МАСТЕР-КЛАСС
Наумова Татьяна Николаевна
педагог-психолог по сопровождению ФГОС МОУ ДОД Центр развития творчества детей и юношества
г. Нерюнгри РС (Якутия)
J ^
«ВМЕСТЕ С МАМОЙ»:
АЛЬТЕРНАТИВНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
в условиях дополнительного образования
л______________________________________________________________г
(из опыта работы педагога-психолога ЦРТД и Ю г. Нерюнгри)
Аннотация. Автор, представляя психолого-педагогическую разработку «Вместе с мамой», рассматривает приёмы эмоционального контакта и практического взаимодействия ребенка со сверстниками, приёмы формирования положительного настроя детей 1,5-3 лет на процесс воспитания, процесс погружения в развивающую среду в коллективе сверстников, в соответствии с учётом их возрастных и психологических особенностей, а также специфики системы дополнительного образования детей. Значительное внимание уделяется приёмам повышения родительской компетенции, расширения социальных связей семьи.
Ключевые слова: дополнительное образование детей, родительская компетенция, эмоциональный контакт, положительный настрой, погружение в развивающую среду.
Я, Наумова Татьяна Николаевна, работаю в Центре развития творчества детей и юношества в должности педагога-психолога 12 лет. Являюсь автором психолого-педагогической разработки «Вместе с мамой». Основной контингент, с которым я работаю - это детско-родительская общность. Социально-экономические перемены, происходящие в нашем обществе, находят свое отражение и в системе дополнительного образования. Сегодня дополнительное образование является частью непрерывного образования и естественным партнером общеобразовательных учреждений. Альтернативное дошкольное образование в условиях дополнительного образования является приоритетным.
Анализ образовательной среды Нерюнгринского района показал, обнаружив адаптационные группы, что для детей от 1,5 до 3 лет оказываются дополнительные услуги, но эти услуги не являются образовательными. Дополнительных образовательных услуг для этой категории детей не предусмотрено как в ДОУ, так и других образовательных учреждениях. Количество детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения, ежегодно увеличивается по ряду объективных и субъективных причин, а именно:
• дезадаптация ребенка в микросоциуме, его низкая стрессоустойчивость, и как следствие, систематическая заболеваемость и хронические болезни;
• опережающее развитие детей и отсутствие образовательных маршрутов;
• родители хотят развивать детей, опасаясь упустить время и не раскрыть талант своего ребёнка. Чаще всего, родители узнают о теориях раннего развития уже после рождения малыша, и пока изучают специальную литературу и готовят нужный для занятий материал, дети успевают значительно подрасти, и получается, что применять какую-либо методику уже поздно.
По многим серьезным и уважительным причинам мамы и папы не всегда обладают знаниями о возрастных особенностях, о психологических кризисах и моделях поведения в каждом кризисе отдельно; не всегда умеют объяснить малышу понятными способами и приемами правила соответствующих его возрасту игр, подаваемых в определенной последовательности (по степени сложности, по тематике и т.д.); а также не обладают знаниями и умениями в области психофизического развития ребенка. Не хватает времени не только на изготовление пособий, но и на занятия с малышом дома, форм их организации соответствующих психологическим потребностям детей младшего дошкольного возраста. Отсутствие младших групп в ДОУ или их малое количество не удовлетворяет запрос такой категории родителей и детей. Отсутствуют дополнительные образовательные услуги для детей младшего дошкольного возраста и их родителей, кото-
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №5, 2012
71
МАСТЕР-КЛАСС
рые обучали бы практическим навыкам конструктивного взаимодействия с детьми.
Таким образом, возникает противоречие между потребностью населения и отсутствием образовательного пространства для такой категории детей. Встает необходимость комплексного, системного подхода в дополнительном образовании детей раннего возраста, который способствует всестороннему развитию ребенка, взаимодействию его с родителями, обогащению навыков общения и совместной деятельности детей со сверстниками и взрослыми, родительской компетентности.
Теоретическое и практическое обоснование и предложение по активизации работы с детьми раннего возраста в литературе имеется. Однако они посвящены лишь описательной стороне вопроса (возрастная психология, характеристики раннего возраста) или системе работы с детьми в условиях общеобразовательного учреждения (детский сад). Учет детей, относящихся к так называемой «неорганизованной группе» и своевременное их психолого-педагогическое сопровождение практически не предлагается. В своем исследовании образовательной среды нашего города я обратились к данной категории детей и их родителям при организации деятельности с ними в системе дополнительного образования. Что и легло в основу авторской разработки «Вместе с мамой».
