УДК
ВНЕДРЕНИЕ ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС
А. М. Аксенов
В статье раскрыто понятие инновационных школ, внедрение в образовательную деятельность новых технологий, в том числе дистанционного обучения; актуальность дистанционного обучения; содержание работы педагога-куратора и ученика по получению образования в форме дистанционного. Результатом работы по внедрению в образовательный процесс дистанционного обучения является успешная сдача экзаменов выпускниками в форме ЕГЭ.
Ключевые слова: дистанционное образование, инновации, технологии, модернизация образования.
В предложенной ДА. Медведевым образовательной инициативе «Наша новая школа» была озвучена «главная задача современной школы» - это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно способствовать личностному росту так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьезные цели, уметь реагировать на разные жизненные ситуации». В этой связи учреждения интернатного типа представляют собой образовательные заведения, созданные для решения вышеуказанных задач.
Обновление содержания образования в школе-интернате не что иное, как восстановление нормального полноценного детства, успешная подготовка к самостоятельной жизни педагогическими средствами. В последнее десятилетие интенсивно развивается система новых типов учреждений для детей-сирот - инновационных.
Современные исследователи, такие, как Н.И. Лапин, А.И. Пригожин и ряд других, определяют нововведение как целенаправленное изменение, вносящее в среду внедрения новые стабильные элементы (новшества), вызывающие переход системы из одного состояния в другое [7, 10].
Различные исследователи высказывают разные точки зрения на сущность педагогических инноваций. Так, В.С. Безрукова полагает, что инновацией является «принципиально новое образование, новая идея, существенно меняющая сложившуюся технологию обучения, тип образовательного заведения или управление образованием». По мнению В.М. Полонского, под инновационными процессами в системе образования понимаются управляемые процессы создания, восприятия, оценки, освоения и применения педагогических новшеств. Ю.К. Бабанский выдвигает точку зрения, согласно которой «новаторство - это прогрессивные нововведения, совершенствующие практику, а не отрицание существующей теории и практики с некоторой относительной новизной».
Перспективная система инновационного образования должна быть способна не только вооружать знаниями обучающегося, но и, вследствие постоянного и быстрого обновления знаний в нашу эпоху, формировать потребность в непрерывном самостоятельном овладении ими, умениями и навыками самообразования, а также самостоятельный и творческий подход к знаниям в течение всей активной жизни человека.
Одним из наиболее важных направлений системы образования является повышение качества обучения путем фундаментализации, применения различных подходов с использованием новых технологий.
Технология - совокупность приемов и способов, методов, процедур, которые используются в определенной последовательности, чаще всего достаточно строгой, что обеспечивает получение запланированного результата или изменения в положительную сторону. Под технологией мы понимаем систему работы по внедрению нового направления деятельности специалистов, приводящую к эффективным результатам.
Одной из эффективных технологий, направленных на успешное овладение и усвоение знаниями детьми-сиротами является дистанционное обучение.
В Европе в конце ХУШ века, с появлением регулярной и доступной почтовой связи, возникло "корреспондентское обучение". Учащиеся по почте получали учебные материалы, переписывались с педагогами и сдавали экзамены доверенному лицу или в виде научной работы. В России данный метод появился в конце XIX века.
Начало XX века характеризуется бурным технологическим ростом, наличием телеграфа и телефона. Но достоверных фактов об их использовании в обучении, нет. В то же время, продолжается эпоха «корреспондентского обучения», множество высших учебных заведений во всем мире вели и ведут его до сих пор.
Появление радио и телевидения внесло изменения в дистанционные методы обучения. Это был значительный прорыв, аудитория обучения возросла в сотни раз. Многие еще помнят
обучающие телепередачи, которые шли, начиная с 50-х годов. Однако у телевидения и радио был существенный недостаток - у учащегося не было возможности получить обратную связь.
В 1969г. в Великобритании был открыт первый в мире университет дистанционного образования - Открытый Университет Великобритании, он был назван так, чтобы показать его доступность за счет невысокой цены и отсутствия необходимости часто посещать аудиторные занятия, Национальный технологический университет (США, 1984), Открытый университет Хаген (Германия), Испанский национальный университет дистанционного обучения.
В конце 80-х доступность персональных компьютеров дала новую надежду, связанную с упрощением и автоматизацией обучения. Компьютерные обучающие программы появились на первых компьютерах в виде различных игр.
В 1988 был реализован Советско-американский проект «Школьная электронная почта».
Пионерами спутниковых технологий дистанционного обучения в 1990-х стали Международная ассоциация "Знание" и ее коллективный член Современная гуманитарная академия.
В России датой официального развития дистанционного обучения можно считать 30 мая 1997 года, когда вышел приказ № 1050 Минобразования России, позволяющий проводить эксперимент дистанционного обучения в сфере образования.
В области теории и практики дистанционного образования работают многие отечественные ученые и специалисты. Среди них А.А. Андреев, Ю.Н. Афанасьев, А.М. Бурлаков, А.В. Барабанщиков, Д.А. Богданова, Т.П. Воронина, Ж.Н. Зайцева, С.Д. Забрамная, Т.П. Зайченко, С.Л. Лобачев, В.А. Садовничий и др.
Опыт зарубежной педагогической мысли отражен в работах Д. Кигана, Ф. Ведемеера, М. Мура, Дж. Боата, Дж. Даниеля, К. Смита.
