Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЯ ПАНДЕМИИ COVID 19 НА ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИНТЕГРАЦИИ ЕС И ЕАЭС'

ВЛИЯНИЯ ПАНДЕМИИ COVID 19 НА ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИНТЕГРАЦИИ ЕС И ЕАЭС Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

848
182
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕАЭС / ЕС / экономическая интеграция / влияние пандемии / COVID19 / меры борьбы с пандемией / закрытие границ / RescEU / способы поддержки / товарооборот / геополитика. / EAEU / EU / economic integration / the impact of the pandemic / COVID-19 / measures to combat the pandemic / border closures / RescEU / methods of support / trade / geopolitics

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Борчик Глеб Витальевич

В данной статье автор анализирует влияние пандемии COVID-19 на экономические интеграции ЕС и ЕАЭС, рассматривает основные меры по борьбе с пандемией и ее последствиями, определяется специфика как интеграционные модели отвечают на проблему пандемии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPACT OF THE COVID-19 PANDEMIC ON THE ECONOMIC INTEGRATION OF THE EU AND THE EAEU

In this article, the author analyzes the impact of the COVID-19 pandemic on the economic integration of the EU and the EAEU, considers the main measures to combat the pandemic and its consequences, defines the specifics of how integration models respond to the pandemic problem.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЯ ПАНДЕМИИ COVID 19 НА ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИНТЕГРАЦИИ ЕС И ЕАЭС»

XIIМеждународная научно-практическая конференция

УДК 339.97

Борчик Глеб Витальевич Borchik Gleb Vitalievich

Магистрант Magister

Российская академия хозяйства и государственной службы при Президенте Российской

Федерации

Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration under the President

of the Russian Federation

ВЛИЯНИЯ ПАНДЕМИИ COVID - 19 НА ЭКОНОМИЧЕСКИЕ

ИНТЕГРАЦИИ ЕС И ЕАЭС

IMPACT OF THE COVID-19 PANDEMIC ON THE ECONOMIC INTEGRATION OF THE EU AND THE EAEU

Аннотация. В данной статье автор анализирует влияние пандемии COVID-19 на экономические интеграции ЕС и ЕАЭС, рассматривает основные меры по борьбе с пандемией и ее последствиями, определяется специфика как интеграционные модели отвечают на проблему пандемии.

Abstract. In this article, the author analyzes the impact of the COVID-19 pandemic on the economic integration of the EU and the EAEU, considers the main measures to combat the pandemic and its consequences, defines the specifics of how integration models respond to the pandemic problem.

Ключевые слова. ЕАЭС, ЕС, экономическая интеграция, влияние пандемии, COVID-19, меры борьбы с пандемией, закрытие границ, RescEU, способы поддержки, товарооборот, геополитика.

Keywords. EAEU, EU, economic integration, the impact of the pandemic, COVID-19, measures to combat the pandemic, border closures, RescEU, methods of support, trade, geopolitics.

Пандемия коронавируса нанесла огромный удар экономикам всех стран мира и внесла свои корректировки в дальнейшее мировое развитие. Все страны оказались в изоляции, что, безусловно, негативно повлияло на все секторы экономики. Страны-участники ЕАЭС с начала эпидемии, совместно с другими партнерами приняли ряд мер по защите своего рынка и обеспечению

«Новые импульсы развития: вопросы научных исследований» продовольственной безопасности. Границы были закрыты с целью нераспространения вируса. Это создало большое проблемы для бизнеса, в частности для торговли. Пандемия нанесла урон самому понятию интеграция, потому что фактически границы были закрыты для перемещения людей. Хотя для перемещения товаров границы были открыты, товарные потоки пострадали, и долго будут восстанавливаться.

С начала пандемии страны ЕАЭС сообща стали принимать совместные решения, которые были направлены на ограничение экспорта продовольственных товаров в третьи страны, обнуления пошлин на товары, необходимых для борьбы с СОУГО-19. В частности, речь идет о медицинских изделиях, масках, средств индивидуальной защиты, а также ряде лекарств [1]. Также на межправительственном совете ЕАЭС были принято решение о совместной работе в области здравоохранения для борьбы с СОУГО-19. На уровне глав государство было принято решение заложить это направление в стратегию развития ЕАЭС до 2025 года.

