Научная статья на тему 'ВНЕДРЕНИЕ ИНСТИТУТА ОБЩЕСТВЕННЫХ ЖИЛИЩНЫХ ИНСПЕКТОРОВ И ЭКСПЕРТОВ В СФЕРУ КОНТРОЛЯ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА'

ВНЕДРЕНИЕ ИНСТИТУТА ОБЩЕСТВЕННЫХ ЖИЛИЩНЫХ ИНСПЕКТОРОВ И ЭКСПЕРТОВ В СФЕРУ КОНТРОЛЯ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
98
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Экономический журнал
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО / ОБЩЕСТВЕННОСТЬ / КОНТРОЛЬ / ЖИЛЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ / ЖИЛИЩНЫЕ ИНСПЕКТОР

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Северинова Мария Николаевна

В статье рассмотрено понятие общественного жилищного контроля, обоснована необходимость обучения заинтересованных в улучшении предоставления жилищно-коммунальных услуг граждан, а также перечислены основные обязанности и права жилищных инспекторов. В настоящее время тема реформирования жилищно-коммунального хозяйства и предоставляемых услуг в данной сфере довольно актуальна и находит место для обсуждения во многих кругах общественности. Действенным инструментом повышения эффективности и качества предоставляемых услуг в сфере ЖКХ, на наш взгляд, является все более широкое распространение и расширение полномочий института общественных жилищных инспекторов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Северинова Мария Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTRODUCTION OF THE INSTITUTE OF PUBLIC HOUSING INSPECTORS AND EXPERTS IN THE SPHERE OF CONTROL OF HOUSING AND COMMUNAL SERVICES

The article discusses the concept of public housing control, substantiates the need for training citizens interested in improving the provision of housing and communal services, and lists the main responsibilities and rights of housing inspectors. Currently, the topic of reforming housing and communal services and the services provided in this area is quite relevant and finds a place for discussion in many circles of the public. An effective tool for improving the efficiency and quality of services provided in the housing and communal services sector, in our opinion, is the increasingly widespread and expanding powers of the institution of public housing inspectors

Текст научной работы на тему «ВНЕДРЕНИЕ ИНСТИТУТА ОБЩЕСТВЕННЫХ ЖИЛИЩНЫХ ИНСПЕКТОРОВ И ЭКСПЕРТОВ В СФЕРУ КОНТРОЛЯ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА»

М.Н. Северинова

ВНЕДРЕНИЕ ИНСТИТУТА ОБЩЕСТВЕННЫХ ЖИЛИЩНЫХ ИНСПЕКТОРОВ И ЭКСПЕРТОВ В СФЕРУ КОНТРОЛЯ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА

M.N. Severinova Introduction of the Institute of public housing Inspectors and Experts in the sphere of control of housing and communal Services

В настоящее время тема реформирования жилищно-коммунального хозяйства и предоставляемых услуг в данной сфере довольно актуальна и находит место для обсуждения во многих кругах общественности.

Аудиторские компании предоставляют различные консультативные услуги и осуществляют ряд проверок для многих управляющих компаний, занимающихся обслуживанием жилого фонда, в зависимости от их деятельности и специфики. Основная особенность в том, что данные компании подвержены государственному контролю - регулирование цен, жёсткие рамки для тарифов на услуги ЖКХ, тесная взаимосвязь с муниципальными органами власти и т.п. И, в конечном итоге, на данную сферу имеет большое влияние неравномерное поступление денежных средств от потребителей - жителей.1 Немаловажной причиной низкой культуры потребления жилищно-коммунальных услуг у населения и главной проблемой в сфере жилищно-коммунального хозяйства является оплата услуг. И с каждым годом тарифы на коммунальные услуги увеличиваются, независимо от темпов инфляции. При этом качество предоставляемых услуг остается неизменным, а процесс формирования тарифов остается неизвестным. В связи с этим наблюдается низкая платежеспособность населения за потребление услуг2

Жилищно-коммунальное хозяйство - это важнейшая отрасль национальной экономики, затрагивающая интересы каждого человека. Большую роль в развитии национальной экономики играют ее человеческие ресурсы. Человек является «двигателем» научно-технического прогресса, от работы которого зависит успешное его развитие. Но человек - это живой организм, который имеет свойство уставать и не может работать постоянно без перерыва. Отдых - это восстановление своих физических и умственных способностей, заложенное у человека природой. Таким образом, для воспроизводства физических и умственных сил человека необходимо создание нормальных условий для его жизнедеятельности (удовлетворение, в первую очередь, естественных потребностей в пище, одежде, жилище и т. п.). Причем для нормального качества воспроизводства трудоспособности человека любой профессии и квалификации необходимы соответствующие техническому прогрессу условия, как

