Научная статья на тему 'Внедрение элементов проектного управления в деятельность региональных исполнительных органов: предотвращение и ликвидация чрезвычайных ситуаций'

Внедрение элементов проектного управления в деятельность региональных исполнительных органов: предотвращение и ликвидация чрезвычайных ситуаций Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
118
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / PROJECT MANAGEMENT / КОЭФФИЦИЕНТЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ / COEFFICIENTS OF EFFECTIVENESS / ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ / EVALUATION OF PERFORMANCE / ИНСТРУМЕНТЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ / КАЧЕСТВО РЕСУРСОВ / QUALITY OF RESOURCES / TOOLS OF STIMULATION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Закинчак Андрей Игоревич, Чумаков Михаил Вячеславович, Найденова Светлана Викторовна

В статье рассмотрены показатели для оценки результатов внедрения проектного управления в деятельность органов исполнительной власти по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Перечислены показатели, позволяющие оценить эффективность внедрения проектного управления и их отличительные особенности. Также рассмотрены особенности внедрения проектного управления в данную сферу. Выделены преимущества от реализации данных мероприятий. Кроме того, проведена оценка результативности проектов, разработаны соответствующие показатели. Выявлены коэффициенты, позволяющие оценить вовлеченность участников в реализацию проектной деятельности, коэффициенты сложности и качества выполнения работ на проекте. Сделаны соответствующие выводы об эффективности реализации мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера с использование проектного управления

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Закинчак Андрей Игоревич, Чумаков Михаил Вячеславович, Найденова Светлана Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTRODUCTION OF ELEMENTS OF DESIGN MANAGEMENT IN ACTIVITY OF THE REGIONAL EXECUTIVE BODIES: PREVENTION AND LIQUIDATION EMERGENCY SITUATIONS

In article indicators for an evaluation of results of introduction of project management in activities of enforcement authorities to protect of the population and territories from emergency situations of natural and technogenic character are considered. The indicators are listed, allowing to evaluate the effectiveness of the implementation of project management and their distinctive features. Also features of introduction of project management in the given sphere are considered. Advantages from realization of the given actions are allocated. Besides, the estimation of evaluation of the performance of projects is spent, corresponding indicators are developed. The coefficients are revealed, allowing to evaluate an involvement of participants into realization of design activity, coefficients of complexity and quality of performance of works on the project. Corresponding conclusions are drawn on efficiency of realization of actions in the field of protection of the population and territories against emergency situations of natural and technogenic character with use of project management.

Текст научной работы на тему «Внедрение элементов проектного управления в деятельность региональных исполнительных органов: предотвращение и ликвидация чрезвычайных ситуаций»

УДК 332.142

ВНЕДРЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ПРОЕКТНОГО УПРАВЛЕНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РЕГИОНАЛЬНЫХ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ: ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ И ЛИКВИДАЦИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

А.И. Закинчак, М.В. Чумаков, С.В. Найденова

Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России

В статье рассмотрены показатели для оценки результатов внедрения проектного управления в деятельность органов исполнительной власти по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Перечислены показатели, позволяющие оценить эффективность внедрения проектного управления и их отличительные особенности. Также рассмотрены особенности внедрения проектного управления в данную сферу. Выделены преимущества от реализации данных мероприятий. Кроме того, проведена оценка результативности проектов, разработаны соответствующие показатели. Выявлены коэффициенты, позволяющие оценить вовлеченность участников в реализацию проектной деятельности, коэффициенты сложности и качества выполнения работ на проекте. Сделаны соответствующие выводы об эффективности реализации мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера с использование проектного управления

Ключевые слова: проектное управление, коэффициенты эффективности, оценка результативности, инструменты стимулирования, качество ресурсов.

В органах исполнительной власти реализация проектного управления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера имеет следующие отличительные особенности:

1. Цели изначально только намечаются, и существует необходимость их корректировки (как только будут достигнуты промежуточные результаты, следует сопоставить их с целями, и по мере необходимости изменить).

2. Сроки и продолжительность мероприятий зависят от множества внешних по отношению к системе управления факторов и требуют периодической корректировки.

3. Расходы на проект, как правило, не оптимизированы и зависят от бюджетных ассигнований, а не от сроков реализации мероприятий или их актуальности.

4. Ресурсы выделяются на основании действующих нормативных документов, которые регламентируют заку-

почную деятельность.

