Научная статья на тему 'Внедрение элементов системы управленческого учета в автоматизированной среде на предприятиях сферы услуг'

Внедрение элементов системы управленческого учета в автоматизированной среде на предприятиях сферы услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
281
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ УЧЕТ / СФЕРА УСЛУГ / РЕСУРСЫ / QRM / КПП / РЕЗЕРВЫ / АВТОМАТИЗАЦИЯ / MANAGEMENT ACCOUNTING / SERVICES / RESOURCES / KPP / RESERVES / AUTOMATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гвоздев Максим Юрьевич, Киселева Юлия Сергеевна

Сфера услуг одно из перспективных направлений современной экономики. Чтобы отвечать постоянно меняющимся экономическим условиям и иметь высокую конкурентоспособность, высокую долю на рынке, руководству таких предприятий необходимо принятие своевременных и рациональных управленческих решений. Актуальным является вопрос применения системы управленческого учета на предприятиях малого бизнеса. Настоящая статья посвящена вопросам внедрения системы управленческого учета и его автоматизации на предприятиях сферы оказания услуг по санитарно-техническому обслуживанию инженерных сетей в дошкольных и школьных образовательных учреждениях. Рассмотрена возможность применения инновационного направления в области управленческого учета QRM и эффективность его внедрения на таких предприятиях, проведен анализ использования материальных ресурсов, выявлены свободные резервы. Рассмотрена целесообразность автоматизации таких предприятий и предложен один из ее способов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Гвоздев Максим Юрьевич, Киселева Юлия Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTRODUCTION OF ELEMENTS OF THE MANAGEMENT ACCOUNT SYSTEM IN THE AUTOMATED ENVIRONMENT AT THE ENTERPRISES OF THE SERVICE SPHERE

Services one of the promising areas of modern economy. To answer constantly changing economic conditions and to have high competitiveness, a high share in the market, the management of such enterprises needs adoption of timely and rational administrative decisions. The question of a application of system of management accounting on small business enterprises is relevant. The question is actual use of the system of management accounting at the enterprises of small business. This article is devoted to the introduction of the system of management accounting and its automation in the enterprises providing services for the sanitary maintenance of engineering networks in pre-school and school educational institutions. The possibility of application of the innovative direction in the field of management accounting QRM and efficiency of his introduction at such enterprises is considered, the analysis of use of material resources is carried out, free reserves are revealed. The expediency of automation of such enterprises is considered and one of her ways is offered.

Текст научной работы на тему «Внедрение элементов системы управленческого учета в автоматизированной среде на предприятиях сферы услуг»

Краткие сообщения

УДК 338.4 й01: 10.14529/ет170324

ВНЕДРЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА В АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ СРЕДЕ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ СФЕРЫ УСЛУГ

М.Ю. Гвоздев, Ю.С. Киселева

Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск, Россия

Сфера услуг - одно из перспективных направлений современной экономики. Чтобы отвечать постоянно меняющимся экономическим условиям и иметь высокую конкурентоспособность, высокую долю на рынке, руководству таких предприятий необходимо принятие своевременных и рациональных управленческих решений. Актуальным является вопрос применения системы управленческого учета на предприятиях малого бизнеса. Настоящая статья посвящена вопросам внедрения системы управленческого учета и его автоматизации на предприятиях сферы оказания услуг по санитарно-техническому обслуживанию инженерных сетей в дошкольных и школьных образовательных учреждениях. Рассмотрена возможность применения инновационного направления в области управленческого учета - QRM и эффективность его внедрения на таких предприятиях, проведен анализ использования материальных ресурсов, выявлены свободные резервы. Рассмотрена целесообразность автоматизации таких предприятий и предложен один из ее способов.

Ключевые слова: управленческий учет, сфера услуг, ресурсы, QRM, КПП, резервы, автоматизация.

