© Т.Ю. Набатникова, 2003
УДК 539.413:622.284.54
Т.Ю. Набатникова
ВЛИЯНИЕ ЗАЗОРОВ В СОЕДИНЕНИЯХ НА ПОЛОЖЕНИЕ ПЛУНЖЕРА В ЗАДЕЛКЕ И СИЛУ, ПРИЖИМАЮЩУЮ ПОРШЕНЬ К ЦИЛИНДРУ ГИДРОСТОЙКИ
В основу прочностных расчетов гидростоек положена схема нагружения, в которой изгибающий момент (Ми), действующий на плунжер, воспринимается направляющей втулкой и цилиндром [1 и др.]. Это не всегда справедливо, так как для всех случаев однозначно определить схему перекоса плунжера не представляется возможным.
Проблема заключается в том, что детали гидростоек изготавливаются независимо друг от друга и собираются в узлы без учета их фактических размеров. В результате значения зазоров в соединениях являются случайными величинами, а пределы изменения этих значений определяются видами посадок в соединениях, которые назначаются конструктором. Величина этих зазоров и конструктивные размеры деталей соединений определяют положение (перекос) плунжера в заделке в каждом конкретном случае. В связи с этим задача определения схемы перекоса плунжера в заделке является вероятностной.
Рассмотрим схемы перекоса плунжера более подробно, так как его положение существенно влияет на величину силы ^), прижимающей поршень к цилиндру гидростойки, а, следовательно, и на величину контактных напряжений. В случае перекоса по первой схеме (рис. 1) сила F действует на плече А. Эта схема является наиболее благоприятной из возможных, так как в этом случае плечо максимально, а сила F минимальна. При перекосе по второй схеме изгибающий момент воспринимается направляющей втулкой (грун-дбуксой). Сила F действует на плече В<А. В третьем случае изгибающий момент воспринимается поршнем, а сила F действует на плече С<А. Случаи перекоса по второй и
третьей схемам в дальнейшем будем называть неблагоприятными.
Углы перекоса плунжера в соединениях без учета деформаций деталей под действием нагрузок и погрешностей изготовления (непрямолинейность осей деталей, смещение осей относительно рабочих поверхностей и т.п.) можно определить по формулам [2]:
а1 — (А п + Аш + Авт)/ А; а2 — 2А Ш / В; а3 —А п / С,
рад,
где Ап , АШ и Авт - соответственно радиальные зазоры в соединениях «цилиндр - поршень», «внутренняя поверхность грундбуксы - шток», «карман» цилиндра - наружная поверхность грундбуксы»; А, В, С - конструктивные размеры элементов заделки, мм.
Принимая во внимание, что в каждом конкретном случае будет реализован наименьший угол, условие возникновения перекоса по первой схеме имеет вид:
а1<а2 и а1<а3.
Перекос по второй схеме имеет место в случае, когда а2<а1 и а2<а3 , а перекос по третьей схеме возникает
при а3<а1 и а3<а2 . Полагая, что А = =В+С; К = В/С;
ЕА = (А п + А ш + Авт ), получим преобразованное условие перекоса по первой схеме:
ЕА <2 А Ш (1+К)/к и ЕА <2 А п (1+К).
Для второй схемы условие перекоса имеет вид:
ЕА >2 А Ш (1+К)/к и А Ш <К А п.
Третья схема реализуется в случае если:
ЕА >2 А п (1+К) и А п <2 А Ш /К.
В практике конструирования и расчета гидростоек значение параметра К обычно принимают равным единице. Для перекоса плунжера в заделке гидростойки по схеме 1 при К = 1 необходимо, чтобы:
ЕА <4 А Ш и ЕА <4 А п.
