ВЛИЯНИЕ «ЗЕЛЕНОГО» КОРПОРАТИВНОГО РОСТА НА ЭКОНОМИЧЕСКУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ БИЗНЕСА
Аннотация. Современные трансформации в экономике снижают устойчивость ведения бизнеса, порождают новые вызовы, угрозы и риски экономической безопасности. Во многом эти трансформации связаны с переходом к модели устойчивого развития, вследствие которой происходит формирование «зеленой» экономики. Перед корпорациями появляются новые цели развития, связанные с «зеленым» ростом. Достижение этих целей, движение к ним может приводить к ослаблению экономической безопасности компаний. Для того, чтобы нейтрализовать соответствующие риски, необходим пересмотр моделей управления, использование новых подходов к целеполаганию, организации системы бизнес-процессов и использованию сбалансированных корпоративных стратегий. Эти вопросы раскрыты в статье.
Ключевые слова. Корпоративный рост, зеленая экономика, экономическая безопасность, угрозы экономической безопасности, устойчивое развитие бизнеса, управление бизнес-процессами.
Kazantseva A.N.
THE IMPACT OF GREEN CORPORATE GROWTH ON THE ECONOMIC SECURITY OF BUSINESS
Abstract. Modern transformations in the economy reduce the sustainability of business and give rise to new challenges, threats and risks of economic security. In many ways, these transformations are associated with the transition to a model of sustainable development, as a result of which the formation of a "green" economy occurs. Corporations are facing new development goals related to green growth. Achieving these goals and moving towards them can lead to a weakening of the economic security of companies. In order to neutralize the corresponding risks, it is necessary to revise management models, use new approaches to goal setting, organize a system of business processes and use balanced corporate strategies. These questions are explored in the article.
Keywords. Corporate growth, green economy, economic security, threats to economic security, sustainable business development, business process management.
Введение
В условиях глобальной нестабильности, вызванной обострением геополитических разногласий, панде-мийным и пост-пандемийным периодом, а также надвигающейся рецессией мировой экономики [1, 2, 3, 4 и др.], становится очевидна необходимость скорейшей трансформации экономики как на макро- и мезо- , так и на микроуровне, в частности необходим поиск новых организационных моделей и подходов к управлению, как для поддержания рыночных позиций, так и для обеспечения экономической безопасности за счет дальнейшего устойчивого роста, в том числе для компаний, доминирующих на рынке на текущий момент.
ГРНТИ 82.15.01 EDN LOVHRZ © Казанцева А.Н., 2023
Анна Николаевна Казанцева - кандидат экономических наук, соискатель Санкт-Петербургского государственного экономического университета.
Контактные данные для связи с автором: 191023, Санкт-Петербург, наб. канала Грибоедова, 30-32 (Russia, St. Petersburg, Griboedov canal emb., 30-32). E-mail: anna.kazantseva87@mail.ru. Статья поступила в редакцию 02.10.2023.
Стремительное развитие цифровой революции, усиление роли концепции устойчивого развитии ООН привели к смещению приоритетов в деятельности фирм с эндогенных (внутренних) факторов на экзогенные (внешние) факторы, то есть новым оценочным критерием становится устойчивый корпоративный рост, а не традиционный - максимизация прибыли [5, 6]. Несмотря на значительное внимание, уделенное «зеленому» корпоративному росту в последние годы, вопрос «зеленого» корпоративного роста на микроуровне остается еще недостаточно изученным, поскольку в большинстве научных работ акцент делается на ускоренном переходе к зеленой экономике на макроуровне, без освещения проблем трансформации бизнес-моделей и бизнес-процессов на микроуровне. Материалы и методы
Продолжать жить в старой модели, с учетом изменившихся условий, уже нельзя, утрачивается конкурентность компании. В основе конкурентных отношений лежит обеспечение экономической безопасности как в страны в целом, так и отдельных компаний, в частности. Как заметил С.Н. Сильвестров в коллективной монографии «Экономическая безопасность России: методология, стратегическое управление, системотехника», «межгосударственная конкурентная борьба велась и ведется по двум классическим жестким (и часто жестоким) правилам (более известным из конкуренции в бизнесе): первое правило - уничтожь конкурента, удерживай на низком уровне конкурентоспособность либо ослабь его и сделай неконкурентоспособным; второе правило - постоянно повышай собственный уровень конкурентоспособности» [7, с. 135].