В XXI веке доступность компьютеров и Интернета делают распространение дистанционного обучения еще проще и быстрее. Интернет стал огромным прорывом, значительно большим, чем радио и телевидение. Появилась возможность общаться и получать обратную связь от любого ученика, где бы он ни находился. Распространение «быстрого интернета» дало возможность использовать «он-лайн» семинары (вебинары) для обучения.
Историко-педагогический анализ проблем становления и развития дистанционного образования, состояния вопроса в области инновационных технологий, и в первую очередь, дистанционного образования показал, что в настоящее время существует потребность конкретного контингента лиц в образовательных услугах.
С 2011 года в Киреевской школе-интернате Тульской области совместно с педагогическим университетом г. Тулы для воспитанников было организовано дистанционное образование - как комплекс образовательных услуг, предоставляемых специалистами с помощью специализированной информационно-образовательной среды.
К дистанционному обучению воспитанников педагогический университет привлекает специалистов и выделяет педагога-куратора, в деятельности которого важным является обеспечение обратной связи и организация общения участников обучения. Как правило, педагог-куратор имеет высокую квалификацию в области предмета преподавания, владеет теорией обучения, умеет создавать образовательную среду, управляет структурой учебного курса, педагогическими технологиями и средствами телекоммуникации, владеет навыками презентации учебного материала (интересно представить новый материал, задавать вопросы, вести занятие и организовать обратную связь), умеет общаться с учащимися.
Информационный поток, возникающий между преподавателем и учеником, осуществляемый с помощью телекоммуникаций, является двусторонним: информация идет от преподавателя к воспитаннику, а другая от воспитанника к преподавателю. Такая технология имеется в довузовской подготовке ТГПУ им. ЛН. Толстого и может быть применена к условиям школы-интерната, для чего необходимы средства обучения и компьютерная техника, скоростной Интернет.
Таким образом, дистанционное обучение может решить массу проблем, связанных с необходимостью получения знаний по подготовке к сдаче итоговой аттестации в форме ЕГЭ и поступлению в высшие учебные заведения.
In this article the concept of innovative schools, the introduction of new technology education activities, including distance learning, the relevance of distance learning, the content of the teacher-facilitator and student to receive education in the form of distance. The result of the implementation in the educational process of distance learning is a successful graduate examinations in the form of exam.
The key words: distance education, innovation and technology, the modernization of education.
Список литературы.
1. В.М. Астапов, Ю.В. Микадзе. Обучение и воспитание детей «группы риска». Христоматия. М., 1996.
2. А.А. Андреев. Введение в дистанционное обучение: учебно-методическое пособие. М.:ВУ,1997.
3. И.В. Дубровина, М.И. Лисина. Особенности психического развития детей в семье и вне семьи. М., 1982.
4. С.Д. Забрамная. От диагностики к развитию. М., Новая школа, 1998.
5. Т.П. Зайченко. Основы дистанционного обучения: теоретико-практический базис: учебное пособие. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2004.
6. Е.М. Малитиков. Актуальные проблемы развития дистанционного образования в Российской Федерации и странах СНГ. /Е.М. Малитиков, М.П. Карпенко, В.П. Колмогоров// Право и образование. 2000.
7. Л.Я. Олиференко, Е.Е. Чепурных, Т.И. Шульга, А.Л. Быков. Инновации в работе специалистов социально-психологических учреждений. Москва. Полиграф сервис. 2001.
8. А.В. Хуторской Дистанционное обучение и его технологии. Компьютера. 2002.
9. Т.И. Шульга. Технологии социально-психологической помощи детям «группы риска». Москва. 2010.
10. Инновационные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Новгородской области. Под научной редакцией В.Н. Аверкина. Великий Новгород, 2002.
Об авторе
Аксенов А. М.- кандидат педагогических наук, директор ГОУ ТО «Киреевская школа интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», k-h-i@yandex.ru
Preparation of orphans for higher education by distance learning
Сведения об авторах
На русском языке На английском языке
Фамилия, имя, отчество (полностью) Аксенов Алексей Михайлович Aksenov Alexey Mihajlovich
Ученые степень и звание (если имеются) Кандидат педагогических наук The candidate of pedagogical sciences
Почетные звания (если имеются) Заслуженный учитель РФ, почетный гражданин «МО Киреевский район» The deserved teacher of the Russian Federation, the honourable citizen «MO the Kireevsky area»
Должность и место работы/учебы или соискательства (полное название в именительном падеже) Директор ГОУ ТО «Киреевская школа интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» The director of public educational institution «Kireevsky school a boarding school for orphan children and children without parental support»
На русском языке
Домашний адрес автора (с указанием почтового индекса) 301260 Тульская область, г. Киреевск, ул. Полевая д.5
Номера контактных телефонов автора и (или) адрес электронной почты (личные или служебные) 8-910-944-74-42, k-h-i@yandex.ru
Характеристика научного творчества С 1996 года работаю директором Киреевской школы интерната для детей-сирот. Занимаюсь как практикой, так и наукой по вопросам социализации детей-сирот, защиты их прав и интересов. Совмещаю работу на кафедре практической психологии в ТГПУ им. Л.Н. Толстого. Имею опубликованные статьи и научно-методические материалы по вопросам защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и их социализации.(около 15 работ)