В общем случае посадки в соединениях «грундбукса -шток» и «цилиндр - поршень» могут быть различными. Отметим, что если посадки в этих соединениях не одного вида, то максимальный и минимальный зазоры в одном из соединений всегда больше соответствующих зазоров в другом. Поэтому при реализации в процессе сборки минимального и максимального зазоров в этих соединениях величина ЕА при различных видах посадок будет всегда больше аналогичной суммы при одинаковых видах посадок. Таким образом, при различных видах посадок в соединениях «грундбукса - шток» и «цилиндр - поршень» увеличивается вероятность возникновения неблагоприятных схем перекоса плунжера в заделке гидростойки, и, следовательно, в этих соединениях необходимо назначать посадки одного вида. Необходимо подчеркнуть принципиально важный момент. Мы считаем, что нельзя изготавливать и эксплуатировать гидростойку, если ее конструктивные параметры дают возможность реализоваться перекосу
Таблица 1
Поле допуска отверстия (внутренняя поверхность грундбуксы, цилиндр) Поле допуска вала (шток, поршень)
а9 є9 ¡9 h9
D9 D9/f9; D9/h9; Е9/е9; F9/d9 F9/h9; Н9/©; Н9Ж9 Н9Ж8; Ш/й; F8/h8; Н8Ж8 -
Е9 F9/h9; Н9/©; Н9Ж9 - - -
F9 - - - -
Н9 - - - -
Таблица 2
Поле допуска отверстия (внутренняя поверхность грундбуксы, цилиндр) Поле допуска вала (шток, поршень)
с8 Н8 е8 ¡8 И8
D9 Все виды посадок табл.2 Все виды посадок табл.2 кроме: D9/c8; D9/d8; Е9/с8; F9/c8 Е9/Й; E9/h8; F9/e8; F9/f8; F9/h8 F9/h8; Н9/й; H9/h8
Е9 Все виды посадок табл.2 кроме: D9/c8; D9/d8; F9/c8; F9/c8 Е9/Й; E9/h8; F9/e8; F9/f8; F9/h8; Н9/е8; Н9/й; H9/h8 Н9Ж8 - -
F9 D9/h8; Е9/е8; Е9/Й; E9/h8; F9/e8; F9/f8; F9/h8; H9/d8; Н9/е8; Н9/й; H9/h8 F9/h8; Н9/й; H9/h8
Н9 D9/h8; Е9/е8; Е9/Й; E9/h8; F9/e8; F9/f8; F9/h8; H9/d8; Н9/е8; Н9/й; H9/h8 H8/h7
плунжера в заделке либо по второй, либо по третьей схемам.
Полагая, что К =1, подберем посадки в соединениях гидростойки, обеспечивающие стопроцентную вероятность возникновения перекоса плунжера в заделке по схеме 1. При этом будем исходить из следующих положений:
- посадки в соединениях «внутренняя поверхность грундбуксы - шток» и «цилиндр - поршень» являются посадками одного вида;
- в процессе сборки реализуется минимальный зазор в
одном из соединений (А т1п ) и максимальный зазор (Атах ) в другом (худший случай). Для этого случая
^А = А тіп+ А тах + АВТ <4 А п
А;
АВТ <3 А п
- детали соединении гидростоики могут изготавливаться по девятому, восьмому и седьмому квалитетам точности;
- при назначении посадок используется основной отбор полеИ допусков. Дополнительные поля допусков не используются.
Подбор посадок производится в следующем порядке:
1. По предельным отклонениям соответствующих
полей допусков определяются максимальный (А тах ) и
минимальный (А тт ) зазоры в соединениях «внутренняя поверхность грундбуксы - шток» и «цилиндр - поршень».
2. Определяется предельная величина зазора в соединении «карман» цилиндра - внешняя поверхность грун-дбуксы». При этом максимальный зазор в этом соединении
( А ВТ ) должен быть меньше предельной величины, т. е.
А ВТ < АВТ . Если величину А ВТ нельзя обеспечить в рамках одного квалитета точности, то используются поля допусков более точных квалитетов.
