Научная статья на тему 'ВНЕДРЕНИЕ ИНСТРУМЕНТОВ БЕРЕЖЛИВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ МОБИЛЬНЫХ ЦЕНТРОВ ВАКЦИНОПРОФИЛАКТИКИ'

ВНЕДРЕНИЕ ИНСТРУМЕНТОВ БЕРЕЖЛИВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ МОБИЛЬНЫХ ЦЕНТРОВ ВАКЦИНОПРОФИЛАКТИКИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
32
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Лисовский О.В., Гостимский А.В., Карпатский И.В., Лисица И.А., Лисовская Е.О.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВНЕДРЕНИЕ ИНСТРУМЕНТОВ БЕРЕЖЛИВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ МОБИЛЬНЫХ ЦЕНТРОВ ВАКЦИНОПРОФИЛАКТИКИ»

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПЕДИАТРИИ И ДЕТСКОЙ ХИРУРГИИ

при заболеваниях обращаются к врачам-педиатрам первичного звена (участковые врачи) вероятность назначения лекарственного средства из запрещенного списка чрезвычайно высока. В условиях современной антидопинговой парадигмы целесообразно повысить уровень компетентности врачей—педиатров в особенностях организации медицинской помощи юным спортсменам.

ВЛИЯНИЕ ВЕДУЩИХ РЕПРЕЗЕНТАТИВНЫХ СИСТЕМ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ НАВЫКАМ СЕРДЕЧНО-ЛЕГОЧНОЙ РЕАНИМАЦИИ

Лисовский О.В., Лисица И.А., Гостимский А.В.,

Гавщук М.В., Лисовская Е. О.

ФГБОУ ВО СПбГПМУ Минздрава России, Санкт-

Петербург

Введение. Внедрение персонифицированного подхода при обучении медицинских работников значительно повышает эффективность образовательного процесса, положительно влияет на формирование и закрепление практических компетенций. Современные образовательные технологии позволяют использовать ведущие репрезентативные системы обучающихся при подготовке медицинских кадров.

Цель. Провести анализ эффективности обучения навыкам базовой сердечно-легочной реанимации (СЛР) при использовании ведущих репрезентативных систем.

Материалы и методы. На кафедре общей медицинской практики Санкт-Петербургского государственного педиатрического медицинского университета проведено исследование, включившее 152 студента: 128 девушек (84,21%) и 24 юноши (15,89%), средний возраст — 19,9 лет. При анализе традиционной методики обучения навыку «базовая СЛР» определены репрезентативные системы опрошенных, характерные для каждого обучающегося, установлено их влияние на качество освоения навыков.

Результаты. Исходные знания, полученные при традиционных подходах к обучению, отмечены на должном уровне в 88 наблюдениях — 57,89%, среди которых 81 респондент указал на отсутствие уверенности в практических умениях. В 64 случаях (42,11%) указано на необходимость дополнительных занятий. Ритм компрессий грудной клетки механистически, путем повторных тренировок на манекенах запомнили 73 студента (48,03%), по звуковым ассоциациям, основанным на запоминании музыкальных произведений — 41 (26,97%), после просмотра обучающих видеофильмов — 21 (13,82%) и 17 студентов (11,18%) указали на отсутствие возможности определить ритм.

С помощью методик «Определение ведущего источника восприятия» и «Диагностика домини-

рующей перцептивной модальности» С. Ефремцева выделены и распределены в 4 группы ведущие репрезентативные модальности респондентов: «Визуал» — 42 (27,63%), «Дигитал» — 34 (22,37%), «Кинесте-тик» — 31 (20,39%), «Аудиал» — 27 человек (17,76%), в 18 случаях (11,84%) тип восприятия расценен как смешанная. Сформирована подборка из 148 аудиальных композиций 15 стилей с ритмом 100 — 120 в 1 минуту, соответствующая музыкальным предпочтениям респондентов. После обучения навыкам оказания экстренной медицинской помощи с учетом доминирующих репрезентативных систем обучающихся, через 12 месяцев, 138 анкетируемых (90,8%) продемонстрировали высокие показатели практического владения навыками.

Заключение. Использование ведущих репрезентативных систем восприятия информации повышает эффективность обучения навыку базовой СЛР.

ВНЕДРЕНИЕ ИНСТРУМЕНТОВ БЕРЕЖЛИВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ МОБИЛЬНЫХ ЦЕНТРОВ ВАКЦИНОПРОФИЛАКТИКИ

Лисовский О.В., Гостимский А.В., Карпатский И.В.,

Лисица И.А., Лисовская Е . О.

ФГБОУ ВО СПбГПМУ Минздрава России, Санкт-

Петербург

Введение. Напряженная эпидемиологическая ситуация и проведение вакцинопрофилактики против новой коронавирусной инфекции, вызванной SARS-COV2, определяет необходимость применения инструментов бережливых технологий, позволяющих обеспечить удовлетворенность населения от получаемой медицинской помощи.

Цель исследования — оценить возможности применения инструментов 1еап-технологий при организации мобильных центров вакцинопрофилактики.

Материалы и методы. Проведен анализ внедрения инструментов бережливого производства в кабинетах вакцинопрофилактики 12 детских амбулатор-но-поликлинических отделений Санкт-Петербурга и Ленинградской области, выполнен хронометраж и картирование медицинских процессов в центрах вакцинопрофилактики взрослого населения против новой коронавирусной инфекции.

