Научная статья на тему 'ВНЕДРЕНИЕ ГОЛОСОВОГО УПРАВЛЕНИЯ В ИТ-ИНФРАСТУКТУРУ ПРЕДПРИЯТИЯ'

ВНЕДРЕНИЕ ГОЛОСОВОГО УПРАВЛЕНИЯ В ИТ-ИНФРАСТУКТУРУ ПРЕДПРИЯТИЯ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
37
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ / ГОЛОСОВОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ГОЛОСОВЫЕ ПОМОЩНИКИ / АВТОМАТИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ / ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / ТЕНДЕНЦИИ ВНЕДРЕНИЯ / INFORMATION SYSTEMS / VOICE CONTROL / VOICE ASSISTANTS / ENTERPRISE ACTIVITY AUTOMATION / ARTIFICIAL INTELLIGENCE / IMPLEMENTATION TRENDS

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Муталибова А.Г., Козлова Е.В.

Рассмотрены перспективы и проблемы внедрения систем голосового управления в ИТ-инфраструктуру предприятия, а также сферы деятельности, в которых данные системы будут наиболее эффективны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTRODUCTION OF VOTING MANAGEMENT IN IT INFRASTRUCTURE OF ENTERPRISES

Consideration of the prospects and problems of implementing voice control systems in the IT infrastructure of the enterprise and the areas of activity in which these systems will be most effective.

Текст научной работы на тему «ВНЕДРЕНИЕ ГОЛОСОВОГО УПРАВЛЕНИЯ В ИТ-ИНФРАСТУКТУРУ ПРЕДПРИЯТИЯ»

УДК 004.896

Муталибова А.Г. студент 4 курса институт цифровой экономики и информационных технологий

Козлова Е.В. студент 4 курса

институт цифровой экономики и информационных технологий Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова

Россия, г. Москва ВНЕДРЕНИЕ ГОЛОСОВОГО УПРАВЛЕНИЯ В ИТ-ИНФРАСТУКТУРУ ПРЕДПРИЯТИЯ Аннотация. Рассмотрены перспективы и проблемы внедрения систем голосового управления в ИТ-инфраструктуру предприятия, а также сферы деятельности, в которых данные системы будут наиболее эффективны.

Ключевые слова: информационные системы, голосовое управление, голосовые помощники, автоматизация деятельности предприятия, искусственный интеллект, тенденции внедрения.

Mutalibova A. G.

student

4 course, Institute of Digital Economics and Information Technologies

Plekhanov Russian University of Economics

Russia, Moscow Kozlova E. V. student

4 course, Institute of Digital Economics and Information Technologies

Plekhanov Russian University of Economics

Russia, Moscow INTRODUCTION OF VOTING MANAGEMENT IN IT INFRASTRUCTURE OF ENTERPRISES Annotation. Consideration of the prospects and problems of implementing voice control systems in the IT infrastructure of the enterprise and the areas of activity in which these systems will be most effective.

Key words: information systems, voice control, voice assistants, enterprise activity automation, artificial intelligence, implementation trends.

В современном обществе благодаря научно-техническому прогрессу инновационные технологии во многом упрощают повседневную жизнь человека. Уже не являются открытиями такие системы, как «Siri» и «Google Assistant», благодаря которым можно голосом управлять своим смартфоном, а также «Умный дом», посредством которой возможно контролировать любой процесс, происходящий в вашем доме. На отечественном рынке речевыми технологиями в основном занимается Центр Речевых Технологий.

Но возможно ли модифицировать эти технологии для больших масштабов и применить их на различного рода предприятиях?

В основе приложений, предоставляющих возможность голосового управления, лежит искусственный интеллект, который преобразует восприятие человеком машин и его взаимодействие с ними. Машины при выполнении большего круга задач смогут осуществлять некоторые виды работ лучше, чем люди.