В рамках ЕАЭС страны-участники согласовали договоренность принимать ПЦР анализы перевозчиков стран-партнеров, а также подтвердили возможность беспрепятственного перемещения грузопотока между странами. На сегодня рассматривается вопрос признания ПЦР тестов стран-участниц и для граждан. Евразийский банк развития и армянская сторона предложили внедрить цифровые подходы. А именно, предлагается разработать программу, в которую будут занесены лабораторные данные стран ЕАЭС по выявлению коронавируса. Выдаваемые по их результатам справки будут признаваться по всей территории союза.

Основная отрасль, которая понесла больше всего потерь - это сфера услуг и торговли. В первую очередь удар получила международная торговля и торговля внутри ЕАЭС. По статистике потери торгового сектора внутри ЕАЭС составили 20-30%. Также сильно пострадала сфера услуг. В начале пандемии многие вели деятельность удаленно, что не позволяло предприятиям функционировать полноценно [1].

XIIМеждународная научно-практическая конференция

Пандемия способствовала поиску новых задач и направлений, способных

стать подспорьем для развития евразийской интеграции. Дальнейшие задачи развития сотрудничества ЕАЭС в посковидное время должны непосредственно затрагивать интересы людей и быть направлены на улучшение их жизни [2].

В условиях ухудшения экономической ситуации в большинстве государств-членов ЕАЭС вводятся меры по стабилизации экономики, в основном по «западной» модели. В ответ на причины кризиса были развернуты меры бюджетной поддержки, а также меры денежно-кредитной политики, направленные на противодействие распространению инфекции и стабилизацию экономической ситуации.

Государственные программы поддержки населения и бизнеса, разрабатываемые правительствами государств-членов ЕАЭС, схожи по своей направленности. В России и Казахстане необходимость разработки программ посткризисного восстановления обусловлена, среди прочего, снижением мировых цен на нефть и сохранением высокой неопределенности относительно перспектив их восстановления. Такая ситуация потребовала формирования новых источников экономического роста. Во всех странах ЕАЭС, кроме Кыргызстана, были выявлены отрасли, требующие дополнительных мер бюджетной поддержки - в основном обрабатывающая промышленность, торговля и общественное питание, туризм и транспорт. Дополнительные бюджетные средства были выделены: в Армении - для сельского хозяйства; в Беларуси - для авиационной промышленности, операций с недвижимостью, образования и здравоохранения; в России - для авиатранспортной и строительной отрасли, культуры и спорта, розничной торговли непродовольственными товарами; в Казахстане - для строительства, энергетики, недвижимости. В Казахстане и России сформирован дополнительный перечень системно значимых предприятий для оказания адресной помощи со стороны государства.

«Новые импульсы развития: вопросы научных исследований»

В рамках поддержки экономической активности во всех странах ЕАЭС

можно выделить следующие общие направления бюджетной и финансовой поддержки бизнеса и населения [3, с. 802]:

1. Общесистемные меры. Введена приостановка банкротства, налоговых проверок, таможенных и других контролирующих органов. Продлен срок действия всех ранее выданных лицензий, сертификатов и других разрешений, связанных с ведением предпринимательской и других видов деятельности. Правительства ряда стран ЕАЭС установили временную отсрочку или ввели мораторий на оплату платежей за аренду государственного или муниципального имущества. Снижены требования по обеспечению госконтрактов, отменены штрафы для малого и среднего бизнеса. Установлен бесплатный режим выдачи государственных справок о форс-мажорных обстоятельствах уполномоченными органами в соответствии с условиями внешнеторговых сделок и международных договоров.

2. Налоговые льготы. Правительства государств-членов ЕАЭС предусмотрели отсрочки по уплате ряда налогов и обязательных платежей, снизили ставки обязательных социальных выплат - в основном для малого и среднего бизнеса, ввели приостановку начисления штрафов и пеней, а также обязательное взыскание с налогоплательщиков задолженности по налогам и социальным выплатам.

3. Льготное финансирование из бюджетных средств. Безвозвратное бюджетное финансирование было предоставлено организациям, наиболее пострадавшим от пандемии. Все отрасли экономики имеют возможность получить кредиты на льготных условиях, а также кредиты на выплату заработной платы, государственные гарантии для малого и среднего бизнеса при отсутствии необходимого обеспечения для получения кредитов, частичное субсидирование процентов по кредитам и отсрочка уже выданных кредитов.

