Научная статья на тему 'Влияние зазора в цилиндропоршневой паре на характеристики поршневого насос-компрессора'

Влияние зазора в цилиндропоршневой паре на характеристики поршневого насос-компрессора Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
559
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОРШНЕВОЙ НАСОС-КОМПРЕССОР / ЗАЗОР МЕЖДУ ПОРШНЕМ И ЦИЛИНДРОМ / PISTON PUMP COMPRESSOR / CLEARANCE BETWEEN PISTON AND CYLINDER

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Болштянский Александр Павлович, Калашников Борис Александрович, Блинов Виктор Николаевич, Парамонов Александр Михайлович

В статье описаны результаты численного эксперимента, проведенного на математической модели поршневого насос-компрессора. Установлено влияние зазора между поршнем и цилиндром на характеристики изучаемого объекта. Это позволяет проектировщику обоснованно назначать геометрические параметры цилиндропоршневой пары.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Болштянский Александр Павлович, Калашников Борис Александрович, Блинов Виктор Николаевич, Парамонов Александр Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The influence of clearance between piston and cylinder on characteristics of pump-compressor piston

In the article results a numerical experiment with mathematical model of piston pump-compressor are described. The influence of the clearance between the piston and cylinder on characteristics of the studied object is established. It allows the designer to appoint correctly geometrical parameters of piston-to-cylinder couple.

Текст научной работы на тему «Влияние зазора в цилиндропоршневой паре на характеристики поршневого насос-компрессора»

МАШИНОСТРОЕНИЕ И МАШИНОВЕДЕНИЕ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (107) 2012

УДК 621.512:621.651 д. п. БОЛШТЯНСКИЙ

Б. д. КАЛАШНИКОВ В. Н. БЛИНОВ Д. М. ПАРАМОНОВ

Омский государственный технический университет

ВЛИЯНИЕ ЗАЗОРА В ЦИЛИНДРОПОРШНЕВОЙ ПАРЕ НА ХАРАКТЕРИСТИКИ ПОРШНЕВОГО НАСОС-КОМПРЕССОРА

В статье описаны результаты численного эксперимента, проведенного на математической модели поршневого насос-компрессора. Установлено влияние зазора между поршнем и цилиндром на характеристики изучаемого объекта. Это позволяет проектировщику обоснованно назначать геометрические параметры цилиндропоршневой пары.

Ключевые слова: поршневой насос-компрессор, зазор между поршнем и цилиндром.

Одним из основных геометрических параметров, оказывающих значительное влияние на работу поршневого насос-компрессора, является радиальный зазор 8 в цилиндропоршневой паре, который выполняет функцию гладкого щелевого уплотнения длиной Ь (рис. 1).

Это обусловлено тем, что в уравнение расхода через такое уплотнение величина зазора входит в третьей степени, в то время как остальные геометрические характеристики — в первой. Очевидно, что с уменьшением 8 существенно снижаются утечки и перетечки рабочего тела (как газа, так и жидкости) и повышается такой важный параметр, как коэффициент подачи. Однако, с другой стороны, уменьшение радиального зазора приводит к росту технологических затрат на изготовление цилиндропоршневой группы и повышению конструктивных требований к деталям и узлам, обеспечивающим свободное (бесконтактное) движение поршня в цилиндре, что приводит к удорожанию конструкции. Таким образом, с точки зрения приведенных затрат на получение сжатого газа и жидкости под давлением должен существовать некоторый экстремум (минимум приведенных затрат).

Целью настоящей работы является проведение анализа влияния величины 8 на характеристики работы насосной и компрессорной полостей исследуемого устройства.

Проведенный информационный поиск позволил установить, что наиболее часто в подобных конструкциях используются радиальные зазоры в диапазоне 10 — 50 мкм [1—3].

Параметрический анализ влияния зазора 8 на характеристики насос-компрессора был проведен путем численного моделирования работы модельного образца, конструкция которого описана в [4], при следующих параметрах:

— частота вращения коленчатого вала — 500 мин-1;

— давление всасывания компрессорной полости — 0,1 МПа (1 бар);

— давление нагнетания компрессорной полости — 0,5 МПа (5 бар);

— давление всасывания насосной полости — 0,1 МПа (1 бар);

— давление нагнетания насосной полости — 1,0 МПа (10 бар);

— длина уплотнения Ь = 60 мм;

— диаметр цилиндра 40 мм;

— диаметр штока 30 мм;

— ход поршня 45 мм.

Выбор этих величин обусловлен тем, что именно для них было получено регрессионное уравнение зависимости средней температуры 1ср цилиндра от основных факторов, влияющих на рабочие процессы в виде

гср = 31,256 + 22,75е - 3,56е2 - 0,167л + 3,966 ■ 10-4л2,

где е — степень повышения давления в компрессорной полости, л — частота вращения коленчатого вала, которое используется в математической модели, описанной в [4], при расчете теплообмена газа со стенками цилиндра.

Численное моделирование процессов, происходящих в насос-компрессоре, показало следующее.

С увеличением 8 происходит прогрессирующий рост утечек газа в процессе сжатия (рис. 2). Представленная зависимость носит ярко выраженный параболический характер, обусловленный, как отмечалось выше, кубической зависимостью расхода от 8 через гладкую щель. Аналогично меняются и потери энергии с утечками.

Установлено также, что увеличение зазора не оказывает заметного влияния на количество отводимой теплоты в процессе сжатия, а также на показатель политропы его конечных параметров. Практически неизменными остаются потери работы в процессах всасывания и нагнетания. В процессе обратного расширения из мертвого пространства наблюдается незначительное увеличение показателя политропы, особенно при 8>40 мкм.

от величины зазора в поршневом уплотнении содержащую массу газа М1

И

ю

а.

