Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ АЛКОГОЛЕМ НА СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ'

ВЛИЯНИЕ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ АЛКОГОЛЕМ НА СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
63
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ АЛКОГОЛЕМ НА СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ»

нического воспитания рабочих и санитарного актива предприятия..

Было проведено комплексное стоматологическое и социально-гигиеническое обследование 572 рабочих промышленного предприятия в возрасте 18—29 лет. Анкета включала вопросы, касающиеся режима труда и отдыха, режима пи-

♦ тания, объема гигиенических знаний, их выполнения, наличия предметов личной гигиены и др.

Результаты стоматологического обследования показали, что распространенность гингивита среди рабочих в возрасте 20—24 лет составила 55,5± ±2,6%, 25—29 лет — 43,2=±2,2 %, гигиенический индекс — в среднем 3,7+0,3, что соответствует неудовлетворительному гигиеническому состоянию полости рта. С помощью индекса нуждаемости СР1ТЫ выявлено, что 100 % рабочих нуждается в гигиеническом обучении.

При анализе анкет установлено, что 88,2 % . рабочих были плохо осведомлены о гигиене полости рта, причинах заболевания десен. К пока-. зателям санитарной культуры следует отнести зна-

* ние популярной литературы, наличие предметов гигиены, их выбор и хранение. Зубные щетки имели большую рабочую часть, их ворсинки были истерты, поэтому они подлежали замене. Большинство рабочих употребляют кондитерские и мучные изделия в неограниченном количестве.

Пропаганду санитарных знаний, а также гигиеническое обучение мы проводили с привлечением специально подготовленного для этого санитарного актива предприятия: санитарных инспекторов и дружинников, цеховых медицинских сестер. Обучение осуществляли двумя методами: пассивным — путем демонстрации приемов чистки зубов на муляже, активным — с участием самого рабочего. После предварительного окрашивания мяг-4 кого зубного налета спиртовым раствором фук-

сина рабочие чистили зубы под контролем обученной медицинской сестры. В результате проведенной работы удалось повысить уровень гигиенических знаний на 67,7 % от первоначального. Рабочие правильно ориентировались в выборе зубных щеток и паст, изменили режим питания. Анализ гигиенического индекса показал резкое улучшение этого показателя (1,2+0,01) по сравнению с его исходным значением. Пассивный метод обучения дал незначительное улучшение гигиенического состояния полости рта (снижение

индекса до 2,5=1=0,05).

Улучшение состояния полости рта при активном методе обучения гигиеническим навыкам обусловило снижение заболеваемости гингивитом, числа рецидивов и задержку прогрессирования процесса у 65 % рабочих. Таким образом, применение активных форм гигиенического обучения способствует существенному изменению структуры стоматологической заболеваемости и повышению уровня санитарной культуры рабочих.

а

Литература

1. Виноградова Т. Ф., Липатова Л. С. Профилактика стоматологических заболеваний у детей.— М., 1975.

2. Дьяченко Ю. Ф., Володкина В. В., Подобуева А. И. Стоматология.— 1981.— № 1.—С. 12—14.

3. Кадникова Г. И. Эпидемиология и профилактика хронических гингивитов у детей: Автореф. дис. ... канд.— Рига, 1975.

4. Марченко А. И., Костенко Л. С., Тараник И. В. // Терапевтическая стоматология.— Киев, 1979.— Вып. 17.—

С. 99—103. 5

5. Урбанович Л. И., Иванов И. С., Лазарев С. Е. и др. // Стоматология.— 1984.— № 6.— С. 22—24.

6. Харитон В. С., Слизская М. А. // Актуальные проблемы стоматологии.— Минск, 1983.— С. 132—134.

7. lshikawa О. // Bull. Tokvo Dent. Univ.— 1980.—Vol. 27.— P. 71—77.