В настоящее время остается актуальным вопрос применения системы управленческого учета на малых предприятиях. Продолжаются дискуссии о принципиальной возможности внедрения такой обширной системы. Затраты, связанные с формированием и использованием полноценной системы управленческого учета, достаточно высоки, ресурсы ограничены. В последнее время широкое развитие получили различные автоматизированные системы учета, позволяющие снизить затраты ее использования. Доступность программного обеспечения предоставляет возможность внедрения и использование управленческого учета на малых предприятиях.

Сфера услуг занимает существенную часть экономики страны. В условиях конкурентной борьбы для того, чтобы удержать и расширить свою долю на рынке, предприятиям необходимо обратить особое внимание на организационные, технологические, социальные и управленческие решения.

Одним из эффективных методов повышения конкурентоспособности предприятия и укрепления своих позиций в сфере услуг является постановка и внедрение системы управленческого учета. От качества имеющейся на предприятии системы управленческого учета зависит обоснованность принятия управленческих решений [3, 4].

Вопросами постановки системы управленческого учета на предприятиях сферы услуг занимались многие авторы. Так, например, Бреславцева Н.А. осветила вопросы теории формирования системы управленческого учета и практического его становления в сфере услуг. Особое внимание в

данном источнике уделено управленческим аспектам учета затрат в различных отраслях [1].

Бурцева Т.А. говорит о том, что для эффективного управления предприятиями сферы услуг необходимо учитывать следующие факторы: динамику; производственный цикл; конкуренцию; территориальную сегментацию; индивидуальность и т. д. [2].

Оказание услуг по санитарно-техническому обслуживанию инженерных сетей в дошкольных и общеобразовательных образовательных учреждениях является достаточно узкой сферой деятельности. На сегодняшний день можно отметить слабую разработку отраслевых рекомендаций, регламентирующих процесс ценообразования и калькулирования себестоимости на предприятиях, оказывающих подобные услуги. Все это говорит о том, что необходимость ведения управленческого учета на таких предприятиях более чем очевидна.

Внедрение элементов системы управленческого учета на предприятиях сферы услуг рассмотрим на примере ООО «Сервис».

ООО «Сервис» - коммерческое предприятие, основанное в сентябре 2011 года. Основным видом деятельности предприятия является производство санитарно-технических работ, монтаж отопительных систем и систем кондиционирования воздуха.

Заказчиками услуг ООО «Сервис» являются детские дошкольные и общеобразовательные учреждения, центры дополнительного образования детей, социально-реабилитационные центры, детские дома. Взаимодействие между заказчиками и организацией осуществляется на основании заключенных договоров.

Краткие сообщения_

Обоснованная необходимость и потребность в грамотном управлении ресурсами, индивидуализация со стороны потребителя услуг, конкуренция требуют от предприятий применения не только сложившихся и имеющих достаточную практическую проработанность концепций, но и внедрения инноваций управленческого учета. Это позволит предприятиям не только грамотно сформировать систему управленческого учета, но и определит их конкурентные преимущества.

Одним из инновационных направлений в области управления организацией является концепция Quick Response Manufacturing (QRM).

Эффективность внедрения данной концепции на предприятиях, оказывающих услуги по производству санитарно-технических работ, определяется тем, что основным ресурсом, оказывающим влияние на производительность предприятий данной отрасли, является время. Время оказывает воздействие не только на длительность выполнения заказа и сдачу его заказчику, но также на затраты, качество и прочие показатели эффективности деятельности организации.

Определим критический путь производства (КПП) для того, чтобы выявить время выполнения заказа, на примере выполнения заявки по техническому обслуживанию «Установка крана» (см. рисунок).

Раскроем каждый из этапов.

ЭТАП 1. От учреждения (заказчика) на телефон диспетчера поступает заявка на выполнение работ по установке крана. Диспетчер регистрирует заявку в журнале, затем передает ее слесарю-сантехнику. В журнале производится отметка о дате поступления заявки, адресе и наименовании работы.

ЭТАП 2. Получив задание, слесарь-сантехник оценивает характер работы и производит заявку на материальные ресурсы, необходимые для выполнения работ. Заявка на материалы производится путем оформления, утвержденного на предприятии документа «Заявка на материалы».

