Научная статья на тему 'ВНЕДРЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УПРАВЛЕНИЕ СТРОИТЕЛЬНОЙ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ТЕХНИКОЙ'

ВНЕДРЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УПРАВЛЕНИЕ СТРОИТЕЛЬНОЙ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ТЕХНИКОЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
341
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник МГСУ
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
БЕСПИЛОТНАЯ ТЕХНИКА / АВТОНОМНАЯ ТЕХНИКА / УРОВНИ АВТОНОМИИ ТЕХНИКИ / ТЕЛЕМАТИКА / ИННОВАЦИИ В СТРОИТЕЛЬНОЙ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ТЕХНИКЕ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИННОВАЦИЙ / ОЦЕНКА ИННОВАЦИЙ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бакрунов Юрий Октавьевич, Васильева Елена Юрьевна

Введение. Рассматриваются тенденции и перспективы применения инноваций в управлении строительной и специальной техникой в процессе строительства. Актуальность данной темы обусловлена общей ориентаций отечественной экономики на инновационное развитие, без которого невозможно дальнейшее повышение качества продукции, повышение производительности труда, снижение затрат строительного производства, сокращение экологического вреда, аварийности, ущерба здоровью работников и улучшение условий труда. Материалы и методы. Использованы системный подход, методы структурного анализа, методы классификации и группировок, сравнительный и статистический анализ и прогнозирование, методы экспертных оценок. Материалом для исследования послужили работы отечественных и зарубежных авторов, опыт строительных компаний, статистика Росстата, информация Агентства инноваций Москвы, материалы деловых программ специализированных выставок.- Результаты. Систематизированы существующие инновационные технологии управления строительной и специальной техникой на этапе строительства. Указанные технологии разделены на две основные группы: средства телематики и средства достижения автономности техники и транспорта. Выявлены преимущества от использования этих технологий и возможные негативные последствия. В развитие методики оценки эффективности инноваций предложена система показателей эффективности внедрения и использования инновационных технологий управления спецтехникой и строительной техникой. Выводы. Проведенный анализ доказывает эффективность и целесообразность инновационных технологий в управлении техникой и транспортом в процессе строительства. Для развития этого инновационного направления требуются определенные условия, прежде всего: активное производство специальных приборов и программ; снижение их цены, что приведет к большей доступности; совершенствование нормативно-правового регулирования; повышение квалификации кадров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF INNOVATIVE TECHNOLOGIES IN CONTROL OF THE CONSTRUCTION AND SPECIAL EQUIPMENT

Introduction. Trends and prospects of the application of innovations in control of the construction and special equipment in construction process are considered in the article. The relevance of this subject is explained by the general orientation of domestic economy toward the innovative development without which any further improvement of the products quality, an increase in labour productivity, cost reduction of construction production, decrease in the environmental damage, accident rate, damage to workers’ health and improvement of the conditions of their work is impossible. Materials and methods. The system approach, methods of the structural analysis, methods of classification and groups, the comparative and statistical analysis and forecasting, methods of expert estimates were used during the research. Works, published by domestic and foreign authors, experience of construction companies, statistics of Rosstat, materials of the Agency of innovations of the city of Moscow, materials of business programmes of specialized exhibitions were used as the material for the research. Results. The authors systematized the existing innovative technologies of control of the construction and special equipment at the construction stage. These technologies are divided into two main groups: means of telematics and means of achievement of autonomy of equipment and transport. Some advantages of the use of these technologies, as well as some possible negative consequences are identified. The system of indicators of efficiency of introduction and use of innovative technologies of control of special and construction equipment is proposed for the development of an innovations efficiency assessment technique. Conclusions. The analysis proves the efficiency and expediency of innovative technologies in control of the equipment and transport during the construction process. Certain conditions are required for the development of this innovative area, first of all, intensive production of special devices and programmes, a decrease in their price and higher availability, legal regulation improvement, professional development of the construction companies’ staff.

Текст научной работы на тему «ВНЕДРЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УПРАВЛЕНИЕ СТРОИТЕЛЬНОЙ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ТЕХНИКОЙ»

НАУЧНАЯ СТАТЬЯ / RESEARCH PAPER УДК 69.057.7

DOI: 10.22227/1997-0935.2022.6.813-822

Внедрение инновационных технологий в управление строительной и специальной техникой

Юрий Октавьевич Бакрунов, Елена Юрьевна Васильева

Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет

(НИУМГСУ); г. Москва, Россия

АННОТАЦИЯ

Введение. Рассматриваются тенденции и перспективы применения инноваций в управлении строительной и специальной техникой в процессе строительства. Актуальность данной темы обусловлена общей ориентаций отечественной экономики на инновационное развитие, без которого невозможно дальнейшее повышение качества продукции, повышение производительности труда, снижение затрат строительного производства, сокращение экологического вреда, аварийности, ущерба здоровью работников и улучшение условий труда.

