Внедрение автоматизированной балльно-рейтинговой системы в профессиональную
подготовку учителей физической культуры
The introduction of an automated rating system in the professional training of physical
education teachers
Колегова Анастасия Сергеевна
Студент 5 курса
Факультет Педагогического и художественного образования Глазовский государственный педагогический институт
Глазов, ул. Первомайская, 25 e-mail: [email protected]
Kolegova Anastasia Sergeevna
Student 5 term
Faculty of Pedagogical and artistic education Glazov State Pedagogical Institute Glazov, st. Pervomayskaya, 25 e-mail: [email protected]
Аннотация.
Актуальной проблемой общей педагогики становится реализация образовательно-воспитательного процесса студентов с использованием балльно-рейтинговых систем. Наш научный интерес заключается в создании автоматизированной балльно-рейтинговой системы, а также научной апробации профессиональной подготовки студентов - будущих учителей физической культуры с использованием балльно-рейтинговых технологий. В исследовании разработана авторская методика, основанная на поэтапном, системном внедрении балльно-рейтинговой системы в учебный процесс вуза на предмете «Теория и методика обучения физической культуре» и разработке специальных файлов в формате Exel для совершенствования физической культуры студентов. На основе анализа данных предварительного и контрольного анализов динамики по мотивационному, деятельностному и когнитивному компонентам выявлено, что в экспериментальных группах, где применялась авторская методика, по сравнению с контрольными улучшены все показатели
Annotation.
An actual problem of general pedagogy is the implementation of the educational process of students using ratingrating systems. Our scientific interest consists in the creation of an automated score-rating system, as well as the scientific approbation of the professional training of students-future physical education teachers using rating-rating technologies. The author's methodology based on the step-by-step systemic introduction of the score-rating system in the educational process of the university on the subject "Theory and methodology of teaching physical culture" and the development of special files in the Exel format for improving the physical culture of students is developed in the study. Based on the analysis of the preliminary and control analysis of the dynamics of the motivational, activity and cognitive components, it was revealed that in all the experimental groups, where the author's technique was applied, compared to the control ones, all the indicators were improved
Ключевые слова: балльно-рейтинговая система, автоматизация, профессиональная подготовка, физическая культура.
Key words: rating-rating system, automation, vocational training, physical culture.
Актуальной проблемой профессионального образования становится реализация подготовки студентов с
использованием балльно-рейтинговых систем. Наш научный интерес заключается в создании автоматизированной балльно-рейтинговой системы, а также научной апробации профессиональной подготовки студентов в условиях введения новых ФГОС.
Цель исследования - выявить и доказать эффективность внедрения автоматизированной балльно-рейтинговой системы в профессиональную подготовку студентов (на примере учителей физической культуры).
Методы исследования: теоретический анализ, изучение и обобщение опыта в области физкультурного образования, беседа, анкетирование; педагогический эксперимент; статистическая обработка.
Степень разработанности проблемы. В начале XXI века появляются работы, посвященные постановке и решению методических и научно-методических проблем совершенствования процесса физической культуры учащихся в условиях информатизации образования, в том числе балльно-рейтинговых технологий (Бальсевич В. К. [1], В.В. Зайцева [2], П.К. Петров, Р.С. Наговицын [6], М.М. Чубаров и др.). Информационная составляющая педагогических основ предусматривает массовое использование медиатехнологий, создание информационных систем, программ обучения [3;9], контроля и коррекции, в целом позволяющих эффективно осуществлять управление педагогическими процессами в сфере совершенствования физической культуры. Для этого необходимо включать в учебный процесс не просто новые технические средства, а новые образовательно -воспитательные технологии, включая мобильные, направленные на решение собственно образовательно-воспитательных задач [4;7]. Следует отметить, что несмотря на значительные потенциальные возможности современных балльно-рейтинговых технологий в процессе физической культуры они еще не нашли должного применения в формировании физической культуры учащихся [5].
