Научная статья на тему 'Влияния теневой экономической деятельности на качество и темпы экономического роста'

Влияния теневой экономической деятельности на качество и темпы экономического роста Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3839
309
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ / КОРРУПЦИЯ / МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / SHADOW ECONOMY / ECONOMIC GROWTH / CORRUPTION / MACROECONOMIC POLICY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лизина Ольга Михайловна

В статье рассматривается влияние теневой экономической деятельности на экономический рост. Автором проанализированы основные факторы экономического роста и их взаимосвязь с теневой экономикой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияния теневой экономической деятельности на качество и темпы экономического роста»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 338.556

О.М. Лизина

ВЛИЯНИЯ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА КАЧЕСТВО И ТЕМПЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА

Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта № 13-02-00046а

В статье рассматривается влияние теневой экономической деятельности на экономический рост. Автором проанализированы основные факторы экономического роста и их взаимосвязь с теневой экономикой.

Теневая экономика, экономический рост, коррупция, макроэкономическая политика.

The article considers the influence of shadow economic activities on economic growth. The author analyses the main factors of economic growth and its relationship with shadow economy.

Shadow economy, economic growth, corruption, macroeconomic policy.

Одной из отличительных черт современной экономической системы, сложившейся в России, является значительные масштабы теневой экономики. Теневая деятельность уже давно вышла за рамки официальной экономики и паразитировала во всех сферах жизни общества: от экономики домашних хозяйств до крупных предприятий, затрагивая деятельность государства и изменяя уровень и образ жизни населения страны. Все это позволяет сделать вывод, что российское общество начала XXI в. по праву можно считать теневой социально-экономической системой.

Теневая экономика представляет собой многогранный и довольно сложный предмет для исследования. Это уникальный феномен, который можно легко определить, но невозможно точно измерить; он известен каждому, но о нем никто не говорит. Практически вся информация, которую удается получить исследователю, является конфиденциальной и разглашению не подлежит.

Исследование такого явления как теневая экономика требует, в первую очередь, конкретизации самого термина, определения смысла, вкладываемого в это понятие авторами.

В последнее время в науке наблюдается большое разнообразие работ, но, к сожалению, нет единого определения теневой экономики: встречаются несколько терминов, обозначающих довольно близкие по смыслу и часто пересекающиеся понятия, которые при детальном анализе несколько различаются между собой. Неустоявшаяся терминология затрудняет исследование этой проблемы не только российскими, но и зарубежными учеными.

В России для обозначения рассматриваемого феномена также используют разные определения: «нелегальная», «внелегальная», «подпольная», «крими-

нальная», «неформальная», «теневая» и т.п. Это порождает терминологическую путаницу. Во-первых, исследователи вкладывают разный смысл в один и тот же термин, что иногда приводит к неоднозначности его толкования. Очень часто это определяется различием в сфере научных интересов (экономика, социология, политология, философия и т.д.). Во-вторых, определения, даваемые авторами, не всегда имеют четкие границы, поэтому области определений часто пересекаются, что приводит к тому, что одна и та же деятельность может подпадать под различные определения.

Анализ отечественных и зарубежных источников по проблемам теневой экономики показал: все точки зрения к определению данного явления, используемые в литературе, даются авторами для нужд каждого конкретного исследования. Классификация подходов к определению теневой экономики приведена в табл. 1.

Все рассмотренные точки зрения и подходы к содержанию понятия теневой экономики в той или иной мере отражают происходящие в экономике реальные процессы, дополняя друг друга. Так, большинство законов уже содержит в себе морально-этические нормы.

Не отрицая важности каждого подхода к теневой экономике в отдельности, необходимо согласиться с предложенным Ю.Н. Поповым и М.Е. Тарасовым комплексным социально-экономическим подходом к типологизации теневой экономики, который содержит как общие с вышеперечисленными подходами черты, так и существенные отличия. При данном подходе задействуются различные группы критериев: правовые, статистические, экономические, социальные, этические [4].

Таблица 1

Основные подходы к определению теневой экономики

Наименование подхода Критерий отнесения деятельности к теневой

Правовой подход Нарушение норм права

Учетно- статистический подход Отсутствие регистрации деятельности в органах официальной статистики

Криминологический подход Общественная вредность (опасность)

Комплексный подход Синтезируется ряд критериев (по субъектам, по основным целям и мотивам теневой деятельности, по масштабам нанесенного обществу ущерба, по степени ответственности государства за существование теневой экономики, по характеру отношения общества к теневой экономике)

На основе данных критериев выделяют криминальную и вынужденную внелегальную экономику. Несмотря на существенные отличия между криминальной и «вынужденной внелегальной экономикой», у них есть много общего: субъекты теневой экономики имеют общий интерес - получение экономической выгоды. Различие состоит в результатах и (или) способе получения этой выгоды. Еще одной общей чертой криминальной и «вынужденной внелегальной» экономики является форма деятельности, поскольку такая деятельность осуществляется практически в любой сфере общественной жизни.

