Научная статья на тему 'ВЛКСМ как социальный проект "сверхобщества"'

ВЛКСМ как социальный проект "сверхобщества" Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
174
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМСОМОЛ / ВЛКСМ / СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ / СВЕРХОБЩЕСТВО / ОПРОС / МНЕНИЕ / СТУДЕНТЫ / KOMSOMOL / ALL-UNION LENINIST YOUNG COMMUNIST LEAGUE / SOCIAL PROJECT / SUPER-SOCIETY / SURVEY / OPINION / STUDENTS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Луков Валерий Андреевич

В статье обсуждаются результаты социологического опроса молодежи российских вузов 2018 г. о знании комсомола и той роли, которую он играл в истории России ХХ в.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

All-Union Leninist Young Communist League as a Social Project of “Super-Society”

The paper discusses the results of the sociological survey of young people from Russian universities in 2018 about their awareness of Komslmol and its part in the Russian history of the 20th century.

Текст научной работы на тему «ВЛКСМ как социальный проект "сверхобщества"»

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ГУМАНИТАРНЫХ НАУК

DOI: mi7805/trudy.2018.6.1

ВЛКСМ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «СВЕРХОБЩЕСТВА»

В. А. Луков

Московский гуманитарный университет

Аннотация: В статье обсуждаются результаты социологического опроса молодежи российских вузов 2018 г. о знании комсомола и той роли, которую он играл в истории России ХХ в.

Ключевые слова: комсомол; ВЛКСМ; социальный проект; сверхобщество; опрос; мнение; студенты

ALL-UNION LENINIST YOUNG COMMUNIST LEAGUE AS A SOCIAL PROJECT

OF "SUPER-SOCIETY"

V. A. Lukov

Moscow University for the Humanities

Abstract: The paper discusses the results of the sociological survey of young people from Russian universities in 2018 about their awareness of Komslmol and its part in the Russian history of the 20th century.

Keywords: Komsomol; All-Union Leninist Young Communist League; social project; superso-ciety; survey; opinion; students

Комсомол, отмечающий в 2018 году свое 100-летие, рассматривается обычно как молодежная организация Коммунистической партии Советского Союза или политическая молодежная организация в ССС». «Обычно» мы говорим, поскольку такие обозначения комсомола есть в Википедии — по самоопределению «общедоступной многоязычной универсальной интернет-энциклопедии со свободным контентом, реализованная на принципах вики». Надо учитывать две вещи. Первая: интернет-аудитория пользователей на русском языке неуклонно растет, в 2016 г. количество пользователей интернета в России составило, по разным оценкам, 84-86 млн человек. Вторая: владелец сайта с Википедией — американская некоммерческая организация «Фонд Викимедиа», имеющая 39 региональных представительств. Сейчас в Википедии 1473435 статей на русском языке (это 7 место по количеству статей среди всех языковых разделов, а их всего — 298). Многие мо-

лодые люди узнают о значении слов «комсомол», «ВЛКСМ» из Википедии и заимствований из нее на других сайтах и в средствах массовой информации.

За пределами таких определений остаются социальные функции комсомола, привитие еще в школе навыков управления ровесниками, составления и выполнения планов, подготовки отчетов и по форме, и по существу, в общем, ответственного ведения коллективных дел, иногда маленьких, в пределах класса, ученической группы, армейского взвода и т. д., иногда и больших и очень больших — в масштабах городов, регионов, всесоюзных строек и других молодежных объектов, Всесоюзного студенческого отряда, центров научно-технического творчества молодежи (НТТМ), молодежной дипломатии в таких крупных международных организациях, как Всемирная федерация демократической молодежи (ВФДМ) и Международный союз студентов (МСС), региональных организациях, союзах молодежи с разными идеями и политическими платформами, наконец, ООН и ее специализированных организаций на мировой арене. В 1984 г. в комсомоле было 42 млн членов в возрасте от 14 до 28 лет (Досье: ... , 2013: Электр. ресурс).

Википедия и другие сайты интернета могут все это отметить, но не в силах объяснить.