на рабочем месте, так и вне его, т. е. нормальные жилищные условия (отдых дома) и нормальные социальные условия (заработная плата, развлечения, отдых вне дома)3

Более 50% граждан не довольны качеством предоставляемых им услуг. На это влияет отсутствие сбалансированного и комплексного решения имеющихся проблем в ЖКХ, несовершенство механизма определенного взаимодействия между субъектами и объектами данного типа отношений. В этом случае социальная напряженность возрастает с каждым днём, отчего становится наиболее острой и болезненной для многих собственников многоквартирных домов (далее - МКД).

За деятельностью управляющих компаний, в первую очередь, наблюдают огромное количество надзорных органов - от Государственной Жилищной инспекции, выдающей лицензию на право предоставления услуг до прокуратуры. Несмотря на это, количество жалоб от собственников помещений на работу управляющих компании возрастает, и свидетельствует о том, что механизм контроля в сфере ЖКХ неидеален4.

Действенным инструментом повышения эффективности и качества предоставляемых услуг в сфере ЖКХ, на наш взгляд, является все более широкое распространение и расширение полномочий института общественных жилищных инспекторов. Впервые об институте общественных жилищных инспекторов заговорили в 2016 году. В Волгограде был создан проект, который «дал толчок» для развития и реализации данного типа контроля на территории регионов юга России и не только.

Данную идею в 2017 году поддержал Владимир Путин, с целью создания большего количества подобных институтов по всей России, которые будут отслеживать и направлять реализацию услуги ЖКХ, выполнение обязательств перед собственниками МКД и контроля работы управляющих компаний.

Очень часто наблюдается ситуация, когда граждане разобщены и юридически не подготовлены во многих вопросах, поэтому общественный контроль должен иметь поддержку со стороны муниципалитетов и политических партий. Например, уже с 2014 года (за два года до создания масштабного проекта в Волгоградской области) Жилищный кодекс Российской Федерации содержит положения, согласно которым граждане, имеющие в собственности помещения, имеют право принимать активное участие в создании системы ответственности за свой дом (на общих собраниях, например, выбирается Совет дома вместе с Председателем)5.

В 2017 году Дмитрий Медведев дал поручение Минстрою организовать в регионах России «Школу грамотного потребителя». В настоящий момент координатором данного проекта является Козлов А.М., депутат, Председатель комиссии по государственному строительству и местному самоуправлению.

Данный федеральный проект освещает многие проблемы ЖКХ и обучает граждан рационально использовать коммунальные услуги, осуществлять энергосервисные мероприятия в МКД.

Конечно, одним лишь контролем дело не ограничивается: необходимо научить потребителей самостоятельно разбираться в аспектах ЖКХ и волнующих их ситуациях, для того, чтобы создать действительно рациональное и действенное общество жилищных инспекторов своего региона.

Для этого необходимо проводить регулярные мероприятия для разъяснения целей, задач и порядка управления МКД, выявлять активных граждан для дальнейшей подготовки к самостоятельным проверкам и контролю над управляющими компаниями в данной сфере6.

Кому как не самим потребителям, заинтересованным в благоприятных и безопасных условиях проживания, решать действительно волнующие их проблемы. Конечно, это сложная комплексная работа, требующая должного уровня подготовки, знания и навыков, владения специальными методиками управления, к тому же, данная деятельность должна быть непрерывной для достижения лучшего результата. У всех участников данного процесса должна быть едина цель - создание условий для комфортного проживания людей в МКД.

Именно для этого и необходимо привлекать граждан для создания институтов общественных инспекторов, которые смогут совершать необходимые действия и взаимодействовать с управляющими компаниями на должном уровне по всем вопросам, связанных с содержанием и управлением МКД,

Рассматривая понятие «жилищные инспекторы», необходимо отметить, что к ним относятся добровольцы и активные граждане, которые прошли специализированное обучение. Как правило, ими выступают обычные жильцы - собственники помещений в МКД.