Материалы и методы. Использованы системный подход, методы структурного анализа, методы классификации и группировок, сравнительный и статистический анализ и прогнозирование, методы экспертных оценок. Материалом для исследования послужили работы отечественных и зарубежных авторов, опыт строительных компаний, статистика Росстата, информация Агентства инноваций Москвы, материалы деловых программ специализированных выставок. Результаты. Систематизированы существующие инновационные технологии управления строительной и специальной техникой на этапе строительства. Указанные технологии разделены на две основные группы: средства телематики и средства достижения автономности техники и транспорта. Выявлены преимущества от использования этих технологий и возможные негативные последствия. В развитие методики оценки эффективности инноваций предложена система показателей эффективности внедрения и использования инновационных технологий управления спец- ^ п техникой и строительной техникой. Ф Ф

Выводы. Проведенный анализ доказывает эффективность и целесообразность инновационных технологий в управ- п н лении техникой и транспортом в процессе строительства. Для развития этого инновационного направления требуют- ^ | ся определенные условия, прежде всего: активное производство специальных приборов и программ; снижение их _ цены, что приведет к большей доступности; совершенствование нормативно-правового регулирования; повышение д 3 квалификации кадров. 5) С

• у

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: беспилотная техника, автономная техника, уровни автономии техники, телематика, ^ — инновации в строительной и специальной технике, эффективность инноваций, оценка инноваций о м

1 2

Благодарности. Авторы выражают благодарность организаторам круглого стола «Телематика» (деловая программа 2 1 СТТ РОРЫМ 2022) за предоставленный материал и возможность участвовать в обсуждении темы исследования. О 9

г 0

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Бакрунов Ю.О., Васильева ЕЮ. Внедрение инновационных технологий в управление стро- а з

ительной и специальной техникой // Вестник МГСУ 2022. Т. 17. Вып. 6. С. 813-822. РО1: 10.22227/1997-0935.2022.6.813- О 2

822 2 р

О 5

о (

Автор, ответственный за переписку: Елена Юрьевна Васильева, elena.chibisova_metr@mail.ru. ^ 2

<( —

с СЛ

Implementation of innovative technologies in control of the construction n 4

and special equipment r 6

i §

_ it-—

CD O

Yuri O. Bakrunov, Elena Yu. Vasilyeva u i

Moscow State University of Civil Engineering (National Research University) (MGSU); § )

Moscow, Russian Federation v •

-¡1

® 7

ABSTRACT

Introduction. Trends and prospects of the application of innovations in control of the construction and special equipment in construction process are considered in the article. The relevance of this subject is explained by the general orientation . gg of domestic economy toward the innovative development without which any further improvement of the products quality, _ E an increase in labour productivity, cost reduction of construction production, decrease in the environmental damage, accident s y rate, damage to workers' health and improvement of the conditions of their work is impossible. J K

Materials and methods. The system approach, methods of the structural analysis, methods of classification and groups, № the comparative and statistical analysis and forecasting, methods of expert estimates were used during the research.

to to

10 10 10 10

Works, published by domestic and foreign authors, experience of construction companies, statistics of Rosstat, materials of the Agency of innovations of the city of Moscow, materials of business programmes of specialized exhibitions were used as the material for the research.

© Ю.О. Бакрунов, Е.Ю. Васильева, 2022 813

Распространяется на основании Creative Commons Attribution Non-Commercial (CC BY-NC)

Results. The authors systematized the existing innovative technologies of control of the construction and special equipment at the construction stage. These technologies are divided into two main groups: means of telematics and means of achievement of autonomy of equipment and transport. Some advantages of the use of these technologies, as well as some possible negative consequences are identified. The system of indicators of efficiency of introduction and use of innovative technologies of control of special and construction equipment is proposed for the development of an innovations efficiency assessment technique.

Conclusions. The analysis proves the efficiency and expediency of innovative technologies in control of the equipment and transport during the construction process. Certain conditions are required for the development of this innovative area, first of all, intensive production of special devices and programmes, a decrease in their price and higher availability, legal regulation improvement, professional development of the construction companies' staff.

KEYWORDS: pilotless equipment, levels of equipment autonomy, innovations in construction and special equipment, efficiency of innovations, assessment of innovations.

Acknowledgements. The authors express their gratitude to the organizers of the round table "Telematics" (The business programme of CTT FORUM 2022) for the provided material and the opportunity to participate in the discussion of the subject of research.

FOR CITATION: Bakrunov Yu.O., Vasilyeva E.Yu. Implementation of innovative technologies in control of the construction and special equipment. Vestnik MGSU [Monthly Journal on Construction and Architecture]. 2022; 17(6):813-822. DOI: 10.22227/1997-0935.2022.6.813-822 (rus.).

Corresponding author: Elena Yu. Vasilyeva, elena.chibisova_metr@mail.ru.

N N N N О О N N

<0<D К (V U 3 > (Л

с и U N

il Л ?

<D <D

О ё

w

E О

CL °

^ с

ю °

s 1

о EE

CO ^

■8 r

El

О И

ВВЕДЕНИЕ

На современном этапе приоритетом развития всех отраслей отечественной экономики является ориентация на инновации, что задекларировано прежде всего в Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года1 и Стратегии инновационного развития строительной отрасли Российской Федерации на период до 2030 года2. Инновации охватывают все сферы деятельности, становясь основным драйвером, обеспечивающим рост производительности, конкурен-

тоспособности, финансовой эффективности, эколо-гичности [1, 2].

Приходится признать, что строительная отрасль консервативна и, хотя тенденции к внедрению инновационных технологий развиваются и в этой сфере, строительство и девелопмент отличаются более низким уровнем инновационности, чем другие отрасли. В мире почти 60 % строительных компаний находится на начальных этапах цифровой трансформации (рис. 1)3.

