УДК 37
Кадирова М.Б.
студентка IV курса факультета «Строительная инженерия»
Ташкентский государственный транспортный университет (г. Ташкент, Узбекистан)
Научный руководитель: Пурцеладзе И.Б.
старший преподаватель кафедры «Инженерия железных дорог»
Ташкентский государственный транспортный университет (г. Ташкент, Узбекистан)
ВНЕДРЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРЕПОДАВАНИЯ ОБЩЕТЕХНИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН
Аннотация: основной целью при подготовке инженеров в рыночных условиях является внедрение в образовательную среду компьютерных программ, как составной части инвариантной технологии. В техническом образования разработаны современные информационные технологии для поддержки преподавания технических дисциплин -электронные учебники, мультимедиа, анимации, модели и др.
Ключевые слова: компьютер, мультимедиа, анимации, компьютерное моделирование, интерактивными эксперименты.
В условиях интенсивной компьютеризации технического образования разработаны современные информационные технологии для поддержки преподавания естественно-научных и технических дисциплин -электронные учебники, мультимедиа, анимации, модели и др. Тем не менее, проблема недостатка программных средств, применяемых для изучения естественно -
научных и технических дисциплин пока не решена. INTERNET открывает доступ к новым источникам научного знания -интерактивным виртуальным лабораториям, которые существенно расширяют и обогащают образовательную среду. В связи с этим, актуальной становится задача разработки теоретических и практических основ методики их использования с целю оснащения естественно -научных и технических дисциплин новыми современными учебными средствами.
В современных вузах происходит формирование новой профессиональной обучающей деятельности- подготовки и чтения лекций-презентаций учебного материала с помощью аудиовизуальной техники, как минимум - компьютера и проектора.
Внедрение инновационных технологий преподавания общетехнических дисциплин, проведение лекций с использованием средств мультимедиа, позволяет решать следующие дидактические и организационно методические задачи:
проведение лекций по общетехническое дисциплин должно сопровождаться демонстрационным экспериментом. Эта проблема успешно решается новыми информационными технологиями (компьютерное моделирование процесса, интерактивными эксперименты и т. д).
мультимедийный курса лекций позволяет значительно расширить спектр наглядного материала:
документальные видеозаписи натурного и демонстрационного эксперимента; динамичные компьютерные модели изучаемых механических процессов и явлений, демонстрация реально протекающих процессов, событий (видеофильм), интерактивные эксперименты, больше число рисунков, схем, графиков и фотографий.
мультимедийный курс лекций позволяет существенного интенсифицировать процесс передачи учебной информации. Проявляется основные достоинства визуального восприятия окружающего мира человеком-высокая скорость распознавания образов и осознания заключенной в них
информации. Возможно значительное увеличение объема информации, изучаемого в единицу учебного времени.
Внедрение инновационных технологий позволяет организовать самостоятельную работу студентов, предоставив им широкой доступ к учебной информации в электронном виде, создаёт обучающую среду. Инновационная технология позволяют, обеспечивая много уравнивать процесса обучения. Широкий спектр компьютерных технологий предоставления информации (анимации, клипы, фрагменты фильмов, интерактивные эксперименты и т.д.) находят эмоциональный и интеллектуальный отклик у студентов с различным уровнем подготовки.
Использование документальных фильмов и методических разработок научных организаций способствуют повышению научного уровня учебной информации, ее достоверности, убедительности и авторитета. Новые информационные технологии облегчают работу лектора и студентов, то есть способствует созданию комфортных условий в процессе обучения. Имеется возможность активного взаимодействия преподавателя со студенческой аудиторией, имея возможность задавать вопросы, следить за эмоциональной обратной связью, останавливать изображение и осуществлять повтор в случае необходимости.
Одним из отличительных дидактических принципов применения мультимедийный курса лекций является принцип взаимно дополнения, сущность которого заключается в органическом соединении мультимедиа и традиционных технологий.
Динамичные красочные образы и звуковое сопровождение обеспечивает «эффективность» восприятия информации. Знания воспринимаются на уровне ощущений и закрепляются подсознательно на уровне интуиции.
Мультимедийный курс лекций используется методом с учетом его индивидуальной манеры чтения лекции, специфики учебной дисциплины, уровня подготовленности студенческое аудитории. Для создания мультимедийный курс лекции используется такие программные продукты как
MakromediaFlash, PoverPoint, позволяющие использовать анимационные и звуковые эффекты, включить в виде вставок фотографии, видеоролики, фрагменты имитационного моделирования, выполненные в средах ElektronicsWorkbenchMatlab. При разработке мультимедийный курс лекций применяются такие способы обработки аудиовизуальной информации как: компьютерная анимация, «манипулирование» (перемещение) контаминация (смещение); деформирование; тонирование; дискретная подачи; фиксирование выбранной части; рассмотрения «под луной»; много оконное представление информации на одном экране с возможностью активизировать любую часть экрана (например, в одном «окне» видео фильм, в другом - текст.
Интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности обучающегося. Эта форма предполагает вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей состоит в создании комфортных условий обучения, таких, при которых обучающийся чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает процесс обучения достаточно продуктивным.