. . • ^OtTl/ Г — • _ . Л J f^tSfc^-df Jijt ' • \ • • • » - *» i • e • 4 ^

Поступила 03.11.88

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 1990 УДК 616.89-008.441.13-055.1/.2-07:616-053.2

Н. А. Матвеева, Л. В. Шулындина, 10. Г. Кузмичев, Е. П. Усанова, В. П. Улитина

ВЛИЯНИЕ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ АЛКОГОЛЕМ

НА СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ

0

Горьковский медицинский институт им. С. М. Кирова; Горьковский научно-исследовательский педиатрический институт

Минздрава РСФСР

Убедительные подтверждения неблагоприятного влияния вредных привычек родителей на здоровье детей раннего возраста приводятся в ряде работ [1, 3, 4]. Вместе с тем малоизученным остается ▲ вопрос о состоянии здоровья детей школьного возраста, в семьях которых отмечается пьянство или алкоголизм.

Целью настоящей работы явилось изучение влияния пьянства и алкоголизма в семье на состояние здоровья школьников, воспитывающихся в

общеобразовательных школах-интернатах и детских домах. Проведено выборочное углубленное обследование состояния здоровья 781 воспитанника (408 мальчиков и 373 девочки) в возрасте от 7 до 15 лет. В обследовании, кроме педиатров, принимали участие невропатолог, окулист, отоларинголог, дерматолог, эндокринолог, стоматолог; по расширенной программе выполнено антропометрическое обследование школьников. По данным опросно-анкетного метода (собеседование

Таблица 1

Сравнительная характеристика морфофункционального развития школьников из семей, не отягощенных и отягощенных пьянством

и алкоголизмом

Показатель Группа Процент школьников с : оценкой показателей

1 2 3 4 5 6 7 8 р

Мальчики

Длина тела 1-Я 6 9 21 28 20 10 3 3 \А ПК

2-я 7 10 23 29 17 10 4 0

Масса тела 1-я 5 6 21 30 22 10 3 3 \ А пк

2-я 10 10 22 27 20 7 2 2

Индекс масса/длина тела 1-я 3 8 20 31 24 9 4 1 лег

2-я 6 14 21 26 24 8 1 0 Z>U,Uo

Окружность грудной клетки 1-я 3 7 15 32 26 12 2 3 \ П ПК

2-я 4 7 16 33 21 12 3 4

Число постоянных зубов 1-я 4 9 26 24 29 5 2 1 А ПС

2-я 2 14 21 30 24 7 1 1

Толщина жировой складки 1-я 3 7 7 11 28 28 13 3 ^-'П ПК

2-я 5 12 10 20 24 22 5 2

Жизненная емкость легких 1-я 4 14 16 26 21 10 7 2 — П ПК

2-я 6 7 21 23 26 9 5 3

Мышечная сила правой руки 1-я 6 11 13 24 16 20 4 6 -^п ПК

2-я 7 10 17 22 17 12 7 8

Частота сердечных сокращений 1-я 4 21 17 24 20 11 0 3 ^-П П 1

2-я 7 13 13 35 17 9 4 2

Систолическое артериальное давление 1-я 1 7 25 35 15 3 1 3

2-я 3 7 19 40 16 11 2 2

Диастолическое артериальное давле- 1-я 1 5 12 33 31 9 6 3 П1

ние 2-я 4 14 17 31 18 9 2 5

развития в центильных интервалах

1 2 3 4 5 6 7 8

Девочки

4 12 19 25 22 12 3 3

9 8 19 23 27 8 4 2

4 9 21 27 19 12 4 4

0 10 22 24 26 12 3 3

3 7 15 32 21 11 6 5

4 9 13 29 20 10 3 3

3 8 15 27 27 12 3 5

2 6 12 30 28 14 5 3

3 5 14 42 26 5 2 3

3 3 16 45 25 5 0 3

1 6 12 27 24 19 4 7

1 3 9 38 28 16 1 4

8 16 18 22 22 8 4 2

8 18 22 27 17 4 2 2

7 12 12 27 20 9 6 7

7 8 10 26 27 9 5 8

7 18 21 31 14 17 1 1

8 13 26 25 15 9 2 2

1 5 18 40 20 9 3 4

3 5 24 29 23 8 5 3

0 6 4 40 17 21 6 6

1 9 14 14 15 4 4

>0,05 >0,05 >0,05 >0,05 >0,05 >0,05 >0,05 >0,05 >0,05 >0,05 <0,05

с воспитателями и учителями) и анализа личных дел воспитанников последние были распределены на две группы: 1-я — школьники (218 мальчиков и 185 девочек), поступившие в интернатные учреждения из семей, не отягощенных пьянством и алкоголизмом; 2-я — воспитанники (190 мальчиков и 188 девочек), принятые в школу-интер-

