Научная статья на тему 'Влияния типа субъектной регуляции и педагогического стажа на социально-психологические качества педагогов'

Влияния типа субъектной регуляции и педагогического стажа на социально-психологические качества педагогов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
269
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТИПЫ СУБЪЕКТНОЙ РЕГУЛЯЦИИ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СТАЖ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА / ПСИХОДИАГНОСТИКА / КАЛИФОРНИЙСКИЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ОПРОСНИК (CPI)

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Прыгин Г. С.

В статье определялось влияние типа субъектной регуляции и стажа педагогов на проявление их социально-психологических качеств. Для диагностики социально-психологических качеств педагогов использовался Калифорнийский психологический опросник (CPI). Результаты были подвергнуты двухфакторному дисперсионному анализу (ANOVA). Было выявлено значимое влияние педагогического стажа и типа субъектной регуляции на 8 из 18-ти представленных в CPI шкал личностных качеств. Обнаружено влияние: стажа на шкалы «Sp» – социальный облик и «Re» – ответственность; типа субъектной регуляции на шкалы «Tol» – толерантность и «Fe» – женственность. Совместное влияние типа субъектной регуляции и педагогического стажа на шкалы: «Sc» – самоконтроль и «Gi» – хорошее впечатление, «Ack» – достижение через конформность и «Ie» – интеллектуальная эффективность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияния типа субъектной регуляции и педагогического стажа на социально-психологические качества педагогов»

УДК 316.6:37

ВЛИЯНИЯ ТИПА СУБЪЕКТНОЙ РЕГУЛЯЦИИ И ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СТАЖА НА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА ПЕДАГОГОВ

Г.С.Прыгин

В статье определялось влияние типа субъектной регуляции и стажа педагогов на проявление их социально-психологических качеств. Для диагностики социально-психологических качеств педагогов использовался Калифорнийский психологический опросник (CPI). Результаты были подвергнуты двухфакторному дисперсионному анализу (ANOVA). Было выявлено значимое влияние педагогического стажа и типа субъектной регуляции на 8 из 18-ти представленных в CPI шкал личностных качеств. Обнаружено влияние: стажа на шкалы «Sp» - социальный облик и «Re» - ответственность; типа субъектной регуляции на шкалы «^Ь} - толерантность и «Fe» - женственность. Совместное влияние типа субъектной регуляции и педагогического стажа на шкалы: «Sc» -самоконтроль и «Gi» - хорошее впечатление, «Ack» - достижение через конформность и «Ь» - интеллектуальная эффективность.

Ключевые слова: типы субъектной регуляции, педагогический стаж, социально-психологические качества, психодиагностика, Калифорнийский психологический опросник

(Ш).

Образовательный процесс предъявляет высокие требования к профессиональным качествам и уровню подготовки педагога, к его профессиональной компетентности, поэтому эффективность педагогической деятельности всегда зависела от уровня подготовки педагогов их педагогического опыта и личностных особенностей. Среди указанных трех факторов особый интерес представляет фактор личностных особенностей, поскольку именно он в наибольшей степени определяет становление педагога как субъекта профессиональной деятельности. В данной работе представляет определенный практический интерес разделение (условно) личностных особенностей педагогов на обеспечивающие его коммуникативную эффективность и на связанные непосредственно с процессуальной стороной педагогической деятельности.

Проблемой социально-психологических особенностей педагогов (в том числе, и в аспекте их коммуникативной эффективности) занимались Н.С.Лейтес, Н.Н.Поддьяков, А.В.Запорожец, А.М.Матюшкин и др. Социально-психологические и личностные профессионально значимые качества педагога исследовала А.К.Маркова [1]. Л.М.Митина в своих исследованиях выделила

более пятидесяти личностных свойств учителя (как профессионально-значимых качеств, так и собственно личностных характеристик) [2].