Большинство начинало именно с первичной организации, постигало науку управления в начальном звене, а такие начальные звенья были повсеместно, и если где в организации было хотя бы три комсомольца, возникала первичная организация. В 1987 г. их было в стране 474,4 тыс. (Комсомол, Электр. ресурс). Так что сказать о комсомоле, что это была молодежная организация КПСС (по нынешним временам это бы означало, что союз молодежи был создан при одной из политических партий), значит, ничего не понять в советском строе или намеренно скрывать правду о комсомоле.

Я вступил в комсомол в 1962 г. в только что открытой в Москве школе-восьмилетке. Это значит, что все общественные организации в ней только складывались, комсомольцев было мало, они только вступили в союз, из них и строился первый состав комитета ВЛКСМ. Первый опыт управления очень пригодился, когда после окончания вуза я поехал в сибирский город Осинники, где из комсомольцев-школьников создал ударный взвод коммунаров, был избран в члены горкома ВЛКСМ и из школы был направлен в ГК ВЛКСМ на должность заведующего отделом школьной молодежи и пионеров. И потом, в ВКШ, куда меня послал Кемеровский ОК ВЛКСМ, и когда я работал секретарем комитета ВЛКСМ этого вуза, опыт организационного становления молодого человека, полу-ченный в комсомоле, был необходим. Но не только в деле управления коллективами. В науке, как оказалось, он не менее важен.

Благодаря комсомолу я не только лучше понимал область своих исследований, но и понимал лучше человеческое поведение, взаимодействие человека с другими людьми. В сфере общественных наук, а такими являются социальная философия, социология, экономика, политология, во многом и психология, а если присмотреться внимательнее, то и все гуманитарные науки, включая культурологию, антропологию, лингвистику и др., опыт, подобный комсомольскому, необходим, его ничем не заменить. Он, конечно, способствует и продвижению по должностной лестнице, поскольку многие должности в науке, как и везде, связаны с управлением все больших по размерам и сложности структур коллективами. Но дело не только и не столько в этом. Опыт такого рода нужен, чтобы лучше понимать жизненный мир, повседневность любого сообщества людей, делать об этих сообществах выводы, исследовать их. Изменяется и рамка понимания самого такого опыта, организаций, кото-рые его дали.

Это относится к комсомолу в высшей степени. Кто не был в его рядах или оказался там случайно, преследуя иные цели и ценности в жизни, может видеть в нем только молодежную организацию какой-то партии. Тот, кто пришел в комсомол не для этих посторонних для него целей, помнит его именно как особый образ жизни, источник жизненного здоровья, перспектив своей страны и ее курса, вполне определенного, помнит его историю, имена и даты, его инициативы и напряженный ритм будней. Помнит его культурный облик, то, что называют субкультурой, относя ее к отдельным молодежным группам и не видя, что миллионы молодых людей разделяют культурные знаки и ценности своей организации.

В научном сообществе феномен комсомола замечен давно и не только у нас. Вильгельм Райх его рассматривал в духе фрейдомарксизма (Райх, 1997). Шмуэль Эйзеншадт, прославившийся в 1960-е годы (а это период «студенческих бунтов» в Западном мире) книгой «От поколения к поколению» тем, что показал значение возрастных групп для складывания социальной структуры, внимательно изучал комсомол как форму общинного объединения (Eisenstadt, 1966). Очевидно, что это была не просто организация, даже большая.

Так что же? Можно определенно утверждать, что комсомол следует связывать с советским сверхобществом как одной их важнейших формирующих сил этого типа сверхобщества и как с его представителем и выразителем.

Теорию сверхобщества сформулировал выдающийся российский философ, социолог, писатель А. А. Зиновьев в рамках своей «Логической социологии», которая была написана на базе лекций в Московском гуманитарном университете. Зиновьев писал: «Сверхобщества возникают в среде из об-

ществ, на их основе, с использованием их материала и опыта... В Советском Союзе сверхобщество формировалось в условиях военной, предвоенной и послевоенной разрухи, нищеты, голода, хаоса, безграмотности населения, дефицита культуры, — одним словом, в условиях образно говоря, социальной пустыни. Коммунистическое сверхобщество складывалось сверху, по инициативе высшей революционной власти и благодаря ее усилиям... Власть создавала сверхэкономику, сверхидеологию, сверхкультуру» (Зиновьев, 2003: 220).