Технология голосового управления бурно развивается и касается уже многих граней человеческой деятельности - от электронных устройств до государственного управления. С каждым годом голосовое управление проникает в новые сферы бизнеса, такие как ритейл, транспортные поставки, логистика, страхование, промышленность, гостиничный бизнес и многое другое. Кроме того, посредством голосового ввода появилась возможность управления государственными структурами и решения вопросов, связанных с государственными услугами. Например, использование голосовых программ в основе самообслуживания в многофункциональных центрах государственных услуг поможет повысить качество и оперативность обработки заявок на оформление документов, разгрузив работу операторов.

На основе голосовых помощников разработаны различные технологии и методологии, которые позволяют человеку преобразовывать текстовую информацию в звуковую. Одной из таких технологий является TTS - Text To Speech. Данная система уже внедрена во многие современные смартфоны, что позволяет получать текстовую информацию без визуального взаимодействия с устройством. TTS - это технология нового поколения, которая позволяет генерировать речь из печатного текста. Другими словами, набранный текст будет произнесен любым выбранным голосом, с нужной интонацией и скоростью речи, это синтез голоса, настолько хорошо генерированный современными программами, что их просто невозможно отличить от настоящего человеческого голоса.

На данный момент, text-to-speech является самой оптимальной технологий, предназначенной для трансформирования текста в речь. Основными преимуществами эксплуатации этой технологии являются конвертирование и чтение без создания временных файлов, что способствует экономии места на жестком диске и очень быстрой, почти мгновенной скорости конвертирования. Кроме того, существует возможность поддержки функции МР3 качества и шрифтовых настроек. TTS имеет высокую скорость обработки информации и удобный пользовательский интерфейс.

Голосовое управление предоставляет пользователю огромный спектр возможностей не только в бытовой среде, но и в сфере бизнеса и производства. На базе голосового контроля уже разработаны такие системы складского учета как «Pick by Voice» и «Vocollect Voice Console», которые способны значительно повысить точность и контролируемость складских операций. Данные системы направлены на голосовое управление складскими процессами, а именно: приемкой товара, размещением товара на складе,

контролем наличия той или иной товарной позиции, пополнением зон отбора и т.д. Подобные приложения при внедрении их в ИТ-инфраструктуру предприятия способны в разы увеличить скорость обработки и сборки заказов, предоставляя возможность операторам одновременно заниматься выполнением нескольких задач.

Помимо вышеперечисленного, технология голосового регулирования может быть эксплуатирована в системах управления доступом и обеспечения безопасности, базированных на применении биометрических показателей. Сотруднику, отвечающему за доступ на предприятие, можно предоставить высоконадежное средство аутентификации на базе системы распознавания речи. Эта технология является достаточно безопасным и экономически эффективным методом управления, так как процесс аутентификации протекает не на самом девайсе, а на центральном сервере, что убирает необходимость обеспечения предприятия дорогостоящим оборудованием контроля со встроенными компонентами контроля данных. Использование голосовых команд, безусловно, существенно повысит уровень доступности и быстроты эксплуатации систем безопасности и управления предприятием.

Однако, помимо преимуществ системы голосового управления, у данной технологии есть ряд недостатков, а также нюансов, без учета которых система не сможет полноценно функционировать и выполнять свое назначение. Во-первых, системы должны действовать на складе, как живой человек, в ином случае они не будут эффективны. Помимо этого, есть определенное требование: все элементы голосовой системы должны быть разработаны конкретно для совместной работы в рамках данной системы как единый продукт. Во-вторых, в центральном компьютере, который регулирует деятельность голосовой системы, рекомендуется использовать систему распознавания голоса конкретного лица. Большинство систем голосового управления являются дикторозависимыми и предназначены для ее эксплуатации одним диктором, в то время как дикторонезависимые способны распознать речь любого диктора. Дикторонезависимость -достаточно ценное качество для системы голосового управления, но, в свою очередь, очень труднодостижимое, поскольку в процессе обучения системы она адаптируется под параметры того диктора, на примере которого обучается. Соответственно, при проектировании дикторонезависимой системы применяются гораздо более сложные алгоритмы обучения. И следует отметить, что в подобных системах частота ошибок распознавания обычно в 3-5 раз больше, чем в дикторозависимых. В работе с дикторозависимой системой при отсутствии человека, чей голос управляет системой, могут возникнуть проблемы эксплуатации системы. А также, при большом количестве голосов и команд может возникнуть путаница, и система даст сбой. Еще один недостаток - голосовая система работает со словарями малого объема. При действии этой технологии на крупных складах и предприятиях, имеющих специфические наименования товарных позиций и большой ассортиментный ряд, система уже может не справиться с

таким объемом данных.