Так, в сфере производства можно наблюдать фальсификацию продукции, лоббирование интересов, рейдерские захваты, использование труда нелегальных мигрантов, задержка заработной платы или вовсе ее невыплата. В сфере торговли: продажа фальсифицированных продуктов, контрабанда, челночная торговля, нарушение норм и условий торговли. В финансово-кредитной сфере: финансовые операции под видом различных некоммерческих фондов, деятельность фирм-«однодневок», фальшивомонетчество. В сфере услуг: оказание несуществующих консалтинговых услуг, сотрудничество охранных фирм с криминальными структурами. Это малая часть всех примеров теневой экономической деятельности.

Анализируя вышесказанное, можно заключить, что теневая экономика представляет собой совокупность отношений между отдельными индивидами, группами индивидов, институциональными единицами по производству, распределению, перераспределению, обмену и потреблению материальных благ и услуг, результаты которых по тем или иным причинам не учитываются официальной статистикой и не включаются в валовой внутренний продукт [3].

В любом социально-экономическом явлении или процессе можно выделить положительное и отрицательное воздействие. Теневая экономика не является

исключением. Ее природа также обладает двойственным характером воздействия на экономику.

Впервые позитивные функции теневой экономики в рыночном хозяйстве выделил швейцарский экономист Дитер Кассел [5]. К ним относятся:

1. «Экономическая смазка». Она проявляется при перераспределении ресурсов между легальной и теневой экономикой (когда в кризисных ситуациях производственные ресурсы переливаются в «тень», возвращаясь в легальную после в случае улучшения экономической обстановки). Особо эта функция прослеживалась в централизованном плановом хозяйстве, когда какое-то предприятие испытывало дефицит определенных ресурсов, а другое имело ненапряженный производственный план и избыток соответствующих ресурсов. Подобные диспропорции преодолевались благодаря неконтролируемым сверху горизонтальным связям, устанавливаемыми между руководителями предприятий.

2. Теневая экономика подпитывает своими ресурсами легальную, выполняя, тем самым, функцию «встроенного стабилизатора». Теневые операции проводятся для того, чтобы получить такие доходы, которые не могла предоставить официальная экономика. Стабилизирующая функция проявляется в осуществлении теневых операций для решения критических проблем предприятия, предотвращения остановок производства, удержания людей на том или ином участке, внедрения нововведений, которые не были санкционированы сверху.

3. «Социальный амортизатор». Эта функция заключается в формировании дополнительных финансовых возможностей для решения социальных задач. Теневая занятость обеспечивает социальную нишу для предприимчивых людей, которые не могут реализовать себя в официальных структурах (портнихи, вязальщицы, которые неофициально оказывают услуги).

На наш взгляд, число положительных функций можно расширить:

4. Конструктивная функция. Она состоит в том, что теневая экономика снижает глубину спада в экономике в случае кризисных ситуаций, оптимизирует хозяйственную деятельность в условиях провала рынка, сглаживает образующуюся дифференциацию доходов, снижает уровень безработицы.

5. «Экономический поршень». В отдельных ситуациях теневые отношения выступают в качестве потенциальной возможности для экономического роста. Если учитывать, что около двух третей, заработанных в теневом секторе, обычно тратится в рамках официального сектора экономики, то можно предположить, что официальная экономика получает хороший стимул для активного развития, создавая потенциальные возможности для экономического роста.

6. Мобилизующая функция выражается в виде формирования разнообразных форм экономической деятельности, обеспечивающих выживание хозяйствующих субъектов в кризисных условиях. В частности, существование внелегального сектора позволяет реализовать предпринимательский потенциал, ко-

торый остается невостребованным из-за высоких издержек доступа на легальный рынок [1].

Однако в целом влияние теневой экономики на общество является скорее негативным, чем позитивным. С этой точки зрения, можно выделить следующие дестабилизирующие направления данного феномена:

1. Перераспределение доходов общества в пользу малочисленной привилегированной группы (бюрократов, мафии), что отражается на благосостоянии общества в целом.

