H.A. АХРЕНОВА
влияние жанров интернет-дискурса на современную популярную художественную литературу
Н.А. АХРЕНОВА
the influence of the internet discourse on modern fiction
N.A. AKHRENOVA
Данная статья посвящена изучению влияния жанров Интернета и языка общения в Интернете на современную российскую и зарубежную популярную художественную литературу. Автор отмечает, что помимо сетературы и жанров, распространенных лишь в Сети (например, фанфикшен), Интернет распространил свое влияние уже за пределы своей среды, и теперь уже печатная популярная художественная литература попала под его влияние.
The article is devoted to the study of the influence of genres and language on the modern Russian and foreign fiction. The author points out that besides the types of literature traditional for the Internet we now come across a lot of examples of printed fiction that were influenced in one way or another by the genres of the Internet.
Ключевые слова: жанр, популярная художественная литература, стиль, Интернет, сете-ратура, фанфикшен
Keywords: genre, fiction, Internet, fanfic, net literature, style
Литература как искусство, художественно отражающая жизнь человека и общества с древних времен до наших дней, как история развивается по определенному порядку, обладает единством содержания и формы произведения. Литературный жанр - это форма, обладающая определенными признаками, большое многообразие которых объясняется тем, что произведения имеют различные задачи и цели, с французского языка слово «жанр» переводится как род или вид.
На определенной стадии развития искусства слова появляются литературные жанры, и затем они постоянно сменяют друг друга. Меняются принципы выделения отдельных жанров, характер жанров, типы и функции. Современное деление литературы по жанровым особенностям основывается на литературных признаках: проза, лирика, поэма и т.д.
В XX веке на литературные жанры оказало особенно сильное влияние обособление массовой литературы от литературы, ориентированной на художественный поиск. Массовая литература заново ощутила острую нужду в четких жанровых предписаниях, значительно повышающих для читателя предсказуемость текста, позволяющих легко в нем сориентироваться. Разумеется, прежние жанры для массовой литературы не годились, и она довольно быстро сформировала новую систему, в основу которой лег весьма пластичный и накопивший немало разнообразного опыта жанр романа. На исходе XIX века и в первой половине ХХ-го оформляются детектив и полицейский роман, научная фантастика и дамский («розовый») роман.
Популярная художественная литература сегодня вполне заслуженно считается массовой и находит своего читателя во всех слоях общества, даже те, кто предпочитают интеллектуальную или поисковую литературу, нередко читают произведения
популярной художественной литературы. Это связано с тем, что темы, поднимаемые в произведениях популярной художественной литературы, близки всем и каждому, помогают отвлечься от повседневных проблем, скоротать время в общественном транспорте, почерпнуть информацию о последних тенденциях в мире моды, вожделенной светской жизни и так далее. Отличительной чертой произведений популярной художественной литературы является то, что они как «губка» впитывают в себя сюжеты, ценности и реалии, которыми живет современное общество; активно реагируют на политические, экономические, технические и социальные перемены и условия в отдельно взятой стране и во всем мире.
Сегодня бесспорным становится тот факт, на популярную художественную литературу активное влияние оказывает Интернет.
В последнее время коммуникативное пространство Интернета стало своеобразной жанропорождающей средой, которая способствовала как более интенсивному развитию жанроведения в целом, так и возникновению новых жанров, свойственных только этой информационной среде. Согласно определению М.М. Бахтина, жанр это «...устойчивый тип текста, объединенный единой коммуникативной функцией, а также сходными композиционными и стилистическими признаками» [1]. С помощью системы жанров определенным образом упорядочивается наше общение и производимый человеком текст в любой его форме (устной, письменной, электронной).
Интересный анализ теории речевых жанров в приложении к Интернету содержится в работе Л.Ю. Иванова [3]. В своей классификации Л.Ю. Иванов предлагает выделять следующие жанры:
1. Общеинформационные жанры или жанры новостей. СМИ в Интернете разделяются на имеющие традиционные «бумажные» аналоги и на собственно сетевые СМИ, которые на бумаге вообще не издаются.
