Научная статья на тему 'ВНЕДРЕНИЕ ДЕМОНСТРАЦИОННОГО ЭКЗАМЕНА И ЧЕМПИОНАТНОГО ДВИЖЕНИЯ «АБИЛИМПИКС» КАК ИНСТРУМЕНТОВ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ ЛИЦ С ОВЗ И ИНВАЛИДНОСТЬЮ'

ВНЕДРЕНИЕ ДЕМОНСТРАЦИОННОГО ЭКЗАМЕНА И ЧЕМПИОНАТНОГО ДВИЖЕНИЯ «АБИЛИМПИКС» КАК ИНСТРУМЕНТОВ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ ЛИЦ С ОВЗ И ИНВАЛИДНОСТЬЮ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инклюзивное образование / инклюзивная образовательная среда / колледжи / студенты с ограниченными возможностями здоровья / ОВЗ / ограниченные возможности здоровья / студенты-инвалиды / демоэкзамен / демонстрационный экзамен / проверка знаний / контроль зна-ний / практико-ориентированное обучение / конкурсы профессионального мастерства / профессио-нальная ориентация / учебная мотивация / трудоустройство / inclusive education / inclusive educational environment / colleges / students with disabilities / disabilities / demo exam / demonstration exam / knowledge testing / knowledge control / practice-oriented training / professional skills competitions / career guidance / educational motivation / employment

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Козлов Александр Викторович, Нетёсов Сергей Васильевич, Басуматорова Екатерина Анатольевна

В данной статье рассматривается важность внедрения демонстрационных экзаменов и участия в чемпионатном движении Абилимпикс на базе Тюменского колледжа производственных и социальных технологий для практико-ориентированного обучения студентов с ограниченными возможностями здоровья. Демонстрационные экзамены позволяют студентам оценить свои про-фессиональные навыки, а участие в движении Абилимпикс способствует развитию профессиональ-ных компетенций, социальной интеграции и уверенности в себе. Внедрение данных инструментов может помочь студентам с ограниченными возможностями достичь успеха в профессиональной де-ятельности и стать полноценными членами общества. Современное общество все больше осознает важность инклюзивного образования и создания равных возможностей для всех людей, включая лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. Практико-ориентированное обу-чение является одним из наиболее эффективных подходов к образованию, который позволяет ли-цам с ОВЗ и инвалидностью получить необходимые навыки и знания для успешной карьеры. Также необходимо обеспечить доступность и удобство проведения демонстрационного экзамена и чемпи-онатного движения «Абилимпикс» для лиц с ОВЗ и инвалидностью, что может включать в себя со-здание специальных условий для проведения экзамена и соревнований, а также привлечение экс-пертов, которые имеют опыт работы с лицами с ОВЗ и инвалидностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Козлов Александр Викторович, Нетёсов Сергей Васильевич, Басуматорова Екатерина Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INTRODUCTION OF THE DEMONSTRATION EXAM AND THE ABILIMPIX CHAMPIONSHIP MOVEMENT AS PRACTICE-ORIENTED LEARNING TOOLS FOR PEOPLE WITH DISABILITIES

This article discusses the importance of introducing demonstration exams and participating in the Abilimpix championship movement for practice-oriented education of students with disabilities. Demonstration exams allow students to evaluate their professional skills, and participation in the Abilym-pics contributes to the development of professional competencies, social integration and self-confidence. The introduction of these tools can help students with disabilities achieve success in their professional ac-tivities and become full-fledged members of society. Modern society is increasingly aware of the im-portance of inclusive education and the creation of equal opportunities for all people, including people with disabilities and disabilities. Practice-based learning is one of the most effective approaches to education, which allows people with disabilities to gain the necessary skills and knowledge for a successful career. It is also necessary to ensure the accessibility and convenience of the demonstration exam and the Abilimpix championship movement for people with disabilities. This may include the creation of special conditions for the exam and competitions, as well as the involvement of experts who have experience working with people with disabilities.