В аспекте изучения феномена «балльно-рейтинговая система» следует отметить, что одним из возможных способов реализации этого требования выступает рейтинговая система контроля и оценки учебных достижений обучающихся, которую многие авторы рассматривают как мощный стимулятор повышения успеваемости обучающихся. Рейтинг - это оценка, харектиризующая количественные некие качественные понятия. В основном под понятием рейтинга заключается «накопленная оценка» или «оценка, учитывающая предысторию» [8]. Рейтинг (от англ. to rate -оценивать) относится к числу часто применяемых методик оценки. По мнению С. Л. Копотева, рейтинг (оценивание) - это характеристика специальных научных и научно-практических методик исследований и их процедур, в основе которых лежит оценка компетентных судей, определяющаяся по определенным характеристикам объекта, иного человека, а также самого себя [8].
Балльно-рейтинговая система рассматривается как форма и как метод с высоким организующим и мотивирующим потенциалом. Мониторинговые системы в сфере образования - это информационные системы, базирующиеся на современных ЭВМ и предназначенные для сбора, хранения и переработки информации: о состоянии учебного процесса в конкретном ОУ; о деятельности ОУ, группы ОУ в системе НПО, СПО, ВПО; о положении дел в сфере образования в масштабе района, города, области, республики, страны, группы стран (СНГ, по линии ЮНЕСКО и т. п.). База данных, хранящаяся и обрабатываемая в таких системах, используется для коррекции учебных технологий, для принятия управленческих решений на разных уровнях. Значительное функциональное назначение рейтинговой системы контроля и оценивания заключается в том, что она помогает рейтинговать обучающихся по уровню учебной успешности.
Рейтинг дает возможность поднять роль обучающегося в процессе обучения, направленном на получение высокого результата. Учащийся сам может распределять свои баллы, увеличивая свой рейтинг путем выполнения различных творческих заданий. В связи с этим в системе отсутствуют отличники, хорошисты и т. д., а мы имеем первого, десятого, сотого школьника в соответствии с уровнем достигнутой им учебной успешности, которая в итоге формируют его умения. В связи с наличием сегодня разнообразных модификаций системы
рейтинговой оценки определены и виды контроля: входной, текущий, промежуточный и итоговый контроль. Общий рейтинг по дисциплине формируется из всех рейтингов, заработанных за период обучения в расчете с имеющимися корректирующими коэффициентами.
Кроме видов контроля, рейтинг характеризутся как стартовый, технический, теоретический, творческий и синтезный. Целью стартового рейтинга является оценка уровня знаний обучающихся на начальном этапе обучения и остаточных знаний при переходе на другой уровень обучения. Второй отражает текущую успеваемость, определяемую по результатам выполнения контрольных работ, решения заданий-задач или тестов. Теоретический рейтинг формируется в ходе проведения занятий, проводимых в интерактивной форме - деловые игры, круглые столы, дискуссии и т.д., проводимых в ходе промежуточного контроля. Рейтинг творческого потенциала рассчитывается по участию обучающихся в различных мероприятиях [5].
Поэтому разработка, научное обоснование и применение рейтинговых систем оценивания является на сегоднешний день одним из основных направлений повышения качества образования. По совокупности рейтинг имеет широкий диапазон применения, начиная от определения рейтинга поступающего в вуз (абитуриента) до рейтинга однопрофильных вузов [7].
Использование балльно-рейтинговой системы позволяет, повысить учебную мотивацию обучающихся, а благодаря этому - повысить качество подготовки специалистов. Для этого применяются многообразные педагогические приемы, начиная от системы гарантированных оценок до системы бонусов, имеющихся в распоряжении преподавателя. Большим стимулирующим влиянием обладает фактор внутреннего удовлетворения, переживаемого студентом в условиях состязательности (соревнования) по набранным рейтинговым баллам. Необходимым условием его действенности является широкое информирование обучающихся о набранных ими баллах, сравнение с данными обучающихся других учебных групп и т.д. С этой целью формируются обобщенные рейтинговые листы (или хит-парады) обучающихся [10; 11].