Инновации в строительной сфере включают технологии для автоматизации и повышения эффектив-

1 1-й этап — Ситуативное использование IT-решений Stage 1 — Situational use of IT solutions

1 2-й этап — Осознание необходимости разработки цифровой стратегии Stage 2 — Awareness of the need for a digital strategy 3-й этап — Цифровая стратегия есть, но реализуются отдельные самые простые решения

Stage 3 — The digital strategy exists, but only some of the simplest solutions are being implemented

1 4-й этап — Масштабирование цифровых продуктов и сервисов Stage 4 — Scaling up digital products and services

5-й этап — Внедрение прорывных инноваций для освоения новых рынков Stage 5 — Introduction of breakthrough innovations to develop new markets

Рис. 1. Распределение компаний строительной отрасли по этапам цифровой зрелости в мире4 (рисунок авторов) Fig. 1. Breakdown of construction industry companies by stages of digital maturity in the world4 (drawn by the authors)

1 Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года : Распоряжение Правительства РФ от 08.12.2011 № 2227-р (ред. от 18.10.2018). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW _123444/2f806c88991ebbad43cdaa1c63c2501dc94c14af/

2 Стратегия инновационного развития строительной отрасли Российской Федерации на период до 2030 года. URL: https://minstroyrf.gov.ru/docs/11870/

3 Агентство инноваций города Москвы. Инновации в строительстве: мировые тренды и особенности развития в Москве. Октябрь 2021. URL: https://ict.moscow/research/innovatsii-v-stroitelstve-mirovye-trendy-i-osobennosti-razvitiia-v-moskve/

4 The state of digital transformation in construction across the globe across the globe. An IDC InfoBrief. March 2020. URL: http://constructioncloud.autodesk.com/rs/572-JSV-775/images/Autodesk-IDC-Digital%20Transformation_The-Future-of-Connected-Construction.pdf

ности не только строительных работ, но всей производственной цепочки: от городского планирования и проектирования до управления и эксплуатации построенным объектом. Однако в рамках настоящего исследования внимание авторов было сконцентрировано именно на этапе строительства объектов, а конкретно — на управлении техникой.

Тема внедрения инновационных технологий в строительный процесс изучалась многими авторами. Так, работы, посвященные инновационным технологиям в строительстве, касаются применения:

• BIM-технологий на стадии проектирования, строительства и эксплуатации зданий [3, 4];

• 3D-принтеров [5];

• строительных дронов и роботов [5];

• беспилотной спецтехники и транспорта [6];

• телематики на транспорте и спецтехнике [7].

Но, как правило, авторы не рассматривают инновационные технологии управления строительной, специальной техникой и транспортом системно, а исследуют отдельно взятые аспекты.

Кроме того, представляется важным предложить методику анализа эффективности внедрения и применения инновационных технологий управления техникой. Очевидно, что разработка, приобретение, внедрение и эксплуатация этих технологий требуют инвестиций, а значит, появляется потребность в методически грамотном обосновании их целесообразности и отборе из альтернативных вариантов. Методы оценки эффективности инноваций уже существуют, совершенствуются и развиваются различными авторами. Но остается необходимость в адаптации имеющихся методик по отношению к оценке эффективности внедрения инновационных технологий управления транспортом, строительной и специальной техникой.

Объект данного исследования — инновационные технологии в управлении строительной и специальной техникой в строительном производстве.

Предметом исследования является внедрение инновационных технологий в реальных современных условиях.

Цель исследования — систематизация существующих инновационных технологий управления техникой, выявление возможностей и ограничений их использования в строительном производстве и разработка рекомендаций по оценке эффективности их использования.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

При подготовке статьи авторы использовали системный подход, методы структурного анализа, методы классификации и группировок, сравнительный и статистический анализ и прогнозирование, методы экспертных оценок.

Материалами исследования стали работы отечественных и зарубежных авторов по теме инновационных технологий в строительстве; опыт

строительных компании, освещенный ими в открытом доступе в сети Интернет; статистика Росстата; информация Агентства инноваций Москвы; материалы деловой программы выставки инструментов и оборудования MITEX-2021, Российской строительной недели-2021, выставки CTT FORUM 2022.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Анализ существующей практики применения инновационных технологий в управлении строительной и специальной техникой на стройплощадке позволил авторам предложить следующую классификацию (рис. 2).

Первое направление инноваций в управлении техникой — средства телематики. Оно больше ассоциируется с автомобильным транспортом, но может использоваться как в перевозках строительных материалов, так и на стройплощадке — при работе спецтехники [7].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Тахографы позволяют контролировать режим оператора спецтехники или работу водителя, совершаемые им остановки. При подключении к системе навигации (такой как ГЛОНАСС) возможно беспрерывно фиксировать сведения о маршруте и скорости движения. Результатом применения тахометрии становится снижение времени простоев техники, ее схода с маршрута и нецелевого использования. Как результат, растет экономическая эффективность эксплуатации.

Средства контроля состояния оператора спецтехники или водителя дают возможность исключить засыпание, потерю внимания, опасное вождение, аварийные ситуации, а также небрежное отношение к технике, что вызывает поломки и преждевременный износ. В случае выхода транспорта или спецтехники на дороги общего пользования контроль за водителем позволяет предотвратить нарушение ПДД и начисление штрафов. Все это означает снижение затрат строительной компании (на ремонт, штрафы, компенсацию ущерба имуществу и здоровью). Ценно и то, что показания оборудования в большинстве случаев обрабатываются самим оператором и в случае его адекватной реакции не требуют привлечения диспетчера.

Система контроля расхода топлива (система СКРТ) — это прежде всего датчик контроля расхода топлива, который устанавливается в бак автомобиля, передает информацию об уровне топлива и его расходе в систему мониторинга транспорта, в случае контроля топлива по CAN-шине информация о расходе и уровне топлива передается в систему спутникового мониторинга от бортового компьютера автомобиля по CAN-шине. В компьютер топливные данные поступают со штатного датчика, размещенного в баке производителем. Не всегда врезной датчик уровня топлива (ДУТ) или счетчик топлива можно установить из-за конструктивных особенностей; также не всегда целесообразно по стоимости уста-

< п

tT

iH О Г

0 w

t CO

1 z y i

J CD

U

r i

n °

» 3

0 Ш

01

о n

CO CO

n NJ

^ £ r §

•)

mM

® 7

. DO

■ г

s □

s У с о

<D * ®®

О О 10 10 10 10

Рис. 2. Классификация инноваций в управлении специальной, строительной техникой и транспортом в строительстве (рисунок авторов)

Fig. 2. Classification of innovations in operating of special, construction equipment and means of transport in the construction sector (drawn by the authors)

N N N N О О N N

<0<D <D

К

u >

с ta

<U О)

О %

(Л (Л

Е о

CL ° ^ с

ю о

s !