В табл. 1 представлена матрица возможных посадок в соединениях «внутренняя поверхность грундбуксы - шток» и «цилиндр - поршень», детали которых изготавливаются по девятому квалитету точности. Отметим, что на пересечении строк и столбцов таблицы перечислены возможные посадки в соединении «карман» цилиндра - внешняя поверхность грундбуксы».
Из табл. 1 следует, что при изготовлении деталей соединений «внутренняя поверхность грундбуксы - шток» и «цилиндр - поршень» по девятому квалитету точности только при четырех видах посадок ф9М9 или D9/ е9 или D9/f9 или Е9М9) из 16 возможных можно заранее сказать, что перекос плунжера в заделке гидростойки будет реализован по благоприятной схеме 1. Отметим, что при посадке D9/f9 в соединениях «внутренняя поверхность грундбуксы - шток» и «цилиндр - поршень» детали в соединении «карман» цилиндра - внешняя поверхность грундбуксы» необходимо изготавливать по восьмому квалитету точности. При использовании других 12 видов посадок (в табл. 1 отмечены прочерком) невозможно заранее оценить вероятность возникновения перекоса плунжера в заделке гидростойки по схеме
1.
Рассмотрим случай, когда цилиндр и внутренняя поверхность грундбуксы изготавливаются по девятому, а поршень и шток - по восьмому квалитету точности. Результаты анализа для этого варианта представлены в табл. 2.
Таблица 3
Поле допуска отверстия (внутренняя поверхность грундбуксы, цилиндр) Поле допуска вала (шток, поршень)
е7 П h7
D8 Все виды посадок табл.3 Все виды посадок табл.3 кроме: D8/e7; D8/f7 Е8Ж7; F8/f7; F8/h7; Н8/е7; Н8Л7; H8/h7
Е8 Все виды посадок табл.3 кроме: D8/e7; D8/f7; D8/h7; Е8/е7 F8/h7; Н8Л7; H8/h7 -
F8 F8/h7; Н8Л7; H8/h7 - -
Н8 - - -
В этом случае 11 видов посадок из 20 возможных обеспечивают стопроцентную вероятность перекоса плунжера в заделке гидростойки по схеме 1, и только при использовании одной посадки (Н9М8) в соединениях «внутренняя поверхность грундбуксы - шток» и «цилиндр - поршень» необходимо изготавливать внешнюю поверхность грундбуксы по более точному седьмому квалитету, а «карман» цилиндра
- по восьмому (посадка Н8Ж7).
В заключение рассмотрим вариант, при котором поверхности деталей типа отверстий выполняются по восьмому квалите-ту точности, а поверхности типа валов - по седьмому. Результаты подбора посадок в соединении «карман» цилиндра - внешняя поверхность грундбуксы» для этого случая приведены в табл. 3.
Определенный интерес представляет случай, при котором А ВТ =0, т. е. в соединении «карман» цилиндра - внешняя поверхность грундбуксы» зазор отсутствует (посадка с натягом, резьбовая посадка с натягом и т. п.).
Для этого варианта:
Атах <3 Атіп (К = 1).
Этому условию удовлетворяют все виды посадок табл. 1, кроме: Е9Ж9; F9/f9; F9/h9; Н9/е9; Н9/©; h9/h9; все виды по-
садок табл. 2, кроме: F9/h8; Н9/й; Н9Ж8; и все виды посадок табл. 3, кроме: F8/h7; Н8Я7 и Н8Ж7.
Таким образом, существует довольно значительное количество видов посадок в соединениях «цилиндр - поршень» и «внутренняя поверхность грундбуксы - шток», гарантированно обеспечивающих благоприятный перекос плунжера в заделке гидростойки. Однако при использовании этих видов посадок в соединениях будут реализовываться довольно значительные величины зазоров (табл. 4), а от величин зазоров зависит ряд параметров, в частности, величина изгибающих моментов и сил, действующих на заделку гидростойки [3], диаметральная податливость стенок цилиндра в результате действия на него контактного давления поршня и величина этого давления [4], работоспособность уплотнительных узлов [5]. Поэтому для решения вопроса о возможности использования видов посадок, перечисленных в табл. 4, в конструкциях гидростоек необходимо оценить влияние величины зазоров в соединениях на эти параметры.