2. Научно-образовательный и специальные информационные жанры (электронные научные и учебные издания, интерактивные учебные курсы, виртуальные факультеты и университеты и т.д.).
3. Художественно-литературные жанры присутствуют в Интернете во всем своем разнообразии. Пополнение происходит, в основном, за счет традиционных литературных произведений, которые были опубликованы на бумаге, а затем перенесены в Сеть, но существует и ряд писателей, пишущих лишь в Интернете.
4. Развлекательные жанры Интернета. Среди них - жанры, объединенные юмористической или эротической направленностью.
5. Жанры, оформляющие неспециальное, непрофессиональное общение. Это, прежде всего, всевозможные дискуссионные группы, чаты или IRC в MUD. К жанрам, оформляющим неспециальное общение, относятся также гостевые книги, письма электронной почты, избранные почтовые рассылки, социальные сайты и др.
6. Деловые и коммерческие жанры (профессиональные и непрофессиональные коммерческие доски объявлений, аналитические обзоры рынков и отраслей, информационные письма, информация на сайтах крупных компаний (корпоративных сетей), имеющая не только рекламный, но и технический и познавательный характер, баннеры).
Л.Ю. Иванов предлагает разделить жанры на исконно сетевые, т.е. порожденные самим использованием языка в сети (чаты и дискуссионные группы), и заимствованные Интернетом из других сфер общения (аннотации научно-технических статей или передовицы электронных СМИ).
Н.А. АХРЕНОВА
Наиболее характерные особенности языка Интернета и Интернет-дискурса исследователи выделяют как раз на базе исконных сетевых жанров. Именно в них наиболее полно реализуются языковые новации. На базе их изучения проще выявляются возможные направления воздействия языка Интернета на общелитературный язык. В заимствованных жанрах Сети определить различия труднее. Отдельные заимствованные жанры могут почти не отличаться друг от друга в виртуальном и «бумажном» варианте. Особенности таких жанров часто продолжают определяться, в первую очередь, не столько фактом их бытования в Интернете, сколько той функциональной разновидностью языка или сферой общения, из которой они перешли в Интернет. Некоторые из заимствованных жанров тяготеют к разговорной речи, сленгу или жаргону, другие обладают признаками специальных языков, третьи принадлежат языку художественной литературы. Внутри жанров складываются новые жанры и подъязыки. Так, в Интернете зародился новый жанр художественной литературы - фанфикшен [9], который пока не вышел за рамки Интернета. Также к жанрам художественной литературы в Сети можно отнести так называемую «сетературу» - произведения прозы и поэзии, опубликованные авторами-профессионалами или авторами-любителями в Сети Интернет. Сейчас Интернет хранит колоссальные объемы информации лингвистического характера, в том числе и литературных текстов различных жанров, созданных как профессиональными авторами, так и любителями, а порой графоманами, которым негде выплеснуть свои «нереализованные» таланты.
Сегодня современная популярная литература заимствует жанры в Интернет-дискурсе. Так, роман Ирины Хакамады «Success [успех] в большом городе» написан в живого журнала (live journal) с использованием эмотиконов, сокращений, у героев есть сетевые имена (ники), а не традиционные имена: Андрей Андреевич, ПофигистПоЖизни, Клеопатра, Кошечка, Профессор, MalyshkaLo [10]. В каждой главе есть рубрика FAQ (frequently asked questions), так же, как и в блогах вопросы участников и ответы «хозяина» блога разделены графически (написаны разными шрифтами); а также заключают каждую главу keys - ключи, содержащие краткое резюме всего разговора; также каждая запись датируется и обозначается время написания поста. Здесь автор использует лишь форму презентации информации в Живом Журнале, но не использует какой бы то ни было лексики характерной для пользователей Живого Журнала в реальных условиях Сети.