о ЕЕ

fee

СП ^ т- ^

ЕЗ

Г Si

О (Я №

навливать отдельные датчики для контроля расхода. В таких случаях можно подключаться к штатным ДУТ.

Обобщение информации датчиков дает возможность не только спрогнозировать и точно рассчитать топливные затраты, режим эксплуатации автотранспорта, но и сократить случаи нецелевого использования техники, наладить учет топлива5.

Второе направление инноваций в управлении строительной, специальной техникой и транспортом — переход к их автономности.

Существует 6 уровней автономности транспорта и спецтехники.

Уровень 0 — Только водитель/оператор. Оператор или водитель постоянно контролирует «продольное» и «боковое» движение. Нет никаких автоматических систем.

Уровень 1 — Помощники. Оператор или водитель постоянно контролирует «продольное» и «боковое» движение. Электроника помогает оператору или водителю в процессе управления.

Уровень 2 — Частичная автоматизация. Оператор или водитель обязан постоянно следить за процессом управления. В некоторых условиях техника движется самостоятельно. Система выполняет «продольное» и «боковое» движение. В некоторых случаях — под контролем оператора или водителя.

Уровень 3 — Условная автоматизация. Оператор или водитель не должен контролировать технику все время. Система выполняет «продольное» и «боковое» движение в автоматическом режиме при определенных условиях.

Уровень 4 — Высокая автоматизация. Оператор или водитель при определенных условиях не требуется. Система способна взять управление на себя.

Уровень 5 — Полная автоматизация. Оператор или водитель не требуется. Система контролирует процесс управления на всех дорогах или площадках и при всех условиях.

В настоящее время практически все авторитетные производители и новаторские компании активно представляют прототипы беспилотной техники будущего. Секторы строительный и техники тоже стараются не отставать от инновационных технологий, хотя здесь работы и ведутся менее активно. Фактически, самые прогрессивные их разработки находятся на 3 или 4 уровне автономности. Примеров полной автоматизации известно мало [8].

Наибольшей степенью автономности обладают строительные роботы и дроны.

Использование роботов в строительстве пока ограничено—в 100 раз меньше, чем, например, в промышленности, но ожидается рост уровня их распространения. Основные типы роботов, распространенных в строительстве:

• стационарные механизмы, применяемые для повторяющихся задач (например, шарнирные роботы) — наиболее распространенный тип роботов;

• коллаборативные роботы (коботы), которые работают совместно с человеком для решения задач, которые нельзя полностью автоматизировать (например, робот-каменщик для кладки кирпича);

• экзоскелеты, которые помогают увеличить производительность труда (минимум на 20 %) и снизить нагрузку на рабочих [9];

• автономные управляемые транспортные средства (ТС) и автономные мобильные роботы.

Наиболее освоенным видом строительных беспилотников стали беспилотные летательные аппараты — дроны. Они активно используются в строительстве, преимущественно по модели «дрон-как-услуга». Среднегодовой прирост уровня применения дронов составляет 239 %3. Дроны предоставляют доступ к внушительному набору опциональных возможностей практически на каждом из этапов строительства. Основные направления использования дронов в строительстве (на этапе строительства):

• инженерная съемка, картирование местности;

• инспекция зданий и сооружений в ходе строительства [10];

• мониторинг строительства и контроль безопасности на строительной площадке [3];

• охрана строительной площадки.

Одним из наиболее интересных и перспективных направлений является внедрение автономной (беспилотной) специальной и строительной техники, а также транспорта, применяемого в процессе строительства.

Далее приведены самые известные успешные примеры автономной строительной спецтехники.

Японская компания Komatsu, которая специализируется на производстве строительной техники, совместно с брендом из США Skycatch разработали экскаваторы, способные работать без оператора (рис. 3).

рины; беспилотный бульдозер перевезет определенные объемы грунта с одного места площадки на другое. Этот американо-японский проект имеет все шансы стать флагманом направления роботизированной стройки.

Эксперты считают закономерностью появление первых строймашин-беспилотников именно в Японии. Страна испытывает острую нехватку рабочих рук (особенно обострившуюся в период коронави-русной пандемии), кроме того, имеет успешный опыт работы с искусственным интеллектом.

Стартап из США Built Robotics представил экскаватор-беспилотник, взяв за основу погрузчик Bobcat и оснастив его датчиками, сенсорами и компьютером (рис. 4).

Рис. 3. Беспилотный экскаватор Komatsu/Skycatch (источник: Equipment World)

Fig. 3. Pilotless Komatsu/Skycatch excavator (the drawing is taken from the source: Equipment World)

Пока инновационная техника эксплуатируется в режиме полуавтомат (4-й уровень автономности), но в ближайшем будущем инженеры обещают полностью беспилотное управление и 100 % отдых для человека. Машины-строители работают в тесном тандеме с бортовыми компьютерами. Сенсоры и датчики передают собранную информацию, на основе которой моделируется трехмерная карта строительной площадки и алгоритм действий на ней. В результате робот-экскаватор может самостоятельно вырыть траншею с заданными параметрами глубины и ши-

Рис. 4. Беспилотный экскаватор Built Robotics (снимок экрана видео на YouTube-канале Built Robotics) Fig. 4. Pilotless Built Robotics excavator (screenshot from the video on Built Robotics YouTube channel)

Инновационное оборудование на борту призвано обеспечить автопилотирование и выполнение всех необходимых на стройке функций. Особенностью прототипа беспилотного экскаватора является усиленная конструкция лидара, который специально рассчитан для работы в экстремальных условиях и способен выдерживать сильные вибрации, удары и физические нагрузки. Функционал беспилотного «строителя» достаточно широк: он может ориентироваться в пространстве и отслеживать свое место расположения (разработчики заявляют о точности до сантиметра). Экскаватор самостоятельно следит за наполнением ковша и при этом избегает столкновения с окружающими препятствиями и людьми на строительной площадке.