Необходимо отметить, что при использовании видов посадок, отличных от посадок табл. 4, нельзя однозначно определить положение плунжера в заделке гидростойки и вероятность возникновения той или иной схемы перекоса. Для
Таблица 4
№ п/п Вид посадки в соединениях: «внутрен Интервал размеров, мм
няя поверхность свыше 80 - 120 свыше 120 - 180 свыше 180 250
грундбуксы—шток»,« о ГО в соединении, мкм Зазо] р в соединении, мкм Зазор в соединении, мкм
цилиндр —поршень» П1ІІ1 тах средний тіп тах средний тіп тах средний
1 D9/c8 290 431 361 355 518 437 430 617 524
2 D9/d9 240 414 327 290 490 390 340 570 455
3 Е8/с8 242 383 313 295 458 377 360 547 454
4 D9/d8 240 381 311 290 453 372 340 527 434
5 F9/c8 216 357 286 253 416 335 310 497 404
6 D9/e9 (Е9М9) 192 366 279 230 430 330 270 500 385
7 D9/e8 (E9/d8) 192 333 263 230 393 312 270 457 364
8 Н9/с8 170 311 241 210 373 292 260 447 354
9 D9/f9 156 330 243 188 388 288 220 450 335
10 D8/e7 192 281 237 230 333 282 270 388 329
11 D9/f8 (©М8) 156 297 227 188 351 270 220 407 314
12 Е9/е8 144 285 215 170 333 252 200 387 294
13 D8/f7 156 245 201 188 291 240 220 338 279
14 Н9М8 120 261 191 145 308 227 170 357 264
15 Е8/е7 144 233 189 170 273 222 200 318 259
16 D8/h7 120 209 165 145 248 197 170 288 229
17 Е8Л7 108 197 153 128 231 180 150 268 209
Рис. 2. Распределение размеров и зазоров в соединениях деталей заделки гидростойки
этого необходимо проводить моделирование схем перекоса плунжера в заделке гидростойки с использованием средств вычислительной техники.
Для определения вероятности возникновения различных схем перекоса плунжера в заделке гидростойки разработана программа для ПЭВМ. Эта программа позволяет моделировать для каждого i-ого из N соединений размеры деталей в соответствии с заданными законами распределения и предельными отклонениями размеров деталей соединений,
а по их значениям формировать массив зазоров ( АВТ1 ,
А Ш1, А П1, ЕА i ) и определять характеристики распределений (рис. 2). Количество моделируемых соединений (N) задается на входе программы. Далее по условиям возникновения перекоса плунжера в заделке определяется принадлежность i-ого соединения к той или иной схеме перекоса при определенном значении конструктивного параметра K. Величина параметра K изменяется от Kmin до Kmax с заданным шагом и является входным параметром. Конечным результатом работы программы является распределение вероятности возникновения неблагоприятных схем перекоса плунжера в заделке гидростойки в зависимости от параметра K (рис. 3).
С использованием данной программы проведено моделирование на ПЭВМ с целью количественной оценки вероятности возникновения неблагоприятных схем перекоса плунжера в заделке гидростойки для видов посадок, не вошедших в табл. 4. При моделировании был использован нормальный закон распределения размеров деталей соединений, так как заводы угольного машиностроения России преимущественно ориентированы на среднесерийное производство.
Из условия возникновения перекоса плунжера в заделке гидростойки по схеме 1 (рис. 1) следует, что вероятность такого случая тем выше, чем меньше суммарная величина зазоров во всех соединениях ( ЕА ). Поэтому в соединении «карман цилиндра - внешняя поверхность грундбуксы» назначались виды посадок, обеспечивающие при моделировании минимальные зазоры в этом соединении, а именно: H9/h9; H9/h8 и H8/h7. Кроме того, рассматривался случай, при котором соединение «карман цилиндра - внешняя поверхность грундбуксы» выполнено без зазора. Значение конструктивного параметра K (рис.