2. Деформация налоговой системы, являющаяся одним из главных последствий теневизации экономики. Она проявляется в неравномерности отраслевой налоговой нагрузки и сокращении расходов бюджета. Уклонение от уплаты налогов приводит к увеличению налоговой нагрузки на законопослушных налогоплательщиков, часть из которых просто вынуждена уходить в тень. Далее рост налогового давления на оставшихся снова уводит их в тень, и на этом круг замыкается. Общий объем производства товаров и услуг не изменяется, однако его официальная часть сокращается.

3. Дезорганизующая функция заключается в отсутствии организованности в производственных процессах в официальной экономике и препятствии созданию нормально работающих, «здоровых» экономических организаций. Теневая деятельность снижает управляемость работников, ослабляет их трудовую мотивацию, нередко приводя к их деквалификации, и, в конечном итоге, может вызвать дезинтеграцию коллектива и производства.

4. Дестабилизирующая функция. Происходит снижение конкурентоспособности экономики в связи с изъятием из легального производства значительной доли средств и снижением объема инвестиций и оборотных средств. В совокупности с уменьшением фонда рабочего времени это ведет к резкому снижению объема ВВП по сравнению с его потенциальной величиной.

5. Блокирующая функция теневой экономики связана с проблемами коррумпированности государственного аппарата, низкой роли права и судебной системы, ее подчиненности административному аппарату и «теневому» капиталу. Лоббирование персональных интересов, коррупционные отношения и административные барьеры в органах государственной власти вызывают блокирование конкуренции на финансовых рынках, на рынках основных товарных групп и даже во внешней торговле.

6. Криминализация общества. Теневая экономика способствует ухудшению криминогенной обстановки в обществе, в результате возникают многочисленные социальные конфликты, в том числе и с применением насилия (рэкет, вымогательство и т. д.).

7. Асоциальная функция, которая подразумевает отсутствие механизма поощрения за следование социальной норме и наказания за ее нарушение. Это зачастую приводит к установлению хаоса и нестабильности в обществе. В качестве подтверждения можно привести неформальную институционализа-цию.

8. Социальная незащищенность. Теневая экономика стала одной из причин сокращения доходов бюджета и, соответственно, финансирования государственных программ и институтов (социальной направленности).

9. Исключение долгосрочного инвестиционного развития тесным образом связано с возникающими диспропорциями в структуре экономики. Сокрытие средств в сфере торговли и услуг вызывает желание (в т. ч. крупного капитала) вкладывать в эти сферы, что в результате приводит к их искусственному гиперразвитию (при минимальной отдаче, например, бюджетам), и в определенной мере тормозит развитие производственного сектора.

Таким образом, теневая экономика оказывает неоднозначное и разностороннее воздействие. Она представляет повышенный интерес, прежде всего, с точки зрения влияния на протекание большинства обычных экономических явлений и процессов, в частности - экономического роста в целом.

Проанализируем влияние теневой экономической деятельности на основные факторы, определяющие темпы и масштабы долгосрочного увеличения реального объема производства, возможности повышения эффективности и качества экономического роста в России.

Налоговый климат в экономике. Налоговый климат в России определяется двумя факторами: законодательством и действиями налоговых органов. Особенности налогообложения определены в Налоговом кодексе Российской Федерации. Существенное внимание уделяется мерам по совершенствованию налогового администрирования: ежегодно вносятся изменения в Налоговый кодекс, которые связаны с устранением мелких неточностей и противоречий, выявляемых в ходе правоприменительной практики.

Следует отметить, что за последние годы проведена обширная работа по улучшению налоговых отношений в российской экономике. Снижена налоговая нагрузка на экономику. Осуществлены мероприятия по упрощению налоговой системы страны. Все это способствовало тому, что российское налоговое законодательство стало существенно более комплексным и понятным по сравнению с периодом 1990-х гг.

Несмотря на длительность налоговой реформы, она все еще далека от завершения и совершенства. До настоящего времени не решены многие принципиальные теоретические и практические вопросы налогообложения: проблемы налогового администрирования, исчисления и уплаты конкретных видов налогов (акцизы, НДС и др.), стимулирование инновационной и инвестиционной деятельности предприятий.

Вопрос о снижении налоговой нагрузки до настоящего времени остается открытым. Следует отметить, что по уровню жесткости налогового режима Россия занимает 134-е место (2009). Все сказанное ухудшает налоговый климат в стране, нарушает стабильность российской налоговой системы и в опре-

деленной мере предопределяет развитие теневых отношений.

