ВНЕДРЕНИЕ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В БИЗНЕС К.А. Чернова, бакалавр
Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана (Россия, г. Москва)
DOI:10.24412/2500-1000-2024-6-3-65-68
Аннотация. Искусственный интеллект стал неотъемлемой частью жизни современного человечества. Внедрение искусственного интеллекта в бизнес-процессы способствует повышению эффективности производства, оптимизации и улучшению конкурентоспособности компаний. Наше исследование раскрывает основные аспекты внедрения искусственного интеллекта в бизнес, а также рассматривается ряд преимуществ и вызовов, с которыми сталкиваются организации и компании при этом процессе.
Ключевые слова: бизнес, искусственный интеллект, компания, процесс, автоматизация.
В последние годы искусственный интеллект стал одним из самых актуальных и перспективных направлений в сфере технологий. Его возможности и потенциал применения в различных областях жизни человека неизмеримы. Особый интерес вызывает внедрение искусственного интеллекта в бизнес-среду, где он может повысить эффективность работы компаний, оптимизировать процессы и улучшить качество принимаемых решений.
Основополагающим нормативно-
правовым актом данной области является Указ Президента РФ Владимира Путина от 10.10.2019 №490 «О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации», которым была утверждена «Национальная стратегия развития искусственного интеллекта на период до 2030 года» [1].
Большинство исследований следует начинать с рассмотрения понятия изучаемого явления, но зачастую не существует общепринятого мнения, либо же законодательно закрепленного решения. В нашем случае, обращаясь к вышеуказанному нормативному акту, мы можем обнаружить законодательно закрепленное определение искусственного интеллекта.
Пункт «а» части 5 главы 1, а именно общие положения вышеуказанного нормативного акта, закрепляет, что «искусственный интеллект (ИИ) - комплекс технологических решений, позволяющий имитировать когнитивные функции человека и получать при выполнении конкрет-
ных задач результаты, сопоставимые с результатами интеллектуальной деятельности человека или превосходящие их. Комплекс технологических решений включает в себя информационно-
коммуникационную инфраструктуру, программное обеспечение, процессы и сервисы по обработке данных и поиску решений» [1].
Отталкиваясь от того, что искусственный интеллект способен имитировать когнитивные функции человека, мы можем с уверенностью сделать вывод о том, что помимо повседневных задач, выполняемых человеком, искусственный интеллект сможет также принимать решения в рамках ведения бизнеса.
Современные технологии являются неотъемлемой частью конкурентоспособной экономики, снижая бюрократию, ускоряя бизнес-процессы и влияя на принятие обоснованных решений.
Автоматизация процессов с применением искусственного интеллекта позволяет улучшить работу программ, повысить точность прогнозирования и эффективность распределения ресурсов. Управление искусственным интеллектом чат-ботами и иными виртуальными помощниками повышают доступность и своевременность решения проблем населения.
На современном этапе сложно представить какой-либо интернет-сайт без виртуального помощника и даже приложения банков РФ используют в своей деятельно-
сти искусственный интеллект. Такой подход помогает снизить нагрузку на сотрудников компаний, поскольку ряд вопросов людям помогает решить интернет-помощник.
Использование искусственного интеллекта при ведении бизнеса, может существенно снизить расход денежных средств, направленных на ежемесячную выплату заработной платы сотрудникам компании.
Рассмотрим в качестве примера работу администратора, связанную с записью клиентов на прием, либо же с ознакомлением клиента с перечнем предоставляемых услуг. Так ранее для выполнения данной функции необходимо нанимать отдельного человека, который бы занимался этим в течение рабочих суток.
Сейчас же появилось решение данной проблемы путем замены человека искусственным интеллектом. Создание чат-ботов в социальных сетях и мессенджерах, с внедренным искусственным интеллектом, позволяет вести общение с клиентами круглые сутки.
Например, «чат-бот компании «МТС» самостоятельно справляется с 80-85% обращений пользователей. В дальнейшем МТС планирует научить бота не только обрабатывать запросы, но и в подходящий момент предлагать абонентам услуги и продукты, которые им действительно нужны» [4].
Преимущества состоят в том, что можно разработать абсолютно любой алгоритм, который бы содержал ответы на все интересующие клиентов вопросы. А главным преимуществом является исключение человеческого фактора. Это говорит об снижении растрат на заработную плату сотруднику, а также на увеличении рабочего дня до круглосуточного. Потому что искусственному интеллекту не требуется отдых, в отличии от человека.
Одно из важных составляющих отмечает Н.В. Городнова, она обратила внимание на наличие положительных и отрицательных качеств в процессе автоматизации ручного труда за счет искусственного интеллекта. По ее мнению, «автоматизация ручного труда также является важной и неоднозначной темой, поскольку исполь-
зование алгоритмов искусственного интеллекта в промышленности способно вытеснить из этой сферы человеческий труд» [2].