4. Меры денежно-кредитного регулирования. Центральные банки государств-членов ЕАЭС приняли меры по поддержке экономики за счет снижения ставок, снижения регуляторных требований. В целях смягчения

XIIМеждународная научно-практическая конференция негативных последствий пандемии и стимулирования экономического роста

центральные банки Армении, Казахстана и России снизили процентные ставки и

ставки рефинансирования: в Армении на 0,25 процентного пункта до 5,25%, в

Казахстане базовая ставка снижена до 9,5. %, в России ключевая ставка снижена

на 0,5 п.п. до уровня 5,5%. В Беларуси ставка была изменена до начала пандемии

и составила 8,75%. Центральные банки ряда стран ЕАЭС приняли программы

льготного кредитования и рефинансирования кредитов малому и среднему

бизнесу.

5. Поддержка населения. Правительства стран ЕАЭС реализуют ряд ключевых государственных программ по смягчению социальных последствий для населения, вызванных пандемией, - в частности, оказание финансовой помощи тем, кто потерял доход во время пандемии, предоставление разовых пособий семьям с ограниченными возможностями. детям и беременным женщинам, предоставление продуктовых наборов социально уязвимым слоям населения, материальная поддержка медицинских работников, участвующих в борьбе с коронавирусной инфекцией, субсидии или отсрочка платежей населению по счетам за коммунальные услуги [3, с. 805].

Таким образом, несмотря на негативное влияние пандемии на экономику ЕАЭС, интеграционное сообщество смогло принять меры противодействия. Однако, характер данных мер заключается в том, что по большей степени это оглашение своих действий внутри интеграционной площадки, т. е. правительства государств хотя и договорились о совместном проведении внутренних реформ, но эти реформы регулируются при помощи национальных институтов, наднациональные институты выступают в качестве наблюдателей, без существенных рычагов влияния.

Что касается ЕС, то вначале пандемии главы государств и правительств 27 государств-членов ЕС подчеркнули необходимость солидарности в подходе ЕС к пандемии коронавируса во время своей видеоконференции 10 марта 2020 года и определили четыре приоритетных направления действий, подтвержденных 17 марта 2020 года. Несмотря на широкое распространение коронавируса и очень

«Новые импульсы развития: вопросы научных исследований» серьезные экономические последствия, на последующей видеоконференции 26 марта 2020 года не было договоренности о соответствующих финансовых инструментах, которые помогли бы смягчить последствия вируса в ЕС. В дальнейшем страны ЕС рассмотрели вопрос о скоординированном подходе 23 апреля 2020 года, когда обсуждали снятие мер сдерживания, системы социальной защиты для рабочих и бизнеса, а также план восстановления и финансирования мер по восстановлению экономики.

В дальнейшем, понимая угрозу пандемии, ЕС, в пределах своих полномочий принял меры по борьбе с пандемией коронавируса и ее последствиями. Проявив значительную гибкость, институты ЕС организовали пакет мер (некоторые уже приняты, другие предложены или в процессе реализации) для противодействия кризису, опираясь на бюджет ЕС и на более широкий экономический пакет. Парламент призывает Европейскую комиссию предложить пакет возмещения ущерба в размере 2 триллионов евро, распределяемый в основном за счет грантов (за которыми парламент будет внимательно следить), а не кредитов. Пакет восстановления обеспечивает реальное финансирование, чтобы помочь наиболее пострадавшим, и сосредоточиться на смягчении последствий изменения климата, цифровизации и новой программе здравоохранения [4].

Организация и предоставление медицинских услуг в Европейском Союзе является прерогативой и обязанностью государства-члена. Но ЕС быстро принял меры для выявления и перераспределения финансирования из текущего бюджета ЕС, перенаправив программные средства и дополнительную бюджетную поддержку на борьбу с пандемией. Общий бюджетный пакет ЕС по коронавирусу, включая ресурсы, предоставляемые в виде грантов непосредственно из бюджета ЕС и в качестве гарантии ЕС финансовым учреждениям, составляет 67,3 млрд евро.

Для решения приоритетных задач по сдерживанию распространения вируса и обеспечению оказания медицинской помощи ЕС выделил прямую

XIIМеждународная научно-практическая конференция поддержку сектору здравоохранения, внеся две поправки к бюджету ЕС на 2020

год.

В 2019 году ЕС усилил компоненты управления рисками стихийных бедствий, модернизировав Механизм гражданской защиты ЕС. Последний введенный элемент - RescEU - призван повысить защиту граждан от стихийных бедствий и управление возникающими рисками. RescEU создает новый европейский резерв ресурсов («резерв RescEU»), который включает в себя парк противопожарных самолетов и вертолетов, самолетов для медицинской эвакуации, склад медицинского оборудования и полевые госпитали, которые могут реагировать на чрезвычайные ситуации в области здравоохранения и химические, биологические, радиологические и ядерные инциденты [5].