Эффективность кредитно-банковской системы. Наибольший ущерб теневая экономика наносит кре-дитно-банковской сфере. Негативное воздействие проявляется при формировании доходов бюджетов всех уровней. Это, в свою очередь, ограничивает финансирования расходов, связанных с осуществлением функций государства, в частности: управление, оборона, развитие фундаментальной науки.

Обращение в сфере теневой экономики значительных наличных денежных ресурсов, которые не поддаются официальному учету, осложняют работу кредитно-денежной системы. Высокая доля наличных денег в структуре денежной массы, значительные объемы наличной иностранной валюты затрудняют контроль над денежными потоками со стороны государства и облегчают уход от налогов.

В результате низкого уровня монетизации экономики, отсутствия прозрачности информации о финансовых потоках и, как следствие, контроля государства над ними занижены налоговые потоки в госбюджет и объем ресурсов для решения проблем роста инновационной активности, растут риски осуществления иностранных инвестиций в наукоемкие сферы и производства.

Объем основного капитала. Теневая деятельность оказывает двойственное влияние на формирование и использование основного капитала. С одной стороны, «теневые» деньги, как и любой доход, распадается на две части: фонд потребления (покупка недвижимости, отдых и т.д.) и фонд сбережений. Денежные средства второй части могут быть использованы для последующею инвестирования не только в нелегальный, но и в легальный бизнес, в экономику в целом.

Л. Косалс отмечает, что в российской экономике в 1995 - 1997 гг. действовали скрытые факторы, стимулирующие капитальные вложения. Они обусловили теневую инвестиционную активность. Совокупность этих факторов была названа «теневым механизмом инвестирования». Такой механизм реализуется, когда возникает спрос на новую продукцию (которую можно производить на данном предприятии), а ее освоение не требует значительных капитальных затрат, но обещает быструю прибыль [2].

С другой стороны, теневая деятельность - это серьезное препятствие к повышению эффективности деятельности предприятий за счет внедрения передовых технологий, прогрессивных материалов, нового оборудования. При осуществлении деятельности в теневом секторе предпринимателям невыгодны капиталовложения, поскольку используется стратегия быстрого получения прибыли, и к тому же велика вероятность, что бизнес становится в этом случае более заметным. В официальном секторе зачастую невозможно финансирование капитальных вложений в связи с отсутствием необходимых денежных средств.

Значительным препятствием для осуществления инвестиционной деятельности выступают многочис-

ленные согласования с органами исполнительной власти регионального и местного уровней, а также с правилами, регламентирующими деятельность проектировщиков.

Технология и организация производства. Условия экстенсивного роста более благоприятствуют уходу в тень. Этот объяснимо тем, что теневые предприниматели не стремятся вкладывать средства в разработку новых технологий и научных открытий. Они предпочитают использовать дешевую рабочую силу, нежели внедрять новые машины и механизмы, требующие кроме затрат на приобретение еще и специальных знаний по их эксплуатации, т.е. квалифицированных работников.

Количество и качество трудовых ресурсов. Широкое распространение на российском рынке труда получили трудовые мигранты. Затрудненный доступ к гражданскому статусу влечет за собой нелегальность положения мигранта. Он становится нелегалом по причине экономической невыгодности процедуры официального трудоустройства из-за нечестности работодателя и коррумпированности чиновников.

С одной стороны, дешевый (пусть и не совсем качественный) труд весьма востребован во всех сферах производства, поскольку обеспечивает максимизацию прибыли работодателей. С другой стороны, ежегодно растущий поток дешевой рабочей силы успешно вытесняет россиян с рынка труда и из стратегически важных отраслей экономики. Благодаря гастарбайтерам происходит мощный отток денежных средств из российской экономики.

Теневая экономическая деятельность предполагает полную или частичную неуплату установленных государством налогов. Это дает возможность предприятиям, работающим в теневой экономике, использовать больше средств на выплату официально неучтенной заработной платы. Рост выплаты заработной платы «в конвертах» способствует оттоку рабочей силы в «тень».

Степень монополизации рынка. Высокая налоговая нагрузка предприятий официального сектора экономики предопределяет их невыгодное, с экономической точки зрения, положение по сравнению с предприятиями, относящимися к теневой экономике. За счет невыплаты налогов предприятия теневого сектора обладают более высокой рентабельностью, что приводит к перераспределению капиталов и рабочей силы в их пользу. Нарушение правил конкуренции отдельными предприятиями, осуществляющие свою деятельность в официальном секторе экономики, приводит к потере рынков сбыта и, в конечном итоге, к разорению и банкротству.