Текст научной работы на тему «ВНЕДРЕНИЕ ДЕМОНСТРАЦИОННОГО ЭКЗАМЕНА И ЧЕМПИОНАТНОГО ДВИЖЕНИЯ «АБИЛИМПИКС» КАК ИНСТРУМЕНТОВ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ ЛИЦ С ОВЗ И ИНВАЛИДНОСТЬЮ»

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

УДК 377.031+37.013.42

ББК Ч447.444+Ч447.028 ГРНТИ 14.35.09 Код ВАК 5.8.1

Козлов Александр Викторович,

SPIN-код: 9463-5135

старший преподаватель кафедры энергообеспечения сельского хозяйства, Государственный аграрный университет Северного Зауралья; 625041, Россия, г. Тюмень, ул. Рощинское шоссе, 10; е-mail: kozlovav@gausz.ru

Нетёсов Сергей Васильевич,

SPIN-код: 9768-5331

преподаватель кафедры энергообеспечения сельского хозяйства, Государственный аграрный университет Северного Зауралья; 625041, Россия, г. Тюмень, ул. Рощинское шоссе, 10; е-mail: netjosov.sv@mti.gausz.ru

Басуматорова Екатерина Анатольевна,

SPIN-код: 5789-9710

преподаватель кафедры энергообеспечения сельского хозяйства, Государственный аграрный университет Северного Зауралья; 625041, Россия, г. Тюмень, ул. Рощинское шоссе, 10; е-mail: basumatorovaea.21@mti.gausz.ru

ВНЕДРЕНИЕ ДЕМОНСТРАЦИОННОГО ЭКЗАМЕНА И ЧЕМПИОНАТНОГО ДВИЖЕНИЯ «АБИЛИМПИКС» КАК ИНСТРУМЕНТОВ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ ЛИЦ С ОВЗ И ИНВАЛИДНОСТЬЮ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: инклюзивное образование; инклюзивная образовательная среда; колледжи; студенты с ограниченными возможностями здоровья; ОВЗ; ограниченные возможности здоровья; студенты-инвалиды; демоэкзамен; демонстрационный экзамен; проверка знаний; контроль знаний; практико-ориентированное обучение; конкурсы профессионального мастерства; профессиональная ориентация; учебная мотивация; трудоустройство

АННОТАЦИЯ. В данной статье рассматривается важность внедрения демонстрационных экзаменов и участия в чемпионатном движении Абилимпикс на базе Тюменского колледжа производственных и социальных технологий для практико-ориентированного обучения студентов с ограниченными возможностями здоровья. Демонстрационные экзамены позволяют студентам оценить свои профессиональные навыки, а участие в движении Абилимпикс способствует развитию профессиональных компетенций, социальной интеграции и уверенности в себе. Внедрение данных инструментов может помочь студентам с ограниченными возможностями достичь успеха в профессиональной деятельности и стать полноценными членами общества. Современное общество все больше осознает важность инклюзивного образования и создания равных возможностей для всех людей, включая лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. Практико-ориентированное обучение является одним из наиболее эффективных подходов к образованию, который позволяет лицам с ОВЗ и инвалидностью получить необходимые навыки и знания для успешной карьеры. Также необходимо обеспечить доступность и удобство проведения демонстрационного экзамена и чемпи-онатного движения «Абилимпикс» для лиц с ОВЗ и инвалидностью, что может включать в себя создание специальных условий для проведения экзамена и соревнований, а также привлечение экспертов, которые имеют опыт работы с лицами с ОВЗ и инвалидностью.

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Козлов, А. В. Внедрение демонстрационного экзамена и чемпионатного движения «Абилимпикс» как инструментов практико-ориентированного обучения для лиц с ОВЗ и инвалидностью / А. В. Козлов, С. В. Нетёсов, Е. А. Басуматорова. - Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. - 2024. - № 4. - С. 321-327.