Прежде чем вводить на предприятии технологию голосового управления, важно дать оценку производственным расходам данной организации, что позволит рассчитать окупаемость капиталовложений.

При использовании оператором системы голосового управления нередко могут возникать помехи. Оборудование функционирует в радиочастотном сегменте локальной сети, связь с сервером неустойчива, однако это не портит качество звука. Оператор получает задачу и направляется туда, где он может находиться вне зоны действия, и, если задание заключается в подтверждении выполнения предписанных ему указаний - например, докладывать о выполнении каждого шага, - в этом случае оператор не справится с заданием, поскольку не будет обратной связи с сервером.

Важно помнить и о безопасности использования голосовых команд на предприятии. Скажем, если человек, занимающий руководствующую должность намерен передать посредством голосового ввода конфиденциальную информацию или задание, то сложно обеспечить стопроцентную защиту введенным голосовым данным. Это равносильно тому, что человек посредством голосовых сообщений на улице будет диктовать собеседнику свой пароль от банковской карты.

Методика голосового управления способна оптимизировать систему видеоконференций, часто используемых на предприятии. Использование голосовых команд позволит директору предприятия и другим высшим звеньям организации дистанционно проводить как коллективные совещания, так и индивидуальные обсуждения с персоналом. Искусственный интеллект, который лежит в основе любого приложения голосового управления, способен распознавать голос модератора, что исключает возможность использования данной системы сторонним лицам.

Таким образом, технология голосового управления, базирующаяся на искусственном интеллекте, способна привести к развитию отношений с потребителями, совершенствованию кадровой работы, оптимизации всех процессов, превращению продуктов в сервисы и даже смене бизнес-модели многих бизнесов. Однако для полноценного функционирования данной технологии разработчикам необходимо усовершенствовать систему безопасности передачи голосовых данных, устранить помехи при связи с центральным сервером, улучшить систему распознавания речи, а также оптимизировать идентификацию слов и расширить словарь, который будет использоваться при реализации системы голосового управления.

Использованные источники:

1. Голосовое управление складом [Электронный ресурс]: http://sys-group.ru/solutions/golosovoe-upravlenie-skladom

2. Попов А.А., Речевые технологии в экономических информационных системах / А.А. Попов, Кафедра информационных систем в экономике и менеджменте: Изд-во ГОУ ВПО «РЭУ им. Г. В. Плеханова, 2011. - 31 с.

3. Преимущества и недостатки голосовых интерфейсов [Электронный ресурс]: https://vc.ru/27565-preimushchestva-i-nedostatki-golosovyh-interfeysov

4. Система голосового управления Pick-by-Voice [Электронный ресурс]: http://www.optiscangroup.com/ru/solutions/warehouse-solutions/pick-by-voice

Literature:

1. Voice-based warehouse management [Electronic resource]: http://sys-group.ru/solutions/golosovoe-upravlenie-skladom

2. Popov AA, Speech technologies in economic information systems / A.A. Popov, Department of Information Systems in Economics and Management: Publishing House of Plekhanov Russian University of Economics, 2011. - 31 p.

3. Advantages and disadvantages of voice interfaces [Electronic resource]: https://vc.ru/27565-preimushchestva-i-nedostatki-golosovyh-interfeysov

4. Voice control system Pick-by-Voice [Electronic resource]: http://www.optiscangroup.com/ru/solutions/warehouse-solutions/pick-by-voice

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.