Международные экономические отношения. Развитие теневой экономики в значительных масштабах отрицательно влияет на международные экономические отношения. Это проявляется нежеланием иностранных инвесторов работать в неадекватных экономических и правовых условиях.

Количество и качество природных ресурсов. Природопользование также не остается в стороне без участия и влияния теневых отношений. Особенностью субъекта теневых отношений в сфере природо-

пользования является то, что государство, выступая собственником на природные ресурсы, с одной стороны, выступает участником теневых отношений (в лице представителей предприятий), а с другой стороны, - контролирующим органом. Это объясняет рост преступлений (в том числе и неучтенных) в данной сфере (браконьерство, незаконная вырубка леса, несанкционированная добыча полезных ископаемых и т. д.).

Теневая деятельность уже по определению официально не учитывается. Это напрямую отражается и во вредных последствиях для окружающей среды. Осуществляя деятельность в теневом секторе, предприятия не предпринимают никаких мер по защите экологии, включая платежи за пользование природными ресурсами и загрязнение окружающей среды, хотя зачастую они наносят окружающей среде колоссальный вред.

Штрафы и санкции за нанесение вреда и ущерба экологическому состоянию окружающей среды, предусмотренные договором, заранее обсуждаются обеими сторонами. Так называемые экологические издержки скрываются, фальсифицируются при проверках исполнительных органов. Здесь государство теряет большие деньги за счет потери штрафных санкций за повышенные показатели объемов выбросов и ущерба окружающей среды предприятиями, не соблюдающими экологическую этику.

Повсеместное распространенных неформальных отношений в любых сегментах экономики России говорит о функциональности данного феномена и его положительном восприятии населением. Фридрих Шнайдер в исследовании влияния теневой экономики на экономический рост выявил следующие зависимости:

1) статистически значимое негативное влияние теневой экономики развивающихся стран на темпы официального экономического роста;

2) статистически значимая положительная корреляция между теневой экономикой индустриально развитых стран и их экономическим ростом [6].

Таким образом, теневые отношения пронизывают все сферы общества: политическую, социальную, экономическую. Безусловно, использование «теневого» капитала для развития законного предпринимательства и экономики в целом приносит неоспоримую пользу и отчасти способствует экономическому росту. В то же время он не может служить основой долгосрочного качественного экономического развития, так как не только не создает устойчивых стимулов для развития экономики, но представляет серьезную опасность для стабильности российского общества в целом.

Литература

1. Кормишкина, Л.А. Теневая экономика: учебное пособие для вузов / Л.А. Кормишкина, О.М. Лизина. - Саранск, 2009.

2. Косалс, Л. Теневая экономика как особенность российского капитализма / Л. Косалс // Вопросы экономики. -2008. - № 10. - С. 60 - 69.

3. Лизина, О.М. Теневая экономика как особый сегмент рыночного хозяйства: дис. ... канд. экон. наук / О.М. Лизина. - М., 2006.

4. Попов, Ю.Н. Теневая экономика в системе рыночного хозяйства / Ю.Н. Попов, М.Е. Тарасов. - М., 2005.

5. Cassel, D. The shadow economy and economic policy in East and West: a comparative system approach / D. Cassel, U. Cichy // The unofficial economy. ^nsequences and perspectives in different economic systems. Ed. by S. Alessandrini and B. Dallago. - Gower, 1987. - P. 127 - 144.

6. Schneider, F. New Estimates for the Shadow Economies All Over the World / F. Schneider, A. Buehn, C. Montenegro // International Economic Journal. - 2010. - V. 24. -№ 4. - P. 443 - 461.

УДК 330.341.1

В.Н. Маковеев

Научный руководитель: доктор экономических наук, профессор Е.С. Губанова ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ СТАНОВЛЕНИЯ НАУКОЕМКИХ ПРОИЗВОДСТВ

В статье рассмотрен опыт развитых и развивающихся стран в области поддержки и стимулирования инновационных процессов на промышленных предприятиях. Сделан вывод о том, что одну из основных ролей в активизации инновационных процессов в промышленности играют государственные органы власти и управления.

Государственное регулирование, инновации, инновационный процесс.

The paper describes the experience of developed and developing countries in the field of supporting and stimulating innovation processes in industrial enterprises. It is concluded that the authorities play the main role in activating innovation processes at industrial enterprises.

Government regulation, innovation, innovation process.

Переход российской экономики на путь инновационного развития является одним из национальных приоритетов ее дальнейшего социально-экономи-

ческого развития. Именно он способствует качественному и устойчивому экономическому росту, делает страну менее зависимой от конъюнктуры внеш-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.