В настоящее время для нужд строительства применяется и беспилотный транспорт: грузовики для доставки строительных материалов к стройплощадке (по дорогам общего пользования, в открытых логистических зонах), либо для перемещения внутри стройплощадки (в закрытой логистической зоне). Первый тип транспорта пока распространен значительно меньше [11, 12]. Для нахождения нужного маршрута, безопасного передвижения и взаимодействия с другими участниками движения транспорт

< п

tT

iH О Г

0 w

t CO

1 z y i

J CD

U

r I

3 °

» 3

0 Ш

01

о 3

CO CO

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3 M

r §

• )

ii

® 7

. DO

■ T

s □

(Л у

с о

<D * ®®

2 2 О О 2 2 2 2

сч N сч N о о

N N

«в «в

¡г <и и 3 > (Л

с и и N

5]

Ф О)

О ё

сл

Е о

£ ° ^ с

ю °

£ Й

о ЕЕ

О) ^

т- ^

ел ел

«г?

■8 £ ^ Е!

О (Я

оборудуется специальным оборудованием: камерами, сенсорами, радарами, лидарами.

Использование инновационных технологий и постепенный переход к более автономной специальной и строительной технике и транспорту дает целый ряд преимуществ: уменьшаются затраты строительных компаний за счет автоматизации строительных процессов, снижения аварийности (а следовательно — простоев, расходов на ремонт, компенсации ущерба), сокращения перерывов на отдых, возможности круглосуточной работы. Благодаря инновационным технологиям управления техника может работать в опасных и вредных для человека условиях, что позволяет активно использовать их при возникновении чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий без какого-либо риска для жизни [13].

Эффективность инновационных технологий управления специальной и строительной техникой предполагает сравнение затрат на их внедрение и использование и выгод от их применения [14-16].

Финансовые затраты, необходимые для внедрения и применения инновационных технологий в управлении спецтехникой, строительной техникой и транспортом, представляют собой совокупность следующих затрат:

• затраты на приобретение оборудования и программного обеспечения (СП);

• стоимость производства строительных работ с применением инновации;

• затраты на транспортировку оборудования (если требуется);

• оплата труда сотрудников.

Стоимость производства работ с использованием инновационного оборудования можно рассчитать, зная стоимость рабочего часа оборудования и необходимое рабочее время:

СР = / р

^^ раб рч'

ТС = 25

Р - Р

б/у

+ Р

топ

(2)

Затраты на оплату труда сотрудников СС рас считываются по формуле:

,НБ „

СС = ( 'путь + 'раб

160

(3)

где / — время, затраченное на путь от места базирования до места эксплуатации, если оно происходит в рабочее оплачиваемое время; / б—собственно время на производство работ сотрудником; НВ — норма выработки на человека в месяц; 160 — нормальная длительность рабочего времени в месяц при сорокачасовой рабочей неделе; Ч — количество человек в бригаде.

Общие затраты на внедрение и применение инновационных технологий управления строительной и специальной техникой рассчитываются как:

С = СП + СР + СТ + СС.

(4)

Для того чтобы признать внедрение и применение инновационной технологии эффективными, требуется, чтобы дополнительные доходы (Д) и экономия (Э), достигнутые благодаря им, превышали указанные затраты (С):

Д + Э > С.

(5)

Состав доходов и экономии зависит от того, какой тип инновации применяется. Примеры доходов и экономии были рассмотрены выше.

В реальности эксплуатация техники растягивается на длительный период и параметры ее эффективности подвержены влиянию многих факторов. Соответственно, вступает в дело временная стоимость затрат и доходов (экономии) и для более корректной оценки применяется дисконтирование показателей [17, 18]. Тогда неравенство (5) преобразуется следующим образом:

(1) Д

где СР — стоимость производства работ; / б — необходимое рабочее время; Ррч — стоимость рабочего часа.

Затраты на перевозку техники важны, если она не может самостоятельно передвигаться по дорогам общего пользования и нуждается в транспортировке. Затраты этой группы зависят от:

• стоимости автомобиля;

• стоимости горючего;

• расстояния.

Тогда затраты на транспортные расходы ТС будут рассчитываться по формуле:

(1 + 0и (1 + Оп

> СП+-

СР

СТ

СС

(1+оп (1+оп (1+¿у

■ , (6)

где 5 — расстояние от места базирования до места эксплуатации техники; Ра — стоимость нового автомобиля; Рб/у — стоимость подержанного автомобиля; Рес — экономически выгодный ресурс эксплуатации; Ртоп — цена за топливо на 1 км хода.

где 1/(1 + /)" — коэффициент дисконтирования; / — стоимость капитала на финансовом рынке; п — номер периода с начала проекта внедрения инновации.