Kozlov Alexander Viktorovich,

Senior Lecturer of Department of Energy Supply of Agriculture, State Agrarian University of the Northern Urals, Tyumen, Russia Netesov Sergey Vasilyevich,

Lecturer of Department of Technosphere Safety, State Agrarian University of the Northern Urals, Tyumen, Russia

Basumatorova Ekaterina Anatolyevna,

Lecturer of Department of Energy Supply of Agriculture, State Agrarian University of the Northern Urals, Tyumen, Russia

THE INTRODUCTION OF THE DEMONSTRATION EXAM

AND THE ABILIMPIX CHAMPIONSHIP MOVEMENT AS PRACTICE-

ORIENTED LEARNING TOOLS FOR PEOPLE WITH DISABILITIES

KEYWORDS: inclusive education; inclusive educational environment; colleges; students with disabilities; disabilities; demo exam; demonstration exam; knowledge testing; knowledge control; practice-oriented training; professional skills competitions; career guidance; educational motivation; employment

ABSTRACT. This article discusses the importance of introducing demonstration exams and participating in the Abilimpix championship movement for practice-oriented education of students with disabilities.

© Козлов А. В., Нетёсов С. В., Басуматорова Е. А., 2024

Demonstration exams allow students to evaluate their professional skills, and participation in the Abilym-pics contributes to the development of professional competencies, social integration and self-confidence. The introduction of these tools can help students with disabilities achieve success in their professional activities and become full-fledged members of society. Modern society is increasingly aware of the importance of inclusive education and the creation of equal opportunities for all people, including people with disabilities and disabilities. Practice-based learning is one of the most effective approaches to education, which allows people with disabilities to gain the necessary skills and knowledge for a successful career. It is also necessary to ensure the accessibility and convenience of the demonstration exam and the Abilimpix championship movement for people with disabilities. This may include the creation of special conditions for the exam and competitions, as well as the involvement of experts who have experience working with people with disabilities.

FOR CITATION: Kozlov, A. V., Netesov S. V., Basumatorova E. A. (2024). The Introduction of the Demonstration Exam and the Abilimpix Championship Movement as Practice-Oriented Learning Tools for People with Disabilities. In Pedagogical Education in Russia. No. 4, pp. 321-327.

Современное общество все больше осознает важность инклюзивного образования и создания равных возможностей для всех людей, включая лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. Практико -ориентированное обучение является одним из наиболее эффективных подходов к образованию, который позволяет лицам с ОВЗ и инвалидностью получить необходимые навыки и знания для успешной карьеры. В данной статье мы рассмотрим внедрение демонстрационного экзамена и чемпионатного движения «Абилимпикс» как инструментов практико-ориентированного обучения для лиц с ОВЗ и инвалидностью [5].

Демонстрационный экзамен как инструмент практико-ориентированного обучения. Демонстрационный экзамен -это форма оценки знаний и навыков студентов, которая проводится в условиях, максимально приближенных к реальным условиям работы [2, с. 3]. Он позволяет студентам продемонстрировать свои практические навыки и умения, а также получить обратную связь от экспертов.

Постановка проблемы и обоснование актуальности. В настоящее время одним из актуальных направлений образования является обучение студентов с ограниченными возможностями здоровья. Для лиц с ОВЗ и инвалидностью демонстрационный экзамен может быть особенно полезным, так как он позволяет им показать свои способности и потенциал в условиях, которые учитывают их особенности. Кроме того, демонстрационный экзамен может помочь студентам с ОВЗ и инвалидностью получить практический опыт работы и подготовиться к будущей карьере.

А. А. Бикбулатова и Е. В. Самсонова

подчеркивают, что демонстрационный экзамен дает возможность студентам с ОВЗ и инвалидностью продемонстрировать свои навыки и умения в различных профессиях и получить признание в своих достижениях.

Чемпионатное движение «Абилим-пикс» как инструмент практико-ориенти-рованного обучения. Чемпионатное движение «Абилимпикс» - это международное движение, которое проводит конкурсы профессионального мастерства для лиц с ОВЗ и инвалидностью [3, с. 118].

Чемпионатное движение «Абилим-пикс» также может быть использовано как инструмент практико-ориентированного обучения для лиц с ОВЗ и инвалидностью. Оно позволяет студентам получить практический опыт работы, а также развить свои навыки и умения в выбранной профессии. Кроме того, участие в чемпионатном движении «Абилимпикс» может помочь студентам с ОВЗ и инвалидностью получить признание и поддержку со стороны работодателей и общества в целом.