Анализ элементов формирования экономической безопасности должен происходить комплексным, взаимодополняющим методом по аналогии с методом анализа индикаторов национальной экономической безопасности, предложенным академиком РАН Л.И. Абалкиным [8]. Поскольку одним из видов критериальной оценки экономической безопасности предприятия является его конкурентоспособность, целью данной статьи является исследование и анализ уже имеющихся и разработка новых механизмов обеспечения экономической безопасности предприятия на основе выявления закономерностей влияния ESG-факторов на корпоративный рост и его дальнейшую трансформацию с позиции одной из ключевых составляющих экономической безопасности - обеспечения конкурентоспособности на разных уровнях.
Стоит отметить, что за последние два десятилетия само понятие «конкуренция» эволюционировало от определения конкуренции с точки зрения классической концепции конкуренции по М. Портеру, в основе которой лежат два типа конкуренции: более низкие расходы на производство и дифференциация на основе локализации [9] (по сути бизнес-конкуренция между одной компанией и другими компаниями) до конкуренции между бизнес-экосистемами. Экосистема включает все жизненно важные ресурсы, которые необходимо иметь для ее функционирования.
В настоящее время одной из главных задач для каждого предпринимателя становится достижение устойчивого, инклюзивного и разумного роста. Обострение рисков экономической безопасности предприятия становится предметом научных исследований в части необходимости интеграции ESG-факторов в систему управления, бизнес-процессы и бизнес-модели компаний [10].
Стратегия, направленная на создание и рост стоимости продукта, увеличение акционерной стоимости в краткосрочной перспективе, отказ от исследований и разработок, инвестиций в производственные активы, рабочую силу и новые технологии усиливает социальные и общественные проблемы, такие как рост неравенства, экологических проблем, нарушение прав человека, рост экологических катастроф, уступает место долгосрочной проактивной стратегии компании, направленной на решение социальных и экологических проблем, объединяющей широкую экосистему создания ценностей [11].
По сути, речь идет о создании новой экосистемы [12, 13, 14], представляющей собой модель кооперации, суть которой заключается в использовании потенциала всех участников экосистемы для достижения устойчивого развития. Ориентация на долгосрочную стратегию «зеленого» корпоративного роста будет способствовать улучшению структуры капитала, позиционирования компании на рынке. Одновременно с этим, этот рост устойчивости можно трактовать как создание некоторого «запаса прочности», в удержании и повышении достигнутого уровня экономической безопасности.
Таким образом, увеличение прибыли и осознание глобального воздействия на окружающую среду становится взаимосвязанными столпами стратегии бизнеса. Инструментом в достижении этой цели может стать разработка корпоративной стратегии устойчивого развития, которая выходит за рамки клас-
сических целей функционирования бизнеса, таких как максимизация прибыли, и учитывает социо-эко-лого-экономические последствия в принятии решений (факторы ESG - Environmental, Social, and Governance).
Стратегия устойчивого развития выходит за рамки концепций и практик, направлений и ответвлений бизнеса в области социальной и экологической ответственности, интегрируясь в бизнес-процессы и бизнес-модели, создавая долгосрочную ценность для компании, перекликаясь с концепцией инклюзивного капитализма, уходящего корнями в постулаты бинарной экономики, преодолевая риски недоверия заинтересованных сторон. Основные результаты
Устойчивое развитие бизнеса - это многомерная концепция, которая требует балансировки между достижением традиционных ценностей, таких как повышение экономической производительности и конкурентоспособности и принятие обязательств по развитию человеческого потенциала, экономического прогресса и охраной окружающей среды. Принятие решений о достижении устойчивого развития на микроуровне включает в себя комплекс мероприятий от проектной деятельности до разработки стратегии развития компании.
Одним из решений, способствующих удержанию конкурентных позиций, может стать внедрение инновационных технологий в бизнес-модели и бизнес-процессы. По данным исследований консалтинговой компании Boston Consulting Group, за последние 50 лет произошли изменения в средней продолжительности существования бизнес-моделей с 15 лет до менее 5 лет. Проведение инновационной политики в рамках бизнес-моделей имеет решающее значение для трансформации бизнеса. В процессе трансформации возникают следующие вопросы:
• на каком этапе создания стоимости продукта есть возможность внедрения экологической составляющей;
• какая стоимостная модель обеспечит поддержание конкурентного преимущества бизнеса;
• какого рода изменения в организационной структуре будут способствовать достижению целей компании;
• как не поставить под угрозу основной бизнес;
• есть ли возможности для разработки, тестирования и масштабирования новых бизнес-моделей. Это поможет изменить траектории развития компаний, независимо от того, на каком этапе трансформации находится компания.