Кроме того, нужно понимать, что, помимо чисто экономического эффекта, благодаря инновационным технологиям управления техникой достигаются экологический (снижение вредных выбросов в атмосферу и т.д.) и социальный эффекты (улучшение условий труда, освобождения человека от работы во вредных, опасных и некомфортных условиях, снижение риска травматизма и профессиональных заболеваний, повышение престижности оператора современной техники по сравнению с традиционным трудом на стройплощадке и при транспортировке, появление новых профессий, повышение квалификации рабочих) [19-24]. Таким образом, социальный и экологический эффекты также должны оказывать влияние на принятие решения об эффективности и целесообразности инноваций [25].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ И ОБСУЖДЕНИЕ

Перспективы у средств телематики и автономной строительной техники широкие. Прогнозы доходят до предположений, что беспилотная строй-и спецтехника сможет заменить человека на стройплощадке. Пока полностью «избавиться» от оператора-человека не получается — он обязательно должен присутствовать на стройплощадке, чтобы в случае экстренной ситуации взять управление под свой контроль. Но совершенствование технологий в будущем позволит свести участие человека в строительном процессе к минимуму. Это принесет ряд положительных результатов:

• рост производительности труда;

• более интенсивное использование техники, увеличение суточного пробега, исключение простоев, рост фондоотдачи техники;

• повышение безопасности выполнения строительных работ, добычи и транспортировки стройматериалов, снижение количества аварий за счет неукоснительного соблюдения инновационной техникой техники безопасности и правил ПДД, соответственно — снижение затрат на ремонт, компенсацию ущерба, убытков от простоев техники и срывов графика работ;

• предотвращение хищений, поломок вследствие неправильного или недобросовестного обращения с техникой, преждевременного износа (что также означает снижение затрат на ремонт), исключение перерасхода топлива или его нецелевого расхода;

• сокращение экологического вреда (например, за счет уменьшения нецелесообразного перемещения техники, простоев заведенной техники);

• снижение вреда здоровью работников из-за вредных и опасных условий труда.

Экономический эффект от внедрения инноваций в управление спецтехникой и транспортом могут быть оценены с помощью показателей, предложенных в рамках данного исследования.

С другой стороны, есть и минусы у применения средств телематики и обеспечения автономности техники:

• высказываются опасения, что человеку через некоторое время запретят управлять транспортом и спецтехникой;

• активное применение средств телематики, камер, радаров усиливает контроль над работниками, ускоряет переход к тоталитарному, полностью контролируемому обществу;

• главное негативное последствие, которое можно предсказать, — это глобальные изменения в мировой экономике, из-за которых многие люди потеряют работу, а возможно, и некоторые компании прекратят свое существование, не найдя нишу в современных реалиях.

Тем не менее эффективность инновационных технологий в управлении спецтехникой и транспортом очевидна. В свою очередь для активизации их внедрения требуются определенные условия:

• активное производство специальных приборов и программ, снижение их цены, что приведет к большей доступности;

• совершенствование нормативно-правового регулирования;

• повышение квалификации кадров.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Бакрунов Ю.О., Васильева Е.Ю., Версти-наН.Г., ГлазковаВ.В., КаракозоваИ.В., КулаковК.Ю. и др. Инновации в современных условиях: теоретические вопросы и практика реализации : монография. М. : Издательский дом ГУУ, 2022. 141 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. МасленниковМ.И. Технологические инновации и их влияние на экономику // Экономика региона. 2017. Т. 13. № 4. С. 1221-1235. DOI: 10.17059/20174-20

3. Бакрунов Ю.О., Васильева Е.Ю. Инновационные тенденции в девелоперской деятельности // Управленческий учет. 2022. № 4-3. С. 529-536. DOI: 10.25806/uu4-32022529-536

4. Monnot J.M., Williams R.C. Construction

equipment telematics // Journal of Construction

Engineering and Management. 2011. Vol. 137. Issue 10. Pp. 793-796. DOI: 10.1061/(ASCE)C0.1943-

7862.0000281

5. Комарова К. С., Комарова Н.Д. Мультикоп-теры в мониторинге строительных площадок // Университетская наука. 2016. № 1 (1). С. 70-73.

6. Юрченко Р.А., Топоров А.В., Иванов В.Е., Кропотова Н.А. Разработка решений авиационного и наземного беспилотного мониторинга в целях предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций // Пожарная и аварийная безопасность. 2018. № 2 (9). С. 121-132.

7. Kumarapu K., ShashiM., Keesara V.R. UAV in construction site monitoring and concrete strength estimation // Journal of the Indian Society of Remote Sensing. 2021. Vol. 49. Issue 3. Pp. 619-627. DOI: 10.1007/s12524-020-01246-w

8. Aydin B., Yeon J., Oh E. A pilot study of UAVs in the construction sector: Knowledge, attitudes, and practice // Proceedings of the 2019 IISE Annual Conference. 2019.

9. Xu Y., Turkan Y., Karakhan A.A., Liu D. Exploratory study of potential negative safety outcomes

< n

tT

iH k| s » О Г

M 2

0 м =¡ со

1 i y i J со

u i ri

n °

i s О

o n

со со

n M a g

i 66 r 66

t (

• )

[M

® 7

. DO

■ E

s S

s у

с о

<D *

О О

10 10

10 10

сч N сч N

0 о

N N

«в «в

¡É <D

U 3 > (Л

С И

со N

1 ?

<D О)

о S

Е о

CL °

^ с

ю °

S !

о ЕЕ

СП ^

т- ^

Si

О И

associated with UAV-assisted construction management // Construction Research Congress 2020. 2020. DOI: 10.1061/9780784482865.129

10. Лагутенков А., Жильцов А. Робофорум: конструктор « Ардуино», экзоскелеты и беспилотники // БИТ. Бизнес & Информационные технологии. 2018. № 4 (77). С. 8-10.