Проанализировав опыт применения рейтинговых систем контроля и оценки в различных учебных заведениях, можно отметить в целом положительное влияние их на повышение эффективности качества учебного процесса, при этом анализ практического использования рейтинговых систем контроля и оценки указывает на то, что в большинстве учебных заведениях не используется системный подход к организации контрольных и оценочных процедур на разных этапах обучения с учетом поставленных целей.
Методика реализации автоматизированной балльно-рейтинговой системы. Авторская методика включает внедрение автоматизированной балльно-рейтинговой системы на учебном предмете «Теория и методика обучения физической культуре» и разработке специальных файлов в формате Exel для совершенствования физической культуры студентов. Авторская разработка базируется на еженедельном рейтинге результативности на занятии в аспекте теоретической и практической подготовки. Каждая пара заканчивается подведением онлайн итогов с помощью рейтинговых балльно-рейтинговых результатов. А именно, в заключительной части занятия студентам предоставляется сводная балльно-рейтинговая ведомость по группе, в которой обозначен индивидуальный рейтинг, заработанный на занятии по теоретической или практической подготовке в зависимости от занятия.
В течение 8-недельного цикла студенты получили 8 отчетов-рейтингов (3 по развитию физических качеств, 2 - по развитию гимнастических и игровых умений и 3 - по теоретическому циклу). В течение года были реализованы 2 цикла. Благодаря специально-разработанным файлам в формате Exel препадавателю физической культуры удавалось заполнять балльно-рейтинговую ведомость группы за 2-3 мин., что не сказывалось на моторную плотность занятия.
Практическая значимость авторской разработки заключается в специально запрограммированном файле
в формате Exel, с помощью которого при введении результата, автоматически воспроизводится текущий рейтинг обучающегося. Авторская разработка реализована в 2-х форматах: для тестов, когда наивысший результат -меньшее время или количество; для тестов, когда наивысший результат - большее время или количество. Диагностика уровня совершенствования профессиональной подготовки студентов Мотивационный компонент. Методика выбора группы мотиваций к занятиям физической культурой по Р.С.Наговицыну [7]. Деятельностный компонент. Диагностика по нормам физкультурно-спортивного комплекса «ГТО». Когнитивный компонент физической культуры студента. Диагностика операционного показателя на основе модифицированной системы уровней обученности Б. Блума [6]
Опытно-экспериментальная работа проводилось с 2014 по 2016 гг. на базе ФГБОУ ВО ГГПИ им. В.Г. Короленко», на факультете ПИХО. Участники: 97 студентов: экспериментальная группа 1, 3 курсы профиля «Физическая культура» (48 студентов - 2 академические группы) и контрольная группа 2, 4 курсы профиля «Физическая культура» (49 студентов - 2 академические группы) в независимости от пола. Для статисического сравнения нами был использован Х2. В профессиональной подготовке экспериментальной группы реализована авторская методика на основе балльно-рейтинговых технологий. У студентов контрольной группы физкультурное образование осуществлялось без применения балльно-рейтинговых технологий на учебной дисциплине «ТиМФК». Результаты исследования представлены в Таблице 1.