Предшествующей работой для реализации и организации дистанционного экзамена (далее - ДЭ) является актуализация методических указаний с учетом особенностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Это важный этап, который позволяет адаптировать учебный процесс под запросы и возможности студентов с особыми образовательными потребностями [4, с. 157].

Цель данной статьи - продемонстрировать, что ДЭ и чемпионатное движение «Абилимпикс» дают возможность студентам с ОВЗ и инвалидностью почувствовать свою успешность, показать обществу достижения в определенной профессиональной области.

Критерии оценки чемпионата

323

Таблица

Наименование модуля Задание Максимальный балл

1. Выполнить чертеж схемы Начертить схему 10

2. Электромонтаж Собрать схему управления 40

3. Поиск неисправности Найти неисправность в схеме 20

4. Программирование Написать программу 10

5. Электроизмерения Выполнить электроизмерения 20

Итого 100

Рис. 1. Принципиальная электрическая схема чемпионата

Рис. 2. Монтажная схема оборудования чемпионата

Изложение основного материала исследования. В результате участия в чемпионате у обучающихся повышаются самооценка, интерес к профессии и выбранному делу, а также уровень социализации и адаптации к самостоятельной жизни. Процесс актуализации методических указаний включает в себя несколько основных этапов:

1. Анализ особенностей и потребностей обучающихся с ОВЗ. На данном этапе проводится исследование, целью которого является определение специфики обучения студентов с ограниченными возможностями здоровья: анализ имеющихся ресурсов, определение категорий ОВЗ, а также выявление типичных трудностей, с которыми

сталкиваются обучающиеся [5, с. 49].

2. Разработка и внедрение новых методических подходов. На основе проведенного анализа формируются новые подходы к организации дистанционного обучения, способствующие эффективному усвоению материала студентами с ОВЗ [6, с. 101] : различные методы интерактивного обучения, использование специализированных компьютерных программ и приложений, применение разнообразных форм обратной связи и т. д.

3. Создание и обновление специализированных учебных материалов. Важным элементом актуализации методических указаний являются разработка и обновление учебных материалов с учетом специфики обучения студентов с ОВЗ. В частности, создание адаптированных тестов, заданий, презентаций и других видов учебных материалов, которые помогут студентам с ОВЗ эффективно усваивать учебный материал [7].

4. Организация обучения преподавателей, что позволит им освоить новые методические подходы и научиться применять их на практике в процессе дистанционного обучения [8, с. 71]. Это поможет преподавателям более эффективно взаимодействовать со студентами с ОВЗ и обеспечить им качественное образование.

5. Оценка эффективности актуализированных методических указаний. После внедрения актуализированных указаний необходимо проводить регулярную оценку их эффективности [9, с. 36]. Это позволит определить, насколько успешно студенты с ОВЗ усваивают учебный материал и какие дополнительные меры необходимо предпринять для повышения качества дистанционного обучения.

Таким образом, актуализация методических указаний для организации дистанционного обучения с учетом особенностей ОВЗ является важным и необходимым шагом, позволяющим обеспечить качественное образование всех студентов, независимо от их индивидуальных потребностей и возможностей [10, с. 49].

Результаты исследования. Внедрение демонстрационного экзамена и чемпи-онатного движения «Абилимпикс» может привести к значительным результатам для лиц с ОВЗ с инвалидностью. Они могут получить практический опыт работы, развить свои навыки и умения, а также получить признание своих достижений.

Кроме того, внедрение демонстрационного экзамена и чемпионатного движения «Абилимпикс» может способствовать созданию более инклюзивного общества, где лица с ОВЗ и инвалидностью будут иметь равные возможности для развития и карь-

ерного роста [11].