Очередной детективный роман Бориса Акунина «Квест. Роман - компьютерная игра» создан по принципу компьютерной игры. «Квест» можно считать первым интерактивным популярным романом, в котором мы можем найти многочисленные отступления и пояснения, картинки, музыкальные отрывки, статьи, микро-игры. Герои переходят с уровня на уровень, в конце каждого уровня необходимо дать ответ на вопрос, если читатель этого делать самостоятельно не хочет, есть ключи, как у любой компьютерной игры есть подсказка в Интернете, как перейти на другой уровень. Параллельно с романом вышла в свет компьютерная игра «Квест», которая представляет собой фактически электронный вариант книги, а ключи и коды к загадкам и лабиринтам вы можете найти в печатной версии книги. Однако стиль автора остается неизменным, Борис Акунин не прибегает к использованию сленга или эмотиконов, герои не имеют псевдонимов, а носят свои настоящие имена.
Питерский автор Александр Житинский опубликовал роман «Flashmob. Государь всея Сети», который стал очень популярным у определенной группы читателей,
постоянно пользующихся Интернетом. Роман написан в жанре Живого Журнала (ЖЖ), автор также активно использует сленг и терминологию пользователей русскоязычного сегмента Сети: юзер, юзерша, десктоп, виртуальное жилье, юзерпик, добавить во френды, кликнуть, аська, смайлик, Превед, коммент, «тысячники». Герои используют сетевые псевдонимы (Don, vassjuta, donnickoff, ЗиЗи, prevede-nie), эмотиконы (смайлики) [2].
Авторы прибегают к использованию жанров Интернет-дискурса для написания своих романов для того, чтобы привлечь внимание читателей именно к своим произведениям, так как рынок печатной продукции, и в том числе литературной, уже перенасыщен, и писатели, и их литературные агенты готовы пойти на любые ходы, чтобы их книги раскупались и имели популярность. Например, не каждый среднестатистический читатель будет читать советы Ирины Хакамады о том, как добиться успехов в политике и жизни, написанные в традиционной форме; описания технологий организации Flashmob и жизни ловеласа на пенсии, написанные в традиционной форме мемуаров или руководства не вызовут интереса у массового читателя. Мы склонны полагать, что будущее популярной художественной литературы именно за такими произведениями, так как по справедливому утверждению Максима Кронгауза «.. .дети эпохи Интернета учатся читать и читают с экрана не меньше, а наверняка даже больше, чем с бумажного листа. Это означает, что у них не может возникнуть единственный нормативный графический облик слова, а вариативность написания для них абсолютно естественна» [5]. Это касается не только графического облика слова, но способа расположения текста на странице, стиля в котором он написан, словарного репертуара. Современные подростки, дети, да и многие взрослые уже не ведут дневников, а оставляют посты в твиттере (не является исключением и наш президент Д.А. Медведев), в своем блоге или живом журнале; не пишут писем друг другу и редко отправляют открытки по почте, а предпочитают электронную почту и виртуальные открытки; редко играют в игры вне компьютера. Именно поэтому мы можем сделать вывод о том, что Интернет-жанры в будущем могут трансформировать некоторые «бумажные» жанры популярной художественной литературы.
Значительно большее количество произведений популярной художественной литературы, в которых Интернет является фоном повествования или основной сюжетной линией.
В 1995 году американский писатель Дуглас Коупленд в своем романе «Рабы «Майкрософта»» («Microserfs») в деталях и красках описал жизнь профессиональных программистов. В романе автор очень профессионально с точки зрения психолога показал жизнь обитателей Силиконовой Долины, психологические особенности их общения с окружающим миром и внутри своей группы. Автор в изобилии использовал профессиональный жаргон и сленг программистов и хакеров для более достоверного описания образа жизни героев, передачи их образа мыслей, манеры говорить и строить диалог с окружающими: chip designer, hippie geeks, scan somebody for «hireability», misfile names and faces of people, a Marburg virus [12], e-mailоголик, истолировать себя в доме, тело как аппаратное средство, техно-цыпочка, биты (для именования информации, которая содержится в человеческом мозге) [4]. Это, пожалуй, единственный популярный пример романа, где жизнь программистов, хакеров является основной сюжетной линией.
