Научная статья на тему 'Внедрение инновационных решений в сфере транспортных услуг'

Внедрение инновационных решений в сфере транспортных услуг Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
181
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОБУС / РЕЛЬСЫ / ВНЕДРЕНИЕ / ОБЩЕСТВЕННЫЙ ТРАНСПОРТ / BUS / RAILS / INTRODUCTION / PUBLIC TRANSPORT

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Пестриков Сергей Анатольевич, Иванов Никита Константинович, Шаякбаров Ильнур Эльмарович

Рассмотрена перспектива внедрения нового образца для использования в качестве альтернативы общественному транспорту в городах с большой загруженностью дорог.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Пестриков Сергей Анатольевич, Иванов Никита Константинович, Шаякбаров Ильнур Эльмарович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTRODUCTION OF INNOVATIVE SOLUTIONS IN THE SPHERE OF TRANSPORT SERVICES

Now there is a question of application new the current technology in various spheres of economy of the national economy, for example, in transportations. In this article the prospect of introduction of a new sample for use to public transport in the cities with big traffic congestion is considered an alternative.

Текст научной работы на тему «Внедрение инновационных решений в сфере транспортных услуг»

The design of the shaver (patent for useful model No. 38125) is a new, and hitherto not conducted research on chip formation, therefore, there is need to conduct studies experimental method to identify the shape and size of the resulting in fact, the chips, and thus the parameters of the existing flute.

Key words: experiment, worm shaver, parameters, chip formation.

Hryachkova Valeriya Valerievna, candidate of technical science, docent, hryachko-vavvarambler. ru, Russia, Tula, Tula State University,

Hryachkov Konstantin Yurjevish, engineer, khryachkovy@,rambler. ru, Russia, Tula, Tula State University

УДК 656.132.4

ВНЕДРЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ РЕШЕНИЙ В СФЕРЕ ТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ

С.А. Пестриков, Н.К. Иванов, И.Э. Шаякбаров

Рассмотрена перспектива внедрения нового образца для использования в качестве альтернативы общественному транспорту в городах с большой загруженностью дорог.

Ключевые слова: автобус, рельсы, внедрение, общественный транспорт.

В современных городах достаточно широко развита система общественного транспорта, в частности, это автобусы, маршрутные такси, трамваи и т.д. Однако городские дороги загружены машинами, создаются пробки, что мешает движению всем видам транспорта. Проблему быстрого передвижения общественного транспорта в пробках можно решить несколькими способами: выделение одной полосы дороги для передвижения только транспортных средств общего пользования, создания альтернативных путей на нескольких уровнях дороги (монорельсовые пути) и др. Эти способы применимы в случаях, когда улично-дорожная сеть располагает необходимым свободным пространством для ее реконструкции либо проектируется в новых районах городского конгломерата.

Среди многообразия видов общественного транспорта выделяются трамваи, имеющие ряд преимуществ:

экологичность;

независимость преимущественно от дорожной обстановки в городе;

относительная безопасность при движении;

157

большой срок службы. Однако, есть и недостатки: низкая маневренность;

значительные капитальные затраты при сооружении новых

трасс;

большие расходы на содержание путей и контактной сети;

повышенного шума;

невысокая скорость;

без достаточного комфорта [1].

Китайские инженеры поставили задачу создать такой вид транспорта, который одновременно мог бы не зависеть от инфраструктуры дорог, быть экологичным, вместительным и быстрым. Так был создан инновационный электрический автобус под названием Transit Elevated Bus (TEB) (рис. 1).

Рис. 1. Электрический автобус ТЕВ

Особенностью данного транспорта является то, что под ним есть пространство для движения автомобилей, то есть данный автобус имеет возможность передвигаться над проезжей частью, не затрудняя движение другого транспорта (рис.2).

Данный автобус имеет следующие характеристики:

тип двигателя - электрический;

длина - 23 м;

ширина - 7,5 м;

высота - 4,8 м;

вместимость - 300 пассажиров; средняя скорость - 64 км/ч.

Рис. 2. Движение автомобилей под автобусом

Этот автобус представляет собой платформу с пассажирским отсеком (рис. 3), расположенную на высоте 2.1 м над дорогой, и опоры с колесами, которые двигаются по специальным рельсам, расположенным сбоку от проезжей части. Такая конструкция позволяет автомобилям проезжать под днищем автобуса, что облегчает движение как для самого автобуса, так и для остальных участников движения.

Рис. 3. Пассажирский отсек вместимостью 300 человек

На остановках у него выдвигаются пандусы для высадки и посадки пассажиров. ТЕВ не является автономным транспортным средством, ему требуется водитель-оператор и подготовленные для его шасси дорожки. Движется такой транспорт по специальным контактным рельсам.

Стоимость строительства составляет примерно 1/5 от строительства ветки метро. Предположительно, эта машина может снизить нагрузку на транспортные сети городов на 30 %. Однако строительство ветки для данной техники необходимо проектировать еще на стадии строительства новых микрорайонов (рис. 4).