Если исходить из теории сверхобщества, то и КПСС не следует приравнивать к обычным политическим партиям: «В отличие от западнистских партий, — подчеркивал А. А. Зиновьев, — КПСС как сверхпартия имела мощную и систематически разработанную идеологию и мощный идеологический аппарат, составлявший часть советской сверхгосударственности... необходимость создания сверхгосударственности диктовалась реальными потребностями и условиями страны, а не была выдумана кучкой революционеров и идеологов» (там же: 234).

Идея сверхобщество воспринята в отечественной социальной философии и социологии (см. напр.: Давыдова, 2011), но в этом ключе комсомол не рассматривался, между тем его ведущие черты не объяснимы простым стремлением молодежи объединяться, такое стремление ведет к образованию «тусовок», неформальных групп, но не таких организаций, как комсомол. Он именно выступал как элемент системы советского сверхобщества и именно в этом качестве реализовались лучшие качества комсомольцев разных поколений: готовность жертвовать личным благом ради блага страны, энтузиазм новопроходцев, неприхотливость к бытовому неустройству и т. д.

Таким воспринимался комсомол значительной частью советской молодежи. Что же произошло в годы перестройки? От комсомола отпадали целые республиканские организации, он разваливался на глазах, терял авторитет в массах. Но это часть развала всего сверхобщества советского типа, потеря его назначения и функций. Еще долго сохранялась иллюзия, что комсомол заменят молодежные организации, работающие на каком-то одном направлении. Это показывало, например, всесоюзное молодежное исследование —мониторинг НИЦ ВКШ при ЦК ВЛКСМ в 1997 г. Лишь 6-13% молодых людей в разных возрастных группах тогда считали, что не нужны никакие молодежные организации, большинство же достаточно определенно подчеркивало необходимость таких молодежных организаций, как молодежные профсоюзы, объединения по интересам, экологические, религиозные и другие организации. Довольно большая часть молодежи высказывается в пользу политических молодежных организаций (7-17%). Большой интерес вызывало создание правовых организаций молодежи (29-34% положительных ответов в разных

возрастных группах) и организаций экономического характера, фондов поддержки (40-50%). Но в это же время всеми организациями, возникшими на месте единого комсомола и придерживавшихся разных политических платформ, а чаще всего никаких, были охвачены не более 4% российской молодежи (по данным того же мониторинга), так что и намерения создавать что-то ни о чем конкретном не говорили и оставались в зоне мнений.

Что же ныне? Прошло 27 лет в того времени, как XXII (чрезвычайный) съезд ликвидировал ВЛКСМ, посчитав, что свою историческую роль он исчерпал. Возникшие на месте руин союзы не могли уже выполнять задачи, связанные со сверхобществом, да и оно само более не существовало.

Институт фундаментальных и прикладных исследований и кафедра социологии Московского гуманитарного университета в мае 2018 г. провели опрос молодежи относительно некоторых вопросов, связанных с комсомолом. Опрошено было около 1300 молодых людей в Москве, Московской области, городах Братск, Екатеринбург, Иркутск, Кызыл, Магадан, Санкт-Петербург, Симферополь, Рязань, Тамбов, Тольятти, Ульяновск, Элиста. В основном это учащиеся старших классов средних школ, лицеев, колледжей, студенты вузов (в том числе и таких, как Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, Российский экономический университете им. Г. В. Плеханова, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена).

Опрос показал, что для многих комсомол не слишком известная организация. Слово «комсомол» 43,4% не знают, как расшифровать, а 25,1%% расшифровывают неверно, пользуясь, между прочим, находками в Интернете. Был ли отец комсомольцем, не знают 44,6% опрошенных, а мать — 37,6%. В семьях 60,9% опрошенных никогда не звучит комсомольская тема, то же касается мест учебы (62,5%), работы (68,9%). В школах и вузах организацию дел, в которые вовлечена молодежь, взяли на себя по большей части учителя и другие взрослые (58,7%).

Комсомол как бы ушел в прошлое. Но за этим «как бы» многое стоит.