Внедрение практико-ориентированного обучения позволит решить ряд задач:

- развитие системы профессиональной ориентации путем организации и проведения конкурсов профессионального мастерства для лиц с ограниченными возможностями;

- повышение информированности общества о существующих профессиях и специальностях, доступных для людей с различными формами инвалидности, с целью содействия их трудоустройству и саморазвитию;

- формирование положительного отношения к получению профессионального образования и трудоустройству у людей с ограниченными возможностями [13];

- создание условий для развития профессионального мастерства и карьерного роста студентов с ограниченными возможностями в системе среднего профессионального и высшего образования [13, с. 14];

- поощрение выпускников и специалистов с ограниченными возможностями здоровья к непрерывному профессиональному развитию и личностному совершенствованию;

- внедрение принципов инклюзивно-сти в профессиональное образование через привлечение волонтеров к организации конкурсов профессионального мастерства «Абилимпикс» для людей с ограниченными возможностями здоровья;

- содействие формированию у преподавателей образовательных организаций общего, среднего профессионального и высшего образования готовности к обучению и работе с учащимися с ограниченными возможностями через участие в конкурсе «Абилимпикс»;

- оказание помощи в трудоустройстве выпускников и молодых специалистов с ограниченными возможностями, а также стимулирование их к дальнейшему развитию профессионального мастерства [14, с. 87].

Этапы внедрения. Подготовка к конкурсу «Абилимпикс» по компетенции «Электромонтаж» велась под руководством опытных преподавателей Тюменского колледжа производственных и социальных технологий, которые сделали акцент на четырех основных направлениях: электромонтажные работы, поиск и устранение неисправностей, программирование и составление схем.

Тренировочный процесс был организован в индивидуальном и групповом форматах, учитывающих специфику различных нозологий, таких как ДЦП и нарушения опорно-двигательного аппарата. В рамках подготовки участники смогли освоить все аспекты профессии электромонтажника, научились работать с инструментами и обо-

рудованием, а также получили навыки решения сложных задач в своей сфере деятельности [15, с. 27].

В качестве оборудования для проведения конкурса на базе Тюменского колледжа производственных и социальных технологий города Тюмени были использованы современные инструменты и приспособления,

позволяющие участникам чувствовать себя комфортно и уверенно на рабочем месте. В их числе - аккумуляторные отвертки, автоматические устройства для зачистки проводов, мебель с регулируемой высотой и возможностью передвижения по рабочему пространству.

Рис. 3. Подготовка к модулю поиск неисправности

Рис. 4. Подготовка к модулю программирование

Рис. 5. Подготовка к модулю чертеж схемы

Рис. 6. Подготовка к модулю электромонтаж

Региональный этап чемпионата «Аби-лимпикс» по компетенции «Электромонтаж» в Тюменской области прошел на базе мастерских Тюменского колледжа производственных и социальных технологий. В ходе подготовки участники отрабатывали навыки поиска и устранения неисправностей, составления электрических схем, выполнения электромонтажных работ и программирования. В результате интенсивной подготовки участники заняли призовые места и прошли на следующий этап отборочных соревнований регионального чемпионата.

Вывод исследования. Внедрение

демонстрационных экзаменов и чемпио-натного движения «Абилимпикс» может стать важным шагом в развитии практико-ориентированного обучения лиц с ОВЗ и инвалидностью и способствовать их успешной интеграции в современное общество. Однако для достижения этих целей необходимо продолжать работу по совершенствованию образовательных программ, созданию условий для трудоустройства выпускников с ОВЗ и инвалидностью, развитию их партнерских связей между образовательными учреждениями, работодателями и общественными организациями.

ЛИТЕРАТУРА

1. Асмолов, А. Г. Избыточная конкретизация. Нельзя превращать стандарт в корсет / А. Г. Асмо-лов. - Текст : непосредственный // Образовательная политика. - 2019. - № 1-2. - С. 22.

2. Белявский, Б. Два конкурса, два разных подхода / Б. Белявский. - Текст : непосредственный // Воспитание и обучение с нарушениями развития. - 2019. - № 1. - С. 3-4.

3. Богинская, Ю. В. Образовательная интеграция студентов с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья / Ю. В. Богинская. - Текст : непосредственный // Инновационная наука. - 2016. -№ 7-8. - С. 117-120.

4. Денисова, О. А. Лучшие практики инклюзивного высшего образования в вузах Северо-Западного федерального округа / О. А. Денисова, О. Л. Леханова. - Текст : непосредственный // Вестник Череповецкого государственного университета. - 2018. - № 6. - С. 156-168.