Результаты. Внедрение инструментов бережливого производства в медицинские организации, оказывающие первичную медико-санитарную помощь детскому населению, привело к снижению очередей, исключению пересечения потоков здоровых и больных людей. Данный опыт применения инструментов «5С», «картирование», «хронометраж», «диаграмма «спагетти», предложен при организации пунктов вакцинопрофилактики в условиях напряженной эпидемиологической ситуации. При помощи кар-

РОССИЙСКИЙ ВЕСТНИК ПЕРИНАТОЛОГИИ И ПЕДИАТРИИ, 2021; 66:(4) ROSSIYSKIY VESTNIK PERINATOLOGIII PEDIATRII, 2021; 66:(4)

Раздел 1 . ОРГАНИЗАЦИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ

тирования с построением карт текущего и целевого состояний 2 уровня определены основные проблемы в организации центров вакцинопрофилактики взрослого населения: пересечение потоков, в том числе возврат по потоку, очереди, длительное ожидание. Так, при отсутствии планирования и внедрения инструментов бережливого производства время ожидания до вакцинации составило в будние дни 124±36 минут, в выходные — 132±42 минуты. Введение электронных систем и записи через колл-центр позволяет снизить время ожидания до 9±2,8 минут. Наличие доступной навигации и информации о времени ожидания позволило сократить контакт пациентов и разделить потоки. Соблюдение порядка на рабочем месте в кабинете вакцинопрофилактики (с помощью методики «5С») и рациональное расположение оборудования позволили снизить время пребывания пациента в кабинете при выполнении манипуляции до 5,2±1,5 минут по сравнению с 6,9±1,4 минутами в начале исследования.

Заключение. Внедрение инструментов бережливого производства при организации мобильных пунктов вакцинопрофилактики позволяет сократить временные затраты на ожидание и выполнение вакцинации. Выделение зон комфортного пребывания после вакцинации требует наличия наглядной навигации в целях исключения смешения потоков.

ВНЕДРЕНИЕ КЛИНИЧЕСКИХ СЦЕНАРИЕВ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ДИАГНОСТИКИ И ЛЕЧЕНИЯ НАПРЯЖЕННОГО ПНЕВМОТОРАКСА У ДЕТЕЙ

Лисовский О.В., Гостимский А.В., Карпатский И.В., Гавщук М. В., Лисица И.А., Лисовская Е. О. ФГБОУ ВО СПбГПМУ Минздрава России, Санкт-Петербург

Введение. Формирование профессиональных навыков диагностики и оказания экстренной медицинской помощи является необходимым условием качественной подготовки врача-специалиста. Учитывая этические особенности профилактики ятро-генных осложнений и необходимость психологической адаптации обучающегося к профессиональной деятельности, освоение навыков ургентной хирургии осуществляется в симулированных условиях с использованием высоко реалистичных манекенов.

Цель исследования — разработка эффективной модели обучения диагностике и оказанию экстренной медицинской помощи при развитии напряженного пневмоторакса у детей.

Материалы и методы. На кафедре общей медицинской практики Санкт-Петербургского государственного педиатрического медицинского университета в соответствии с методикой CBL (Case-Based Learning — метод конкретных ситуаций) разработан клинический сценарий развития спонтанного напря-

женного пневмоторакса у ребенка 8 лет. В ходе проведения мастер-классов и тренингов обучающихся в 2019 — 2021 г. по методике проведено 39 сценариев, обучено 226 студентов старших курсов и клинических ординаторов.

Результаты. Обучающимся определялись роли медицинских работников, родителей и наблюдателей. Задачами медработников (врач-хирург, перевязочная медсестра) являлись сбор жалоб и анамнеза, осмотр ребенка по системе ABCDE, своевременное установление диагноза и оказание медицинской помощи (пункция и дренирование плевральной полости), терапия возникающих осложнений (остановка кровообращения при смещении средостения), а также работа с симулированным пациентом. Родители обеспечивали контакт с врачом-хирургом при сборе анамнеза и осмотре, демонстрировали паническое настроение с необходимостью отработки коммуникативных навыков. Наблюдатели заполняли разработанные чек-листы для оценки правильности выполнения диагностических и лечебных манипуляций, оценивали работу членов команды. Ребенка имитировал манекен Sim-Junior, оснащенный технологиями обратной связи и дистанционного управления. Проводимые клинические сценарии позволили закрепить знания и отработать практические навыки работы в команде.

Заключение. Внедрение модели обучения на основе методики CBL способствует эффективному усвоению материала, формированию практических компетенций без риска ятрогенных осложнений для пациента. Использование клинических сценариев формирует универсальную модель оказания экстренной медицинской помощи при развитии жизне-угрожающих состояний, способствует закреплению теоретических и практических навыков.

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ И СМЕРТНОСТИ ОТ ЗЛОКАЧЕСТВЕННЫХ НОВООБРАЗОВАНИЙ УДЕТЕЙ

Павловская О.Г., Гладких О.А.

ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный

медицинский университет» Минздрава России,

Оренбург

Введение. Статистические и эпидемиологические данные о заболеваемости различных групп населения злокачественными новообразованиями, а также смертности от них, являются основной базой для разработки и оценки результатов доступности и качества специализированной медицинской помощи.

Цель исследования. Установить региональные особенности заболеваемости и смертности детей при злокачественных новообразованиях в Оренбургской области.

РОССИЙСКИЙ ВЕСТНИК ПЕРИНАТОЛОГИИ И ПЕДИАТРИИ, 2021; 66:(4) ROSSIYSKIY VESTNIK PERINATOLOGY IPEDIATRII, 2021; 66:(4)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.