После обучения они могут разбираться в том, на что идут деньги потребителей, выполняются ли условия, прописанные в договоре, например, предоставление услуги уборки или ремонта подъездов, в удовлетворительном ли состоянии дом, либо же требует ремонта и многое другое.

Выпускник курсов общественных инспекторов ЖКХ в Волгограде (2016 год), Владимир Комлев, говорил о том, что стать общественным инспектором может любой житель, который готов отстаивать интересы не только жильцов своего дома, но и горожан. Для этого необходимо получить специальные знания по жилищному праву, включая Жилищный кодекс и другие основные законы, правовые акты, регулирующие коммунальную сферу. Нужно также знать основы экономического, финансового устройства коммунальной сферы, особенности организации коммунального бизнеса и различных форм управления домами и, разумеется, обладать коммуни-

кативными способностями.

Таким образом, можно обосновать основную идею и цель проекта создания данных институтов: через стимулирование эффективного взаимоотношения и взаимодействия обоих сторон жилищно-коммунальных отношений решить комплекс проблем собственников МКД, связанных с неудовлетворительным качеством жилищно-коммунальных услуг7.

Целевыми группами данного проекта могут являться:

- непосредственные получатели жилищно-коммунальных услуг

- собственники помещений. Особое внимание будет уделено оказанию помощи таким группам населения как: люди пожилого возраста, люди с ограниченными возможностями здоровья, многодетные семьи, безработные; из числа собственников нежилых помещений

- представителям социально ориентированных некоммерческих организаций;

- общественные жилищные инспекторы - добровольцы, ранее прошедшие специальное обучение в данном направлении;

- представители профильных органов власти и местного самоуправления, которые ответственные за работу в сфере ЖКХ;

- студенты, желающие получить практику в данной отрасли и в дальнейшем работать в направлении улучшения предоставления жилищно-коммунальных услуг населению.

В настоящий момент разработаны определенные рамки того, какими званиями и навыками должен владеть инспектор, приступая к данной работе8. В частности, инспектор должен знать:

- основные нормативно-правовые акты в сфере ЖКХ;

- основные понятия, связанные с содержанием и управлением МКД;

- основные методы защиты прав собственника жилья;

- порядок сбора, обработки и накопления информации для 16 определения

- себестоимости работ и услуг в ЖКХ;

- алгоритм проведения осмотра объектов МКД для планирования дальнейшей деятельности;

- форму, содержание и последовательность оформления соответствующей документации по различным направлениям содержания и управления МКД.

Уметь:

- логически верно использовать нормативные правовые документы в своей деятельности при решении возникающих проблем;

- аргументировать и верно обосновывать свои решения при выполнении задач общественного контроля;

- использовать информацию по защите прав собственников жилья;

- исследовать, анализировать и применять информацию при принятии решений по развитию МКД;

- интерпретировать показатели результатов исследования общедомового имущества;

- пользоваться основными методами и алгоритмами для решения практических задач в сфере содержания и управления МКД;

- выбирать направления саморазвития, повышения своей квалификации и мастерства.

В соответствие с законами «Об общественном контроле» общественный инспектор может контролировать любой аспект деятельности управляющей компании, не относящийся к сфере коммерческой тайны. В то же время, жилищный общественный инспектор не может заменить работу специалистов Государственной Жилищной инспекции, которая регулируется отдельными законами и нормативными актами. Отличие их деятельности заключается в том, что предписание общественных инспекторов носит рекомендательный характер, в то время как предписания профессиональных инспекторов обязательны для управляющих компаний.

В 2021 году институты общественных жилищных инспекторов и экспертов реализованы и успешно ведут работу в таких регионах, как: Волгоградская область, Республика Калмыкия, Кабардино-Балкарская Республика, город Севастополь. В дальнейшем необходимо развивать это направление, привлекать граждан к общественной работе в сфере ЖКХ, координировать их деятельность, выдавать удостоверения установленного образца и справочно-методическую литературу.

Примечание Endnotes

1 Матвеева Е.Е.Система государственного финансового контроля и аудита в РФ: проблемы и перспективы. Смоленск. 2016., 308с.

2 Рожков Е.В. Особенности развития ЖКХ в современном городе (на примере Перми) // Инновационная экономика. 2021. №1 (56). С.56-72.