Первая поправка в бюджет усилила RescEU в общей сложности до 478,6 млн евро для Механизма гражданской защиты ЕС, чтобы смягчить последствия пандемии и помочь восстановлению там, где это необходимо в Европе, включая покупку медицинских принадлежностей, таких как защитное оборудование и аппараты ИВЛ. Это включает 350 миллионов евро на финансовую помощь Греции для обеспечения, среди прочего, надлежащего размещения граждан третьих стран во время рассмотрения их заявлений о предоставлении убежища, что замедляет потенциальное распространение Covid-19 в лагерях мигрантов [5].

Второе изменение в текущем бюджете предусматривает выделение нового финансирования здравоохранения на 3 миллиарда евро - 2,7 миллиарда евро в рамках Инструмента экстренной поддержки для накопления и распределения основных медицинских материалов и материалов для тестирования, а также транспортировки медицинского оборудования и пациентов; и оставшиеся 300 миллионов евро в виде 100% прямого финансирования RescEU (т.е. национального со финансирования не требуется) для пополнения резерва медицинского оборудования, которое будет предоставлено в дополнение к национальным запасам.

Чтобы стимулировать исследования в области лечения и разработки вакцины, ЕС выделил 1 миллиард евро в рамках программы Horizon 2020. Около

«Новые импульсы развития: вопросы научных исследований» 325 миллионов евро уже выделено на исследовательские проекты с января 2020

года, в том числе 50 млн евро, которые ЕС уже запланировал внести в Коалицию

по обеспечению готовности к эпидемиям [6].

Чтобы защитить рабочие места и поддержать бизнес, ЕС перенаправит текущее бюджетное финансирование, чтобы помочь экономике противостоять спаду, вызванному коронавирусом. Это включает меры по обеспечению ликвидности, чтобы помочь сильно пострадавшим малым и средним предприятиям. ЕС предоставил гарантии из бюджета на сумму около 2,5 млрд евро, чтобы Группа ЕИБ (Европейский инвестиционный банк и Европейский инвестиционный фонд) могла инвестировать дополнительно 20 млрд евро в малый и средний бизнес. Еще 1 миллиард евро из части бюджетных гарантий ЕС, запланированных для долгосрочных проектов в рамках Европейского фонда стратегических инвестиций (EFSI), выделено в Европейский инвестиционный фонд через существующие программы COSME и Innovfin. Это мобилизует в общей сложности 8 миллиардов евро на помощь 100 тысячам пострадавшим компаниям. ЕС также выступил с инициативой по предоставлению ликвидности для поддержки МСП, рынков труда и сектора здравоохранения. В обычное время ЕС требует возврата неизрасходованного авансового финансирования из европейских структурных и инвестиционных фондов (ESI), которыми владеют государства-члены. Ввиду серьезных последствий пандемии эти суммы станут вкладом в инвестиционную инициативу по реагированию на коронавирус [4].

С помощью инвестиционной инициативы по реагированию на коронавирус (CRII +) ЕС внес дополнительную гибкость в правила, регулирующие фонды, позволив государствам-членам переводить неизрасходованные ресурсы между фондами и между различными категориями регионов. Исключительные меры по оказанию помощи сельскому хозяйству и малым агропродовольственным предприятиям, а также рыбной промышленности оцениваются Комиссией на данном этапе в 721 млн евро. Во время пандемии реализация мер внешнеэкономической политики, таможенно-тарифного и нетарифного регулирования осуществлялась на наднациональном

XIIМеждународная научно-практическая конференция уровне Европейской экономической комиссией. На начальном этапе пандемии

Комиссия обеспечила создание в государствах-членах Европейского Союза

«зеленого коридора» для импорта критически важных товаров, необходимых для

предотвращения и ликвидации последствий пандемии коронавируса.

ЕС принял ряд мер для сдерживания экономического шока, вызванного вспышкой Covid-19, некоторые из которых реализуются институтами и органами ЕС, другие внедряются на национальном уровне.

Коллективные действия ЕС сосредоточены на устранении кризиса в области здравоохранения и связанных с ним гуманитарных потребностей, укреплении систем здравоохранения, водоснабжения и санитарии, их потенциала в области исследований и готовности к борьбе с пандемией, а также на смягчении социально-экономических последствий.