Рис. 4. Макет ветки для движения электрического автобуса ТЕВ [2]

Основным документом для устройства движения трамваев является СНиП 2.05.09-90 «Трамвайные и троллейбусные линии», редактированный и введенный 1 января 2013 года. В соответствии с п. 7.8 данного документа контактные сети находятся на высоте 6 м над поверхностью земли, т.е. инновационный автобус будет иметь возможность продвигаться под ними (высота автобуса 4,8 м) [4]. Однако следует изменить параметры строительства полотна для укладки рельс, изложенных в п. 5 данного СНиП, ввиду изменения нагрузки на грунты из-за большой массы конструкции.

Следующим важным параметром для внедрения ТЕВ является ширина колесной пары. Для стандартных трамвайных путей в России она составляет 1520 мм: ГОСТ 4728-96 «Заготовки осевые для подвижного состава железных дорог колеи 1520 мм. Технические условия» и «Правила технической эксплуатации железных дорог РФ» [5, 6]. В данном документе необходимо ввести дополнения, связанные с условиями изготовления и техническими условиями для колесных пар нового автобуса.

Необходимо изменить также «Правила Дорожного движения» с целью выделения специальной полосы для автотранспорта, не помещающегося под автобусом из-за больших габаритов.

Таким образом, предпосылки к появлению данного электрического автобуса в России существуют, однако требуется корректировка достаточно большого количества нормативных документов. Поэтому покупка технологий производства ТЕВ, а также приобретение самих машин не позволят быстро начать эксплуатацию этого вида транспорта (табл. 1).

160

Таблица 1

Сравнение возможности внедрения данного вида транспорта

в России и в Китае

Критерии оценки Россия Китай

Природно-климатические условия Суровый холодный климат, тяжелые условия для использования техники; возможность модернизации проекта под природно-климатические условия России Ввиду того, что Китай находится в различных климатических зонах, данный вид техники спроектирован под различные природно-климатические условия

Доступность строительства Строительство данного объекта необходимо планировать еще во время проектирования новых микрорайонов; строительство в существующих районах ограничено в связи с отсутствием нормативно-технической документацией Строительство инфраструктуры для ТЕВ синхронизировано с развитием улично-дорожной сети городов

Наличие собственных технологий строительства Наличие устаревших технологий строительства рельсовых путей Наличие современных методов и материалов для строительства рельсовых путей

Воздействие на окружающую среду Отсутствие вредных выбросов в атмосферу, небольшое вибрационное воздействие на почву и сооружения возле линий

Наличие документной базы для строительства Наличие устаревшей документации по строительству рельсовых путей Наличие новейших нормативов и требований по строительству различных дорог

Затраты на строительство В Китае затраты на строительство 1 км ветки для ТЕВ составляют около 20 % от стоимости строительства метро. Сравним стоимость метро в России и Китае.

Средняя стоимость строительства 1 км линии метро в России 7,5 млрд руб. Средняя стоимость строительства 1 км линии метро 6,4 млрд руб. [3]

Сравним по некоторым важным критериям основные виды общественного транспорта, также представив и ТЕВ. В табл. 2 представлены основные характеристики различных видов городского общественного транспорта.

Безусловно, для внедрения ТЕВ требуются значительные инвестиции. Но с другой стороны, при гораздо меньших вложениях этот вид транспорта способен заменить метро, городские и пригородные электропоезда (электрички).

Таблица 2

Сравнительная таблица нескольких видов городского общественного

транспорта [7]

Критерии Автобус Троллейбус Трамвай TEB* Метро**

Требуемые инве- Низкие Средние Высокие Высокие Высокие

стиции

Вместимость От 9 до От 40 до 120 От 50 до От 300 до До 1700

350 чело- человек 130 чело- 1200 чело- человек

век век век

Надежность Низкая Средняя Высокая Высокая Высокая

Комфорт Ниже среднего Средний Высокий Высокий Низкий

Экологичность Низкая Высокая Высокая Высокая Высокая

Срок эксплуата- До 12 лет До 15 лет До 30 лет До 40 лет От 20 до

ции 30 лет

Гибкость мар- Высокая Низкая Низкая Низкая Низкая

шрута

Шумность Высокая Низкая Низкая Низкая Выше среднего

Безопасность Ниже Средняя Высокая Высокая Высокая

пассажиров среднего

Маневренность Высокая Средняя Низкая Низкая Низкая

Примечание: * Transit Elevated Bus; ** Метро, электрички.

В заключение можно сделать вывод, что идея внедрения инновационного автобуса ТЕВ в России достаточно перспективна и при серьезном государственном подходе возможна для реализации. Экономия капитальных затрат при строительстве инфраструктуры сети линий ТЕВ в сравнении с затратами на строительство железной дороги для пригородных электричек в новых и строящихся районах позволит получить дополнительный эффект от внедрения.