Проблема личностных особенностей педагогов, больше связанных непосредственно с процессуальной стороной педагогической деятельности, исследована в значительно меньшей мере [5]. В данной работе мы рассматриваем ее с позиции теории субъектной регуляции деятельности, позволяющей понять и объяснить такое атрибутивное системное качество личности как ее «эффективная самостоятельность» [4].

Актуальность проведенного исследования заключается, во-первых, в теоретико-эмпирической проработке проблемы, связанной с влиянием «эффективной самостоятельности» и стажа работы педагога на активность и успешность его профессиональной деятельности; во-вторых, в получении эмпирического материала, который можно использовать для разработки персональных программ повышения квалификации педагогических кадров с учетом личностно-типологических особенностей и опыта каждого педагога.

В теории субъектной регуляции выделяется два полярных типа осуществления деятельности: «автономный» и «зависимый». Основой для типологизации является уровень сформированности комплекса качеств личности (как субъекта деятельности), объединенных по признаку «эффективной самостоятельности». Автономные субъекты обладают сформированным комплексом таких качеств, что позволяет им при выполнении деятельности опираться, главным образом, на собственные знания, суждения, личные качеств и т.д. Другая (полярная) группа субъектов, у которой данный комплекс качеств личности сформирован слабо, охарактеризована как зависимые в осуществлении деятельности. Каждому из указанных типов, кроме характерного уровня сформированности комплекса качеств личности, соответствует определенная структурная и функциональная сформированность системы субъектной регуляции [4].

В исследовании ставилась цель - определить влияние типа субъектной регуляции и стажа педагогов на проявление их социально-психологических

качеств. Была выдвинута гипотеза о том, что высокий уровень «эффективной самостоятельности» и большой педагогический стаж оказывают позитивное влияние на развитие социально-психологических качеств педагогов, необходимых для успешного осуществления их профессиональной деятельности.

Для проверки гипотезы было организовано эмпирическое исследование, которое проводилось на базе средних общеобразовательных школ г.Набережные Челны. В исследовании принимали участие педагоги со стажем работы от 1 до 30 лет. Предполагалось, что стаж профессиональной деятельности до 10 лет считать малым, а после 10 лет большим. Объем выборки - 70 человек в возрасте от 23 до 59 лет (две группы по 35 человек в каждой).

На первом этапе с помощью опросника «автономности-зависимости» (Г.С.Прыгин) были сформированы две равные выборки педагогов с автономным и зависимым типами субъектной регуляции, затем для диагностики социально-психологических особенностей педагогов был использован Калифорнийский психологический опросник (СР1) [3]. Полученные результаты были подвергнуты двухфакторному дисперсионному анализу (ЛКОУЛ) в статистическом пакете «8РБ8-12», причем в качестве независимых переменных выступали два фактора - тип субъектной регуляции и педагогический стаж.

Анализ и интерпретация результатов двухфакторного дисперсионного анализа (АЫОУА). Результаты данного анализа выявили, что значимое влияние педагогического стажа и типа субъектной регуляции присутствует в 8 из 18-ти представленных в СР1 шкал личностных свойств, влияющих на межличностные отношения. Рассмотрим результаты по каждой из этих 8 шкал, отобразив для большей наглядности полученные результаты по каждой шкале в графической форме. Влияние одного только стажа прослеживается по шкалам «Бр» -социальный облик и «Яе» - ответственность (см. рис. 1).

i - ■ i к л ... Estimated Marginal Means of Re

Estimated Marginal Means of Sp

Рис. 1. Влияние педагогического стажа на «Бр»- степень активности, спонтанности поведения и оригинальности суждений (слева) и на «Яе» - степень надежности и ответственности (справа).

Примечание: здесь и далее на рисунках: -стаж работы, В - большой стаж работы, N - малый стаж работы; СЯ - субъектная регуляция, А - группа автономных педагогов, Ъ -группа зависимых педагогов.

Видно, что с увеличением стажа, показатели по шкале «Бр» - социальный облик уменьшаются как у автономных, так и у зависимых педагогов, причём сам показатель выше у автономных педагогов, то есть педагоги с меньшим стажем независимо от типа субъектной регуляции более активны, полны энтузиазма, спонтанны и неформальны. По мере набора опыта педагоги становятся менее активными, более педантичными и осторожными в своих суждениях.