5!

&

93 О а)

и щ <а

о м

5 1) ы

¡3 и 2

Я и Я

м п

00 00 тг

чо 40 40 ■п ■п

Г-; Г~-( Г~-( Г~-(

сГ сГ сГ сГ сГ

5!

Р*

<3

<

<

С

►»

г

о

л

ф

аз

В

а

о

с

и А Л

в °

я Я

§ з

аз

5!

гг*

5!

<

5!

&

Рис. 4. Зависимость индикаторного изотермического КПД Рис. 7. Зависимость подводимой индикаторной мощности

МАШИНОСТРОЕНИЕ И МАШИНОВЕДЕНИЕ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (107) 2012

ПОБ

0,928 0.927 0,926 0,925 0,924

10 20 30 40 8, мкм

Рис. 8. Зависимость объемного КПД насосной полости от величины зазора в поршневом уплотнении

Переходя к интегральным характеристикам, представленным на рис. 3 и рис. 4, можно сделать следующие выводы:

1. С увеличением 8 коэффициент подачи компрессорной секции 1 заметно уменьшается. В диапазоне зазоров 10 — 50 мкм изменение 1 составляет около двух процентов. Наиболее резкое снижение наступает при 8>30 мкм.

2. С ростом 8 наблюдается также нелинейное прогрессирующее уменьшение значений индикаторного изотермического КПД. В исследуемом диапазоне зазоров изменение ЦИНИЗ составило 2 %.

3. При значении 8<20 мкм заметного изменения коэффициента подачи и КПД не наблюдается.

С увеличением зазора 5 (более 10 мкм) жидкость в процессе нагнетания насосной полости начинает поступать через поршневое уплотнение в компрессорную полость (рис. 5). Приведенная зависимость показывает достаточно резкий рост перетечек жидкости через поршневое уплотнение в сторону компрессорной полости при увеличении 8.

С ростом 8 увеличиваются и относительные потери работы в процессе нагнетания насосной полости (рис. 6).

Данная зависимость нелинейна, имеет параболический вид и указывает на заметное изменение относительных потерь работы в процессе нагнетания насосной полости при изменении зазора в поршневом уплотнении. Эти изменения в рассматриваемом диапазоне зазоров составляют около 9 %.

Рост утечек жидкости с увеличением зазора приводит к тому, что подводимая индикаторная мощность начинает увеличиваться (рис. 7). Приведенный график имеет слабо выраженный параболический характер и демонстрирует очень слабую зависимость подводимой мощности от зазора в цилиндропоршневой группе. Изменение мощности в исследуемом диапазоне не превышает 1 %.

Изменение объемного КПД насосной секции с увеличением зазора 8 представляет собой явную параболу с максимумом по объемному КПД в диапазоне зазоров 30 — 32 мкм ( рис. 8).

Подводя итог анализу зависимости характеристик поршневого насос-компрессора от величины радиального зазора в поршневом гладком щелевом уплотнении, следует сделать вывод о том, что наиболее оптимальная величина этого зазора с учетом сложности его получения в промышленных условиях лежит в пределах 25 — 30 мкм (0,02 — 0,03 мм), что вполне может быть достигнуто обычными методами точной обработки, например, тонким шлифованием на станках с повышенной точностью.

Кроме того, в результате численного анализа удалось установить, что даже при радиальном зазоре 50 мкм не происходит перетекание газа через щелевое уплотнение поршня из компрессорной полости в насосную, т.е утечки газа успевают в процессе сжатия-нагнетания только занять объем зазора поршневого уплотнения.

Библиографический список

1. Болштянский, А. П. Компрессоры с газостатическим центрированием поршня / А. П. Болштянский, В. Д. Белый, С. Э. Дорошевич. — Омск : Изд-во ОмГТУ, 2002. — 406 с.

2. Angst R. A. The labyrinth piston compressor//S.Afr. Mech. Eng. - 1979. - 29, № 8. - Р. 262-270.

3. Ernst P. Special gas compression problems solved with oil-free labirinth piston compressors// 2nd Eur. Congr. Fluid Mach. Oit, Retrohem. and Relat. und. Conf. [The Hague, 24-26 March, 1984] - London, 1984. - Р. 71-84.

4. Виниченко, В. С. Конструкция и расчет поршневого насос-компрессора : автореф. дис. ... канд. техн. наук / В. С. Виниченко. - Омск : ОмГТУ, 2011. - 20 с.

БОЛШТ ЯНСКИЙ Александр Павлович, доктор технических наук, доцент (Россия), профессор кафедры «Гидромеханика и транспортные машины». КАЛАШНИКОВ Борис Александрович, доктор технических наук, профессор кафедры «Авиа- и ракетостроение».

БЛИНОВ Виктор Николаевич, доктор технических наук, профессор кафедры «Авиа- и ракетостроение». ПАРАМОНОВ Александр Михайлович, доктор технических наук, доцент кафедры «Теплоэнергетика». Адрес для переписки: [email protected]

Статья поступила в редакцию 06.12.2011 г.

© А. П. Болштянский, Б. А. Калашников, В. Н. Блинов,

А. М. Парамонов

Книжная полка

Круглов, В. И. Методология научных исследований в авиа- и ракетостроении : учеб. пособие / В. И. Круглов. - М. : Логос, 2011. - опт. диск (СБ-КОМ).

Рассматриваются структура и содержание основных этапов исследовательского процесса в области технических наук. Приводятся классификация методов аналитических и экспериментальных исследований, основные направления научных исследований в области авиа- и ракетостроения. Значительное внимание уделено вопросам организации, планирования, технического обеспечения и автоматизации экспериментальных исследований, а также некоторым методам обработки экспериментальных данных.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.