Научная статья на тему 'Внедрение дистанционной формы обучения в медицинском университете в условиях военного времени и активных боевых действий'

Внедрение дистанционной формы обучения в медицинском университете в условиях военного времени и активных боевых действий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
204
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дистанционное обучение / высшее медицинское образование / стоматология / Moodle / военное время / distance learning / higher medical education / dentistry / Moodle / war-time

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — А.А. Музычина, Т.Н. Хахелева, Д.К. Калиновский, Е.О. Золотаренко

В статье описан опыт использования дистанционного обучения в медицинском высшем учебном заведении в период ведения активных боевых действий. Интерактивное взаимодействие студент – преподаватель происходило в информационно-образовательной среде, созданной на основе системы дистанционного обучения Moodle. Сделан вывод возможности использования данной формы образования в качестве источника получения дополнительной информации при стандартных формах обучения в медицинском вузе и в качестве взвешенной альтернативы очной форме в условиях военного времени и активных боевых действий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — А.А. Музычина, Т.Н. Хахелева, Д.К. Калиновский, Е.О. Золотаренко

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Introduction of the distance learning in a medical university during war-time

The article describes an experience with distance learning in medical higher educational establishment in the period of a humanitarian disaster. Interactive co-operation of a students and a teachers took place in the learning environment created in Moodle (a free and open-source software learning management system). This technology can be used as an additional tool for improvement of a classical methodology of learning, and as alternative solution in case of a humanitarian disaster.

Текст научной работы на тему «Внедрение дистанционной формы обучения в медицинском университете в условиях военного времени и активных боевых действий»

Внедрение дистанционной формы обучения в медицинском университете в условиях военного времени и активных боевых действий

А.А. Музычина, Т.Н. Хахелева, Д.К. Калиновский, Е.О. Золотаренко

Донецкий национальный медицинский университет им. М.Горького, Донецк

Для корреспонденции:

dr.zolotarenko@gmail.com, kdk-dn@mail.ru

Introduction of the distance learning in a medical university during war-time А.А. Muzytchina, T.N. Khakheleva, D.K. Kalinovsky, Ye.O. Zolotarenko

The article describes an experience with distance learning in medical higher educational establishment in the period of a humanitarian disaster. Interactive co-operation of a students and a teachers took place in the learning environment created in Moodle (a free and open-source software learning management system). This technology can be used as an additional tool for improvement of a classical methodology of learning, and as alternative solution in case of a humanitarian disaster.

М

ствованию ВУЗа и отрасли в целом брошен вызов - вызов войной? Приостановить учебный процесс на годы, поставить тысячи студентов перед выбором - потеря бесценных лет или переезд, оставить многотысячный коллектив без средств к существованию или все-таки продолжить обучение в привычном формате и ежедневно рисковать жизнями тех немногих, кто остался предан своему городу, своему делу? Немногие смогут дать ответ на этот тяжелый вопрос, а тем более взять на себя ответственность

Usus est optimus magister

за принятие таких судьбоносных решений. Ко всему прочему, промедление в этом вопросе равносильно потере авторитета Alma Mater среди своих подопечных и коллектива, отчаянию и деградации ВУЗа.

В связи с вышеизложенным, руководством Донецкого национального медицинского университета им. М. Горького в октябре 2014 года было принято решение активно внедрить в педагогический процесс дистанционную форму обучения (для безопасности студентов и преподавателей, сократив до минимума необходимость их физического присутствия в опасных для жизни районах и учреждениях города).

Технологии дистанционного образования в последние годы доста-

едицинское образование одно из немногих в мире, которое нельзя получить заочно. Однако, как быть, если суще-

точно активно и успешно внедряются в систему образования высших учебных заведений [1-3]. Определенные наработки по внедрению дистанционных форм обучения были сделаны и в нашем ВУЗе [4-6]. В связи с этим решение поставленных руководством задач базировалось на четком понимании конечной цели и опиралось на накопленный нами теоретический и практический опыт.

В данной работе проведен анализ возможностей внедрения дистанционных форм обучения на стоматологическом факультете медицинского высшего учебного заведения (ВУЗ) на основе использования системы дистанционного обучения Moodle.

Интерактивное взаимодействие студент -преподаватель происходило в информационно-образовательной среде, созданной на основе системы дистанционного обучения Moodle. Moo-dle является программным обеспечением с открытым исходным кодом (в соответствии с GNU Public License) и поэтому не требует каких-либо финансовых затрат на приобретение, но предоставляет широкие возможности по его использованию [7].

Взаимодействие преподавателей со студентами происходило на расстоянии, посредством интернет-трафика и наличия любого современного технического оборудования (компьютер, планшет, смартфон).