3 Кузьмина Л.А. Качество экономического роста в России: инновационный аспект // Научное обозрение. 2015. №11. С. 330-333.

4 СидорчукВ.К. Правовое положение коммунального хозяйства. Минск. 2019. 308 с.

5 Кощеев В.А., Цветков Ю.А., Вишневецкая А.И. Элементы цифровой экономики в жилищно-коммунальном хозяйстве. // Вестник гражданских инженеров. 2019. № 2 (73). С. 173-179.

6 СаввинаИ.С. Применение IOT технологий в сфере ЖКХ. // Экономика и предпринимательство. 2020. №10 (123). С.1077-1082

7 Кокурин Д.И., Соболева О.А., Хрусталева А.Д. Государственно-частное партнерство как механизм привлечения инвестиций в ЖКХ. // Экономика и предпринимательство. 2019. №2 (103). С. 642-646.

8 Рейхерт Н.В., Матросова С.В. Промышленность России на современном этапе // Управление экономическими системами: электронный журнал. 2016. №5 (87). С.26

34

Автор, аннотация, ключевые слова

Северинова Мария Николаевна - магистрант Смоленского государственного университета (Смоленск)

mariyaseverinova@mail.ru

В статье рассмотрено понятие общественного жилищного контроля, обоснована необходимость обучения заинтересованных в улучшении предоставления жилищно-коммунальных услуг граждан, а также перечислены основные обязанности и права жилищных инспекторов. В настоящее время тема реформирования жилищно-коммунального хозяйства и предоставляемых услуг в данной сфере довольно актуальна и находит место для обсуждения во многих кругах общественности. Действенным инструментом повышения эффективности и качества предоставляемых услуг в сфере ЖКХ, на наш взгляд, является все более широкое распространение и расширение полномочий института общественных жилищных инспекторов

Жилищно-коммунальное хозяйство, общественность, контроль, жилые помещения, жилищные инспектора.

References (Articles from Scientific Journals)

1. Kokurin D.I., Soboleva O.A., Khrustaleva A.D. Gosudarstvenno-chastnoye partnerstvo kak mekhanizm privlecheniya investitsiy v ZhKKh. Ekonomika ipredprinimatel 'stvo, 2019, no 2 (103), pp. 642-646.

2. Koshcheyev V.A., Tsvetkov Yu.A., Vishnevetskaya A.I. Elementy tsifrovoy ekonomiki v zhilishchno-kommunal'nom khozyaystve. Vestnik grazhdanskikh inzhenerov, 2019, no 2 (73), pp. 173-179.

3. Kuz'mina L.A. Kachestvo ekonomicheskogo rosta v Rossii: innovatsionnyy aspect. Nauchnoye obozreniye, 2015, no 11, pp. 330-333.

4. Reykhert N.V., Matrosova S.V. Promyshlennost' Rossii na sovremennom etape. Upravleniye ekonomicheskimi sistemami: elektronnyy zhurnal, 2016, no 5 (87), pp. 26.

5. Rozhkov E.V. Osobennosti razvitiya ZhKKh v sovremennom gorode (na primere Permi). Innovatsionnaya ekonomika, 2021, no 1 (56), pp.56-72.

6. Savvina I.S. Primeneniye IOT tekhnologiy v sfere ZhKKh. Ekonomika i predprinimatel'stvo. 2020, no 10 (123), pp.1077-1082.

(Monographs)

7. Matveyeva E.E. Sistema gosudarstvennogo finansovogo kontrolya i audita v RF: problemy i perspektivy, Smolensk, 2016, 63 p.

8. Sidorchuk V.K. Pravovoye polozheniye kommunal'nogo khozyaystva. Minsk, 2019, 213p.

Author, Abstract, Key words

Maria N. Severinova - Undergraduate, Smolensk State University (Smolensk, Russia)

mariyaseverinova@mail.ru

The article discusses the concept of public housing control, substantiates the need for training citizens interested in improving the provision of housing and communal services, and lists the main responsibilities and rights of housing inspectors. Currently, the topic of reforming housing and communal services and the services provided in this area is quite relevant and finds a place for discussion in many circles of the public. An effective tool for improving the efficiency and quality of services provided in the housing and communal services sector, in our opinion, is the increasingly widespread and expanding powers of the institution of public housing inspectors.

Housing and communal services, public, control, living quarters, housing inspectors.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.