11. Плиев Р. О. Беспилотники как источник возможностей для логистики в будущем // Молодой ученый. 2016. № 13-1(117). С. 84-85.

12. Мельникова Т.Е., Адуллина З.М., Степанова И. С. Перспективы развития автономных грузовых автотранспортных средств в России с учетом зарубежного опыта // Тенденции развития науки и образования. 2021. № 73-2. С. 98-101. DOI: 10.18411/ lj-05-2021-70

13. Богоносцев А.Л., Папкова М.Д. Оценка эффективности внедрения инноваций в строительстве // Вестник Южно-Российского государственного технического университета (НПИ). Серия: Социально-экономические науки. 2012. № 5. С. 110-112.

14. Беляева С.В., Родионова Е.И. Методическая оценка эффективности инноваций в экострои-тельстве // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2017. № 7 (25). С. 160-164.

15. Куликова Н.Н. Оценка эффективности инноваций // Инновационное развитие экономики. 2012. № 2 (8). С. 144-147.

16. Васильева Е.Ю. Комплексный подход к оценке привлекательности инновационного проекта // Экономика и предпринимательство. 2019. № 11 (112). С. 698-703.

17. Васильева Е.Ю. Управление эффективностью инновационного проекта в условиях риска // Экономика и предпринимательство. 2019. № 12 (113). С. 628-634.

Поступила в редакцию 4 июня 2022 г. Принята в доработанном виде 19 июня 2022 г. Одобрена для публикации 19 июня 2022 г.

Об авторах: Юрий Октавьевич Бакрунов—доктор экономических наук, профессор кафедры менеджмента и инноваций; Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет (НИУ МГСУ); 129337, г. Москва, Ярославское шоссе, д. 26; РИНЦ ID: 267556, ResearcherlD: B-4075-2016, ORCID: 0000-0002-8288-7017; ybakrunov@yandex.ru;

Елена Юрьевна Васильева—кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента и инноваций; Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет (НИУ МГСУ); 129337, г. Москва, Ярославское шоссе, д. 26; РИНЦ ID: 702671, Scopus: 57192662530, ResearcherlD: AAD-1693-2019, ORCID: 0000-0001-7797-1954; elena.chibisova_metr@mail.ru.

Вклад авторов:

Бакрунов Ю.О. — сбор материала, итоговые выводы, научное редактирование текста статьи. Васильева Е.Ю. — идея, сбор материала, обработка материала, написание статьи, итоговые выводы. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

18. Vasilyeva E., Krupnov Y. Development of the methodological approach to the comprehensive assessment of the innovative project effectiveness // E3S Web of Conferences. 2020. Vol. 164. P. 10037. DOI: 10.1051/e3sconf/202016410037

19. Mezentseva E.S. Innovative effects of digital transformation of industrial enterprises // Regional Economics: Theory and Practice. 2022. Vol. 20. Issue 4. Pp. 659-677. DOI: 10.24891/re.20.4.659

20. Zhang X., Wang Y., Hao M., Wu L., Yin H. Effectiveness analysis of optimized UAV SWARM CONSTRUCTION BASED ON TASK // Proceedings of 2021 International Conference on Autonomous Unmanned Systems (ICAUS 2021). 2022. Pp. 1797-1804. DOI: 10.1007/978-981-16-9492-9_177

21. Moud H.I., Shojaei A., Flood I. Monte Carlo based risk analysis of unmanned aerial vehicle flights over construction job sites // Proceedings of 8th International Conference on Simulation and Modeling Methodologies, Technologies and Applications. 2018. DOI: 10.5220/0006868804510458

22. Hyun L.S., Wook L.D., Koo J.K., Lee T.S. Analysis of Economical Validity for Implementation of Telematics in Construction Fields // Journal of the Korean society for railway. 2005. Vol. 8. Issue 5.

23. Сидоров М.Н. Оценка влияния эффективности инноваций на производительность труда // Нормирование и оплата труда в промышленности. 2015. № 7. С. 15-22.

24. Maeda S., Ye Y. Study on effectiveness of social distancing equipment at construction sites // Ergonomics & Human Factors. 2021. 2021. URL: https:// eprints.soton.ac.uk/455998/

25. Khalid М., Namian М., Behm M. Safety implications of using UAVs in construction: An ethical perspective // Proceedings of the Joint CIB W099 & W123 International Conference 2021. 2021.

REFERENCES

1. Bakrunov Yu.O., Vasil'eva E.Yu., Verstina N.G., Glazkova V.V., Karakozova I.V., Kulakov K.Yu. et al. Fists. Innovations in modern conditions: theoretical issues and practice of realization: monograph. Moscow, GUU Publishing House, 2022; 142. (rus.).

2. Maslennikov M.I. The technological innovations and their impact on the economy. Economy of Regions. 2017; 13(4):1221-1235. DOI 10.17059/2017-4-20 (rus.).

3. Bakrunov Yu.O., Vasilyeva E.Yu. Innovative trends in the development activities. Management Accounting. 2022; 4-3:529-536. DOI: 10.25806/uu4-32022529-536 (rus.).

4. Monnot J.M., Williams R.C. Construction equipment telematics. Journal of Construction Engineering and Management. 2011; 137(10):793-796. DOI: 10.1061/ (ASCE)CO.1943-7862.0000281

5. Komarova K.S., Komarova N.D. Multikoptera in monitoring of building sites. University Science. 2016; 1(1):70-73. (rus.).

6. Yurchenko R.A., Toporov A.V., Ivanov V.E., Kropotova N.A. Developing solutions for air and ground unmanned monitoring for the prevention and liquidation of emergency situations. Fire and Emergency Safety. 2018; 2(9):121-132. (rus.).