Для создания инфраструктуры необходимо разработать нормативную документацию, основанную на СНиП 2.05.09-90 «Трамвайные и троллейбусные линии», ГОСТ 4728-96 «Заготовки осевые для подвижного состава железных дорог колеи 1520 мм. Технические условия» и «Правила технической эксплуатации железных дорог РФ», учитывающую расположение, высоту и параметры контактных сетей, технические условия для колесных пар, параметры строительства профиля насыпи для укладки рельс и другие особенности эксплуатации ТЕВ.

Список литературы

1. Максимов А.Н. Городской электротранспорт: троллейбус: учебник для нач. проф. образования. М.: Издательский центр «Академия», 2004. 256 с.

2. Автомобильный портал: Drom.ru [Электронный ресурс]. URL: http://news.drom.ru/43501.html (дата обращения: 04.01.2017).

3. Портал «Агентство бизнес новостей» [Электронный ресурс]. URL: http://abnews.ru/2015/09/17/gluboko-kopayut-pochemu-otlichaetsya-stoi most-stroitelstva-metro-v-rossii-kitae-i-velikobritanii/ (дата обращения: 04.01.2017).

4. СНиП 2.05.09-90 «Трамвайные и троллейбусные линии».

5. ГОСТ 4728-96 «Заготовки осевые для подвижного состава железных дорог колеи 1520 мм. Технические условия».

6. Приказ Минтранса РФ от 21 декабря 2010 г. № 286 «Об утверждении Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации».

7. Портал новостей Омска и области [Электронный ресурс]. URL: http://superomsk.ru/news/16498 (дата обращения: 04.01.2017).

Пестриков Сергей Анатольевич, канд. экон. наук, доц., pestrikovsa@,mail.ru, Россия, Пермь, Пермский национальный исследовательский политехнический университет,

Иванов Никита Константинович, nikitaivanov59@mail. ru, Россия, Пермь, Пермский национальный исследовательский политехнический университет,

Шаякбаров Ильнур Эльмарович, студент, schayakbaroff. iln@yandex. com, Россия, Пермь, Пермский национальный исследовательский политехнический университет

INTRODUCTION OF INNOVATIVE SOLUTIONS IN THE SPHERE OF TRANSPORT SERVICES

S.A. Pestrikov, N.K. Ivanov, I.E. Shayakbarov

Now there is a question of application new the current technology in various spheres of economy of the national economy, for example, in transportations. In this article the prospect of introduction of a new sample for use to public transport in the cities with big traffic congestion is considered an alternative.

Key words: bus, rails, introduction, public transport.

Pestrikov Sergey Anatolyevich, candidate of economic sciences, docent, pestrikov-sa@,mail.ru, Russia, Perm, State National Research Polytechnical University of Perm,

Ivanov Nikita Konstantinovich, student, nikitaivanov59@mail. ru, Russia, Perm, State National Research Polytechnical University of Perm,

163

Shayakbarov Ilnur Elmarovich, student, schayakbaroff.iln@yandex.com, Russia, Perm, State National Research Polytechnical University of Perm

УДК 519.711.3

ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ ОБЪЕКТОВ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОМ ПАРНЫХ СРАВНЕНИЙ

Н.Д. Изергин, А.Г. Таров

Рассматривается методика исследования технологических процессов ремонта автомобильной техники с целью повышения эффективности восстановления ее работоспособности, которая заключается в определении проблемной ситуации, выявлении факторов, влияющих на принятие рациональных решений, выборе приемов и методов, обеспечивающих успешное выполнение поставленной задачи. Использование метода парного сравнения технического состояния двигателей с различными сочетаниями неисправностей в математической модели для условий среднесерийного производства позволил обосновать специализацию рабочих мест, трудоемкость выполняемых работ и затраты денежных средств на восстановление работоспособности (исправности).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ключевые слова: ремонт по техническому состоянию, метод парных сравнений, достоверность результатов диагностирования, алгоритм многомерной таксономии.

Стратегия ремонта по техническому состоянию автомобильной техники (АТ) представляет собой систему правил, при которой перечень технологических операций определяется по результатам диагностирования в момент начала ремонта с учетом надежности ее составных частей.

Исследование технологических процессов ремонта АТ с целью повышения эффективности восстановления ее работоспособности заключается в определении проблемной ситуации, выявлении факторов, влияющих на принятие рациональных решений, выборе приемов и методов, обеспечивающих успешное выполнение поставленной задачи.

Процесс принятия решения о назначении необходимых ремонтных действий заключается в контроле с постоянным интервалом времени технического состояния изделия по диагностическим и структурным параметрам с учетом данных о наработке составной части.

Барзилович Е.Ю. [1] предлагает в дискретные моменты времени наблюдать за случайным вектором 2(1) = + N(1) с известными статистическими характеристиками составляющих Х^) и N(1), где Х(1) - вектор состояния (характеризуемый набором выходных параметров) сложной системы, контролируемый идеальными техническими средствами; N(1) - вектор ошибок измерений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.