ЭТАП 3. Получив заявку на материалы, кладовщик оценивает возможность выдачи материалов путем проверки их наличия на складе. Выдача материалов со склада производится кладовщиком путем оформления требования-накладной на списание.

ЭТАП 4. После того, как слесарь-сантехник получил материалы на складе, он отправляется к заказчику и выполняет работы по заявке. Время выполнения работ по заявкам на предприятии строго не регламентировано. В связи с этим возникает проблема правильного и рационального его распределения.

ЭТАП 5. Выполнив необходимые работы по заявке, слесарь-сантехник оформляет акт выполненных работ, в котором указывается вид проделанной работы и перечень материалов, используемых при этом.

ЭТАП 6. Оформив акт выполненных работ, слесарь-сантехник сдает его мастеру на утверждение. Мастер по эксплуатации зданий и сооружений в свою очередь утверждает данный акт у главного-инженера.

ЭТАП 7. После выполнения всех процедур, акт выполненных работ сдается мастером в бухгалтерию. Бухгалтерия проверяет его соответствие заявке на материалы и требованию-накладной, затем архивирует.

Как видно из представленной схемы, время

Выполнение заявки по техническому обслуживанию «Установка крана»

Bulletin of the South Ural State University. 188 Ser. Economics and Management. 2017, vol. 11, no. 3, pp. 187-191

Гвоздев М.Ю., Киселева Ю.С.

Внедрение элементов системы управленческого учета в автоматизированной среде на предприятиях сферы услуг

выполнения одной заявки составляет 166 часов (примерно 7 дней). Если же посмотреть реальное время выполнения работы, то оно составляет 28 часов. Все остальное - временные потери, которые являются существенным недостатком для предприятия, влияющим на качество оказанных услуг.

Для того чтобы подтвердить вышесказанное, рассчитаем показатель критического пути производства (КПП). Данный показатель - один из основных индикаторов концепции QRM. Его особенность в том, что КПП - весь процесс оказания услуги, включая офисные и складские операции [5]:

Т

КПП = х 100 %,

- общ

где Т1 - реальное время выполнения работы; Тобщ - общее время выполнения работы.

КПП = 27/121 х 100 % = 22,3 %.

Рассчитанный показатель КПП, который характеризует реальное время выполнения заявки, занимает в нашем случае 22,3 % от всего затрачиваемого времени. Остальные же 77,7 % времени используются неэффективно, тем самым увеличивая себестоимость за счет оплаты труда рабочего, стоимости материалов и т. д. Также необходимо учитывать, что такая заявка не единична, в среднем за месяц на предприятие их поступает порядка 500. Соответственно задержка выполнения одной заявки влечет за собой невыполненные сроки последующих поступающих заявок.

Выполнение работ зависит не только от времени ее выполнения, но и от правильности организации службы снабжения и склада предприятия.

В таблице приведен анализ состава, структуры и динамики материальных ресурсов на конец 2015 года и конец 2016 года в ООО «Сервис» (в тысячах рублей).

По данным проведенного анализа видно, что стоимость материальных ресурсов в 2016 году снизилась на 2383 тысяч рублей или 33,64 %. Снижение стоимости связано со снижением объемов закупок материальных ресурсов. В структуре больших изменений не произошло, наибольший удельный занимают сырье и материалы. Средний расход материалов за месяц (на 2016 г.) составляет

391 731 рубль. Анализ обеспеченности материальными ресурсами нельзя сделать в полном объеме, поскольку на предприятии не осуществляется планирование.

Также можно сказать, что на предприятии существует определенный объем материалов, которые не используются при осуществлении деятельности. Это неблагоприятно сказывается на работе предприятия. Во-первых, большие складские остатки занимают больше площадей, и дороже обходится содержание склада (аренда). Затоваренному складу сопутствует недостачи и излишки, необходимо проведение частых инвентаризаций. Внедрение концепции QRM поможет справиться с данными недостатками.

