ВНЕАУДИТОРНЫЕ ЗАНЯТИЯ -«ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО»
КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ-ПЕДАГОГОВ
В. В. Абдуазизова
В статье приведен план внеаудиторных занятий подготовки будущих инженеров-педагогов к педагогическому творчеству и реализация его на практике. Профессионально-личностное совершенствование нацелено на подготовку будущих инженеров-педагогов к творческой деятельности и проявлению личного педагогического креатива в обучении и воспитании молодых специалистов.
This article provides a plan of extracurricular training of future engineers-teachers on teaching creativity and its implementation in practice. Professional and personal development is aimed at the training of future engineers-teachers for their creative activities and expression of personal pedagogical creativity in training and educating of young specialists.
Ключевые слова: профессионально-личностное совершенствование,
инженер-педагог, внеаудиторная подготовка, педагогическое творчество.
Key words: professional and personal development, engineer-teacher,
extracurricular training, pedagogical creativity.
Непрерывная профессиональная подготовка является составной частью системы педагогической подготовки преподавателя. Профессиональная подготовка дает возможность повысить уровень педагогической культуры, способствует оптимизации решения задач обучения, воспитания и развития обучаемых. Профессионально-личностное совершенствование педагога - это совершенствование, улучшение, углубленное изучение профессиональных знаний, приобретение навыков и умений, развитие способностей и профессионально-личностных качеств. Для будущего инженера-педагога необходимо совершенствование теоретических знаний по общей и инженерной педагогике, психологии, методике, дидактике, теории и практике общепрофессиональных дисциплин с активным использованием личностных качеств и способностей.
Профессионально-личностное совершенствование будущих инжене-ров-педагогов в процессе внеаудиторной подготовки к педагогическому творчеству включает в себя: (а) все более глубокое осознание и убеждение в профессионально-личностной значимости, необходимости и потребности в творческо-педагогической подготовке; (б) совершенствование профессиональных знаний по будущей профессии «инженер-педагог», качеств и способностей личности, составляющих основу данной педагогической деятельности; (в) профессиональная теоретическая и практическая подготовленность к успешной будущей творческо-педагогической работе инженера-педагога; (г) профессиональное совершенствование творческо-педагогических знаний, навыков, умений и способностей, необходимых в педагогической деятельности; (д) повышение профессионально-педагогического уровня: общего и специально-
образовательного, предметного; (е) совершенствование способности использо-
347
вания теоретических педагогических знаний в практико-педагогической деятельности; (ж) совершенствование творческо-педагогического облика в коммуникативно-педагогической деятельности на разных уровнях общения (делового, учебного, внеучебного и др.). Таким образом, параметры профессионально-личностного совершенствования соотносятся с основными критериями подготовки инженеров-педагогов к педагогическому творчеству.
В профессионально-педагогическом совершенствовании большую роль играют умения и способности вербального и невербального общения (что, когда, как, с какой целью говорить, как, когда и почему использовать эмоционально-знаковые средства общения и «язык тела»). Усвоив эти правила, инженеры-педагоги смогут вступить в контакт с воспитанниками, предупреждать возникновение конфликта, помогать им проявить себя, свои интересы и чувства. Тем самым совершенствуется способность извлекать из педагогического общения максимум педагогического эффекта. На внеаудиторных занятиях по курсу «Педагогическое творчество» (на основе интегрированной программы, включающей психолого-педагогические дисциплины при доминанте предмета «Образовательные технологии») создаются условия (психологические, педагогические, технологические, методические) для эффективной подготовки будущих инженеров-педагогов; открываются широкие возможности для творческого использования материалов народнопедагогического, историко-культурного, национально-традиционного наследия, активизации практико-творческой подготовки педагогических кадров.
Во внеаудиторных занятиях учитывается их специфика, особенности и возможности для углубленного изучения предмета, связи теории с практикой. Тематика плана внеаудиторных занятий «Педагогическое творчество» включает в себя: (а) введение, раскрывающее основы государственной образовательной политики в области подготовки педагогических кадров, суть педагогического творчества, отражение творческой личности в народной педагогике, взгляды мыслителей Востока об общении, личностных свойствах наставника-воспитателя (Фараби, Ибн Сина, Навои и др.), цель, задачи, содержание и особенности занятий по педагогическому творчеству; (б) педагогическое творчество инженера-педагога в учебно-воспитательном процессе, в педагогических технологиях, использовании методов, в методике преподавания; (в) педагогическое общение на творческом уровне: основы, системный подход, технология, техника, средства и условия профессиональнопедагогического общения (вербального, невербального); (г) приобретение опыта и практика педагогического творчества, профессионально-
коммуникативное общение будущих инженеров-педагогов: тренинговые и репетиционные занятия, практикумы; (д) самоизучение, самооценка и самосовершенствование педагогического коммуникативно-педагогического творчества
(общения); (е) педагогическое творчество, профессионально-творческое общение как фактор профессионального и личностного совершенствования, их роль в управлении учебно-воспитательным процессом; (ж) консультационные занятия;
(з) зачетно-творческие творческо-педагогические, в том числе, социальнокоммуникативные мероприятия; (и) заключительное занятие: подведение итогов, рекомендации, наставления будущим инженерам-педагогам.
348
Управляемое профессионально-личностное совершенствование происходит в основном на внеаудиторных тренинговых занятиях, посвященных общению вообще и профессионально-педагогическому общению в частности, в том числе и в процессе работы над интеллектуально-творческой «продукцией», в конкретно-целевой работе над профессионально-личностным совершенствованием. Будущие инженеры-педагоги проявляют интерес к различным аспектам педагогического творчества - философии, психологии, педагогики, дидактики. На внеаудиторных занятиях студенты интересуются творчеством как процессом человеческой деятельности, создающим новые материальные и духовные ценности. Наблюдается потребность в более широком познании понятия «творчество» как высшей формы мышления. Будущие инженеры-педагоги обращаются к личности педагога, его качествам и способностям, обусловливающим его творчество. В работах студентов даются ответы на вопросы: «Какие качества делают педагога творческой личностью?» и «Какие способности творческому педагогу надо совершенствовать?». К их числу относят интерес, увлеченность, любовь к своей профессии, избранной специализации, наличие глубоких знаний, эрудицию, общую культуру, педагогическую интуицию, интеллект, нравственность, профессиональное владение разнообразными методами обучения и воспитания.
Таким образом, в процессе подготовки будущих инженеров-педагогов к педагогическому творчеству происходило активное, достаточно полноценное профессионально-личностное совершенствование.
Список литературы
1. Азизходжаева Н. Н. Педагогические технологии и педагогическое мастерство. - Ташкент: ТГПУ, 2003. - 198 с.
2. Буланова-Топоркова М. В., Столяренко Л. Д. Педагогика и психология высшей школы: учеб. пособие. - Ростов н/Д.: Феникс, 2002. - 544 с.
3. Кан-Калик В. А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. - М., 1990. - 249 с.
349