ПЕДАГОГИКА И ОБРАЗОВАНИЕ
УДК 616.314-089.23:378.147.88 (045) Оригинальная статья
ВНЕАУДИТОРНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ СГМУ ПО ДИСЦИПЛИНЕ«СГОМАТОЛОГИЯ ОРТОПЕДИЧЕСКАЯ»
С. Н. Сальникова — ГБОУ ВПО «Саратовский ГМУ им. В. И. Разумовского» Минздрава России, ассистент кафедры стоматологии ортопедической, кандидат медицинских наук; А. А. Бизяев — ГБОУ ВПО «Саратовский ГМУ им. В. И. Разумовского» Минздрава России, ассистент кафедры стоматологии ортопедической, кандидат медицинских наук; В. В. Кон-нов — ГБОУ ВПО «Саратовский ГМУ им. В. И. Разумовского» Минздрава России, заведующий кафедрой стоматологии ортопедической, доцент, доктор медицинских наук.
EXTRA-CURRICULAR INDEPENDENT WОRK ОF STUDENTS AT THE DEPАRTMENT ОF ОRTHОPEDIС DENTISTRY AT SARATOV STATE MEDICAL UNIVERSITY
S. N. Sаlnikоvа — Sаrаtоv Stаte Mediсаl University n.a.V.I. Rаzumоvsky Depаrtment оf Оrthоpediс Dentistry, Аssistаnt, Candidate of Medical Science; А.А. Bizy^ev — Sаrаtоv Stаte Mediсаl University n.a. V. I. Rаzumоvsky Depаrtment оf Оrthоpediс Dentistry, Assistant, Candidate of Medical Science; V. V. Kоnnоv — Sаrаtоv Stаte Med^l University n.a. V. I. Rаzumоvsky Heаd оf Depаrtment оf Оrthоpediс Dentistry, Аssistant Prоfessоr, Dосtоr оf Mediсаl Sсienсe.
Дата поступления — 22.10.2014 г. Дата принятия в печать — 28.11.2014 г.
Сальникова С. Н., Бизяев А.А., Коннов В.В. Внеаудиторная самостоятельная работа студентов СГМУ по дисциплине «Стоматология ортопедическая». Саратовский научно-медицинский журнал 2014; 10 (4): 694-696.
Цель: оценить выполнение внеаудиторной работы студентами стоматологического факультета по дисциплине «Стоматология ортопедическая». Материал и методы. С учетом требований Основной образовательной программы высшего профессионального образования (ООП ВПО) создан опросный лист, включающий различные виды внеаудиторной самостоятельной работы студентов (СРС) и отражающий отношение и объем выполнения этой работы студентами на разных курсах по дисциплине «Стоматология ортопедическая». Результаты. Исследование показало, что 97% студентов предпочитают выполнять СРС в форме презентации; работа с порталом СГМУ привлекает 98%, в любой форме — 10%. Заключение. Активное привлечение студентов к внеаудиторной самостоятельной работе позволит подготовить специалистов более высокого уровня и обеспечит лучшую профессиональную адаптацию выпускников, а также закрепление их на будущих рабочих местах.
Ключевые слова: внеаудиторная самостоятельная работа студента, мотивация, активность, эффективность образования.
Sаlnikоvа SN, Bizyаev АА, Kоnnоv VV. Extra-curricular independent wоrk оf students at the Depsrtment оf Оrthоpediс Dentistry at Saratov State Medical University. Saratov Journal of Medical Scientific Research 2014; 10 (4): 694-696.
О^'в^в: to determine the тр1ете^а^оп оf ех^а-ситсШаг wоrk by students оf the Fасulty оf Dentistry in the disdpline of Prosthe^ Dentistry. Mаteriаl аnd Methcids. Оп the bаsis оf the PLО wаs сreаted VPО questiоnnаire induding vаriоus kinds оf students' independent wоrk, аnd refleds the аttitude аnd the vоlume оf this wоrk by students in vаriоus curses in the disdpline оf prosthe^ dentistry. Results. The study shоwed th^t 97% оf students wоuld prefer to use the СDS in the form оf а presentаtiоn, о^!^ — 98%, in аny form — 10%. Сcnсlusicn. Adive ^оК^тю^ оf students in extrа-сurriсulаr wоrk independently will prepаre speсiаlists оf higher level аnd prolate the best prоfessiоnаl аdаptаtiоn оf grаduаtes аnd retаin them for the future practice.