1) в процессе моделирования изменялось в пределах K = 0,5___1,5. Из полу-
ченных результатов выбиралось минимальное значение вероятности возникновения неблагоприятных схем переко-
са плунжера в заделке гидростойки и соответствующая величина параметра K (табл. 5).
Результаты моделирования на ПЭВМ показывают, что практически все виды посадок с гарантированным зазором в соединениях «цилиндр - поршень» и «грундбукса - шток» обеспечивают перекос плунжера в заделке гидростойки по благоприятной схеме 1 (исключение составляют посадки: H9/f9, H9/f8 и H8/h7). При этом чем больше величина минимального зазора в этих соединениях, тем меньше вероятность возникновения неблагоприятных схем перекоса плунжера в заделке и шире диапазон изменения конструктивного параметра K. С другой стороны, вероятность возникновения неблагоприятных схем перекоса плунжера увеличивается более чем на порядок при увеличении зазора в соединении «карман» цилиндра - внешняя поверхность грун-дбуксы» по сравнению с соединением без зазора.
В практике конструирования гидростоек в соединениях «цилиндр - поршень» и «грундбукса - шток» обычно назначается посадка вида H9/f9 (или H9/f7 для диаметров более 200 мм), а в соединении «карман» цилиндра - внешняя поверхность грундбуксы» - H9/f9 или H9/h8 [2]. Необходимо отметить, что при использовании этих комбинаций видов посадок вероятность возникновения неблагоприятных схем перекоса плунжера в заделке гидростойки достаточно велика. Так, для комбинации посадок вида H9/f9; H9/f7; H9/f7 она составляет почти 20%, а для комбинации H9/f9; H9/f9; H9/f9 - около 8%. Использование в соединении «карман» цилиндра - внешняя поверхность грундбуксы» посадки вида H9/h8 снижает вероятность возникновения неблагоприятных схем перекоса плунжера в заделке соответственно до 2% и до 1%.
Возможность возникновения неблагоприятных переко-
Рис. 3. Вероятность возникновения неблагоприятных схем перекоса плунжера заделки гидростойки в зависимости от параметра K=Y
Вероятность
21.6 16.2 18.8 5=4 Є
S,
\
\
\
\ ,
\ /
\ /
jnr
к гу
ч_
6
*98
1.17
1,36
сов плунжера практически исключается, если в соединении «карман» цилиндра - внешняя поверхность грундбуксы назначить посадку вида H8/h7 или выполнить это соединение без зазора (табл. 5). Таким образом, наиболее целесообразной и обоснованной комбинацией видов посадок в соединениях гидростойки следует, на наш взгляд, считать комбинацию вида H8/h7; H9/f9; H9/f9, а значение конструктивного параметра K следует принимать равным K = 0,90.. .0,95.
Подчеркнем, что моделирование схем перекоса плунжера проведено при одинаковых видах посадок в соединениях «цилиндр - поршень» и «внутренняя поверхность грундбук-сы - шток», т. е. при равных средних зазорах в соединениях. Определенный интерес представляет случай, когда средние зазоры в соединениях не равны друг другу. Для оценки возможных качественных различий в средних зазорах соединений, при которых вероятность возникновения неблагоприятных схем перекоса плунжера в заделке остается неизменной и равной значениям табл. 5, проведено дополнительное моделирование на ПЭВМ в следующем порядке:
- для одного из соединений («цилиндр - поршень» или «грундбукса - шток») увеличивались (уменьшались) по абсолютной величине предельные отклонения номинальных размеров так, чтобы средний зазор в соответствующем соединении увеличивался (уменьшался) на определенный процент от первоначальной величины;
- моделировались схемы перекоса плунжера в заделке при измененных значениях предельных отклонений одного из соединений, и фиксировалась вероятность возникновения неблагоприятных схем перекоса плунжера. В соединении «карман» цилиндра - внешняя поверхность грун-дбуксы» была принята посадка вида H8/h7;
- моделирование прекращалось, если вероятность возникновения неблагоприятных схем перекоса плунжера превышала соответствующую величину из табл. 5. В противном случае средний зазор в выбранном соединении опять увеличивался (уменьшался) на определенный процент, и моделирование продолжалось.