нат или детскии дом из семей, где у родителей выявлено злоупотребление алкоголем. В указанных группах проведен сравнительный анализ показателей, характеризующих морфофункциональ-ное развитие и состояние отдельных органов и систем обследованных. Показатели состояния здоровья подвергнуты статистическому анализу при помощи критерия согласия х2- Нуль-гипотеза: обе группы по исследуемому показателю представляют выборки из одной и той же генеральной совокупности. Альтернативная гипотеза принимается на уровне р<0,05 [2].

Морфофункциональное развитие воспитанников характеризовали по 22 показателям с определением уровня биологического созревания, гармоничности развития и типа телосложения. Оценку отдельных показателей развития проводили по центильным шкалам и номограммам, разработанным нами по результатам антропометрического обследования учащихся общеобразовательных школ [6].

По результатам анализа установлено, что средние показатели тотальных размеров тела, физио-метрических функций, артериального давления у воспитанников школ-интернатов и детских домов ниже, чем у учащихся общеобразовательных школ. Отмечена тенденция к снижению показа-

телей морфофункционального развития у воспитанников из семей, где отмечено злоупотребление алкоголем. В частности, во 2-й группе, особенно среди мальчиков, несколько больше доля воспитанников со сниженными показателями массы и длины тела, дисгармоничностью развития за счет сниженных показателей массы тела (табл. 1). Статистически значимые различия получены лишь по отдельным показателям. Среди мальчиков 2-й группы чаще снижены величины жировой складки живота, изменено по сравнению с 1-й группой распределение значений диастоли-ческого давления и частоты сердечных сокращений. У девочек различия между группами выявлены только по диастолическому давлению.

При изучении полового созревания обнаружено, что среди мальчиков из семей, отягощенных алкоголизмом, несколько чаще встречались случаи замедленного полового созревания (33,3 % против 20,6% в 1-й группе; р>0,05). Среди мальчиков и девочек 2-й группы несколько реже выявлялись случаи ускоренного полового созревания. Это отразилось на структуре контингента по уровню биологического развития. В сравнении с общеобразовательной школой в интернатных учреждениях меньше детей, биологический возраст которых соответствует паспортному или опережает его; значительно больше доля школьников, особенно среди мальчиков, с отставанием по биологическому возрасту (21,8% против 14,9%;

р< 0,05).

Анализ результатов углубленного осмотра воспитанников педиатрами и специалистами показал, что в школах-интернатах и детских домах

Таблица 2

Сравнительная характеристика состояния отдельных органов и систем у школьников из семей, отягощенных и не отягощенных

пьянством и алкоголизмом

Органы и системы Группа Распределение детей по группам здоровья, %

I II in IV р I п ш IV р

Мальчики Девочки

Комплексная оценка состояния здоровья 1-я 2-я 7 6 49 55 41 37 3 2 >0,05 6 5 56 45 34 45 4 5 >0,05

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Кожные покровы 1-я 2-я 87 85 10 14 3 1 0 >0,05 94 87 4 10 2 3 0 >0,05

Сердечно-сосудистая система 1-я 2-я 69 69 30 30 1 1 - >0,05 67 71 32 24 1 5 >0,05

Органы пищеварения 1-я 87 10 3 - 80 14 5 1

Опорно-двигательный аппарат 2-я 1-я 2-я 87 60 62 10 31 30 3 9 8 - >0,05 >0,05 75 55 52 18 30 37 7 14 11 1 >0,05 >0,05

