ВНЕДРЕНИЕ ИММЕРСИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ТУРИЗМ
Прошина Е.Ю.
Прошина Елизавета Юрьевна - магистрант, кафедра туризма и индустрии гостеприимства, Тульский государственный университет, г. Тула
Аннотация: в последнее время иммерсивные технологии, включая дополненную реальность (AR) и виртуальную реальность (VR), получили широкое признание в туристической сфере. Целью является изучение внедрения инновационных технологий в туризме. Для достижения этой цели в статье представлена роль цифровых технологий, таких как VR, AR.
В статье показан потенциал виртуальной реальности как средства реализации туристических услуг с частичной заменой, возможность использования устройств в качестве эффективных маркетинговых инструментов. В статье приводятся примеры применения виртуальной реальности в туристических местах. Опыт виртуальной реальности повышает желание и вероятность путешествий, а программы дополненной реальности используются для создания виртуальных впечатлений.
Ключевые слова: дополненная реальность, виртуальная реальность, технологии VR и AR, туризм, маркетинг, цифровые технологии.
Формирование парадигмы цифровизации существенно изменяет коммуникацию и бизнес-модели в разных областях деятельности. Повышенный интерес к цифровым технологиям на стороне потребителя заставляют производителей товаров и услуг, гибко реагировать на запросы потребителей. На эти тенденции также влияет туризм.
Есть расширение в развитии инновационных технологий для туризма, области виртуальной реальности (VR) и дополненной реальности (AR).
Суть отличий между этими технологиями состоит в том, что виртуальная реальность заменяет реальный мир его визуальной цифровой моделью, а дополнение расширяет представления пользователя о реальности. Чтобы использовать технологии AR, достаточно иметь смартфон и доступ в Интернет, что определяет их доступность и удобство использования. VR-технологии для перехода от реального мира к виртуальному требуют специальных устройств (VR-очки, VR-костюмы, VR-комнаты). Они более сложны и дороги, но еще более перспективны для использования в разных областях обслуживания.
Поэтому в пространстве гостеприимства и туризма перспективы виртуальной и дополненной реальности будут определяться их способностью заполнять процесс.
Общение с потребителем, расширение маркетинговых возможностей для «материализации» услуги вплоть до доставки, увеличение сбыта туристического продукта.
В основе развлекательного бизнеса всегда было впечатление - факт, их используют многие компании, включая Walt Disney.
Но сегодня концепция продаж развлечений укоренена в бизнесе, вдали от театров и парков развлечений. Особенно новые технологии, которые поощряют появления все новых жанров, таких как интерактивные игры, онлайн-чаты и многопользовательские игры, симуляторы движения и виртуальная реальность. Растущая вычислительная мощность, необходима для создания еще более увлекательных впечатлений, сейчас стимулирует спрос на товары и услуги компьютерной промышленности [1].
Технология AR также является одним из инструментов для получения нового опыта и впечатлений. Тенденции дополненной реальности материализовались как конструктивный инструмент для разных компаний. Это им позволяет изменять то, как клиенты воспринимают свое окружение. Эта технологическая инновация также приносит пользу индустрии путешествий.
Туристический бизнес - хорошо изученный сегмент клиентов. Туристическая индустрия всегда планирует путешествие, пребывание или место питания, для изучения с помощью обширных исследований. Стремление к данным и информации для клиента не прекращается даже по прибытии к месту назначения. Кроме всего этого, клиент может исследовать информацию на разных мобильных устройствах.
Группа ученых из Американского университета Бейрута в 2013 году презентовала свой проект "International Augmented Med" (I AM). Его миссия заключалась в развитии туризма и культурно-исторических связей Средиземноморских стран Европы и Ближнего Востока с помощью инновационных технологий, разработчики I AM создали ряд решений на базе виртуальной и дополненной действительности. При использовании специальных сканеров создавались трехмерные модели разных объектов, которые затем можно будет просматривать на мобильных устройствах. Предметами могут быть как небольшие артефакты, например, вазы, так и большие архитектурные объекты, такие как старинные амфитеатры. Если пользователь, чаще всего, это турист, подносил свое мобильное устройство к объекту, показывалась трехмерная модель этого объекта с некоторой дополнительной информацией, которая также может быть трехмерной. Благодаря этому, турист получал справочную информацию, не сводя глаз с достопримечательности. Такая технология может использоваться как в музеях, так и на открытом воздухе [2].