По шкале ответственности «Яе» - с увеличением профессионального стажа, чувство надежности и ответственности возрастает как у зависимых, так и у автономных педагогов, причём у зависимых намного сильнее. При малом стаже показатели по шкале «Яе» у автономных выше, чем у зависимых, поскольку это качество изначально у автономных лиц развито сильнее. У более опытных педагогов, наоборот, показатели по шкале «Яе» у автономных ниже, чем у зависимых. Таким образом, с набором опыта, зависимые педагоги успешнее развивают вышеназванные качества.

Влияние только типа субъектной регуляции прослеживается по шкалам «То1» - толерантность и «Бе» - женственность (см. рис. 2). Сравнение полученных профилей показывает, что с повышением степени эффективной самостоятельности педагогов, независимо от количества проработанных лет, показатели их толерантности резко возрастают, а показатели «женственности»

снижаются. Это может означать, что, чем сильнее у педагогов развита «эффективная самостоятельность», тем они более общительны, терпимы к окружающим («То1»); более активны, честолюбивы, решительны и рассудительны («Бе»). То есть более опытные, но зависимые педагоги менее терпимы к окружающим и более категоричны в своих убеждениях и пессимистичны, чем их молодые автономные коллеги.

Совместное влияние типа субъектной регуляции и педагогического стажа на социально-психологические качества педагогов выявилось на следующих шкалах: «Бе» - самоконтроль и «01» - хорошее впечатление, «Лек» - достижение через конформность и «1е» - интеллектуальная эффективность.

категоричности социальных убеждений и установок (слева) и на «Бе» - уровень чуткости, мягкости характера, честолюбия и упорства (справа).

Рис. 3. Влияние типа субъектной регуляции и педагогического стажа на уровень «Бе» -самоконтроля (слева) и «01» - способности произвести хорошее впечатление (справа).

Анализируя совместное влияние стажа и типа субъектной регуляции, отметим, что изначально самые низкие показатели по шкале «Бе» -

самоконтроль - у зависимых педагогов с низким стажем (значительно ниже, чем у автономных с тем же стажем). Это еще раз подтверждает, что тип субъектной регуляции влияет на проявление личностных качеств, связанных с самоконтролем, в сторону их увеличения от зависимых к автономным. С увеличением профессионального стажа, показатели самоконтроля увеличиваются у обеих подгрупп, причём у зависимых педагогов они стремительно идут вверх и, практически, достигают уровня самоконтроля автономных. У автономных - самоконтроль достаточно высок и в начале профессиональной деятельности, а с набором профессионального опыта увеличивается немного.

Таким образом, можно выделить молодых зависимых педагогов, отличающихся большей неуравновешенностью, эгоцентричностью, импульсивностью; и опытных автономных, зависимых и молодых автономных педагогов отличающихся большей терпеливостью, вдумчивостью и осмотрительностью, большей требовательностью по отношению к себе и к другим. Анализ совместного влияния стажа и типа субъектной регуляции на проявление «хорошего впечатления» показывает, что самые низкие показатели по шкале у зависимых педагогов с малым стажем, которые, однако, с ростом стажа резко взлетают, даже выше, чем у молодых и опытных автономных педагогов. У автономных рост стажа, также несколько увеличивает показатели Следовательно, тип субъектной регуляции влияет на

проявление личностных качеств, связанных с созданием о себе благоприятного впечатления. У молодых педагогов показатели растут, а у опытных, в целом, понижаются в направлении от зависимых к автономным. Опытных автономных, зависимых и молодых автономных педагогов отличают от их молодых зависимых коллег большая готовность к сотрудничеству, сердечность, способность оказать услугу и большая общительность. На рисунке 4 представлено совместное влияние типа субъектной регуляции и педагогического стажа на способность достигать цели благодаря сотрудничеству (шкала «Ack»).

