at Microsoft will serve drinks from the refrigerator [Electronic resource] Access mode: https://news.microsoft.com/ru-ru/microsoft-receptionist-assistant-robot/

X X О го А С.

X

го m

о

ю 7

М О

to

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.