Пандемия негативно повлияла на экономики ЕС и ЕАЭС. Для снижения негативного воздействия оба интеграционных объединения реализовали ряд финансовых и нефинансовых мероприятий, призванных уменьшить негативные последствия пандемии

Подводя итоги, ЕС принял ряд мер для сдерживания экономического шока, вызванного вспышкой СОУГО-19, некоторые из которых управляются институтами и органами ЕС, другие - на национальном уровне. Коллективные действия ЕС сосредоточены на устранении непосредственного кризиса в области здравоохранения и связанных с ним гуманитарных потребностей, укреплении систем здравоохранения, водоснабжения и санитарии, их потенциала в области исследований и готовности к борьбе с пандемией, а также на смягчении социально-экономических последствий.

В качестве вывода можно сказать, что разница в моделях интеграционных объединений влияет не только на различия в существующих проблемах и как на них повлиял СОУГО - 19, но и на методы борьбы с ними. Со стороны межправительственной модели ЕАЭС государства-участники в первую очередь решают свои собственные проблемы, хотя и стараются координировать их совместно с другими членами, таким образом формируя единую повестку ЕАЭС.

«Новые импульсы развития: вопросы научных исследований» Поддержка со стороны наднациональных органов ограничивается созданием

новых ведомств, послаблений, льгот, и кредитами. С другой стороны, есть

наднациональная модель ЕС, в которой меры по борьбе разделены на

наднациональные (бюджет из которых формируется от налогов государств-

участников), и национальные. В данной модели наблюдается наднациональные

органы с существенными рычагами воздействия на государства и их граждан.

Все это достигает благодаря многочисленным социальным программам,

фондами, исследованиями, мерам поддержки экономик, однако их

распределением занимаются наднациональные органы.

Библиографический список:

1. Постковидное сотрудничество в ЕАЭС. Какой будет интеграция «пятерки» после полугодового кризиса. [Электронный ресурс]: Евразийский Банк Развития: офиц. сайт. - 29.09.2020. - Режим доступа: https://eabr.org/press/news/postkovidnoe-sotrudnichestvo-v-eaes-kakoy-budet-integratsiya-pyaterki-posle-polugodovogo-krizisa/ (дата обращения: 06.04.2021).

2. Как пандемия повлияла на ЕАЭС. [Электронный ресурс]: Евразийский Банк Развития: офиц. сайт. - 16.09.2020. - Режим доступа: https://eabr.org/press/news/kak-pandemiya-povliyala-na-eaes/ (дата обращения: 06.04.2021).

3. Vovchenko N.G., Ivanova O.B., Khapilin A.F., Khapilin S.A., Kostoglodova E.D., Borlakova A.I. Transformation of Public Finance of the Eurasian Economic Union Member States in the Context of the COVID-19 Pandemic / Vovchenko Natalia Gennadievna, Ivanova O.B., Khapilin A.F., Khapilin S.A., Kostoglodova E.D., Borlakova A.I. // International Journal of Economics and Business Administration Volume VIII, Issue 4, 2020. - pp. 796-806.

4. EU budgetary and financial response to the coronavirus crisis. [Электронный ресурс]: European Parliamentary Research Service. - Режим доступа: https://www.europarl. europa. eu/RegData/etudes/BRIE/2020/651925/EPRS_BRI(202 0)651925_EN.pdf (дата обращения: 06.04.2021).

XIIМеждународная научно-практическая конференция

5. RescEU. European civil protection and humanitarian aid operations. [Электронный ресурс]: European Commission. - Режим доступа: https://ec.europa.eu/echo/what/civil-protection/resceu_en (дата обращения: 06.04.2021).

6. What can the EU do to alleviate the impact of the coronavirus crisis. [Электронный ресурс]: European Parliamentary Research Service. - Режим доступа:

https://www.europarl.europa.eu/RegData/etudes/BRIE/2020/649338/EPRS_BRI(202 0) 649338_EN.pdf (дата обращения: 06.04.2021).

УДК 332

Даштиева Мадина Эльдаровна Dashtieva Madina Eldarovna

Аспирант PhD student

Дагестанский государственный университет Dagestan state university

ВЛИЯНИЕ АГЛОМЕРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ НА ПРОСТРАНСТВЕННУЮ ПОЛЯРИЗАЦИЮ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ

СТРАНЫ

THE INFLUENCE OF AGGLOMERATION PROCESSES ON THE SPATIAL POLARIZATION OF THE COUNTRY'S ECONOMIC DEVELOPMENT

Аннотация. В данной научной статье рассматривается агломерационный процесс как один из главных факторов, оказывающих влияние на асимметрию социально-экономического развития регионов. А также предложены некоторые пути решения проблемы посредством налаживания территориального сотрудничества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.