Нервная система • 1-я 2-я 52 52 20 24 26 23 2 1 >0,05 58 51 31 34 10 15 1 >0,05

Зубочелюстная система 1-я 2-я 66 74 28 22 6 4 . >0,05 65 70 30 23 4 6 1 1 >0,05

Орган зрения 1-я 2-я 85 85 12 11 2 2 1 2 >0,05 87 80 8 13 3 4 2 3 >0,05

ЛОР-органы 1-я 2-я 79 74 18 24 3 2 - >0,05 86 81 11 17 3 2 - >0,05

Эндокринная система 1-я 2-я 90 89 8 9 2 2 - >0,05 80 79 16 15 3 5 1 1 >0,05

значительно больше детей с заболеваниями нерв- факт требует специального изучения, но можно

предположить, что меньшая распространенность кариеса среди воспитанников 2-й группы связана с меньшим употреблением детьми продуктов, в частности сладостей, способствующих развитию кариеса. Вероятно, этим же можно объяснить и то, что кариес реже встречался среди воспитанников интернатных учреждений, чем среди учащихся общеобразовательных школ. Как указывают стоматологи, одной из причин этого является меньшее содержание в рационе питания детей интернатных учреждений конфет, кондитерских изделий, которыми нередко злоупотребляют школьники, воспитывающиеся в семьях.

Заключая рассмотрение представленных материалов, следует отметить наличие особенностей в состоянии здоровья школьников интернатных учреждений, которые прослежены как по показателям морфофункционального развития, так и по состоянию отдельных органов и »систем. Злоупотребление родителей алкоголем оказывает влияние на состояние здоровья школьников, воспитывающихся в школах-интернатах и детских домах. У мальчиков неблагоприятное влияние семейного алкоголизма больше сказывается на мор-фофункциональном развитии, в том числе на половом созревании и уровне биологического развития. У девочек злоупотребление родителей алкоголем приводит к ухудшению состояния отдельных органов и систем, что проявляется в повышенной частоте заболеваний.

Однако полученные различия не являются статистически достоверными, что, по-видимому, обусловлено благоприятным влиянием пребывания

ной системы, в том числе с неврозами и неиро-циркуляторной дистонией. В то же время среди воспитанников реже регистрировали кариес зубов, близорукость, ожирение (р<0,05). В сравнении с контингентом общеобразовательных школ в интернатных учреждениях в 2,5 раза меньше детей I группы здоровья, в 1,5 раза больше детей III группы [5]. Однако заболевания в субком-пенсированном состоянии (IV группа здоровья) среди воспитанников диагностировали реже. Это связано с тем, что такие дети, как правило, направляются в специализированные учреждения.

В распределении по группам здоровья школьников из семей, не отягощенных и отягощенных пьянством и алкоголизмом, существенных различий не выявлено (табл. 2), хотя нельзя не отметить тенденцию к преобладанию больных девочек во 2-й группе: в семьях, где родители злоупотребляли алкоголем, было 50 % больных девочек, тогда как в семьях, не отягощенных алкоголизмом,— 38% (р>0,05). Несколько чаще во 2-й группе девочек наблюдались заболевания сердечно-сосудистой системы, органов пищеварения, нервной, эндокринной систем, органа зрения. Следовательно, отягощенность семьи алкоголизмом может приводить к учащению появления самых

различных заболеваний у детей.

Определенные особенности выявлены в распространенности кариеса в сравниваемых группах. Частота заболеваний кариесом, количество пломбированных и удаленных зубов оказались ниже среди воспитанников из семей, где у родителей отмечено злоупотребление алкоголем. Данный

3 Гигиена и санитария № 9

65—

детей в интернатных учреждениях. Обеспечение в школах-интернатах и детских домах полноценных гигиенических условий быта, питания, обучения и воспитания, а также лечебно-профилактического обслуживания в определенной мере нивелирует отрицательное влияние семейного алкоголизма и пьянства на подрастающее поколение.

Литература

1. Василевская Л. Я., Данилова Е. А. Пьют родители, страдают дети.— М., 1977.

2. Закс Л. Статистическое оценивание.— М., 1976.