Слово "интерактив" пришло к нам из английского от слова "interact". "Inter" - это "внешний", "act" - действие. Интерактивный - означает способность обучающегося взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем -либо (человеком).
Следовательно, интерактивное обучение - это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие преподавателя и студента вуза.
Интерактивные виртуальные лаборатории - новые информационные технологии, объединяющие статическую визуальную информацию (текст, графику, цвет) и динамическую (анимацию), что позволяет тем самым создавать динамически развивающиеся образы в различных информационных образах. Интерактивность дает обучающемуся в вузе активную позицию при работе с виртуальной лабораторией, позволяет в определенных пределах управлять
представлением информации, предоставляет возможность выбора индивидуальных траекторий и темпа изучения материала.
Гармоничное сочетание анимации, графики, цвета и интерактивности максимально обеспечивает наглядно-образное восприятие учебного материала, развивает воображение и модельное видение, мышление, активизирует мыслительную деятельность и эффективность усвоения материала, повышает и стимулирует познавательный интерес к изучению предмета. Таким образом, этот вид виртуальных лабораторий имеет высокий дидактический потенциал и может быть разнообразно и эффективно использован в учебной работе по различным дисциплинам.
Использование материалов виртуальных лабораторных работ в ходе занятий дает положительное результаты, т.е. процессы формирования понятий при помощи анализа, сравнения, выделения существенных признаков и других логических операций позволила на более высоком уровня познать материалы виртуальных работ, решение которых стояло перед нами.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРА:
1. Аяпбергенова Н. Б. Использование новейших информационных технологий при подготовке профессиональных специалистов // Вестник науки. -2023. - Т. 3. - №. 3 (60). - С. 263-268.
2. Зайцев В.С. Современные педагогические технологии: учебное пособие. -Книга 1. - Челябинск, ЧГПУ, 2012-411с.
3. Зарецкая С.Л. Виртуальное обучение: проблемы и перспективы. Дистанционное обучение в современном мире. М.: Педагогика, 2002. - С.51-99.
4. Кахаров З. В., Исломов А. С. Организация научно -исследовательской работы обучающихся // Вестник науки. - 2023. - Т. 1. - №. 4 (61). - С. 171-177.
5. Кахаров З. В., Исломов А. С. Организация образовательного процесса с использованием информационных технологий // Вестник науки. - 2023. - Т. 1. -№. 4 (61). - С. 178-185.
6. Кахаров З. В., Кодиров Н. Б. Применение современных организационных форм обучения в вузе // Инновационные научные исследования. -2022. - 2022. -С. 84-90.
7. Кахаров З. В., Кодиров Н. Б., Мирзахидова О. М. Роль компьютерных технологий и нормативных материалов в учебном процессе // Теоретические и практические аспекты развития современной науки: теория, методология, практика. - 2022. - С. 162-166.
8. Кахаров З. В. Использования инновационные технологии в преподавание специальных технических дисциплин // International Independent Scientific Journal . - 2020. - №. 11-1. - С. 32-35.
9. Кахаров З. В., Кодиров Н. Б. Принципы и механизмы слияние образования, науки и производства в технических вузах // Международное сотрудничество: опыт, проблемы и перспективы. - 2021. - С. 65-67.
10. Кахаров З. В. Дистанционное форма организации самостоятельной работы студентов // Сб. ст. по итогам Международной научно-практической конференции г. Киров, РФ-Стерлитамак: АМИ.-2020. - 2020.
11. Кахаров З. В., Исломов А. С. Работа с информационными компьютерными технологиями // Инновационная наука. - 2023. - №. 2-1. - С. 81-83.
12. Кахаров З. В. Курилиш фанларини укитишда инновацион педагогик технологиялардан фойдаланиш. - 2022.
13. Кахаров З. В., Исломов А. С. Организация научно -исследовательской работы обучающихся // Вестник науки. - 2023. - Т. 1. - №. 4 (61). - С. 171-177.
14. Кахаров З. В., Хамроев А. Ю. Развитию теории и методики дистанционного образования // The Scientific Heritage. - 2022. - №. 84-4. - С. 2628.
15. Кукушкин В.С. Теория и методика обучения [Текст]/В.С. Кукушкин. -Ростов Д/н.: Феникс, 2005,-474с.
16. Мирханова М. М., Кахаров З. В. Использование компьютерных технологий в подготовки инженеров на базе современных информационных технологий // Инновационные подходы в современной науке. - 2018. - С. 122-125.
Kadirova M.B.
Tashkent State Transport University (Tashkent, Uzbekistan)
Scientific advisor: Purtseladze I.B.
Tashkent State Transport University (Tashkent, Uzbekistan)
INTRODUCTION OF INNOVATIVE TECHNOLOGIES FOR TEACHING GENERAL TECHNICAL DISCIPLINES
Abstract: the main goal in training engineers in market conditions is the introduction of computer programs into the educational environment as an integral part of invariant technology. In technical education, modern information technologies have been developed to support the teaching of technical disciplines - electronic textbooks, multimedia, animations, models, etc.
Keywords: computer, multimedia, animations, computer modeling, interactive experiments.