Хоть о комсомоле не говорят ни в семье, ни по мести учебы, ни вне учебы, ни на работе, новое поколение почему-то помнит комсомол, не воспроизводя тот вал критики и зубоскальства в его адрес, который шумел в 1990-годы и был повсеместно слышен в вакханалии отрицания всего советского. Среди тех комсомольцев, которые остались в истории страны, чаще всего называются имена Зои Космодемьянской (12,2% от всех отвечавших, а от тех, кто назвал хоть какие-то имена 43,1%) и Александра Матросова (4,1 и 14,4%), молодогвардейцев Олега Кошевого (2,7 и 9,4%), Ульяны Громовой (2,0 и 6,9%), хотя столько усилий было потрачено недругами социализма, чтобы представить их в самом негативном свете. Даже когда молодые люди

ошибаются и называют в числе комсомольцев Юрия Гагарина (1,9%), Павлика Морозова (0,5%), других героев-пионеров, нет ни злорадства, ни неуважения. В числе комсомольцев оказались В. И. Ленин (6,9 и 24,3%), И. В. Сталин (1,3 и 4,7%), другие руководители партии (КПСС) и Советского Союза. Такие ошибки не случайны: определенная часть молодежи связывает комсомол не с возрастными параметрами, а с историей великой страны.

На комсомол сохраняется ориентация в молодежной среде. Часть мо-лодежи считает, что сегодня нужна массовая молодежная организация в масштабах всей России (57,5%), правда, в нее вступили бы только 35,7% опрошенных. Но новейший опыт по созданию «сверху» молодежных союзов показывает, что такой путь не ведет к желаемой цели. Эта нестыковка властных предписаний и реального участия молодежи в организациях, подобных комсомолу, вытекает из изменившихся условий не только в молодежном движении, но и в социальном строе в целом (Ильинский, Луков, 2016), так что возрождение комсомола возможно только тогда, когда Россия пойдет по пути строительства сверхобщества. В последние годы к этому появились предпосылки, но о кардинальных изменениях говорить еще рано. Молодежная организация в этом вопросе не изменит положения, а будет приобретать признаки жизнеспособности вслед за коренными переменами в стране.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Давыдова, Л. В. (2011) А. А. Зиновьев о вкладе Советского Союза в социальную эволюцию человечества. М. ; Воронеж: МПСИ ; МОДЭК. 352 с.

Досье: Комсомол: история, цифры и факты (2013) [Электронный ресурс] // ИТАР-ТАСС. 28 октября. URL: https://tass.ru/arhiv/712002 (дата обращения: 03.04.2018).

Зиновьев, А. А. (2003) Логическая социология. 2-е изд., испр. и доп. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 399 с.

Ильинский, И. М., Луков, Вал. А. (2016) О перспективах развития организованного молодежного движения в России (социально-философские, социологические, политико-правовые аспекты) // Знание. Понимание. Умение. № 1. С. 5-28. DOI: 10.17805/zpu.2016.1.1

Комсомол [Электронный ресурс] // Энциклопедия. Всемирная история. URL: https://w.histrf.ru/articles/article/show/komsomol (дата обращения: 03.04.2018).

Райх, В. (1997) Сексуальная революция. СПб.-М. : Унив. книга, АСТ. 350 с.

Eisenstadt, S. N. (1966) From Generation to Generation: Age Groups and Social Structure. N. Y. : The Free Press; London : Collier — Macmillan Ltd. 357 p.

Дата поступления: 20.08.2018 г.

Луков Валерий Андреевич — доктор философских наук, профессор, директор Центра социального проектирования и тезаурусных концепций Института фундаментальных и прикладных исследований Московского гуманитарного университета, заслуженный деятель науки Российской Федерации. Адрес: 111395, Россия, г. Москва, ул. Юности, д. 5. Тел.: +7 (499) 37475-95. Эл. адрес: v-lukov@list.ru

Lukov Valeriy Andreyevich, Doctor of Philosophy, Professor, Director, Centre for Social Planning and Thesaurus Conceptions, Institute of Fundamental and Applied Studies, Moscow University for the Humanities; Honoured Scientist of the Russian Federation. Postal address: 5, Yunosti St., Moscow, Russian Federation, 111395. Tel.: +7 (499) 374-75-95. E-mail: v-lukov@list.ru

Для цитирования:

Луков В. А. ВЛКСМ как социальный проект «сверхобщества» [Электронный ресурс] // Научные труды Московского гуманитарного университета. 2018. № 6. URL: http://journals.mosgu.ru/trudy/article/view/832 (дата обращения: дд.мм.гг.). DOI: 10.17805/trudy.2018.6.1

11

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.