3. Лисицын Ю. П., Копыт Н. Я. Алкоголизм: Социально-гигиенические аспекты.— М., 1983.

4. Лубоцкая-Россельс Е. М. Алкоголь и дети.— М., 1983.

5. Методические рекомендации по комплексной оценке состояния здоровья детей и подростков при массовых врачебных осмотрах.— М., 1982.

6. Применение центильного метода для оценки состояния здоровья школьников / Под ред. Н. А. Матвеевой.— Горький, 1983.

Поступила 31.12.88

КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 1990

УДК 613.89

В. И. Горбунов, Е. А. Смирнова, И. Б. Черкасова, И. Я. Познякова О ГИГИЕНИЧЕСКОЙ ЗНАЧИМОСТИ ГАРМОНИЧНОГО БРАКА

ВНИЦ профилактической медицины Минздрава СССР, Москва

Пропаганда здорового образа жизни среди населения распространяется на все стороны жизнедеятельности человека, включая брачные отношения. Если они складываются благополучно, с пользой для здоровья членов семьи, то речь идет о гармоничном браке, который является отражением здорового образа жизни супругов. Реалистический взгляд на гармоничный брак позволяет правильно определить гигиеническую значимость этого социального института. В браке нет ничего второстепенного, не заслуживающего научного осмысления, и все, что относится к брачно-семей-ным отношениям, должно быть изучено. Такова современная задача профилактической медицины.

Определяя гигиеническую значимость гармоничного брака, мы исходим из того факта, что в нем интимность имеет специфическое выражение, когда отношения супругов складываются преимущественно на невербальном уровне (переживание прикосновений, восприятие мимических и пантомимических сигналов). До настоящего времени изучение интимной жизни человека в нашей стране носило фрагментарный характер. Считалось, что интимность тождественна половой жизни и сексуальности и по этой причине она незаслуженно приравнивалась к чему-то низменному, «греховному», однако современная социология и психология рассматривают интимность с совершенно других позиций. В словаре В. И. Даля [2] понятие «интимный» объясняется словами «близкий», «тесньш», «задушевный», «сердечный», «искренний», «скрытый». Разумеется, что отношения между людьми, для которых характерны указанные свойства, могут возникнуть только тогда, когда они симпатизируют друг другу.

По нашему представлению, интимность не тождественна половому сближению. «Интимность» — понятие более широкое, чем понятие «половая жизнь». Последняя есть кульминация интимных

О

отношении. С гигиенических позиций в интимной жизни важно изучить то, что выходит за рамки частностей половых отношений, а именно симпатию, расположенность, доверие и другие проявления, относящиеся к описанию психоэмоционального состояния человека, живущего в гармоничном браке. Удовлетворенность гармоничным браком и интимность — признаки сопряженные (г=0,43) [1]. Первая непосредственно поддерживает и симпатию, и эмпатию друг к другу, и эмоциональное здоровье супругов.

Известно [3, 5], что в основе интимных отношений заложены гормоно- и гаметогенез, а также специфический инстинкт, названный половым влечением, или либидо. В последнем выделяют два компонента: стремление к прикосновению, физическому и духовному общению с человеком противоположного пола (при гетеросексуальном влечении) и стремление к снятию напряжения в половой и одновременно сердечно-сосудистой, мышечной, дыхательной и других системах. Эти виды напряжения периодически возникают у человека под влиянием внутренних (при созревании половых клеток и метаболизме гормонов) и внешних побудителей, к которым относятся привлекательность индивида противоположного пола и сигналы, поступающие в центральные отделы нервной системы от слуховых, зрительных, обонятельных и кожных анализаторов.

Первый компонент в определении либидо отражает первичную элементарную потребность человека в переживании прикосновений к поверхности тела [3]. То, что прикосновение способствует снятию психоэмоционального напряжения, показано в классическом эксперименте с детенышами обезьян [5], в ходе которого изучалось поведение молодняка в присутствии или в отсутствие искусственной (тряпичной) матери. Если детеныша помещали в изолированную комнату с игрушками,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.