На сегодняшний день можно с уверенностью сказать, что для принятия обоснованных управленческих решений руководителю нужна эффективная система управленческого учета, базирующаяся на автоматизации ее функций. Именно автоматизация системы обеспечит централизованное хранение всей информации, проходящей в процессе деятельности предприятия, а также позволит оперативно получать необходимую информацию для своевременного и рационального решения руководства.

В связи с тем, что на исследуемом предприятии для ведения бухгалтерского учета используется программа 1С, то было бы достаточно целесообразным рассмотреть возможность автоматизации управленческого учета предприятия также на базе 1С. Например, с помощью 1С: УНФ (управление небольшой фирмой).

Автоматизация системы управленческого учета на основе данного программного продукта позволит:

- вести подробный учет всех производимых работ с анализом эффективности;

- отслеживать выполнение заданий сотрудниками, анализировать выполненные услуги;

- планировать загрузку сотрудников, оборудования и других ресурсов;

- вести подробный учет дополнительных (подрядных) работ, отслеживая каждую операцию и выполняя все необходимые расчеты.

Анализ состава, структуры и динамики материальных ресурсов

Показатель Конец 2015 г. Удельный вес, % Конец 2016 года Удельный вес, % Отклонение

абсолютное относительное, %

Сырье и материалы 6853 96,74 4490 95,51 -2363 -34,48

Хоз. товары 33 0,47 20 0,42 -13 -39,39

Прочие материалы 132 1,86 77 1,64 -55 -41,67

Спецоснастка и спецодежда 66 0,93 114 2,43 48 72,73

Итого 7084 100 4701 100 -2383 -33,64

Краткие сообщения

Данная программа позволяет формировать все необходимые документы в одной программе, вести складской учет и планировать складские запасы. Особо актуальным для предприятий исследуемой отрасли является возможность ведения кадрового учета, а также способность подключения системы «клиент-банк».

Подводя общий знаменатель вышеприведенным исследованиям, можно сказать, что система управленческого учета на предприятиях сферы услуг играет достаточно важную роль, поскольку от принятия правильных и достоверных решений руководства предприятия зависит ее положение на рынке и степень конкурентоспособности.

Внедрение концепции РИМ позволит предприятиям данной отрасли повысить конкурентоспособность за счет повышения реакции на изменения рыночной среды. Можно существенно сократить временные потери, связанные с неэффективностью использования рабочего времени. Выявленные резервы возможно направить на привлечение дополнительных заказов, которые принесут организации не только прибыль, но и будут способствовать снижению постоянных затрат.

Правильно подобранное программное обеспечение позволит предприятию автоматизировать

управленческий учет, тем самым не только облегчить работу всей организации, но и значительно добавить конкурентных преимуществ, увеличить количество заключенных договоров, реагировать на рынок и обеспечить ресурс для увеличения продаж и дальнейшего развития организации.

Литература

1. Бреславцева, Н.А. Управленческий учет в сфере услуг: учеб. пособие / Н.А. Бреславцева. -Ростов-на-Дону: Феникс. 2014. - 269 с.

2. Бурцева, Т.А. Особенности управления предприятиями сферы услуг/ Т.А. Бурцева, Е.А. Лысова // Вестник НГИЭИ. - 2016. - № 9(64). -С. 46-53.

3. Вахрушина, М.А. Бухгалтерский управленческий учет: учеб. для вузов / М.А. Вахрушина. -М.: Финстатинформ, 2000. - 533 с.

4. Ивашкевич, В.Б. Бухгалтерский управленческий учет: учебник / В. Б. Ивашкевич. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Магистр, Инфра-М, 2011. -576 с.

5. Шипилова, К.В. Перспективы применения концепции Quick Response Manufacturing на российских промышленных предприятиях / К.В. Шипилова, И.А. Суров // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). - 2016. - № 3. - С. 112-118.