В табл. 6 представлены пределы изменения среднего зазора в одном из соединений гидростойки, при которых вероятность возникновения неблагоприятных схем перекоса плунжера в заделке остается неизменной и равной соответствующей величине из табл. 5. Расчеты проведены для интервала номинальных размеров деталей соединений 180250 мм. Однако значения граф 5, 6 табл. 6 распространяются и на все другие интервалы номинальных размеров.
Из результатов моделирования (табл. 6) следует, что минимальная вероятность возникновения неблагоприятных схем перекоса плунжера остается неизменной при изменении средних зазоров в довольно широком диапазоне. Особенно это проявляется при использовании видов посадок со сравнительно большими гарантированными зазорами. Так, увеличение среднего зазора в таких соединениях на З0-70% от первоначальной величины не приводит к изменению минимальной вероятности возникновения неблагоприятных схем перекоса плунжера. Более чувствительны к изменению зазоров соединения с посадками типа H/f и H/h, т. е. посадки с меньшими гарантированными зазорами.
Необходимо отметить, что при рассмотрении условий возникновения различных схем перекоса плунжера не учитывались предельные погрешности изготовления деталей соединений (прямолинейность осей деталей, смещение осей
относительно рабочих поверхностей и т. п.) ввиду их малой величины по сравнению с величинами зазоров в соединениях. Эти погрешности должны складываться с соответствующим знаком с суммой зазоров в соединениях. Анализ изменения вероятности возникновения неблагоприятных схем перекоса плунжера от изменения величины зазоров в соединениях показывает, что данное допущение вполне оправдано.
С другой стороны, при одинаковых видах посадок в соединениях «цилиндр - поршень» и «грундбукса - шток» полученные данные позволяют в определенной степени судить о предельных величинах износа в соединениях, при достижении которых плунжер займет в заделке одно из критических положений.
Пределы изменения средних зазоров (табл. 6) позволяют составить матрицу для назначения в соединениях как одинаковых, так и различных по виду посадок (табл. 7). Знаком «+» в матрице отмечены комбинации видов посадок, при которых вероятность возникновения неблагоприятных схем перекоса плунжера в заделке минимальна и равна соответствующим значениям из табл. 5.
Обобщая полученные результаты, можно сделать заключение, что данные табл. 4, 5, 7 позволяют решить задачу назначения видов посадок в соединениях с учетом вероятности возникновения неблагоприятных схем перекоса плунжера в заделке гидростойки, и, следовательно, минимизировать величину силы, прижимающей поршень к цилиндру.
ВЫВОДЫ
1. Величина силы, прижимающей поршень к цилиндру, и контактные напряжения в соединениях «цилиндр-поршень» и «грундбукса-шток» существенно зависят от положения плунжера в заделке гидростойки. При определении схем перекоса плунжера в заделке необходимо учитывать вероятностный характер возникновения этих перекосов.
2. Оценку вероятности возникновения неблагоприятных перекосов плунжера в заделке гидростойки, выбор оптимальных соотношений конструктивных размеров деталей соединений, а также обоснование вида посадок в соединениях деталей необходимо проводить на основе математического моделирования.
3. Проектирование, изготовление и эксплуатация гидростойки недопустимы, если конструктивные параметры этой гидростойки позволяют реализовываться такому перекосу плунжера в заделке, при котором изгибающий момент воспринимается либо только грундбуксой, либо только поршнем.