Соглашаясь с данным мнением, прокомментируем следующим образом. В современном мире, а в частности в Российской Федерации большой проблемой является вопрос безработицы. А безработица в свою очередь является одним из влиятельных криминогенных факторов, способствующих совершению преступления. Большое количество людей идут на совершение преступления в силу того, что им не хватает денежных средств, то есть преследуя корыстные цели. В связи с этим внедрение искусственного интеллекта в сферу бизнеса может повлечь сокращение рабочих мест, тем самым исключая возможность определенной категории граждан трудится, тем самым порождая преступность в стране.
С другой же стороны, внедрение искусственного интеллекта в бизнес-сферу положительно влияет на объем производства и темпы производства.
М.Ю. Макаров отмечает две технологии производства при внедрении искусственного интеллекта. И каждая из них имеет следующие преимущества:
1. «По технологии «Человек используется в системе». В этом случае внедрение ИИ способствует тому, что человеческие ресурсы выполняют задачи лучше и эффективнее, благодаря чему освобождается время, чтобы они могли сосредоточиться на деятельности с более высокой добавленной стоимостью» [3].
2. «По технологии «Человек не используется в системе», при которой происходит автоматизация процессов с помощью робототехники или других технологий, например, с помощью создания автономных агентов, что ведет к полному устранению трудозатрат» [3].
Анализируя данные технологии использования искусственного интеллекта, с уверенностью отметим повышение производительности, независимо от участия человека, либо же от отсутствия его участия в производстве.
Продолжая рассмотрение вопроса о положительных чертах искусственного интеллекта, можно выделить следующие преимущества:
1. Автоматизация рутинных задач. Данный фактор существенно снизит нагрузку на сотрудников компании, что позволит повысить производительность;
2. Повышение точности аналитики и прогнозирования. Применяется в основном в бизнес-сферах, требующих большого количества математических вычислений и обработки информационных массивов;
3. Оптимизация производственных процессов: Использование ИИ в производстве позволяет оптимизировать процессы, улучшить качество продукции, сократить время производства и снизить издержки;
4. Снижение издержек: Благодаря автоматизации и оптимизации процессов, компании могут снизить издержки на рабочую силу, улучшить эффективность использования ресурсов и сократить потери.
Данные преимущества наглядно показывают нам то, что искусственный интеллект может использоваться практически во всех сферах бизнеса. Это объясняется тем, что круг выполняемых задач не ограничен,
поэтому разработав верный алгоритм можно добиться автоматизации любой предпринимательской деятельности.
Несмотря на многочисленные преимущества, внедрение ИИ в бизнес также сопряжено с вызовами. К ним относятся необходимость больших инвестиций в технологии, сложности в обучении персонала новым системам, вопросы конфиденциальности данных и этические аспекты использования ИИ.
В завершении данной работы отметим, что в рамках исследования были выделены положительные стороны внедрения искусственного интеллект в бизнес-сферу. Но также было обращено внимание на негативные стороны, которые могут появится при автоматизации производственных процессов. Также если рассматривать внедрение искусственного интеллекта в «мелкий» бизнес, то можно отметить отсутствие проблемы высокой стоимости внедрения искусственного интеллекта. А если речь идет об крупных предприятиях, требующих разработки собственных алгоритмов действия, то в этом случае уже возникает вопрос об необходимости больших материальных вложений.
Библиографический список
1. Указ Президента РФ от 10.10.2019 N 490 (ред. от 15.02.2024) «О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации» (вместе с «Национальной стратегией развития искусственного интеллекта на период до 2030 года») / [Электронный ресурс] // Кон-сультантПлюс.
2. Городнова Н.В. Применение искусственного интеллекта в бизнес-сфере: современное состояние и перспективы // Вопросы инновационной экономики. - 2021. - №4.
3. Макаров М.Ю. Влияние искусственного интеллекта на производительность труда // Экономика и управление. - 2020. - №5 (175).
4. Подольская Т.В., Сидельников А.П., Гелашвили Л. Практика внедрения компьютерного аудита и искусственного интеллекта в банковском секторе // Вопросы инновационной экономики. - 2021. - №4.
THE INTRODUCTION OF ARTIFICIAL INTELLIGENCE INTO BUSINESS
K.A. Chernova, Bachelor
Bauman Moscow State Technical University
(Russia, Moscow)
Abstract. Artificial intelligence has become an integral part of the life of modern humanity. The introduction of artificial intelligence into business processes helps to increase production efficiency, optimize and improve the competitiveness of companies. Our research reveals the main aspects of the introduction of artificial intelligence into business, and also examines a number of advantages and challenges faced by organizations and companies in this process. Keywords: business, artificial intelligence, company, process, automation.