Гвоздев Максим Юрьевич, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», Южно-Уральский государственный университет (г. Челябинск), так$1т_ gvozdev@mail.ru

Киселева Юлия Сергеевна, магистрант кафедры «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», ЮжноУральский государственный университет (г. Челябинск), kisjulia93@mail.ru

Поступила в редакцию 15 июля 2017 г.

DOI: 10.14529/em170324

INTRODUCTION OF ELEMENTS OF THE MANAGEMENT ACCOUNT SYSTEM IN THE AUTOMATED ENVIRONMENT AT THE ENTERPRISES OF THE SERVICE SPHERE

M.Yu. Gvozdev, Yu.S. Kiseleva

South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation

Services - one of the promising areas of modern economy. To answer constantly changing economic conditions and to have high competitiveness, a high share in the market, the management of such enterprises needs adoption of timely and rational administrative decisions. The question of a application of system of management accounting on small business enterprises is relevant. The question is actual use of the system of management accounting at the enterprises of small business. This article is devoted to the introduction of the system of management accounting and its automation in the enterprises providing services for the sanitary maintenance of engineering networks in pre-school and school educational institutions. The possibility of application of the innovative direction in the field of management accounting - QRM and efficiency of his introduction at such enterprises is considered, the analysis of use of material resources is carried out, free reserves are revealed. The expediency of automation of such enterprises is considered and one of her ways is offered.

Keywords: management accounting, services, resources, QRM, KPP, reserves, automation.

Bulletin of the South Ural State University. Ser. Economics and Management. 2017, vol. 11, no. 3, pp. 187-191

Гвоздев М.Ю., Киселева Ю.С.

Внедрение элементов системы управленческого учета в автоматизированной среде на предприятиях сферы услуг

References

1. Breslavtseva N.A. Upravlencheskiy uchet v sfere uslug [Management accounting in the service sector]. Rostov-on-Don, 2014. 269 p.

2. Burtseva T.A., Lysova E.A. Osobennosti upravleniya predpriyatiyami sfery uslug [Features of management of service enterprises]. VestnikNGIEI [Messenger NGIEI], 2016, no. 9(64), pp. 46-53. (in Russ.)

3. Vakhrushina M.A. Bukhgalterskiy upravlencheskiy uchet [Management accounting]. Moscow, 2000. 533 p.

4. Ivashkevich V.B. Bukhgalterskiy upravlencheskiy uchet [Management accounting]. Moscow, 2011. 576 p.

5. Shipilova C.V., Surov I.A. [Prospects of Application of the Conceptof Quick Response Manufacturing at the Russian Industrial Enterprises]. MIR (Modernizatsiya. Innovatsii. Razvitie) [MIR (Modernization. Innovation. Research)], 2016, no. 3, pp. 112-118. (in Russ.) DOI: 10.18184/2079-4665.2016.7.3.112.118

Maxim Yu. Gvozdev. Candidate of Sciences (Economics), Associate Professor of the Department of the Accounting, Auditing and Analysis Department, South Ural State University (Chelyabinsk), maksim_gvozdev@mail.ru

Yulia S. Kiseleva. Master's Degree student of the Department of Accounting, Analisys and Audit, South Ural State University (Chelyabinsk), kisjulia93@mail.ru

Received 15 July 2017

ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ

FOR CITATION

Гвоздев, М.Ю. Внедрение элементов системы управленческого учета в автоматизированной среде на предприятиях сферы услуг / М.Ю. Гвоздев, Ю.С. Киселева // Вестник ЮУрГУ. Серия «Экономика и менеджмент». - 2017. - Т. 11, № 3. - С. 187-191. Б01: 10.14529/ет170324

Gvozdev M.Yu., Kiseleva Yu.S. Introduction of Elements of the Management Account System in the Automated Environment at the Enterprises of the Service Sphere. Bulletin of the South Ural State University. Ser. Economics and Management, 2017, vol. 11, no. 3, pp. 187-191. (in Russ.). DOI: 10.14529/em170324

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.