Научная статья на тему 'ВНЕБЮДЖЕТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ'

ВНЕБЮДЖЕТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
593
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЮДЖЕТНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ПЛАТНЫЕ УСЛУГИ / ДОХОД / БЮДЖЕТНЫЙ УЧЕТ / НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ / BUDGETARY INSTITUTIONS / NON-PROFIT ORGANIZATIONS / PAID SERVICES / INCOME / BUDGET ACCOUNTING / REGULATORY DOCUMENTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Курбанаева Л.Х., Губайдуллина А.Ф.

В данной статье описывается различие коммерческих организаций от некоммерческого, точнее про бюджетные учреждения, которые имеют возможность получать доходы от платных услуг контролируемых законодательством Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXTRA-BUDGETARY ACTIVITIES OF BUDGETARY INSTITUTIONS

This article describes the difference between commercial organizations from non-profit, or rather about budgetary institutions that are able to receive income from paid services controlled by the legislation of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «ВНЕБЮДЖЕТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ»

БУХГАЛТЕРСКИЙ, УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ УЧЕТ И АУДИТ

ВНЕБЮДЖЕТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Курбанаева Л.Х.

канд. экон. наук, доценти кафедры финансов и налогообложения

Губайдуллина А. Ф.

студент 2 курса

магитсратуры по направлению «Финансы и кредит», БашГУ Башкирский государственный университет (Россия, Республика Башкортостан, г. Уфа)

EXTRA-BUDGETARY ACTIVITIES OF BUDGETARY INSTITUTIONS

Kurbanaev L.Kh.

Cand. econ. sciences, associate professor of the Department of Finance and Taxation

Gubaidullina A.F.

2nd year student

of the graduate school in Finance and Credit, BashSU Bashkir State University (Russia, Republic of Bashkortostan, Ufa)

Аннотация. В данной статье описывается различие коммерческих организаций от некоммерческого, точнее про бюджетные учреждения, которые имеют возможность получать доходы от платных услуг контролируемых законодательством Российской Федерации.

Abstract. This article describes the difference between commercial organizations from non-profit, or rather about budgetary institutions that are able to receive income from paid services controlled by the legislation of the Russian Federation.

Ключевые слова: бюджетные учреждения, некоммерческие организации, платные услуги, доход, бюджетный учет, нормативные документы

Keywords: budgetary institutions, non-profit organizations, paid services, income, budget accounting, regulatory documents

К критериям, которые определяют принадлежность организации к бюджетным учреждениям относят то, что они созданы для выполнения некоммерческих функций. Считается, что услуги бюджетных организаций должны выполняться по строго фиксированным расценкам или безвозмездно. Но бюджетные организации имеют право заниматься предпринимательской (внебюджетной) деятельностью.

Самостоятельную деятельность предприятия, которая направлена на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг называют предпринимательской деятельностью... [3]

Современная рыночная экономика заставляет бюджетные организации заниматься предпринимательской деятельностью. Без этого им трудно восполнить недостаток бюджетных средств на финансирование расходов, поэтому вынуждены искать иные источники поступления денежных средств. На сегодняшний день более 50% всех доходов бюджетных организаций составляет доход, полученный о предпринимательской деятельности. [3]

Таким образом, значимость предпринимательской деятельности бюджетных учреждений высока и возникла необходимость организации четкого механизма бухгалтерского и налогового учета этой деятельности.

Как показывает практика, разделять предпринимательскую и основную деятельность бюджетной организации довольно сложно. Юридические лица (организации) принято разделять на две группы: коммерческие и некоммерческие организации [2]. Основной целью некоммерческих организаций не является извлечение прибыли. Так же они полученную прибыль не распределяют между участниками. К некоммерческим организациям относят бюджетные учреждения.

Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь тогда, когда это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям. [2] Так, например, медицинские учреждения могут осуществлять платные услуги только в области медицины, а образовательные учреждения только в сфере образования. То есть, платные услуги, оказываемые бюджетными учреждениями, должны являться основным видом их деятельности.

Поэтому, четкого определения, предпринимательской деятельности бюджетного учреждения не существует. Налогом облагается выручка от реализации или доход, а не предпринимательская деятельность. Льготы при налогообложении предоставляются для каждого конкретного вида операций или

вида поступлений. Хотя часть местных законов о налогообложении применительно к льготам опирается на понятие характера деятельности бюджетных организаций. [4]

Как же определить к предпринимательской или основному виду деятельности относится та или иная деятельность организации? Существуют несколько критериев.

К основной деятельности относятся [4]:

- услуги, определенные для данного учреждения законом или иным нормативным правовым актом;

- цены на услуги устанавливаются или регулируются вышестоящей организацией или органом власти;

- оказываемые услуги являются социально значимыми;

- доходы от оказания услуг направляются на цели, определенные законом, иными нормативными правовыми актами или уставом учреждения;

- деятельность по оказанию услуг осуществляется только на основании сметы.

Доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных налоговым законодательством, являются неналоговыми доходами соответствующих бюджетов. Их учет ведется в смете доходов и расходов бюджетного учреждения так же отражаются в доходах соответствующего бюджета как доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или как доходы от оказания платных услуг.

Таким образом, уплачивать налог на предпринимательскую деятельность бюджетные учреждения обязаны.

Механизм расходования средств бюджетных учреждений от предпринимательской деятельности определяются самостоятельно законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления на соответствующем уровне бюджетной системы Российской Федерации. [5]

Не смотря на то, что нормативные законы, которые регулируют порядок отражения в бюджетном учете операций, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности постоянно совершенствуется, имеет еще недостатки.

Основной проблемой учета платных услуг является противоречивость действующего законодательства Российской Федерации. Доходы полученные от предпринимательской деятельности бюджетных организаций к налоговым доходам не относятся, но только после уплаты начисленных на них в соответствии с действующим налоговым законодательством Российской Федерации сумм налогов и сборов [5].

Бюджетные организации используют в своей деятельности только лицевые счета, которые в свою очередь открыты финансовыми органами, уполномоченные осуществлять кассовое обслуживание и исполнение бюджета. Доходы от предпринимательской деятельности поступают на счет доходов бюджета и расходуются только на основании принятых лимитов бюджетных обязательств [5].

Таким образом, бюджетные учреждения могут вести коммерческую деятельность на основании соответствующего законодательства РФ.

Библиографический список

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 04.11.2019, с изм. от 12.11.2019) http://www.consultant.ru

2. Яшин С.Н., Яшина Н.И. Некоторые аспекты анализа бюджетного потенциала муниципального образования. // Экономический анализ: теория и практика, 2018., № 1.

3. Воронин А.А. О механизме финансирования платного сектора образовательных услуг // Финансы. 2018. №12., с.25-34.

4. Бюджетная система России: Учебник для ВУЗов /под ред. Проф. Г.Б. Поляка. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014 г.

5. Борисов А.Н. «Особенности правового положения бюджетных учреждений». - М., ЗАО Юстицинформ, 2018.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.