В 2016 году ассоциация дополненной и виртуальной реальности произвела анализ существующих организаций в области AR/VR, а также их группирование по сферам деятельности. В то время были
представлены в сфере туризма только шесть компаний, включая Vizerra, Eligovision, PiligrimXXI, ARProduction и КРОК. В последние годы рынок AR/VR резко вырос. Некоторые из этих компаний находятся в Екатеринбурге [3].
Ряд екатеринбургских проектов, разработанных с использованием программ технологий дополненной реальности, широк. Многие проекты можно найти в интернет хостинг YouTube. Например, есть видео с проектом буклета Театра драмы к спектаклю «Вий», при наведении на него камеры отображалась аудио- и видеоинформация, а также создавался эффект пламени, сжигающего буклет. Также был проект, связанный с афишами театра, когда на них наводили камеру, изображение изменялось и двигалось. Кроме того, было разработано анимированную трехмерную карту Екатеринбурга, появляющуюся при наведении объектива на настенную карту.
В 2018 на выставке «Ночь в музее» Музей истории Екатеринбурга опубликовал серию открыток с дополненной реальностью. На девяти открытках художники расписали здание музея по адресу Карла Либкнехта, 26, стадион «Динамо», фотографического музея «Дом Метенкова», стадион «Екатеринбург -Арена», Администрацию Екатеринбурга, дом на Ленина, 17, Плотинка и здание бывшего Свердловского рок-клуба. С помощью инструкций на обратной стороне карты пользователи могли воспроизвести анимацию, в основе которой был рисунок спереди.
Технологии AR удобны тем, что повторяют опыт других проектов, каждый останется уникальным, потому что воплощен по-своему, на основе культурного достояния, а, следовательно, учитывая опыт коллег, создать нечто подобное и одновременно отличное от всего, что уже существует.
Технологии AR позволяют привлекать аудиторию в музеи, в основном интересуя развлечениями, при этом не теряя культурную ценность.
Приложение AR должно быть привлекательным, простым в использовании, несмотря на сложность технологии. Большая роль заключается в игровом дизайне. Дизайн, интерфейс и графика не только совмещают экспонаты между собой, а также помогают посетителям взаимодействовать, что особенно важно при работе с интерактивными экспонатами. Дизайн должен быть разработан так, чтобы посетитель мог легко понять, как пользоваться элементами управления, понять подключение между действиями и результатами, наблюдать за эффектом их действий. Дизайн должен учитывать возможные ошибки посетителей [4].
Музей не всегда может использовать реальные предметы и явления. Но чем более реальными они будут, тем сильнее будут эмоциональные переживания вплоть до вау-эффекта. Выставка должна быть оформлена таким образом, чтобы она что-нибудь доносила до посетителя: эстетическое наслаждение, возбуждала любопытство, поощряла, взаимодействовала, учила новому и внушала доверие к опыту. Посетитель должен иметь возможность персонализировать свой путь и свои действия, это возможно при использовании технологий AR.
Список литературы
1. Афанасьев О.Е. Экономика впечатлений в туристской индустрии: инновации и тренды отрасли [Электронный ресурс] // ResearchGate. Режим доступа:https://www.researchgate.net/publication/336221864_THE_EXPERIENCE_ECONOMY_IN_THE_TOUR ISM_INDUSTRY_INNOVATION_AND_INDUSTRY_TREN DS/ (дата обращения: 22.05.2022).
2. Байназаров Н. Дополненная реальность в рекламе: как компании используют AR для привлечения клиентов. [Электронный ресурс] // Rusbase. Режим доступа: https://rb.ru/story/ar-v-reklame/ (дата обращения: 22.05.2022).
3. Внедрение технологий дополненной реальности в музейные экспозиции [Электронный ресурс] // Cyberleninka. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/vnedrenie-tehnologiy-dopolnennoy-realnosti-vmuzeynye-ekspozitsii/ (дата обращения: 21.05.2022).
4. Дополненная и виртуальная реальность [Электронный ресурс] // Design dossier. Режим доступа: http://3dday.ru/services/dopolnennaya-realnost/ (дата обращения: 22.05.2022).