Видно, что профили педагогов с высоким и низким стажем обеих типов субъектной регуляции, практически, «зеркалят» друг друга относительно наклонной оси, с более высокими показателями по шкале «Аск» - достижение через конформность у автономных педагогов; то есть малый и большой стаж вместе с типами субъектной регуляции оказывают взаимообратное влияние на уровень выраженности данных качеств.

Estimated Marginal Means of Ack Estimated Marginal Means of le

Рис. 4. Влияние типа субъектной регуляции и педагогического стажа на способность достигать цели благодаря сотрудничеству «Аск» (слева) и способности к интеллектуальной эффективности «1е» (справа).

В конечном итоге, при совместном влиянии стажа и типа субъектной регуляции имеем: при увеличении стажа и уровня субъектной регуляции, способность к достижению через конформность возрастает и у автономных, и у зависимых педагогов, причём у зависимых динамика выше. Итак, самой большой склонностью к сотрудничеству, ответственности, оптимизму будут обладать автономные опытные педагоги, а наименьшей - молодые зависимые педагоги. Далее можно отметить неоднозначность совместного влияния типа субъектной регуляции и педагогического стажа на уровень развития личностных качеств, относящихся к «1е» - интеллектуальной эффективности (см. рис. 4). У молодых педагогов способность к интеллектуальной эффективности возрастает практически прямо пропорционально уровню развития субъектной регуляции, то есть, чем выше уровень ее развития, тем выше показатели по шкале интеллектуальной эффективности. У более опытных педагогов картина другая: показатели «1е» по направлению от зависимых к автономным сначала снижаются почти до уровня молодых зависимых

педагогов, но затем восстанавливаются на прежнем уровне, хотя по абсолютному показателю значительно отстают от молодых автономных.

Отсюда можно сделать вывод о том, что если в начале своей карьеры молодые зависимые педагоги менее честолюбивы и находчивы, имеют недостаток самоуправления и самодисциплины, меньшее значение придают познавательным вопросам и соответственно, имеют самые низкие показатели по «Ie», а молодые автономные, наоборот, - хорошо информированы, ясно мыслят, способны планировать свою деятельность, более прогрессивны, эффективны и, соответственно, имеют самые высокие показатели по «Ie», - то с набором педагогического опыта у автономных педагогов идёт снижение показателей интеллектуальной эффективности, а у зависимых повышение, и в результате, они сравниваются у обеих подгрупп.

Источники:

1. Маркова А.К., Психология труда учителя. М.: Просвещение, 2003. 190 с.

2. Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. М., 1994

3. Калифорнийский Психологический Опросник (CPI) / Адаптация И.М.Дашков,

H.А.Курганский, Н.Н.Чумакова. Психологический центр ПсиХРОН. СПб. Челябинск, 2003.

4. Прыгин Г.С. «Психология самостоятельности: Теоретические и экспериментальные исследования». Изд-во: LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co. KG, 2011. 565 с.

5. Шадриков В.Д. Базовые компетенции педагогической деятельности // Сибирский учитель, 2007. №6 (54).

References:

I. Markova A.K., Psihologiya truda uchitelya. M.: Prosvesch'enie, 2003. 190 s.

2. Mitina L.M. Uchitel' kak lichnost' i professional. M., 1994

3. Kaliforniyskiy Psihologicheskiy Oprosnik (CPI) / Adaptaciya I.M.Dashkov, N.A.Kurganskiy, N.N.CHumakova. Psihologicheskiy centr PsiHRON. SPb. CHelyabinsk, 2003.

4. Pry'gin G.S. «Psihologiya samostoyatel'nosti: Teoreticheskie i e'ksperimental'ny'e issledovaniya». Izd-vo: LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co. KG, 2011. 565 s.

5. SHadrikov V.D. Bazovy'e kompetencii pedagogicheskoy deyatel'nosti // Sibirskiy uchitel', 2007. №6 (54).

Зарегистрирована: 08.07.2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.