5. Иванов, С. А. Всероссийское общество глухих в движении «Абилимпикс» / С. А. Иванов, Д. Ю. Алексеевских. - Текст : непосредственный // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2018. - № 2. - С. 47-52.

6. Исследование мировых тенденций в сфере инклюзивного профессионального образования и трудоустройства людей с инвалидностью - влияние глобальных вызовов (пандемии) на рынок труда : монография / А. А. Бикбулатова, А. В. Барсукова, Е. А. Баскакова [и др.] ; под редакцией А. А. Бикбулатовой. -М. : МГУПП, 2021. - 152 с. - Текст : непосредственный.

7. Кравцов, С. С. Концепция движения «Абилимпикс» в Российской федерации на 2023-2030 годы / С. С. Крацов. - Текст : электронный // Официальный сайт Национального центра «Абилимпикс» : [сайт]. - URL: https://abilympics-russia.ru/ (дата обращения: 11.01.2024).

8. Проблемы и перспективы профессионального образования и трудоустройства лиц с ОВЗ : материалы конференции. - Воронеж : Мичуринский ГАУ, 2018. - 75 с. - Текст : непосредственный.

9. Психолого-педагогические основы инклюзивного образования : коллективная монография / отв. ред. С. В. Алехина. - М. : МГППУ ; ООО «Буки Веди», 2013. - 334 с. - Текст : непосредственный.

10. Тимохина, Т. В. Перспективы развития тьюторской деятельности в системе подготовки студентов образовательных организаций к участию в конкурсах профессионального мастерства / Т. В. Тимохина, И. В. Енова, М. А. Горшкова. - Текст : непосредственный // Перспективы науки и образования. - 2018. -№ 6 (36). - С. 48-55.

11. Тьюторское сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования / И. В. Карпенкова, Е. В. Самсонова, С. В. Алехина [и др.]. - М. : МГППУ, 2017. -174 с. - Текст : непосредственный.

12. Тютюева, И. А. Аналитический подход к задачам движения «Абилимпикс» / И. А. Тютюева, Т. Н. Филютина, Н. В. Скоробогатова. - Текст : непосредственный // Современная наука. Актуальные проблемы теории и практики. Серия «Гуманитарные науки». - 2018. - № 12-2. - С. 99-102.

13. Тютюева, И. А. Уровневая классификация задач движения «Абилимпикс» и подготовка студентов-инвалидов и с ОВЗ к участию в чемпионатах / И. А. Тютюева, Т. Н. Филютина. - Текст : непосредственный // Современное педагогическое образование. - 2019. - № 9. - С. 13-18.

14. Чижикова, Е. О. Государственная политика в сфере проведения конкурсов профессионального мастерства / Е. О. Чижикова. - Текст : непосредственный // Коррекционная педагогика: теория и практика. - 2018. - № 3 (77). - С. 86-89.

15. Шостырь, М. Н. Абилимпикс - территория равных возможностей / М. Н. Шостырь. - Текст : непосредственный // Профессиональное образование. - 2016. - № 12. - С. 27-28.

REFERENCES

1. Asmolov, A. G. (2019). Izbytochnaya konkretizatsiya. Nel'zya prevrashchat' standart v korset [Excessive Concretization. It is Impossible to Turn a Standard into a Corset]. In Obrazovatel'nayapolitika. No. 1-2, p. 22.

2. Belyavsky, B. (2019). Dva konkursa, dva raznykh podkhoda [Two Contests, Two Different Approaches]. In Vospitanie i obuchenie s narusheniyami razvitiya. No. 1, pp. 3-4.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Boginskaya, Yu. V. (2016). Obrazovatel'naya integratsiya studentov s invalidnost'yu i ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya [Educational Integration of Students with Disabilities]. In Innovatsionnaya nauka. No. 7-8, pp. 117-120.

4. Denisova, O. A., Lekhanova, O. L. (2018). Luchshie praktiki inklyuzivnogo vysshego obrazovaniya v vuzakh Severo-Zapadnogo federal'nogo okruga [Best Practices of Inclusive Higher Education in Universities of the Northwestern Federal District]. In Vestnik Cherepovetskogo gosudarstvennogo universiteta. No. 6, pp. 156-168.