Роль инновационных продуктов имеет важное значение для обеспечения конкурентного преимущества компании. Стоит отметить, что внедрение инновационных бизнес-моделей может обеспечить прочное конкурентное преимущество в долгосрочной перспективе, особенно в период экономической турбулентности и радикальных изменений в мировой экономике. Инновационные бизнес-модели опираются на создание стоимости посредством изменений базовой операционной модели, за счет которой изменения происходят в ценностном предложении для клиентов [15].
Изменения на уровне ценностного предложения могут влиять на изменения в определении целевой аудитории, целевого сегмента, предложения продукта, а также бизнес-модели получения дохода. При этом, особое внимание необходимо уделить стратегическому мышлению [16], значение которого особенно заметно при задействовании механизма временной перспективы. Необходимо соединить видение будущего с теми действиями, которые совершаются или планируются совершаться в ближайшую перспективу. Это значительно увеличит эффективность инвестиционных проектов, роль которых будет четко вписана в стратегические цели компании.
Инвестиции в бизнес-модели должны соотноситься с конкретными стратегиями, они приобретают свойства итеративного подхода в принятии решений. Изменения на уровне операционной модели предполагают анализ конкретных преимуществ, повышения прибыльности, а также создания стоимости путем анализа ценностного предложения по следующим параметрам:
• анализ жизненного цикла продукции на предмет создания стоимости;
• выбор ориентира стоимостной модели, обеспечивающей привлекательную доходность;
• анализ имеющейся организационной структуры;
• поиск организационной структуры, удовлетворяющей новым требованиям.
Бизнес нуждается в надежных механизмах корпоративного управления, задачей которых является укрепление доверия со стороны заинтересованных сторон, а также обеспечение принятия эффективных финансово-экономических и управленческих решений. Эффектом может стать достижение стабильного и устойчивого роста, а также защита от угроз и рисков экономической безопасности. Составной частью стратегии устойчивого развития являются устойчивые бизнес-модели. Их суть состоит в фундаментальном преобразовании системы видения бизнеса с акцентом не просто на инновационные продукты и услуги, а на изменении взгляда на основы видения бизнеса.
Для устойчивого корпоративного роста необходима экосистема, направленная на развитие зеленых технологий. На смену классической модели управления бизнес-процессами (BPM), объединяющей методы, технологии поддержки и проектирования, администрирования, конфигурирования, внедрения и анализа бизнес-процессов, но не охватывающей в явном виде стандарты и требования концепции устойчивого развития, ее социо-эколого-экономических составляющих, приходит новая модель управления бизнес-процессами - Green business process management (GBPM) - Зеленое управление бизнес-процессами [17].
Суть GBPM заключается в трансформации бизнес-процессов путем снижения негативного воздействия на окружающую среду. Это комплекс всех управленческих мероприятий с использованием информационных технологий и информационных систем, задачей которых является контроль и снижение негативного воздействия бизнес-процессов компании на окружающую среду на всех этапах жизненного цикла бизнес-процесса - от проектирования, улучшения и внедрения, до эксплуатации.
GBPM можно определить, как синтез цифровой трансформации и технологий, направленных на решение экологических проблем. Решения, принимаемые в рамках GBPM, можно определить, как программные продукты, целью которых является разработка и внедрение процессов, направленных на снижение негативного воздействия на окружающую среду за счет внедрения технологий ресурсосбережения, энергоэффективности, технологий сокращения отходов и выбросов CO2.
Интерес к GBMP с каждым годом возрастает. Технологии GBPM могут быть реализованы как в виде автономных приложений, так и в виде дополнений (надстроек) к уже существующим BPM-системам. Это могут быть технологии искусственного интеллекта, интеллектуального анализа больших данных, предиктивной аналитики (инструмент анализа, цель которого заключается в сборе данных из различных источников для разработки прогноза на основе уже произошедших событий).
Совершенствование бизнес-процессов происходит путем рассмотрения и анализа всех этапов жизненного цикла бизнес-процесса, использования технологий моделирования с обязательным рассмотрением стратегических и методологических аспектов, технических, социальных и экологических параметров, а также технологий проектирования, администрирования, внедрения и анализа [18]. GBPM -это оптимизация на основе таких параметров, как стоимость, гибкость, время, качество и экологич-ность. Ключевую роль в зеленом реинжиниринге бизнес-процессов играет анализ ключевых показателей эффективности, стратегии компании, архитектуры управления бизнес-процессами.