Для оптимизации ведения педагогического процесса на кафедре стоматологии детского возраста и хирургической стоматологии студенты были поделены на интерактивные группы, за которыми были закреплены преподаватели-кураторы. Обучение проходило по дисциплинам «Хирургическая стоматология» для стоматологического факультета и «Стоматология» для медицинских факультетов.

Система Moodle имеет удобный интуитивно понятный интерфейс с обязательной регистрацией. После регистрации и входа в систему студенту предоставляется выбор интересующего его курса (предмета), предусмотренного учебным планом (рис. 1).

Основной структурной единицей каждого курса является «Интерактивное занятие», доступ к которому открывается соответственно кален-дарно-тематическому плану. Помимо «Интерактивных занятий» в структуру курса входит 8

Рис. 1. Примеры рабочих окон с компонентами дистанционных обучающих курсов

ряд материалов для ознакомления, включающий: списки групп и закрепленных за ними преподавателей-кураторов, календарно-тематические планы лекций, практических и итоговых занятий, информационный форум «преподаватель - студент», а так же новостной форум, где размещаются новости ВУЗа, изменения в программе обучения, времени проведения итоговых занятий и т.д.

На следующем этапе студенту необходимо пройти «Информационный» и «Контролирующий» блок конкретного занятия. После ознакомления с «Информационным блоком», включающим: методические рекомендации, список литературы со ссылками на источники в электронных библиотеках, а также лекции в текстовом или мультимедийном формате, студент может приступить к работе с «Интерактивной лекцией». Данный элемент является основным и представляет собой кластерную структуру с лекционной подачей материала и контролирующими вопросами

по окончанию ознакомления с каждым разделом лекции. Правильные ответы на контролирующие вопросы дают доступ к следующему разделу лекции, неправильные - возвращают к повторному изучению раздела (рис.2).

Завершающей частью «Интерактивного занятия» является «Контролирующий блок», который может быть представлен в виде одного или нескольких доступных и утвержденных методов оценивания знаний студентов: тестового контроля, эссе, семинара, он-лайн опроса в режиме Skype-конференции и прочих.

Все данные о посещении курса, прохождении студентами «Интерактивных занятий» и их отдельных разделов, выполнении заданий и т.д., аккумулируются в базе данных системы с ограниченным доступом для преподавателей (рис. 2).

После окончания срока, отведенного на прохождения конкретного «Интерактивного занятия», преподаватели индивидуально оценивают работу каждого студента в стандартной системе

3«урс0сен» ^ * С и dislance.dnmd.ru

_р Э #

3 Предоперацкожая шля подготовки белым к операц<и для мытья руг при подготовке > I

4 Опера*синая (для оперативных вмешательств гнойны! асептически« плановых и акт)

5 Стврилиицчмчя (для стерилимо* инструментов материала медиц<нсио(о белья)

САНИТАРНО-ПТИЕНиМЕОСИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПОМЕЩЕЬМЯМ

1 Ожидальнзя ■ 1 2 ив и на один больного воздух • 18-23 градуса а

(дневное; и исгусс!

ПРОВЕРКА КОНСПЕКТА Тема II к Тема 2

2 Кабинет «рургической стоматологи* • не менее 23 к» м на Г кресло * 7 кв и при установке каждого последующего высота кабинета не менее 3 м а глубина не должна превышать 6 Стены обпидоаиы пластикам или кафельной плит»ой на высот, не менее 1 б м еьие панели производите» окраска масляными или водоэмульсионными

оранжевы! или белый Двери и окна окрашиваете я в белый цвет масляной или шалевой краской, окна должны иметь легко открывающие« я фрамуги и фортом км обращенье на север северо-восток или северо-запад "емпература вед, и - 22-23 граду с а Освещение естественное (дневное) и искусственное Выполнение »тих требова»««й сбесп^ивет нео&одимые гдоентеские и комфорт»** утлс««я для работы

3 Предолерадемная - не менее 10 кв м Высота помещения не менее 3 м а глубина не должна превышать 6 м Стены облицованы пластиком или кафельной плиткой на высоту не менее 1 £ и еьие панели производится окраска масляным или водоэмульсионными красками Пол настилается лпнолеумем или керамической плитке« Приток окрашивается масляной краской в светли тон» ■ светло-зелен»* свгло-*вртм». евгло^ранжевм* или бель« Двери и окна окрашивания; белы* нет масляной краской окна должны иметь легко открывающиеся фрамуги и форточки обращенные на север северо-восток или северо-запад Температура вовдуаа ■ 22-23 градуса Освещение естественное (дневное) и искусственное