Данная программа - это попытка в незначительной мере заполнить образовательную нишу нашего города. Актуальность программы «Вместе с мамой», реализующейся в Центре развития творчества детей и юношества г. Нерюнгри, заключается в осуществлении процесса обучения и развития малышей от 1,5 до 3 лет вместе с мамой (по желанию и с папой) в соответствии с учётом их возрастных и психологических особенностей, а также специфики системы дополнительного образования детей.
Моделью организации работы по программе «Вместе с мамой» в системе дополнительного образования, ее структура и содержание осуществляется через сплочение и мобилизацию совместных усилий родителей, педагога-психолога. Сопровождение включает в себя план психологических исследований соответствующий возрасту, анкетирование родителей, диагностика - скрининг и оценки их эмоциональной удовлетворенности.
Работа по данной программе - это не просто форма связи семьи и учреждения дополнительного образования, это университет психолого- педагогической информации.
Цель программы: обеспечение условий для психического, личностного и интеллектуального развития детей от 1,5 до 3 лет через объединение усилий семьи и педагога-психолога в системе ДО.
Задачи программы:
• Создать специально подготовленную среду, зонированную на блоки, учитывая ведущие линии развития (сенситивные периоды) детей раннего возраста.
• Активизировать творческий потенциал личности ребенка.
• Содействовать развитию крупной и мелкой моторики.
• Стимулировать к накоплению личного опыта.
• Развивать психические процессы детей (восприятие, мышление, память, внимание).
• Осуществлять сенсорное воспитание детей.
• Активизировать речевое развитие детей, формировать потребность в общении (развивать способность выстраивать конструктивное общение со сверстниками).
• Содействовать коррекции детско-родительских отношений.
• Адаптировать детей к микросоциуму.
Работа данного направления - это групповая работа с детско-родительской общностью, реализующая несколько функций:
• коммуникативную - функцию создания и сплочения родительского коллектива как совокупного субъекта педагогической деятельности;
• личностно ориентированную - направленную на самоопределение, актуализацию личной ответственности, снятие ограничений и раскрытие ресурсов родителей;
• содержательную - направленную на решение проблем;
• инструментальную - позволяющую выработать навыки анализа реальных ситуаций, сформировать умения коллективной творческой деятельности, овладеть навыками самоорганизации и самоуправления;
• умения слушать и взаимодействовать с другими участниками.
Коррекционно-развивающее направление программы «Вместе с мамой» строится на основе ведущей роли ребенка в собственном развитии. Ребенок с рождения обладает потребностями, которые побуждают его к саморазвитию, и механизмам позволяющим реализовать эти потребности. Саморазвитие ребенка происходит в соответствии с универсальными, т.е. общими для людей законами и его индивидуальными особенностями.
Структура программы состоит из четырех направлений индивидуального развития и достижений детей:
1. Физическое: ритмическая деятельность, мелкая моторика, координация движений, общая моторика и пр.
2. Психическое: мышление, воображение, речь, память.
3. Предметное: изо-деятельность, лепка, аппликация, конструирование.
4. Пропедевтико-образовательное: нецеленаправленная, подготовительная работа с детьми к образовательному процессу.
Программа представлена в виде календарного планирования, каждый месяц которого имеет свою тематику в соответствии со временем года. Каждое занятие содержит все вышеперечисленные направления, которые заключаются в изо-деятельности, ритмической деятельности, словесно-литературной деятельности и познании окружающего мира.
Занятия имеют ритуал приветствия и прощания. Для родителей разработана памятка распределения ролей между всеми участниками процесса. В ходе занятия педагог плавно переходит от одной деятельно-
72
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №5, 2012
МАСТЕР-КЛАСС
сти к другой. Заключительный этап занятия - сотворчество, это позволяет маме и ребенку приобщится к художественному творчеству. Каждый учебный день дети узнают что-то новое и закрепляют полученные знания.
Специально созданные условия в процессе проведения занятий позволяют обеспечить детям накопление разнообразных зрительных, слуховых, осязательных впечатлений, формировать элементарные представления об основных разновидностях величины, формы, цвета, развить или приобрести творческие навыки.
Благодаря совместной работе педагога-психолога и родителя, родитель может наблюдать и контролировать развитие ребенка, помогать ему, получать необходимые навыки в общении с ребенком. Дети раннего возраста, получая необходимую развивающую базу знаний, также чувствуют себя увереннее и свободнее рядом с близким человеком.