Заключение
Инновационная политика, направленная на зеленый реинжиниринг бизнес-моделей и процессов в сторону экологической направленности, стимулирующая прорывной рост, приводит к революционным изменениям ядра бизнеса, защищает от сбоев в деятельности, вызванных необходимостью ответа на внешние изменения и спады в отрасли, т.е. эта политика выступает инструментом обеспечения экономической безопасности.
Помимо внедрения изменений в продуктовой линейке с акцентом на ценностные характеристики продукции (экологическая составляющая, ответственное производство и потребление), модернизация в рамках предлагаемого подхода коснется и базовой операционной модели компании, включающей организационную структуру, бизнес-процессы, ключевые показатели эффективности, методологию, а также информационные системы и информационные технологии.
Трансформация компании необходима для снижения возникновения стратегических рисков (снижение рентабельности, сокращение доли рынка) [10], что гарантирует обеспечение экономической безопасности и в будущем. Заметим, что решения на микроуровне необходимо подкреплять соответствующими решениями на макроуровне, поскольку принимаемые на микроуровне стратегии являются ответной реакцией на процессы, происходящие в институциональной среде, утвержденных налоговой и инновационной политик, а также многих других факторов внешней среды.
ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ
1. Гамидова А.Э. Трансформация тенденций развития сферы услуг под воздействием пандемии COVID-19 (на материалах отрасли туризма) // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. 2021. № 2 (48). С. 15-19.
2. Конкурентоспособность и прорывное позиционирование в посткризисный период: монография / Паш-кус Н.А., Александрова А.И., Алексунин В.А. и др. СПб., 2011. 298 с.
3. Плотников В.А. Перспективы экономического развития в условиях постнормальности // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2022. № 6 (138). С. 15-21.
4. Шлычков В.В., Нестулаева Д.Р., Зарезнов Д.А. Российская экономика 2023: неизбежное изменения парадигм и прогнозы развития // Вестник СИБИТа. 2023. № 2. С. 144-151.
5. КонстантиновГ.Н. Международная конференция "Корпоративное управление и устойчивый рост: стратегические решения и корпоративная эффективность" // Российский журнал менеджмента. 2007. Т. 5. № 1. С. 179-181.
6. Steblianskaia E., Vasiev M., Denisov A., Bocharnikov V., Steblyanskaya A., Wang Q. Environmental-social-governance concept bibliometric analysis and systematic literature review: Do investors becoming more environmentally conscious? // Environmental and Sustainability Indicators. 2023. Vol. 17. Р. 100218.
7. Экономическая безопасность России: методология, стратегическое управление, системотехника: монография / под ред. С.Н. Сильвестрова. М.: Русайнс, 2018.
8. Абалкин Л.И. Экономическая безопасность России // Вестник РАН. 1997. Т. 67, № 9. С. 771-776.
9. Porter M.E. Competitive Strategy. New York: Free Press, 1980.
10. Казанцева А.Н. Риски экономической безопасности при переходе на зеленую экономику: оценка на микроуровне // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. 2022. № 1 (51). С. 10-14.
11. Казанцева А.Н. Зеленые информационные технологии безопасности в транснациональных корпорациях // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2023. № 6-1 (144). С. 120-124.
12. Бездудная А.Г., ТрейманМ.Г. Бизнес-экосистемы компаний: конкуренция или сотрудничество, развитие цифровых подходов // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2021. № 4 (130). С. 129-134.
13. Tolstykh T., Shmeleva N., Vertakova Y., Plotnikov V. The Entropy Model for Sustainability Assessment in Industrial Ecosystems // Inventions. 2020. Vol. 5 (4). Р. 54.
14. Vertakova Yu., Kazantseva A., Plotnikov V. Green supply chain management as a tool for transforming the economy in the transition to the sustainable development concept // Agricultural and Resource Economics. 2020. Vol. 6. № 2. Р. 37-56.
15. Shamsuzzoha A., Suihkonen A.M., Wahlberg C., Jovanovski B., Piya S. Development of value proposition to promote green innovation for sustainable organizational development // Cleaner Engineering and Technology. 2023. Vol. 15. Р. 100668.
16. Liedtka J.M. Strategic thinking: Can it be taught? // Long Range Planning. 1998. Vol. 31 (1). P. 120-129.
17. Green BPM for your business. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.infosysbpm.com/ blogs/business-transformation/green-business-process-management.html (дата обращения 30.08.2023).
18. Лю С., Вертакова Ю.В., Крыжановская О.А. Методическое обеспечение «сквозного» управления развитием бизнес-процессов производственных систем полного жизненного цикла: монография. М.: Русайнс, 2021. 160 с.