Таблица 1
Результаты диагностирования респондентов по компонентам в контексте предварительного и контрольного срезов
Компо-нент ФК Срез Количество респондентов Матем.- стат. анализ
Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень
ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ КГ Х2 Р
Мотивационный Предвар 14 13 21 24 13 12 2,14 > 0,05
Контр. 19 14 28 30 1 5 16,1 < 0,05
Деятельностный Предвар 4 5 16 13 28 31 3,16 > 0,05
Контр. 12 7 25 16 9 26 32,4 < 0,05
Когнитивный Предвар 4 6 23 23 21 20 1,18 > 0,05
Контр. 7 7 30 25 11 17 7,73 < 0,05
Выводы
Проанализировав опыт применения балльно-рейтинговых систем контроля и оценки в различных учебных заведениях, можно отметить в целом положительное влияние их на повышение эффективности качества учебного процесса, при этом анализ практического использования рейтинговых систем контроля и оценки указывает на то, что в большинстве учебных заведениях не используется системный подход к организации контрольных и оценочных процедур на разных этапах обучения с учетом поставленных целей, не упорядочена система использования различных видов контроля и оценки, не в полном объеме разработаны критерии количественной оценки знаний, не используются достижения квалиметрии, нет научно обоснованной методологии установления балльно-рейтингового балла.
Определен критериально-уровневый аппарат исследования, основанный на показателях, по следующим компонентам: мотивационный, деятельностный и когнитивный. Педагогический мониторинг совершенствования физкультурного образования студентов осуществлен с использованием комплекса диагностических методик, позволивших изучить ход и результаты покомпонентного и поэтапного развития физической культуры испытуемых и наблюдать положительную динамику.
В исследовании разработана авторская оригинальная методика, основанная на поэтапном, системном
15
внедрении балльно-рейтинговой системы в учебный процесс вуза и разработке специальных файлов в формате Exel для совершенствования физкультурного образования в условиях введения новых ФГОС. На основе анализа данных предварительного и контрольного анализов динамики по мотивационному, деятельностному и когнитивному компонентам выявлено, что в экспериментальных группах, где применялась авторская методика, по сравнению с контрольными улучшены все показатели.
Проведенное исследование носит завершенный характер, однако автор не претендует на исчерпывающую полноту разработки проблемы совершенствования физкультурного образования на основе балльно-рейтинговых технологий. Использование полученных в исследовании результатов позволит в дальнейшем адаптировать методику на основе реализации балльно-рейтинговых технологий в других типах образовательных учреждений.
Список используемой литературы:
1. Бальсевич В. К. Физическая культура для всех и каждого - М.:ФиС, 1988. - С.111-114.
2. Зайцева В. В. Методология индивидуального подхода в оздоровительной физической культуре на основе современных информационных технологий: автореф. дис. ... д-ра пед. наук - М., 1995.
- С.3-4.
3. Иванников А. Д. Получение знаний для совершенствования информационных образовательных ресурсов: монография - М.: Информика, 2008. - С.36-45
4. Куклев В. А. Методология мобильного обучения: монография - Ульяновск: УлГТУ, 2006. - С. 112-119.
5. Наговицын Р.С., Ипатов И.В. Теоретико-методологические основы формирования физической культуры личности студента // Вестник Казанского технологического университета. - 2013. - Т. 16. - № 15. - С. 244-249.
6. Наговицын Р.С., Ипатов И.В. Формирование инновационной физкультурно-оздоровительной компетентности будущих специалистов // Вестник Казанского технологического университета.
- 2012. - Т. 15. - № 20. - С. 227-228.
7. Наговицын Р. С. Концептуальные основы формирования физической культуры личности студента на основе мобильного обучения // Теория и практика физической культуры. - 2014. - № 10. - С. 11-14.
8. Рейтинг в учебном процессе вуза (опыт, проблемы, рекомендации) / Под общей ред. А.Н. Барсукова - М.:Экспресс, 1992. - С. 91-98.
9. Роберт И.В. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: учеб.-метод.пособ. - М.:Дрофа, 2008. - С.300-309.
10. Dijkstra E. W. A discipline of programming - N.Y.:Prentice-Hall, Incorporated, 1976. - P.23-29.
11. Sinelnikov O. A. Teaching and learning how to teach sport education: an ecological analysis, motivational climate and professional development:diss. of doctor of philosophy - Auburn, 2007. - P. 201-208.