Новизной программы «Вместе с мамой», ее особенностью является:
• синтез ведущих методик как зарубежных, так и отечественных деятелей с использованием игр, упражнений, технологий, адаптированных для детей раннего возраста, обеспечивающих развитие с учетом их индивидуальных особенностей;
• комплексное развитие малыша, позволяющее определить способности к различным видам деятельности;
• ребенок посещает занятия вместе с мамой или с папой. Ребенка в возрасте от 1,5 до 3х лет очень легко травмировать, оставив в группе незнакомых людей (даже детей) одного. Присутствие одного из родителей создает у малыша чувство защищенности, ребенок свободно и активно действует. Для ребенка очень важно их присутствие и моральная поддержка - в этом и заключается процесс безболезненной адаптации;
• ведение комплексных занятий, что позволяет заинтересовать малыша и за счет быстрой сменяемости различных видов деятельности удержать интерес.
Родители же учатся внимательнее наблюдать за своими детьми, радоваться их успехам, учатся взаимодействовать, конструктивно выстраивать взаимоотношения, а также всегда могут получить квалифицированную консультацию педагога-психолога в реальной ситуации или найти объяснение поведению своего ребенка.
За основу программы «Вместе с мамой» взят метод педагогики М. Монтессори, который помогает ребенку получать разностороннее развитие путем познания в ситуации, когда знания приобретаются в деятельности. В основном ребенку предоставлена ситуация учения, которую он может принять, а может и нет.
В пределах определенной организации ребенок выбирает деятельность, которая привлекает его и соответствует его внутренним интересам. У него есть возможность упражнять свои чувства свободно и спонтанно, испытывать удовольствие и энтузиазм от своей деятельности, потому что он делает то, что хочет делать, а не то, что ему кто-либо укажет.
Совершенствуя свои умения, ребенок постепенно приобретает чувство независимости и уверенности, порцию самостоятельности. Монтессори-метод создает в ребенке естественную любовь к учению и завуалировано внушает устойчивые мотивации для продолжения учебы. Это помогает ребенку идти в ногу с его естественным ростом и развитием и избегать насилия, т.е. необходимости делать то, к чему он еще не готов.
Основное правило занятий в группе «Вместе с мамой» - свобода ребенка! Приходя в группу, он сам выбирает вид деятельности, дидактические материалы, рисование, книжки, игры с водой и т.д., выбирает время, место, партнера по деятельности,- чаще всего это бывают родители т.к. в этом возрасте дети нуждаются именно в их поддержке и одобрении. Ребенок знает, что существуют ограничения и правила, которые он очень быстро усваивает, а именно, не регламентированные ритуалы приветствия и прощания в виде сенсорного круга; занятия Арт-терапевтической направленности, которые не имеют жесткого регламента.
Арт-терапия, как специализированная форма психотерапии, основана на искусстве, в первую очередь изобразительном и творческой деятельности. Используется данная форма психотерапии с целью дать социально приемлемый выход агрессивности и другим негативным чувствам, развития художественных способностей и повышения самооценки, концентрации внимания на ощущениях, чувствах и, более того, это самый предпочитаемый вид деятельности у детей дошкольного возраста. Наиболее приемлемыми формами работы с использованием арт-терапии стали музыкотерапия, сказкотерапия.
Именно это послужило толчком создания такого направления работы как сопровождение детско-родительской группы. Традиционно, психологическая помощь семье оказывалась в рамках индивидуальной психологической консультации. Новые социально-экономические условия в стране требуют новых подходов работе с родителями.
Направление групповой работы с родителями, основанное детским психотерапевтом Х. Джайноттом, получило название «модель группового психологического консультирования», которая включает в себя беседы-размышления, где основными методами является: групповая дискуссия; работа в группах; ролевые игры.
Психологические подходы в работе с родительскими группами существуют в рамках определенных теоретических концепций. В частности, психоаналитический подход обращает внимание на ранний опыт взаимодействия родителей с детьми на различные виды психологической травматизации в детском возрасте.
Анализ массовой практики показал, что основной причиной эмоционального стресса родителей и детей раннего возраста является процесс адаптации к детскому социуму. Поэтому я считаю, что начинать групповую консультативную работу нужно с родителями детей раннего возраста. Анализ семейных ситуаций
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №5, 2012
73
МАСТЕР-КЛАСС
в группе помогает родителю взглянуть на себя со стороны, «глазами других». Родители начинают лучше понимать собственные стереотипы воспитания. Это новая модель системы сопровождения детско-родительской группы в условиях дополнительного образования, которая обеспечивает развитие личности ребенка и гармоничных отношений с ним взрослых. Социальный заказ на такую работу очевиден, однако задача образования родителей пока не признана обществом как фактор первостепенной важности.
