Внедрение аварийно-спасательного комплекса на базе автомобиля ГАЗ-2705 и тактико-технического обеспечения к нему
Ю. Н. Сенчихин, канд. техн. наук, профессор,
С. В. Росоха, д-р техн. наук Национальный университет гражданской защиты Украины,
Украина, г. Харьков
А. И. Касьян, канд. техн. наук ГТУ МЧС Украины в Харьковской области,
Украина, г. Харьков
Теоретические и экспериментальные исследования, моделирование типовых экстремальных ситуаций с применением теории принятия решений позволили провести научное обоснование к созданию аварийно-спасательного комплекса (АСК) и его составляющих (мини комплексов АСК-1 и АСК-2). А также выявить граничные области применения этих средств малой механизации с учетом требований безопасности ведения аварийно-спасательных и ремонтно-восстановительных работ в зданиях и сооружениях при обрушениях конструкций. В результате проведенных исследований впервые были предложены тактико-технические условия применения АСК и его составляющих при выполнении аварийно-спасательных (АСР) и ремонтно-восстановительных работ (РВР) повышенной опасности.
При этом возникла необходимость в проверке и изучении полученных результатов исследований в штатном режиме использования всего комплекса и его составляющих в эксплуатационных условиях.
В результате выполненных исследований и обобщения результатов анализа проведения аварийно-спасательных работ был разработан и внедрен новый аварийно-спасательный комплекс АСК [1].
АСК предназначен для транспортировки личного состава и специального инженерного оборудования к месту локализации и ликвидации аварийной ситуации. Комплекс смонтирован на базе современного маневренного шасси автомобиля ГАЗ-2705. С точки зрения тактико-технических возможностей его использования, он был сконструирован с учетом оснащения его негабаритными средствами малой механизации.
Укрупненные данные об АСК:
> Шасси ГАЗ-2705;
> Мощность двигателя - 73,5 кВт (100 л. с.);
^ Скорость максимальная (при полной массе) - 115 км/час;
> Число мест боевого расчета (включая водителя) - 3 человека:
- проведение специальных АСР и РВР (разборка строительных и технологических конструкций, их монтаж и демонтаж, поднятие, кантование
и перемещение грузов при разборе завалов, ликвидация аварий, спасение на водах, локализация очагов возгорания и аварии);
- спасание людей с высот высотных знаний;
- тушение пожаров;
- выбор рациональных маршрутов движения к зоне ЧС и прибытие с минимальными потерями времени в пути следования;
- освещение места работ и координацию действий спасателей, в том числе и пожарных;
- оказание первой доврачебной помощи пострадавшим;
- быть задействованным в навигационной системе медицинской скорой помощи г. Харькова.
АСК обладает большей (более чем вдвое) удельной мощностью, чем уже упоминавшиеся пожарные машины типа АЦ-40, что позволяет добиться:
- ускоренного прибытия к месту ЧС, в том числе и на пожар, в сравнении с основным эшелоном;
- проведения оперативной разведки до прибытия основных сил и средств;
- своевременного сообщения о масштабах ЧС;
- локализации и ликвидации ЧС:
- спасания пострадавших и оказания им первой доврачебной помощи имеющимися автономными средствами (в 85 % случаев).
В комплекс включены (внедрены): бортовой персональный компьютер в составе всего АСК, тросовая лебедка и пневмоподушки аварийно-спасательные ПП/АСП) в составе мини комплекса АСК-1; в составе мини комплекса АСК-2 - линемет [2].
Разработанный и внедренный комплекс АСК имеет существенные отличия от известных в Украине и за рубежом, так называемых, автомобилей первой помощи и автомобилей быстрого реагирования. Его главным достоинством является комплексное его оснащение и применение мини комплексов и средств малой механизации, что существенно (до 35 %) сокращает время ведения аварийно-спасательных и ремонтно-восстановительных работ, позволяет эффективно его использовать при разборке зданий и сооружений, расчистки завалов, при восстановительных работах и др.
Библиографический список
1. Касьян А. И. Создание машин быстрого реагирования для работ в экстремальных условиях // Безпека жи"тдояльностг Матерiали 7-1 регю-нально! наук. — метод. конференци. - Харюв, - 2007. - С. 105-106.
2. Сенчихин Ю. Н., Касьян А. И., Голендер В. А. Специальные средства по обеспечению безопасного ведения работ в условиях обрушения строительных конструкций // Зб. наук. праць. Науковий вюник будiвницт-ва. - Харюв: ХДТУБА, ХОТВ АБУ, 2011. - Вип. 65. - С. 135-141.