Key wcrds: students' independent wQrk, шо^юп, s^lvity, effiсienсy Qf ed^fon.
Введение. Быстрое развитие рыночных отношений в современном обществе привело к тому, что значительно повысились требования к уровню и качеству подготовки специалистов всех профессий. Современный человек в своей деятельности должен обладать массой профессиональных качеств,
Ответственный автор — Сальникова Светлана Николаевна
Тел.: +79172157718
E-таН: sаlшkоvа130378@yа.ru
позволяющих ему быть конкурентоспособным среди своих коллег Поэтому в системе высшего профессионального медицинского образования ставится задача не просто обучить студента медицинского вуза теории и практике, а научить учиться и совершенствовать свои знания и практические умения на протяжении всей жизни, при этом постоянно подтверждать свою квалификацию. Решение данной задачи возможно посредством совершенствования внеаудиторной самостоятельной работы студента.
PEDAGOGICS AND EDUCATION
695
Результат учебной деятельности зависит от уровня самостоятельной подготовки обучающегося к каждому практическому и теоретическому занятию, который определяется личными усилиями подготовкой и желанием к самообразованию. Каждый студент для себя планирует время своей работы, затрачиваемого на овладение теоретическими и практическими навыками по каждой дисциплине. Он выполняет внеаудиторную работу индивидуально или с товарищами, в зависимости от подготовки, располагаемого времени и каких-либо других условий.
Самостоятельная работа студента является одной из составляющих учебного процесса, в ходе которой происходит формирование навыков, умений и знаний, и в дальнейшем обеспечивает усвоение студентом приемов познавательной деятельности, повышение интереса к творческой работе и в конечном итоге формирует способность решать учебные и научные задачи [1]. Самостоятельная работа студентов сожействует формированию у обучающегося способности к саморазвитию, творческому применению полученных навыков, усвоению способов адаптации к профессиональной деятельности в современном мире [2].
По мнению В. И. Андреева, приоритетом современного образования является обучение, ориентированное на саморазвитие личности. Он же отмечает: «Только такое образование можно считать образованием гарантированного качества, которое переходит в самообразование. При этом обучение переходит в самообучение, воспитание — в самовоспитание, а личность из состояния развития — в состояние творческого саморазвития» [3].
Внеаудиторная самостоятельная работа студентов — планируемая работа обучающихся по освоению общекультурных и профессиональных компетенций, выполняемая во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия [4].
В соответствии с учебным планом по направлению подготовки 06.02.05 «Ортопедическая стоматология» 30% от общего количества часов приходится на внеаудиторную самостоятельную работу. Поэтому совершенствование этой формы обучения стало стратегическим путем развития высшего медицинского образования [5].
Внеаудиторная самостоятельная работа студента представляет собой особую часть образовательного процесса, и служит достижению следующих целей:
— формирование навыков самообразования, развитие познавательных и творческих способностей личности как основополагающего компонента компетентности выпускника;
— внеаудиторное освоение студентами материала основных образовательных программ высшего профессионального образования;
— формирование способности к осуществлению самостоятельных научных проектов.
Содержание, виды заданий и формы контроля внеаудиторной самостоятельной работы студентов в рамках освоения ООП ВПО (Основная образовательная программа высшего профессионального образования) определяются преподавателями, занятыми в ее реализации [6].
Активная самостоятельная работа студентов возможна только при наличии серьезной и устойчивой мотивации [7]. Самый сильный мотивирующий фактор — подготовка к дальнейшей эффективной профессиональной деятельности. Рассмотрим вну-
тренние факторы, способствующие активизации самостоятельной работы: полезность выполняемой работы; участие студентов в творческой деятельности; внедрение интенсивной педагогики, которая предполагает введение в учебный процесс активных методов, прежде всего тренинга, в основе которого лежат инновационные и организационно-деятель-ностные игры; участие в олимпиадах по дисциплине, конкурсах научно-исследовательских или работ, представляемых на студенческие семинары; использование различных видов контроля знаний (накопительные оценки, рейтинг, тесты, экзамены).