Как известно, преимущества использования проектного управления выражаются в достижении конечного результата и соблюдении сроков, в непосредственной управляемости проектом, в четком распределении персональной ответственности, в создании благоприятной административной среды, оптимизации и повышении качества предоставляемых услуг. Исходя из этого, критериями эффективности внедрения проектного управления должны стать показатели, которые могут дать комплексную характеристику реализуемым проектам.

В качестве показателей, которые позволят оценить результативность внедрения проектного управления в деятельность органов исполнительной власти по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера необходимо рассматривать:

1. Уровень интеграции проектного управления в системе, рассчитываемый как соотношение числа мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера органами исполнительной власти с использованием проектного управления к общему количеству реализуемых мероприятий.

2. Долю проектных методик в общем объеме реализуемых мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера органами исполнительной власти.

Уровень интеграции проектного управления может быть рассчитан, как соотношение числа мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера органами исполнительной власти с использованием проектного управления, к общему количеству реализуемых мероприятий. Для расчета показателя, характеризующего долю методик, использующих элементы проектного управления необходимо оценить текущее состояние системы управления.

Показателем, отражающим реальную степень внедрения проектного управления в деятельность органов государственной власти может стать коэффициент внедрения (Квнедр), который представляет собой соотношение взвешенной величины вовлеченных ресурсов в проектное управление, с общей взвешенной величиной вовлеченных ресурсов в реализацию мероприятий органов исполнительной власти по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Степень внедрения проектного управления варьируется в промежутке от 0 до 1, в зависимости от того, применялись ли практики проектного управления в органах исполнительной власти. [7]. Уровень задействованных ресурсов (Уп) определяется, исходя из источников и их структу-

ры, по трехуровневой шкале: высокий, средний, низкий.

В качестве высокого уровня ресурсов, задействованных в реализации мероприятий (проектов) рассматриваются ситуации, в которых средства выделяются в рамках реализации федеральных целевых программ, из бюджетов структур федерального и регионального уровня - присваивается значение 3.

В качестве среднего уровня задействованных ресурсов целесообразно рассматривать мероприятия/проекты, в которых ресурсы предоставляются структурами муниципального уровня - присваивается значение 2. В качестве низкого уровня задействованных ресурсов целесообразно рассматривать мероприятия/проекты, в которых дополнительные ресурсы не требуются (в основном организационные мероприятия в рамках основной деятельности) - присваивается значение 1. Оценка проводится в рамках одного мероприятия. В случае реализации, в рамках одного мероприятия нескольких работ с разным уровнем задействованных ресурсов, то данному мероприятию присваивается значение, в промежутке между максимальным и минимальным уровнем задействованных ресурсов.

В связи с тем, что мероприятия (проекты), реализуемые органами исполнительной власти по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, не имеют экономическую направленность, то основным критерием оценки должна стать экономическая оценка величины затрат (Эп) на данное мероприятие. Именно взвешенная оценка по данному критерию и позволит оценить результативность внедрения проектного управления в деятельность органов исполнительной власти.

Рассмотрим пример оценки результативности внедрения проектного управления в деятельность органов ис-

полнительнои власти по защите населе- туации природного и техногенного ха-

ния и территорий от чрезвычайных си- рактера (таблица 1).

Таблица 1

Анализ показателей

Мероприятия, реализуемые в органах исполнительной власти М1 М2 Мз М4 М5

Из них с элементами проектного управления П1 П2 Пз

Уровень задействованных ресурсов (1) 2,3 1,2 1,8 2,2 3,5

Экономическая оценка величины затрат на мероприятие (проект) (2) 5 15 20 25 6

Таким образом, мы видим, что коэффициент внедрения проектного управления можно оценить соотношением вовлеченных ресурсов в проектное управление, с общей величиной вовлеченных ресурсов в реализацию мероприятий органов исполнительной власти по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Предлагаемый показатель позволит оценить степень внедрения проектного управления в деятельность органов исполнительной власти для реализации мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Кроме того, эффективность организационно-управленческих мероприятий, реализуемых в ходе проектной деятельности может быть оценена по методике, представляющей собой адаптацию подхода к оценке хода реализации проектной деятельности на основании создания системы отчетности по освоенному объему. Комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и

обеспечению пожарной безопасности в субъекте Российской Федерации утверждает оценку (коэффициент) качества и эффективности осуществления работ участниками системы проектного управления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Утвержденные оценки (коэффициенты) передаются уполномоченному исполнительному органу государственной власти субъекта Российской Федерации и на основе сравнительных коэффициентов рассчитываются и выплачиваются субсидии.