5. Ivanov, S. A., Alekseevskikh, D. Yu. (2018). Vserossiiskoe obshchestvo glukhikh v dvizhenii «Abilimpiks» [All-Russian Society of the Deaf in the Abilimpics Movement]. In Vospitanie i obuchenie detei s narusheniyami razvitiya. No. 2, pp. 47-52.

6. Bikbulatova, A. A., Barsukova, A. V., Baskakova, E. A. et al. (2021). Issledovanie mirovykh tendentsii v sfere inklyuzivnogo professional'nogo obrazovaniya i trudoustroistva lyudei s invalidnost'yu — vliyanie global'nykh vyzovov (pandemii) na rynok truda [Research of Global Trends in the Field of Inclusive Vocational Education and Employment of People with Disabilities - the Impact of Global Challenges (Pandemics) on the Labor Market]. Moscow, MGUPP. 152 p

7. Kravtsov, S. S. Kontseptsiya dvizheniya «Abilimpiks» v Rossiiskoi federatsii na 2023-2030 gody [The Concept of the Abilimpics Movement in the Russian Federation for 2023-2030]. In Ofitsial'nyi sait Natsional'nogo tsentra «Abilimpiks». URL: https://abilympics-russia.ru/ (mode of access: 11.01.2024).

8. Problemy i perspektivy professional'nogo obrazovaniya i trudoustroistva lits s OVZ [Problems and Prospects of Vocational Education and Employment of Persons with Disabilities]. Voronezh, Michurinskii GAU. 75 p.

9. Alekhina, S. V. (2013). Psikhologo-pedagogicheskie osnovy inklyuzivnogo obrazovaniya [Psychological and Pedagogical Foundations of Inclusive Education]. Moscow, MGPPU, OOO «Buki Vedi». 334 p.

10. Timokhina, T. V., Enova, I. V., Gorshkova, M. A. (2018). Perspektivy razvitiya t'yutorskoi deyatel'nosti v sisteme podgotovki studentov obrazovatel'nykh organizatsii k uchastiyu v konkursakh professional'nogo master-stva [Prospects for the Development of Tutoring Activities in the System of Training Students of Educational Organizations to Participate in Professional Skill Competitions]. In Perspektivy nauki i obrazovaniya. No. 6 (36), pp. 48-55.

11. Karpenkova, I. V., Samsonova, E. V., Alekhina, S. V. et al. (2017). Tyutorskoe soprovozhdenie detei s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya v usloviyakh inklyuzivnogo obrazovaniya [Tutor Support for Children with Disabilities in Inclusive Education]. Moscow, MGPPU. 174 p.

12. Tyutyueva, I. A., Filyutina, T. N., Skorobogatova, N. V. (2018). Analiticheskii podkhod k zadacham dvizheniya «Abilimpiks» [Analytical Approach to the Tasks of the Abilimpics Movement]. In Sovremennaya nauka. Aktual'nyeproblemy teorii ipraktiki. Seriya «Gumanitarnye nauki». No. 12-2, pp. 99-102.

13. Tyutyueva, I. A., Filyutina, T. N. (2019). Urovnevaya klassifikatsiya zadach dvizheniya «Abilimpiks» i podgotovka studentov-invalidov i s OVZ k uchastiyu v chempionatakh [Level Classification of Tasks of the Abilimpics Movement and Preparation of Students with Disabilities to Participate in Championships]. In Sov-remennoe pedagogicheskoe obrazovanie. No. 9, pp. 13-18.

14. Chizhikova, E. O. (2018). Gosudarstvennaya politika v sfere provedeniya konkursov professional'nogo masterstva [State Policy in the Field of Professional Skill Competitions]. In Korrektsionnayapedagogika: teoriya i praktika. No. 3 (77), pp. 86-89.

15. Shostyr, M. N. (2016). Abilimpiks - territoriya ravnykh vozmozhnostei [Abilimpics is the Territory of Equal Opportunities]. In Professional'noe obrazovanie. No. 12, pp. 27-28.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.