4 Оперзцюнная • не менее 23 кв м на 1 кресло * Т кв м при установке каждого последующего но не более двук кресел с обязательные разделением рэбочи« мест врачей непрозрачными перегородками высотой до 15 метра Высота помещений не менее 3 м а глубина не должна превмиагь 6 г Стены облицованы глазурованной плиткой на всюаьсоту Пел настилается керамической плиткой или лтопеумем Потолок окрашивается масляной краской в светлые тона с коаффициенчм отражения не »ив 404 Двери и окна скрашивается в белы? фг эмалями или масляньчи красками о«на должны иметь легко открывающиеся форточки и фраму ги обращены на север на северо-восток или с«веро-эалад Воэдук- 22-23 градуса Освещение естественное дневное) и искусственное

: Стерилизадамая - не менее 8 кв м Ствш оегкцоеан» пластиком или кафельной плиткой на высоту не менее 1 8 м вьаие панели производится окраска масляными или водоэмульсионным красками Пол настилается линолеумом или керамической плиткой Потолок окрашивается в белы* ивг масляной или эмалевой «расксй в светлые тона Двери и окна окраииааются в белый дот масляной или эмалевой краской окна должш иметь легко открывающиеся фортемки и фрамуги обращены на север на северо-восток или северо-запц Освещение естественное и искусственное Температура воздука • 18-23 градуса

Это способствует правильной санитармнигиеиыеской обработке помещения

Далее Промежуточный тестоем' кемтроль1

Рис. 2. Примеры рабочих окон с компонентами дистанционных обучающих курсов по хирургической стоматологии

оценивания знаний. При необходимости преподаватель выносит письменные замечания, дает пояснения и комментарии в интерактивном виде. Все полученные за период обучения на курсе оценки по предмету заносятся в стандартный ученический журнал.

Своевременное и оперативное внедрение дистанционной формы обучения позволило максимально сохранить кадровый состав ВУЗа, продолжить обучение без опасных для жизни ежедневных поездок к местам учебы как самих студентов, так и преподавателей, заинтересовать студентов внедрением современных интерактивных технологий, а в итоге развить дистанционный формат обучения в единую информационно-образовательную среду университета, расширить электронную учебно-методическую базу университета и сохранить прежний образовательный потенциал.

Недостатком дистанционного обучения является невозможность приобретения и отработки мануальных навыков и выполнения различных врачебных манипуляций под контролем преподавателя, что является основой качественной подготовки специалистов в медицинских ВУЗах.

■ ВЫВОДЫ

Своим вынужденным примером наш университет доказал, что дистанционная форма обучения студентов медицинских ВУЗов имеет право на дальнейшее существование и развитие, как источник получения дополнительной информации, раздел контроля (самоконтроля) своих теоретических знаний и взвешенная альтернатива очному обучению в условиях военного времени, гуманитарной катастрофы. /

Ключевые слова: дистанционное обучение, высшее медицинское образование, стоматология, Moodle, военное время.

Key words: distance learning, higher medical education, dentistry, Moodle, war-time.

РЕЗЮМЕ

В статье описан опыт использования дистанционного обучения в медицинском высшем учебном заведении в период ведения активных боевых действий. Интерактивное взаимодействие студент - преподаватель происходило в информационно-образовательной среде, созданной на основе системы дистанционного обучения МооС1е. Сделан вывод возможности использования данной формы образования в качестве источника получения дополнительной информации при стандартных формах обучения в медицинском вузе и в качестве взвешенной альтернативы очной форме в условиях военного времени и активных боевых действий.

Л И Т Е Р АТУ Р

1. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина. - 3-е изд., стер. - Москва : Академия, 2010. - 365 с.

2. Васнецова O.A., Мироненкова Ж.В., Иксанова Г.Р., Уразлина О.И. Современные информационные технологии в медицине и фармации: Учебное пособие. Казань РИЦ «Школа», 2004. - 121 с.

3. Агранович Н.В., Ходжаян А.Б. Возможности и эффективность дистанционного обучения в медицине // Фундаментальные исследования. 2012. № 3-3. С. 545-547

4. Казаков В.Н., Климовицкий В.Г., Владзимирский А.В. Дистанционное обучение в медицине. Донецк: Норд-Пресс, 2005. - 80 с.

5. Дистанционное обучение в высшей медицинской школе / P.E. Хоружая, Д.К. Калиновский, Л.Л. Татаренко // Украинский журнал телемедицины и медицинской телематики 2013. - №1. С.217-220.

6. Внедрение дистанционных форм обучения в высшей медицинской школе: планы, возможности и реальность / P.E. Хоружая, Д.К. Калиновский // IX международная конф. "Стратегия качества в промышленности и образовании", 31 мая 7 июня 2013г.: тезисы докл. Днепропетровск, Варна - 2013.

С.459-461.

7. Анисимов A.M. Работа в системе дистанционного обучения Moodle: Учебное пособие. 2-е изд. испр. и дополн. Харьков, ХНАГХ, 2009. 292 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.