4. Виды посадок в соединениях «цилиндр - поршень» и «внутренняя поверхность грундбуксы - шток» должны быть одинаковыми и обеспечивать гарантированный зазор в этих соединениях. Назначение вида посадки должно проводиться с учетом вероятности возникновения неблагоприятных схем перекоса плунжера в заделке гидростойки. Если в соединениях назначаются виды посадок, отличные друг от друга, то необходимо использовать рекомендации настоящей работы.
5. Зазор в соединении «карман» цилиндра - внешняя поверхность грундбуксы» должен либо отсутствовать, либо иметь минимальную величину. При назначении вида посадки в этом соединении необходимо учитывать вероятность
возникновения неблагоприятных схем перекоса плунжера в заделке гидростойки.
-------------------------------------------------------------- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. ОСТ 12.44.245-83 Крепи механизированные. Стойки и домкраты. Расчет на прочность. Методика проверочного расчета на статическую прочность и устойчивость. - М.: Гипроуглемаш, 1984.
2. Пономаренко Ю.Ф. и др. Расчет и конструирование гидроприводов механизированных крепей. - М.: Машиностроение, 1981.
3. Набатникова Т.Ю. Влияние зазоров в соединениях на величину изгибающих моментов и запасов прочности гидростоек и домкратов. Горный информационноаналитический бюллетень № 4, - М.: Изд-во МГГУ, 2000.
4. Технический документ «Крепи механизированные. Стойки и домкраты. Расчет цилиндров на циклическую и кон-
тактную прочность. Методика». Тула, тульский ордена Трудового Красного Знамени политехнический институт, 1981.
5. Кондаков Л.А., Голубев А.И. и др. Уплотнения и уплотнительная техника. Справочник. - М., Машиностроение, 1986.
КОРОТКО ОБ АВТОРАХ -------------------------------------
Набатникова Татьяна Юрьевна - инженер, Лианозовский электромеханический завод.
Таблица 6
Пределы изменения среднего зазора
Вид посадки в соединениях «цилиндр - поршень» и «грундбукса - шток» Средний зазор в соединениях, мкм Предельные значения среднего зазора в одном из соединений, мкм Предельное изменение среднего зазора (в % от гр.2)
мини- мальное макси-мальное в сторону уменьшения в сторону увеличения
1 2 3 4 5 6
D9/h9; Н9М9 285 198 428 30 50
Е9/е9 315 187 505 40 60
Е9Л9; F9/e9 265 180 398 32 50
F9/d9 335 187 570 44 70
Е9Ж9; F9/f9; Н9/е9 215 130 280 40 30
F9/h9; Н9Л9 165 165 165 0 0
Н9Ж9 115 115 115 0 0
D9/h8 264 161 396 39 50
Е9/Й; F9/e8 244 141 366 42 50
F9/f8; Е9Ж8;Н9/е8 194 140 252 28 30
F9/h8; Н9/й 144 136 151 5 5
Н9Ж8 94 94 94 0 0
Е8Ж7; Н8/е7; F8/f7 159 124 223 22 40
F8/h7; Н8Л7 109 98 114 10 5
H8/h7 59 59 59 0 0
• Матрица видов посадок
Вид посадки в соединении «грундбукса - шток» («цилиндр - поршень»)
D9/h9; Н9М9 Е9/е9; Е9Я9; F9/e9 F9/d9 Е9^9; F9/f9; Н9/е9 F9/h9; H9/f9 H9/h9 D9/h8 оо1 ¿о" 00 9/9/9 Ж Н9Ж8; Е8Ж7; Н8/е7; F8/f7
+ + + + + + +
+ + + + + +
+ + + + + + +
+ + + + + +
+ + + + + + +
+
+
+ + + + + + + +
+ + + + + + + +
+
+
+ + + + +
Набатникова Т.Ю., инж., ЛЭМЗ