В большей части произведений современной популярной художественной литературы Интернет является фоном повествования, необходимый для более четкой
H.A. АХРЕНОВА
передачи атмосферы и социальных условий, в которых живут и работают герои произведения. Здесь уместно было бы упомянуть роман Дэна Брауна «Цифровая крепость» («Digital Fortress»), в котором автор описывает жизнь, работу криптографов. Описывая условия работы главных героев и для плавного развития сюжета романа и передачи атмосферы, Дэн Браун использует большое число лексических единиц, принадлежащих семантическому полю «компьютер» и «Интернет»: techno-guru, wily hacker, technie, stamp-size processor, codes, public key, encryption, massive ROM, computer monitor, folder, floppy disks, tape backups [11].
В российской массовой популярной литературе наибольшее количество примеров можно встретить в романах скандально-известного писателя Сергея Минаева «Духless», «Media Sapiens. Повесть о третьем сроке», «Media Sapiens 2. Дневник информационного террориста»: хакерская атака, сетевой блог, Сеть, российский сегмент Интернета, порносайт, новостной ресурс, спаммер, блоггерские приколы, «админка», лайв джорнал, флеш-моб, коммьюнити, сайт, zubov.net, Livejournal. com, Liveinternet.ru, Blogs.mail.ru, Компромат.ру [6, 7, 8]. Приведенные примеры помогают нам получить представление о роде занятий главного героя (Связи с общественностью) и некоторых способах достижения им поставленных целей.
В заключении мы бы хотели отметить, что Интернет переиграл цивилизацию, которая его породила. Впервые техническое изобретение в столь короткий промежуток времени превратилось в важное социальное и лингвистическое явление, которое теперь уже оказывает достаточно мощное влияние на культуру, язык и психологию современного общества. Тем самым Интернет заслуживает более детального изучения и тщательного изучения.
Литература
1. Бахтин М.М. Проблема речевых жанров [Текст]/М.М. Бахтин // Эстетика словесного творчества. - М., 1979.
2. Житинский А.Н. Государь всея Сети [Текст]/А.Н. Житинский. - М.: Яуза; Экс-мо, 2007. - 448 с.
3. Иванов Л.Ю. Язык интернета: заметки лингвиста [Текст] / Л.Ю. Иванов // Словарь и культура русской речи. - М., 2000.
4. Коупленд Д. Рабы «Майкрософта»: Роман [Текст] / Д. Коупленд; Пер.с англ. Н. Федуро. - М.: ООО «Издательство АСТ»: ЗАО НПП «Ермак», 2004. - 430 [2] с.
5. КронгаузМ. Утомленные грамотой [Текст] / М. Кронгауз // Новый мир. №5. 2008.
6. Минаев С. ^less [Текст] / С. Минаев. - М.: Астрель: АСТ, 2007. - 352 с.
7. Минаев С. Media Sapiens. Повесть о третьем сроке [Текст] / С. Минаев. - М.: Астрель: АСТ, 2007. - 310 [10] с.
8. Минаев С. Media Sapiens 2. Дневник информационного террориста / С. Минаев. - М.: Астрель: АСТ, 2007. - 312 [8] с.
9. Попова С.Н. Лингвостилистика фанфикшен (на материале англоязычных сайтов, посвященных творчеству Дж.Р.Р. Толкина) [Текст] / С.Н. Попова: Дисс. ... канд. филол. наук. - М., 2009. - 126 с.
10.Хакамада И. Успех [success] в большом городе [Текст] / И. Хакамада. - М.: Астрель: АСТ, 2008. - 192 с.
11. Brown D. Digital Fortress. - Corgi Adult, 2004. - 512 p.
12. Coupland D. Microserfs. - HarperCollins, 1995. - 384 p.