7. Kumarapu K., Shashi M., Keesara V.R. UAV in construction site monitoring and concrete strength estimation. Journal of the Indian Society of Remote Sensing. 2021; 49(3):619-627. DOI: 10.1007/s12524-020-01246-w

8. AydinB., Yeon J., Oh E. A pilot study of UAVs in the construction sector: knowledge, attitudes, and practice. Proceedings of the 2019IISE Annual Conference. 2019

9. Xu Y., Turkan Y., Karakhan A.A., Liu D. Exploratory study of potential negative safety outcomes associated with UAV-assisted construction management. Construction Research Congress 2020. 2020. DOI: 10.1061/9780784482865.129

10. Lagutenkov A., Zhiltsov A. Roboforum: designer of Arduino, exoskeletons and UAVs. BIT. Business & Information technologies. 2018; 4(77):8-10. (rus.).

11. Pliyev R.O. UAVs as source of opportunities for logistics in the future. Young Scientist. 2016; 13-1(117):84-85. (rus.).

12. Melnikova T.E., Adullina Z.M., Stepanova I.S. Prospects of development of autonomous cargo vehicles in Russia taking into account foreign experience. Trend of Development of Science and Education. 2021; 73-2:98101. DOI: 10.18411/lj-05-2021-70 (rus.).

13. Bogonostsev A.L., Papkova M.D. Assessment of efficiency of introduction of innovations in construction. Bulletin of the Southern Russian State Technical

University. Series: Social and Economic Sciences. 2012; 5:110-112. (rus.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Belyayevo S.V., Rodionova E.I. Methodical assessment of innovations efficiency in ecoconstruction. Innovative Economy: Prospects of Development and Improvement. 2017; 7(25):160-164. (rus.).

15. Kulikova N.N. Assessment of innovations efficiency. Innovative Development of Economy. 2012; 2(8):144-147. (rus.).

16. Vasilyeva E.Yu. Comprehensive approach to the assessment of the innovative project attractiveness. Journal of Economy and Entrepreneurship. 2019; 11(112):698-703. (rus.).

17. Vasilyeva E.Yu. Management of the innovative project efficiency in the conditions of risk. Economy and Business. 2019; 12(113):628-634. (rus.).

18. Vasilyeva E., Krupnov Y. Development of the methodological approach to the comprehensive assessment of the innovative project effectiveness. E3S Web of Conferences. 2020; 164:10037. DOI: 10.1051/ e3sconf/202016410037

19. Mezentseva E.S. Innovative effects of digital ^ n transformation of industrial enterprises. Regional Eco- s C nomics: Theory and Practice. 2022; 20(4):659-677. i i DOI: 10.24891/re.20.4.659 _ 0

20. Zhang X., Wang Y., Hao M., Wu L., Yin H. S 3 Effectiveness analysis of optimized uav swarm construc- c Q tion based on task. Proceedings of2021 International M I Conference on Autonomous Unmanned Systems (ICAUS o S 2021). 2022; 1797-1804. DOI: 10.1007/978-981-16- y 1 9492-9_177 0 7

21. Moud H.I., Shojaei A., Flood I. Monte Carlo | 99 based risk analysis of unmanned aerial vehicle flights 0 5 over construction job sites. Proceedings of 8th Inter- 3 p national Conference on Simulation and Modeling o t Methodologies, Technologies and Applications. 2018. > s DOI: 10.5220/0006868804510458 a ^

22. Hyun L.S., Wook L.D., Koo J.K., Lee T.S. § 3

Analysis of economical validity for implementation of d —

telematics in construction fields. Journal of the Korean > 6

o o

society for railway. 2005; 8(5). t (

23. Sidorov M.N. Assessment of innovations ef- t l ficiency over labour efficiency. Rationing and Wages in e e Industry. 2015; 7:15-22. (rus.).

24. Maeda S., Ye Y. Study on effectiveness of so- l 0 cial distancing equipment at construction sites. Ergono- | 1 mics &amp; Human Factors 2021. 2021. URL: https:// 1 c eprints.soton.ac.uk/455998/ c n

25. Khalid М., Namian М., Behm M. Safety im- S □ plications of using UAVs in construction: An ethical c 0 perspective. Proceedings of the Joint CIB W099 & W123 № a International Conference 2021. 2021. 2 2

tv N tv N o o

N N to to x ai

U 3 > in E M

ta N

! <D dj

o % ----

o | g<

cm 5

Received June 4, 2022.

Adopted in revised form on June 19, 2022.

Approved for publication on June 19, 2022.

B i o n o t e s : Yuri O. Bakrunov — Doctor of Economic Sciences, Professor of the Department of Management and Innovation; Moscow State University of Civil Engineering (National Research University) (MGSU); 26 Yaroslavskoe shosse, Moscow, 129337, Russian Federation; ID RISC: 267556, ResearcherID: B-4075-2016, ORCID: 0000-0002-8288-7017; ybakrunov@yandex.ru;

Elena Yu. Vasilyeva — Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Management and Innovation; Moscow State University of Civil Engineering (National Research University) (MGSU); 26 Yaroslavskoe shosse, Moscow, 129337, Russian Federation; ID RISC: 702671, Scopus: 57192662530, ResearcherID: AAD-1693-2019, ORCID: 0000-0001-7797-1954; elena.chibisova_metr@mail.ru.

Contribution of the authors:

Yuri O. Bakrunov — collecting of the material, general conclusions, scientific editing of the text of the article. Elena Yu. Vasilyeva — idea, collecting of the material, material processing, writing of the article, total conclusions. The authors declare that there is no conflict of interest.

W W

E o

DL ° c

LT> °

s 1

o EE

fee

CD ^

w w

r

El

o iñ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.