ти, при работе в позе сидя в условиях воздействия вибрации следует предусматривать режимы труда и отдыха, включающие обеденный перерыв не менее 40 минут и перерывы по 5-10 минут через каждый час работы.
4. Регламентирующие перерывы, предусмотренные режимом труда и отдыха, для проведения мероприятий, направленных на снятие статического напряжения и нормализацию кровообращения, для профилактики застойных явлений в малом тазу - физкультурные упражнения для смены статической нагрузки (динамические, самомассаж спины, рук и ног).
5. Приобретение рабочей мебели, отвечающей эргономическим требованиям, для того чтобы рабочая поза работниц была рациональной.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гарипова Р.В., Гайсина Г.М., Кудряшова М.К., Шайхутдинова Р.В. Профпатологическая служба в Республике Татарстан: История, реалии и перспективы.-Казань, 2004.- С.58-62.
Поступила 20.06.05.
ANALYSIS OF HYGIENIC AND ERGONOMIC INDICES ON WORKING PLACES OF WOMEN POLISHERS FOR OPTIMIZATION OF LABOUR PROCESS
V.N. Krasnoshchekova, I.G. Romanova, N.A. Gainutdinova
S u m m a г у
Measurements of temperatu^, relative humidity, air motion velocity, sound pressure intensity in octave zones of average geometric frequencies and equivalent values of sound, levels of local vibration, concenration of aerosols largely of fibrogenic action taking into account actual and control dust loads are carried out to estimate labour conditions on 55 working places of polishers. Analysis of the obtained results according to requirements of sanitary and hygienic documents on some hazardeus industrial factors showed that their labour falls to unhealthy labour conditions — to the 3 d class of the 2nd degree. Preventive measures are suggested to inprove labour conditions.
УДК 621. 371 : 614. 1 : 313. 13 ! 616 - 053. 2
ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ ЗА КОМПЬЮТЕРОМ НА СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ Г. КАЗАНИ
Л.М. Фатхутдинова, А.Г. Долодаренко, Л.Т. Гараева
Кафедра гигиены и медицины труда с курсом медицинской экологии ФПДО (зав. - акад. РАМН, проф. Н.Х. Амиров) Казанского государственного медицинского университета
Проблема воздействия факторов среды, влияющих на детей при работе за компьютером, заслуживает самого серьезного внимания. Формирующийся организм ребенка не способен адекватно реагировать на внешние продолжительные воздействия, что может приводить к различным функциональным сдвигам и, возможно, к патологическим изменениям.
Общее число работ, посвященных изучению влияния занятий за компьютером на состояние здоровья детей, невелико. По результатам поиска, включавшего компьютерные базы данных “Российская медицина” (1996-2003), а также MEDLINE (1966-2004) и PubMed (19662004), было обнаружено 36 публикаций такого рода. При этом найдено всего четыре исследования, предметом которых была оценка влияния работы за компьютером на чувство субъективного дискомфорта у детей школьного возраста [2, 4, 5] и студентов [1], и две публикации о влиянии занятий за компьютером на физическое развитие детей и подростков [3, 6].
В трех из четырех опубликованных ис-
следований по субъективному дискомфорту [1, 2, 5] было показано появление жалоб на усталость в конце занятий, однако статистическая достоверность полученных результатов приводится лишь в одной работе [2]. Как правило, исследования были организованы по типу кратковременного физиологического эксперимента [2, 3, 5], что не позволило проследить динамику субъективных жалоб в течение учебного года и оценить риск возникновения дискомфорта в зависимости от уровней экспозиции. Кроме того, не изучалось влияние занятий за компьютером на состояние опорно-двигательного аппарата и сердечно-сосудистой системы. В публикациях, посвященных физическому развитию, не было обнаружено значимых взаимосвязей между этими показателями [3, 6], однако в обеих работах оценивалось только физическое развитие, без физической подготовленности.
Целью настоящего исследования было определение относительного риска возникновения ряда субъективных жалоб, а также отклонений в физическом развитии
и физической подготовленности школьников средних классов при использовании компьютеров в обучении и воспитании детей в ходе проспективного наблюдения.
Полный дизайн исследования представляет собой двухлетнее наблюдение за двумя группами детей. Школьники основной группы приступили к занятиям по информатике во время начала исследования, учащиеся контрольной группы вообще этим не занимались. Занятия проходили в школьных кабинетах информатики один раз в неделю в течение 2 уроков по 45 минут с перерывом между уроками в 10 минут. В настоящей публикации приводятся результаты первого года наблюдения.
Всего обследовано 210 школьников 5-7-х классов Вахитовского района г. Казани (88 человек - контрольная группа, 122 - основная) в возрасте от 9 до 12 лет: 121 мальчик (62 из основной группы, 59 из контрольной) и 89 девочек (60 из основной, 29 из контрольной). В группы наблюдения включали только детей I и II групп здоровья.
Для оценки субъективного самочувствия использовали анкеты. Первоначальный опрос был проведен в сентябре 2003 г. Целью его было выявление школьников без жалоб на самочувствие за 6 месяцев до начала исследования. Анкета включала вопросы о наличии или отсутствии головных болей, симптомов поражения сердечно-сосудистой системы, неврологических, астенических жалоб и дискомфорта со стороны костно-мышечной системы хотя бы один раз за предшествовавшие опросу 6 месяцев. Повторные анкетирования проводились в ноябре 2003 г. и в феврале и мае 2004 г. Общее время наблюдения составило 9 месяцев.
Физическое развитие школьников оценивали по методике, рекомендованной НИИ гигиены и профилактики заболеваний среди детей, подростков и молодежи, -по оценочным таблицам-шкалам регрессии [9]. Физическую подготовленность школьников определяли по показателям мышечной силы (левая и правая руки) и мышечной выносливости. О физическом развитии и показателях физической подготовленности судили дважды за период исследования - в начале и в конце учебного года. Для повторного исследования были оставлены школьники, показатели которых соответствовали возрастной норме [9]. Кроме того, проводили оценку социально-демографических показателей и факторов внешней среды при помощи анкет, заполняемых одним из родителей школьников. Организацию учебного про-
цесса оценивали по суммарной недельной нагрузке, расписанию уроков и продолжительности перемен [7]. Состояние здоровья учеников изучали по данным медицинских карт, при этом выясняли наличие хронических заболеваний и группу здоровья, а психический статус - при помощи личностного опросника Р.Б. Кэттела для детей [10]. Помимо этого, школьникам раздавали вопросники, позволившие собрать информацию об уровне физической активности и субъективной оценке физической подготовленности. В качестве характеристики экспозиции использовалось время занятий за компьютером, которое оценивалось двумя способами:
1) при помощи школьного расписания (наличие или отсутствие занятий по информатике); 2) путем заполнения специальных хронометражных анкет, раздававшихся дважды за период наблюдения, в которых каждый ученик под контролем родителей ежедневно в течение недели указывал время, проведенное за компьютером (дома, в школе, в других местах).
Для расчета относительного риска применяли многофакторный анализ дожития с построением регрессионной модели [11]. Время появления симптома или отклонений в физическом развитии и физической подготовленности выступало в качестве переменной исхода. Для каждого исхода строилась своя модель. На первом этапе анализа для каждого из кофаунде-ров был проведен однофакторный анализ дожития. Переменные, по которым группы различались на уровне р<0,1, использовались в дальнейшем при построении многофакторной регрессионной модели. На втором этапе строились модели для отбора переменных внутри отдельных групп факторов: 1) социально-демографические показатели (12 переменных);
2) учебная нагрузка (2 переменные); 3) состояние здоровья и физическое развитие (16 переменных); 4) возраст, пол, личностные особенности (14 переменных); 5) факторы внешней среды (4 переменных). На третьем этапе все отобранные ко-фаундеры, а также две экспозиционные переменные - принадлежность к основной или контрольной группе и время занятий за компьютером в неделю - проверялись на зависимость величины риска от времени проведения опроса. В случае наличия такой зависимости в модель дополнительно включали зависимые от времени переменные. В заключение проводился многофакторный анализ дожития с применением ручной процедуры пошагового исключения переменных. Относительный риск рассчитывался по моделям с уров-
Анализ частоты встречаемости симптомов, нарушений физического развития и физической подготовленности в изучавшихся группах школьников
Основная группа Контрольная группа Однофакторный анализ
дожития
Показатели п % время появления симптома, дни* п % время появления симптома, дни* относи- тельный риск доверительный интервал, 95%
Головная боль
нет 18 34,6 — 22 44,9 — 1,20 0,71—2,00
есть 34 65,4 137,42 27 55,1 149,45
Сердцебиение
нет 45 64,3 — 56 76,7 — 1,39 0,73—2,61
есть 25 35,7 169,44 17 23,3 179,0
Боли в левой половине
груди
нет 47 64,4 — 59 78,7 — 1,40 0,73—2,68
есть 26 35,6 177,69 16 21,3 187,22
Г оловокружение
нет 38 59,4 — 51 75,0 — 1,77 0,96—3,28
есть 26 40,6 155,98 17 25,0 174,16
Обмороки
нет 80 96,4 — 77 98,7 - 2,84 0,29—7,27
есть 3 3,6 197,39 1 1,3 194,06
Повышенная утомляемость
нет 19 35,2 — 31 48,4 — 1,20 0,73—1,97
есть 35 64,8 145,64 33 51,6 159,09
Боли в области спины
нет 44 68,8 — 52 77,6 — 1,36 0,69—2,67
есть 20 31,2 166,23 15 22,4 170,83
Боли в области шеи
нет 23 42,6 — 35 64,8 — 1,56 0,86—2,81
есть 31 57,4 148,57 19 35,2 164,62
Боли в области кистей рук
нет 35 58,3 — 43 72,9 — 1,73 0,92—3,24
есть 25 41,7 166,18 16 27,1 178,52
Мышечная выносливость
норма 34 50,0 — 36 70,6 — 1,15 0,59—2,21
ухудшилась 34 50,0 — 15 21,4 —
Мышечная сила правой
руки
норма 61 89,7 — 50 67,6 — 0,33 0,13—0,79
ухудшилась 7 10,3 — 24 32,4 —
Мышечная сила левой
руки
норма 38 63,3 — 33 68,7 — 1,62 0,75—3,45
ухудшилась 22 36,7 — 15 31,3 —
Физическое развитие
норма 72 94,7 — 69 94,5 — 1,41 0,24—8,11
ухудшилось 4 5,3 — 4 5,5 —
* Среднее значение в группе.
нем статистической значимости модели в компьютером в неделю, в основной груп-
целом менее 0,05, а для отдельных рег- пе было равно 342,6 (стандартное откло-
рессионных коэффициентов - менее 0,1. нение - 187,5) против 69 (стандартное
Для вычислений использовался пакет при- отклонение - 191,3) в контрольной груп-
кладных программ STATISTICA for пе [F(1, 208) = 109,46; р<0,001 ].
Windows (StatSoft, версия 6.0) [8]. Данные о частоте встречаемости симп-
Ученики основной группы на момент томов, а также отклонений в физическом
начала исследования приступили к заня- развитии и физической подготовленнос-
тиям по информатике, что привело к уве- ти от возрастных норм и результаты одно-
личению и внешкольного времени, про- факторного анализа дожития приведены
водимого за компьютером. По результатам в таблице. “Сырые”, т.е. не учитывающие
хронометражных исследований были об- влияния кофаундеров, оценки относитель-
наружены достоверные различия между ного риска (при сравнении основной груп-
основной и контрольной группами: сред- пы с контрольной) были выше единицы
нее количество минут, проводимых за и близки к достоверным для жалоб на го-
Относительный риск
с марта по май
2,00 6,00 9,00
Длительность занятий за компьютером, часы в неделю
Рис. 1. Зависимость величины относительного риска появления жалоб на головные боли от длительности занятий за компьютером (расчеты для 1, 2 и 3 квартилей и длительности занятий, при которой относительный риск равен 2,5, кофаун-дер — субъективно низко оцениваемый социальный статус родителей).
4,50 4,00 I 3,50 * 3,00 £ 2,50 5 2,00 £ 1,50 1 1,00 О 0,50 0,00
Рис. 2. Зависимость величины относительного
тельность занятий за ком
чйояв лениР жалоб на боли в левой поло-ительности занятий за компью-
ундеры
число детей
фактора Е опросн!
ловокружения и бол
Р.
8,6ен
нении с учениками
1,41
вине груди от дл
тером (расчеты для 1, 2 и 3 квартилей, кофа-в семье, низкие значения Б. Кеттела).
и в кистях рук. Риск ий физического разной группы при срав-контрольной группы составлял 1,4 1, но доверительный интер-2 4 вал б6 л широк9м и включал единицу.
Длительность занятий за компьютером, часы в неделю на основе окончательных моделей расчет скорректированного (с учетом кофаундеров) относительного риска показал, что школьники основной группы отличались от учеников контрольной группы достоверно высоким относительным риском появления жалоб на головокружение - 3,03 (95% доверительный интервал - от 1,30 до 7,10) и относительным риском, близким к достоверному, по болям в кистях рук - 1,88 (95% доверительный интервал - от 0,99 до 3,53, кофаундер - учебная нагрузка в часах) и в области шеи - 1,75 (95% доверительный интервал - от 0,94 до 3,27, кофаундеры -наличие заболевания органов дыхания,
Рис. 3. Зависимость величины относительного риска появления жалоб на сердцебиения от длительности занятий за компьютером (расчеты для 1, 2 и 3 квартилей, кофаундеры — число детей в семье, проживание в районе расположения школы).
низкие значения фактора Е опросника Р.Б. Кеттела).
При использовании в качестве экспозиционной переменной длительности занятий за компьютером обнаружено, что у школьников, проводящих за компьютером один час в неделю, достоверный относительный риск возникновения головных болей составляет 1,28 (95% доверительный интервал - от 1,08 до 1,50), причем увеличение времени занятий за компьютером до 4 часов в неделю повышало относительный риск до 2,5 (рис. 1).
В первые 6 месяцев наблюдения обнаружен повышенный относительный риск развития жалоб на сердцебиение, боли в левой половине груди и боли в области спины. Достоверный относительный риск, превышавший 2,5, был выявлен при времени занятий за компьютером более 6 часов в неделю для болей в левой половине груди (рис. 2) и сердцебиений (рис. 3), а для болей в спине - 12,5 часа в неделю (рис. 4). В последние 3 месяца наблюдений отмечалась обратная картина, когда относительный риск, связанный со временем занятий за компьютером, был менее единицы.
Риск снижения мышечной силы левой руки ниже возрастной нормы в основной группе по сравнению с контрольной был достоверно выше - 2,81 (95% доверительный интервал - от 1,12 до 7,08, кофаун-дер - количество лет, потраченных на обучение родителем, заполнявшим анкету). По тому же показателю для правой руки обнаружена обратная картина: относительный риск - 0,27 (95% доверительный интервал - от 0,11 до 0,68, кофаун-деры - наличие неработающего родителя в семье, высокие значения фактора В опросника Р.Б. Кеттела).
31 1
9
Длительность занятий за компьютером, часы в неделю
Рис. 4. Зависимость величины относительного риска появления жалоб на боли в спине от длительности занятий за компьютером (расчеты для 1, 2 и 3 квартилей и длительности занятий, при которой относительный риск равен 2,5, кофаун-дер — отсутствие школьных занятий спортом).
Рис. 5. Зависимость величины относительного риска снижения мышечной выносливости от времени занятий за компьютером (расчеты для 1, 2 и 3 квартилей и длительности занятий, при которой относительный риск равен 2,5, кофаунде-ры — I группа здоровья за 4 года до начала исследования, отсутствие ухудшения группы здоровья за время исследования, низкие значения фактора Е опросника Р.Б. Кеттела).
У школьников, проводящих за компьютером один час в неделю, относительный риск снижения мышечной выносливости составлял 1,09 (95% доверительный интервал - от 1,02 до 1,16), причем увеличение времени занятий за компьютером до 11 часов в неделю повышало относительный риск до 2,5 (рис. 5).
Полученные результаты свидетельствуют о наличии повышенного риска возникновения жалоб на самочувствие у детей, занимающихся за компьютером, причем относительный риск возрастал при увеличении недельной длительности занятий. Однако в конце учебного года картина несколько менялась: риск появления жалоб на сердцебиения, боли в левой половине груди и спине у детей, проводивших часть своего времени за компьютером, был меньше, чем у детей, совсем не занимавшихся за компьютером. Можно предположить, что это связано с адаптацией орга-
низма школьников к новой нагрузке и, более того, является результатом наступившей к концу года лучшей их социально-педагогической адаптации. