Научная статья на тему 'Влияния доверия на выбор типов атрибуции в ситуации успеха и неудачи у школьников'

Влияния доверия на выбор типов атрибуции в ситуации успеха и неудачи у школьников Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
229
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОВЕРИЕ / СИТУАЦИЯ УСПЕХА / СИТУАЦИЯ НЕУДАЧИ / ЛИЧНОСТНАЯ АТРИБУЦИЯ / ОБЪЕКТНАЯ АТРИБУЦИЯ / ОБСТОЯТЕЛЬСТВЕННАЯ АТРИБУЦИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Макриди Э.Н

В статье представлены результаты эмпирических исследований влияния доверия на выбор типа атрибуции в ситуациях успеха и неудачи у старшеклассников. Показано, что только высокое доверие к одноклассникам проявляется в изменении соотношения выраженности личностной, объектной и обстоятельственной атрибуции в ситуациях успеха и неудачи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияния доверия на выбор типов атрибуции в ситуации успеха и неудачи у школьников»

международный научный журнал «инновационная наука» №11/2015 issn 2410-6070

4. Реан А. А. Педагогические особенности взаимодействия педагога и учащегося [Тест] // Вопросы психологии. 1983. № 5. С .58-61.

© Мочалова Ю.А., Вербова О.В., 2015

УДК 159.9.072.43

Э.Н.Макриди

Студентка 6 курса психолого-педагогического отделения Академии психологии и педагогии Южный федеральный университет Научный руководитель: Ю. А.Мочалова к.психол.н, асс. кафедры «Психология образования» Академии психологии и педагогики Южный федеральный университет Г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация

ВЛИЯНИЯ ДОВЕРИЯ НА ВЫБОР ТИПОВ АТРИБУЦИИ В СИТУАЦИИ УСПЕХА И НЕУДАЧИ У ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация

В статье представлены результаты эмпирических исследований влияния доверия на выбор типа атрибуции в ситуациях успеха и неудачи у старшеклассников. Показано, что только высокое доверие к одноклассникам проявляется в изменении соотношения выраженности личностной, объектной и обстоятельственной атрибуции в ситуациях успеха и неудачи.

Ключевые слова

Доверие, ситуация успеха, ситуация неудачи, личностная атрибуция, объектная атрибуция,

обстоятельственная атрибуция.

Когда мы говорим о воспитательной системе в школе, проблема формирования доверия является одной из ключевых. Разработка различных программ повышения доверия в школе, должна опираться на хорошо организованные эмпирические исследования, имеющие действительно валидные результаты. Анализ литературы по таким исследованиям позволил нам сделать вывод о том, что эти эмпирические работы посвящены, в основном, изучению доверия только к педагогу [1, 2, 3], но роль доверия во взаимодействии школьников практически не изучалась. В частности, доверие может проявляться в особенностях каузальной атрибуции, регулирующей отношения между школьниками и значимость которой в образовательном процессе представлена в ряде работ [4, 5]. До сегодняшнего дня наиболее существенный вклад в развитие изучение каузальной атрибуции в социальной психологии внес Г. Келли, который выделил три типа атрибуции - личностная, объектная и обстоятельственная [6]. В рамках вышеизложенного и с учетом того, что каузальная атрибуция может иметь свои специфические особенности в зависимости от того, в какой ситуации (успеха или неудачи) осуществляются атрибутивные процессы, нами была сформулирована эмпирическая гипотеза: мера доверия к сверстникам у старшеклассников проявляется в особенностях выбора типа атрибуции в области достижений и в области неудач.

Контингент испытуемых. Исследование проводилось в 11-х классах МОУ СОШ № 4 г. Волгодонска Ростовской области. В исследовании приняли участие старшеклассники 11 «А» класса (всего 28 школьников)

международный научный журнал «инновационная наука» №11/2015 issn 2410-6070

и старшеклассники 11 «Б» класса (всего 29 школьников).

Процедуры исследования: Для эмпирического исследования меры доверия учеников друг другу мы использовали метод шкалирования. В основу шкалирования была положена шкала М. Розенберга, используемая для экспресс - диагностики доверия в межличностных отношениях. Методика включает в себя 3 полярных вопроса, которые нами были персонифицированы при ответе испытуемых. Для определения меры доверия к каждому из одноклассников все индивидуальные значения суммировались и усреднялись (делением на максимально возможное значение). Так как нормативов не существует, мы с помощью построения доверительного интервала разделили всю выборку на три части: «ученики с высоким уровнем доверия к ним» (8 испытуемых в классе «А», 6 испытуемых в классе «Б»), «ученики со средним уровнем доверия к ним» (9 испытуемых в классе «А», 11 испытуемых в классе «Б») и «ученики с низким уровнем доверия к ним» (11 испытуемых в классе «А», 12 испытуемых в классе «Б»).

Для изучения особенностей каузальной атрибуции - контент-анализ авторского варианта «Закончи предложение». Его проведение включало три этапа. На первом - определялась область деятельности, относительно которой, испытуемые должны будут приписывать причины в области достижений и в области неудач своим сверстникам. Так как ведущим видом деятельности для учеников одиннадцатых классов выступает учебная деятельность, то и начало предложения, которое испытуемые должны были закончить, должно было быть связано со значимой сферой учебной деятельности. Мы провели беседу и установили, что многие в одиннадцатых классах обеспокоены сдачей ЕГ по математике. Поэтому для изучения типов атрибуции в области достижения предложение начиналось «Если Иванов (Петров, Сидоров и т.д.) успешно

сдаст ЕГ по математике, то причина этого.....», а в области неудачи «Если Иванов (Петров, Сидоров и т.д.)

не сдаст успешно ЕГ по математике, то причина этого.....». Испытуемые должны были закончить

предложение. Результаты фиксировались на диктофон. На втором этапе эксперты независимо друг от друга провели контент-анализ ответов респондентов. В качестве экспертов выступили 3 преподавателя психологии ЮФУ и 2 психолога, работающих в системе школьного образования. В отличие от классической формы проведения контент - анализа, где эксперты сами выделяют категории анализа, мы для экспертов изначально задали смысловые единицы, соответствующие выделяемым Г. Келли трем типам атрибуции - личностная атрибуция, объектная атрибуция и обстоятельственная атрибуция. После того, как эксперты независимо друг от друга выделили выражения и слова, мы, сопоставив их результаты, оставили для дальнейшего анализа те выражения, которые встречаются у всех пяти экспертов. Приводим те выражения и фразы, которые эксперты относили к выделяемым Г. Келли трем типам атрибуции. Личностная атрибуция - наиболее часто использовались фразы: «способный»; «умеет нравиться учителям»; «упрямый»; «хитрый»; «не может приложить усилий»; «нечестный»; «имеет силу воли»; «умный», иногда встречались фразы типа «стелется под всех». Объектная атрибуция - наиболее часто использовались фразы: «знает (не знает) математику»; «помогут учителя»; «трудный предмет»; иногда встречались фразы типа «есть связи». Обстоятельственная атрибуция - наиболее часто использовались фразы: «ему всегда везет (не везет)»; «умеет списывать»; «дело случая»; «плохо подготовился»; «не его день»; «переволновался». Третий этап - расчет «удельного веса» каждого типа атрибуции в ситуации успеха и неудачи по формуле:

частота ■ встречаемости ■ личностной, объектной,-обстоятельственной ■ атрибуции в ■ области ■ достижений ■ или ■ в ■ области ■ неудачи

Ув =---

число ■ испытуемых ■ в ■ групее Для статистической обработки мы использовали непараметрический статистический критерий ф -угловое преобразование Фишера, который позволяет определять значимость различий между признаками выраженными в процентах. Сравнение проводилось по категориям «личностная атрибуция в области достижений - личностная атрибуция в области достижений», «объектная атрибуция в области достижений -объектная атрибуция в области достижений», «обстоятельственная атрибуция в области неудачи -обстоятельственная атрибуция в области неудачи».

международный научный журнал «инновационная наука»

№11/2015

issn 2410-6070

Результаты и их обсуждение. Результаты выраженности личностной, объектной и обстоятельственной атрибуции в области достижений и в области неудач представлены на Рис. 1.

66

72

71

1S 19 14 14 I и 1S

ш 11 ■ ш ш т 0

<v Ф г* V А U

г г ъ А Z г 3 2

| £ Е - 5 ? г £ i X

О - | ф г о 1 с i 1 9 ■ —

О Jj i У Л Г О

с о

i 1 i

— ГЕ tt

g g £

о ■о

о с- о

■ысонй уровень среди нП уровень низкий уроаень

доверия доверяя доверия

б

Рисунок 1 - Мера выраженности используемых типов каузальной атрибуции в области достижений (а) и в области неудач (б) в зависимости от уровня доверия к одноклассникам (высокий, средний, низкий)

а

Если одноклассники доверяют сверстникам, то в области достижений они чаще всего используют личностную атрибуцию (66%), а объектная и обстоятельственная используются гораздо реже 15% и 19% ,соответственно, а в области неудач они так же чаще всего используют личностную атрибуцию (42%), а объектная и обстоятельственная используются несколько реже 27% и 31% соответственно. Непараметрический статистический критерий ф -угловое преобразование Фишера показал, что по категориям по категориям «личностная атрибуция в области достижений - личностная атрибуция в области достижений», «объектная атрибуция в области достижений - объектная атрибуция в области достижений», «обстоятельственная атрибуция в области неудачи - обстоятельственная атрибуция в области неудачи» мы наблюдаем статистически достоверные различия. Если одноклассники доверяют сверстникам в средней степени, то в области достижений они чаще всего используют личностную атрибуцию (72%), а объектная и обстоятельная используются гораздо реже по сравнению с теми, кому высоко доверяют - 14% и 14%, соответственно, и в области неудач они так же чаще используют личностную атрибуцию (76%), а объектная и обстоятельная - 8% и 16%, соответственно. Непараметрический статистический критерий ф - угловое

международный научный журнал «инновационнаянаука» №11/2015 issn 2410-6070

преобразование Фишера не показал значимых различий. Если одноклассники мало доверяют сверстникам, то вне зависимости от того в какой ситуации - достижений или неудач осуществляется атрибуция, чаще всего используется личностная атрибуция (71%), а объектная и обстоятельственная используются гораздо реже 14% и 15%, соответственно. Выводы.

1. Вне зависимости от уровня доверия к одноклассникам старшеклассники при атрибутировании, как в области достижений, так и в области неудач выражено чаще используют личностную атрибуцию, что, по мнению Г. Келли, не способствует эффективной (полной) атрибуции. Но при этом доверие проявляется в соотношении между личностной обстоятельственной и объектной атрибуцией - чем выше доверие, тем ниже личностная и выше - обстоятельственная и объектная.

2. Только высокий уровень доверия к одноклассникам проявляется в выраженности разных типов каузальной атрибуции относительно ситуации успеха или неудачи: а) в ситуации успеха взрастает роль личностной атрибуции и снижается обстоятельственной и объектной; б) в ситуации неудачи снижается роль личностной атрибуции и повышается обстоятельственной и объектной.

Список использованной литературы:

1 Дорофеев В.А. Взаимосвязь доверия и понимания участников образовательного процесса школы //Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2009. №3. С.163-168.

2 Дорофеев В.А. Доверие в системе «учитель-ученик» при разных стилях педагогического взаимодействия. //Известия высших учебных заведений. Северо - Кавказский регион. Общественные Науки. 2005. Приложение №7. С. 112-116.

3 Яковенко, С.И. Психологические условия формирования у трудновоспитуемых подростков доверия к педагогам: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.05: Киев, 1983. 20 с.

4 Далгатов М.М. Каузальные атрибуции достижений как фактор эффективности учебной и педагогической деятельности: дис. ... д-ра психол. наук: 19.00.07 Москва, 2006 385 с

5 Онучин А.Н. Каузальная атрибуция в построении образа сверстника у старшеклассников: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.05: Москва, 1999 168 с.

6 Келли Г. Процесс каузальной атрибуции. //Современная зарубежная социальная психология. Тексты. Под ред. Г.М. Андреевой, Н.Н. Богомоловой, Л.А. Петровской. М., 1984 С. 127-138

© Мочалова Ю.А., Макриди Э.Н., 2015

УДК 159.925.6-05

Д.Д.Мухортова

студентка 3 курса Психолого-педагогического института Мурманский Арктический Гуманитарный Университет Научный руководитель: Т.Д.Барышева магистр психологии, ст. преп. кафедры психологии Мурманский Арктический Гуманитарный Университет г. Мурманск, Российская Федерация

ПСИХОГРАФОЛОГИЧЕСКИЕ И ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ

Аннотация

В статье рассматривается психографология как исследовательский подход и описываются результаты исследования на выявление психографологических и личностных особенностей детей старшего школьного возраста.

Ключевые слова

Психографология, индивидуально-психологические особенности личности, старший школьный возраст, подростки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.