Цель: оценить выполнение внеаудиторной работы студентами стоматологического факультета по дисциплине «Стоматология ортопедическая», а также проследить динамику активности студентов на разных курсах к дисциплине.
Материал и методы. На основании ООП ВПО был создан опросный лист, включающий в себя вопросы по различным видам внеаудиторной самостоятельной работы студентов и отражающий отношение и объем выполнения этой работы студентами на разных курсах по указанной дисциплине. Вопросы формулировали в утвердительной форме, исключая неоднозначного понимания сути задаваемого вопроса. Все вопросы условно были разделены на три блока: первый посвящен работе с учебниками и письменной работе; второй — о работе с персональным компьютером и интернет-ресурсами; третий — отражает научно-исследовательскую составляющую самостоятельной работы студентов. В качестве ответа предлагались два варианта: «Да» и «Нет». Это позволило упростить метод обработки полученных результатов до вычисления количества утвердительных ответов от 100%. Опрос проводился во время лекции, что позволяло охватить абсолютный максимум студентов данного курса обучения.
Анкетирование проводилось у студентов 3-5 курсов стоматологического факультета. Всего опрошено 374 студента. Из них 114-3-го курса, 128-4-го курса, 132-5-го курса. Данные анкетирования были занесены в компьютерную программу StаtLib. Программа позволяет произвести анализ и вывод статистики опросных данных, т.е. определить индекс экстенсивности.
Результаты. В результате проведенного опроса составлена таблица, отражающая процентное отношение вида выполняемой внеаудиторной самостоятельной работы студентами в зависимости от курса обучения.
При анализе полученных данных по первому и второму блоку вопросов обращает на себя внимание то, что большинство студентов (до 80%) предпочитают работу с электронными ресурсами прочтению учебника. В подавляющем большинстве такая подготовка включает в себя прочтение методических рекомендаций в электронной форме на информационном портале университета, чего вовсе не достаточно для полноценного овладения темой практического занятия. Самостоятельная работа с литературой в библиотеке или читальном зале практически отсутствует, т.к. ее заменили электронными учебниками и базами данных. Высокий процент написания истории болезни (100%) отмечается только у студентов 4-го курса, т.к. данный вид самостоятельной работы необходим для допуска к сдаче переводного экзамена в период сессии. Написание реферата является методом восполнения пропущенных занятий и методом повышения рейтинга студента, что также актуально для
Saratov Journal of Medical Scientific Research. 2014. Vol. 10, № 4.
696
ПЕДАГОГИКА И ОБРАЗОВАНИЕ
Таблица 1
Зависимость вида выполняемой студентами внеаудиторной самостоятельной работы от курса обучения, %
Виды внеаудиторной самостоятельной работы 3 курс 4 курс 5 курс
Работа с основной литературой (учебниками) 32 54 65
Работа в библиотеке 1 1 0
Написание истории болезни 0 100 36
Написание рефератов 36 42 17
Работа с электронными учебниками, обучающими программами 58 67 80
Выполнение тестовых заданий и подготовка к занятиям на информационном порта- 98 94 90
ле университета
Подготовка тематических презентаций 94 97 95
Участие в заседания СНО (студенческое научное общество) 13 25 28
Проведение научных исследований, написание научных работ, статей тезисов 1 12 9
Выступление на научных конференциях 1 3 2
учащихся на 4-м курсе в период переводного экзамена. В подавляющем большинстве (94%, 97%, 95% соответственно курсу) компьютерная презентация стала основным видом самостоятельной работы студентов.
Высшим уровнем познавательной активности студента считается участие его в научно-исследовательской работе, занятие самостоятельным научным поиском. НИРС — это комплексная система, важным принципом которой является преемственность методов и форм. Меньше трети студентов (тах 28%) приняли участие в научно-практической части самостоятельной работы.
Участие во внеаудиторной самостоятельной работе развивает творческие способности студентов, повышает мотивацию к обучению, способствует повторению и закреплению теоретических знаний и практических навыков по нашей дисциплине.
Обсуждение. Организация внеаудиторной самостоятельной работы студентов в университете — сложный процесс, включающий в себя как формирование мотивации, профессиональных компетенций будущего специалиста, так и взаимосвязь самостоятельной работы студентов с использованием современных педагогических технологий.
Активное привлечение студентов к внеаудиторной самостоятельной работе позволит подготовить специалистов более высокого уровня и будет способствовать лучшей профессиональной адаптации выпускников и закреплению их на рабочих местах. Из этого следует, что конечной целью внеаудиторной самостоятельной работы является научить студента самоанализу и самостоятельной работе вначале с учебным материалом, а затем и с научной информацией, заложить основы самообразования и самовоспитания, с тем чтобы привить умение в дальнейшем непрерывно повышать свою теоретическую и практическую квалификацию. Основой клинического профессионального мышления студентов является подготовка ими внеаудиторных заданий и закрепление знаний во время аудиторных занятий.
Заключение. Таким образом, можно сделать следующие выводы:
1. Вся работа, направленная на усиление роли самостоятельной работы студента при его обучении в вузе, должна быть управляема. Контроль и планирование определяют ведущую роль преподавателя в организации самостоятельной работы студентов по дисциплине.
2. По результатам опроса можно предположить, что при всем понимании студентами важности самообразования и его необходимости для карьерного роста они не испытывают огромного желания им заниматься.
3. Перед преподавателями встает задача усиления интереса к научно-исследовательской деятельности и мотивации студентов. Необходимо найти новые, современные методы и средства, способствующие активизации мотивации студентов к самостоятельной работе.
Конфликт интересов. Коммерческой заинтересованности отдельных физических или юридических лиц в результатах работы нет Описания объектов патентного или любого другого вида прав (кроме авторских) нет.
Referenсes (Литература)
1. Pidkаsisty PI, Friedman LM, Gаrunоv MG. РБусЬю1одюа1 аnd didасtiс hаndbооk high sob^l teасher. M.: Pedаgоgiсаl Sосiety оГ Russiа, 1999; 354 p. Russiаn (Пидкасистый П. И., Фридман Л. М., Гарунов М. Г. Психолого-дидактический справочник преподавателя высшей школы. M.: Педагогическое общество России, 1999; 354 с.)
2. l'yаsоv II. The stature оГ the ^ming prосess. M.: Publisher University оГ Mоsсоw, 2006; 200 p. Russiаn (Ильясов И. И. Структура процесса учения. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2006; 200 с.)
3. Andreev VI. Pedаgоgy сгеа^ self: Textbооk. 3rd Ed. Kаzаn: Center for Innоvаtive Teсhnоlоgy, 2006; 606 p. Russiаn (Андреев В. И. Педагогика творчества саморазвития: учеб. пособие. 3-е изд. Казань: Центр инновационных технологий, 2006; 606 с.)
4. Kukushkin VS. Introdu^^n to teасhing: Textbооk. Rоstоv. 2002; 217. Russiаn (Кукушкин В. С. Введение в педагогическую деятельность: учеб. пособие. Ростов, 2002; 217 с.)
5. Zhurаkоvsky V, et а!. Nаtiоnаl Dосtrine оГ Eduсаtiоn in the Russiаn Federate. Mоsсоw, 2001; 104 p. Russiаn (Жураков-ский В. Национальная доктрина образования в Российской Федерации. М., 2001. 104 с.
6. On the rev^^ton оГ higher eduсаtiоn self-study: Letter оГ the Ministry оГ Eduсаtiоn № 14-55-996 in/15 dаted 27.11.2002. Russiаn (Об активизации самостоятельной работы высших учебных заведений: письмо Министерства образования РФ № 14-55-996 ин/15 от 27.11.2002)
7. Regutatbns оп the students' independent wоrk from 25.10.2012. М., 2012. Russiаn (Положение о внеаудиторной самостоятельной работе студентов от 25.10.2012 г. М., 2012.)
8. Minyаevа NM Self-eduсаtiоn students in high sсhооl in the light оГ the key ideаs оГ the humanities. Higher Eduсаtiоn Tоdаy 2010; (7): 49-54.) Russiаn (Миняева Н. М. Самообразование студента в вузе в свете ключевых идей гуманитарных наук. Высшее образование сегодня 2010; (7): 49-54.)