На занятиях «Вместе с мамой», уделяется внимание не только детям, но и их родителям. Работа психологической направленности ведется в двух направлениях: повышение уровня педагогической компетенции; формирование адекватной позиции родителей по отношению к воспитанию ребенка. В первые две недели, когда малыши начинают посещать занятия, проводится скрининг-диагностика. Психолог выделяет детей, которые не включаются в игру, приглашает их в адаптационную группу на занятия. Это очень деликатный момент, объяснить родителям, что у ребенка есть какие-то проблемы. Родители довольно часто считают, что у их детей все хорошо и не сразу соглашаются на индивидуальную работу.
Дети в Центр приходят разные, обычные и с проблемами в развитии (дети с синдромами гиперактивности и недостатком внимания, импульсивные дети, дети с темповой речевой задержкой, с поражением речевого центра, тревожные и замкнутые). На первом занятии маме предлагаю поиграть со своим малышом. Очень многие теряются, не знают, как это делать. Прихожу на помощь - показываю, как лучше это сделать, постепенно включается и мама.
Мамы иногда жалуются, что ребенок ничем не интересуется, не хочет играть. Простые беседы не дают такого результата, как занятия с ребенком. Мама видит, как это делает психолог, как увлечен малыш. И мама начинает верить, что с ребенком можно и нужно заниматься. И даже если у него есть какие-то проблемы - их можно решить.
Мое глубокое убеждение - нужно идти к маме от ребенка, показать ей образцы взаимодействия с ребенком, чтобы у нее возникло желание учиться.
Проблемой детско-материнского взаимодействия и его влияния на развитие ребенка активно занимались зарубежные исследователи раннего детства. От эмоционального контакта зависит интенсивность исследовательской деятельности ребенка и достижения им эмоционального благополучия. Э. Эриксон и М. Маллер, подчеркивают, что с характером детско-материнских отношений напрямую связано прохождение ребенком кризисного периода развития в раннем детстве. Поэтому мать должна быть эмоционально доступной для ребенка и последовательной в своем поведении.
Некоторыми современными исследователями изучен механизм влияния характера детско-материнского взаимодействия на возникновение у ребенка раннего возраста конкретных психологических проблем. В частности, проблема манипулятивного поведения
ребенка, нарушения речевого развития, затрудненной адаптации к дошкольному учреждению. Однако несмотря на то, что многими учеными уже доказано огромное значение детско-материнского взаимодействия для развития ребенка раннем возрасте, само это взаимодействие изучено недостаточно, что затрудняет поиск путей его оптимизации.
Для изучения взаимодействия я использовала метод наблюдения за организованным совместным рисованием матери и ребенка в двух вариантах: свободное рисование; ситуация обучения.
Основными показателями явились: динамика эмоционального состояния матери и ребенка в процессе взаимодействия, количество и характер обращений партнеров друг к другу, отреагированность и характер совместных реакций, согласованность действий партнеров. В результате анализа полученных данных нам удалось выделить несколько типов взаимодействия матери и ребенка раннего возраста.
Диагностическое исследование детей включает в себя следующие параметры: уровень развития навыков самообслуживания, навыки игровой деятельности, особенности контактов со взрослыми и сверстниками, развитие речи, развитие познавательной. Диагностика проводилась при помощи нескольких методов исследования (наблюдение, беседа, диагностические задания). Время определения результатов планировалось в конце занятий или в процессе их проведения.
Диагностика осуществлялась 2 раза (сентябрь и середина марта). Первичная диагностика детей и психолого-педагогические ожидания родителей проводятся с целью корректировки программы «Вместе с мамой» с учетом своеобразного контингента детей. Итоговая диагностика проводится с целью отслеживания динамики развития воспитанников и эмоциональной удовлетворенности родителей, посещавших группы «Вместе с мамой».
Все выше изложенное позволяет решить несколько задач:
1. Создание благоприятного психологического и эмоционального климата на занятиях.
2. Обеспечение высокого уровня продуктивности в усвоении знаний, приобретении навыков и умений малышом.
3. Возможность контроля родителями процесса развития своего ребёнка, приобретение необходимых знаний, методов и способов занятий с малышом в домашних условиях.
4. Налаживание тесного эмоционального контакта между родителями и ребёнком в процессе совместной игровой деятельности, упрощение процесса социальной адаптации ребёнка в коллективе.
Таким образом, данная работа - это попытка обучать приемам эмоционального контакта с другим ребенком, практическому взаимодействию со сверстниками самого ребенка, самое главное - положительному настрою на процесс воспитания и на процесс погружения в развивающую среду в коллективе сверстников и уважительному отношению родителей к своему и другому ребенку.
74
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №5, 2012