В таблицах 2-4 представлены примерные коэффициенты, по которым можно оценить вовлеченность участников в реализацию проектной деятельности. Данные коэффициенты являются индикативным примером, который может быть скорректирован соответствующим органом исполнительной власти, который несет ответственность за реализацию мероприятий в рамках проектной деятельности.

Таблица 2

Коэффициенты сложности работ в соответствии с занимаемой ролью в проекте

Роль в проекте Коэффициент ролевого участия, (кру)

Куратор проекта 1

Руководитель проекта 0,9

Администратор проекта 0,6

Член рабочей группы 0,5

Оператор мониторинга проекта 0,1

Предлагается оценивать роль участников проекта, исходя из их важности, а также выполняемым в проекте функциям. Особая роль уделяется куратору про-

Коэффициенты

екта, а также руководителю проекта. Наименьший удельный вес имеет оператор мониторинга проекта.

Таблица 3

сложности проекта

Уровень сложности Коэффициент сложности проекта (кс)

Глобальный 1,5

Высокий 1,5

Выше среднего 1,25

Средний 1

Начальный 0,9

Коэффициенты сложности необ- альной сложности выполняемых меро-

ходимо учитывать, исходя из потенци- приятий в рамках проекта.

Таблица 4

Коэффициенты качества выполнения работ на проекте

Уровень качества выполнения работ Коэффициент (Кквр)

работа выполнена качественно 1

имеются незначительные замечания к качеству работы 0,9

имеются значительные замечания к качеству работы 0,8

Анализируя качество выполнения проекта, необходимо выделить коэффициенты качества работ, что позволит делать соответствующие выводы о выполненных мероприятиях с учетом количе-

ственных характеристик. Кроме того, для оценки эффективности предлагаем использовать коэффициенты, представленные в таблице 5.

Таблица 5

Коэффициенты эффективности проекта

№ п/п Коэффициент эффективности (кЭ) 0,8 0,9 1 1,1 1,2

Тип проекта Критерий

1. Экономический проект по созданию системы предотвращающей среднегодовой ущерб, млн. руб. до 60 60120 120250 250500 от 500

2. Социальный участие населения в задачах проекта, тыс. чел. до 5 510 1020 2050 от 50

3. Организационный создание и оптимизация деятельности организационных структур, тыс. чел. до 1 1-7 7-12 1220 от 20

4. Технический стоимость проекта, млн. руб. до 60 60120 120250 250500 от 500

На основании представленных данных предлагается разделять проекты на четыре типа, исходя из их специфики, выделять соответствующие критерии и коэффициенты эффективности.

Особенности реализации мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера с использованием проектного управления связаны с тем, что они направлены на предотвращение ущерба, ориентацию на общество и достижение социально значимых результатов, а также на повышение эффективности функционирования организации и ее отдельных структур, подразделений. Общими эффектами от внедрения системы проектного управления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в деятельность органов исполнительной вла-

сти должны стать своевременное достижение результатов, соблюдение сроков и бюджета проекта, интенсификация деятельности за счет внутренних резервов, эффективная реализация стратегии безопасности территории.

Наиболее действенным инструментом, стимулирования органов исполнительной власти к внедрению проектного управления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, может стать активная поддержка этой деятельности научными организациями и высшими учебными заведениями, в рамках процесса переподготовки и повышения квалификации специалистов органов государственной власти.

ЛИТЕРАТУРА

1. Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 48601/.

2. Федеральный закон от 21.12.1994 N 68-ФЗ (ред. от 23.06.2016) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http://www.consultant.ru /document/ cons_doc_LAW_5295.

3. Методические рекомендации по внедрению проектного управления в органах исполнительной власти (утверждены Распоряжением Минэкономразвития России от 14 апреля 2014 года № 26В-АУ) [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http://www. consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_162120.

4. Постановление Правительства РФ от 15.10.2016 № 1050 «Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации» [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 206009/.

5. Постановление Правительства РФ от 30.12.2003 № 794 (ред. от 17.05.2017) «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 45914/.

6. ГОСТ Р ИСО 21500-2014 Руководство по проектному менеджменту [Электронный ресурс]: - http://docs.cntd.ru/document/1200118020/.

7. ГОСТ Р 54869-2011. Национальный стандарт Российской Федерации. Проектный менеджмент. Требования к управлению проектом" [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc &base=STR&n=16204#0.

8. Закинчак Г.Н., Закинчак А.И.. К вопросу об оценке эффективности мероприятий по обеспечению пожарной безопасности //Современные наукоемкие технологии. Региональное приложение.2014. №4(40). С.51-57.

9. Корнев Г.Н., Березин А.Н..Системный экономический анализ: проблема достоверности результатов //Современные наукоемкие технологии. Региональное приложение.2012. №4 (32).С.51-55.

Рукопись поступила в редакцию 20.12.2017

JEL code: O22, Q20,R58

INTRODUCTION OF ELEMENTS OF DESIGN MANAGEMENT IN ACTIVITY OF THE REGIONAL EXECUTIVE BODIES: PREVENTION AND LIQUIDATION EMERGENCY

SITUATIONS

A.Zakinchak, M. Chumakov, S. Naydenova

In article indicators for an evaluation of results of introduction of project management in activities of enforcement authorities to protect of the population and territories from emergency situations of natural and techno-genic character are considered. The indicators are listed, allowing to evaluate the effectiveness of the implementation of project management and their distinctive features. Also features of introduction of project management in the given sphere are considered. Advantages from realization of the given actions are allocated. Besides, the estimation of evaluation of the performance of projects is spent, corresponding indicators are developed. The coefficients are revealed, allowing to evaluate an involvement of participants into realization of design activity, coefficients of complexity and quality of performance of works on the project. Corresponding conclusions are drawn on efficiency of realization of actions in the field of protection of the population and territories against emergency situations of natural and technogenic character with use of project management.

Key words: project management, coefficients of effectiveness, the evaluation of performance, tools of stimulation , quality of resources.

References

1. Federal'nyj zakon ot 27.07.2004 N 79-FZ (red. ot 29.07.2017) «O gosudarstvennoj grazhdanskoj sluzhbe Rossijskoj Federacii» [EHlektronnyj resurs]: - Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru /document/cons_doc_LAW_48601/.

2. Federal'nyj zakon ot 21.12.1994 N 68-FZ (red. ot 23.06.2016) «O zashchite naseleniya i territory ot chrezvychajnyh situacij prirodnogo i tekhnogennogo haraktera» [EHlektronnyj resurs]: - Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 5295.

3. Metodicheskie rekomendacii po vnedreniyu proektnogo upravleniya v organah ispolnitel'noj vlasti (ut-verzhdeny Rasporyazheniem Minehkonomrazvitiya Rossii ot 14 aprelya 2014 goda № 26V-AU) [EHlek-tronnyj resurs]: - Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_162120.

4. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 15.10.2016 № 1050 «Ob organizacii proektnoj deyatel'nosti v Pravi-tel'stve Rossijskoj Federacii» [EHlektronnyj resurs]: - Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru /document/cons doc LAW 206009/

5. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 30.12.2003 № 794 (red. ot 17.05.2017) «O edinoj gosudarst-vennoj sisteme preduprezhdeniya i likvidacii chrezvychajnyh situacij» [EHlektronnyj resurs]: - Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_45914/.

6. GOST R ISO 21500-2014 Rukovodstvo po proektnomu menedzhmentu [EHlektronnyj resurs]: - Rezhim dostupa: http://docs.cntd.ru/document/1200118020/.

7. GOST R 54869-2011. Nacional'nyj standart Rossijskoj Federacii. Proektnyj menedzhment. Trebovaniya k upravleniyu proektom" [EHlektronnyj resurs]: - Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru /cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=STR&n=16204#0.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Zakinchak G.N., Zakinchak A.I.. K voprosu ob ocenke ehffektivnosti meropriyatij po obespecheniyu pozharnoj bezopasnosti .Sovremennye naukoemkie tekhnologii. Regional'noe prilozhenie.2014. №4(40).S.51-57.

9. Kornev G.N., A.N. Berezin A.N.. Sistemnyj ehkonomicheskij analiz: problema dostovernosti re-zul'tatov. Sovremennye naukoemkie tekhnologii. Regional'noe prilozhenie.2012. №4 (32).S.51-55.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.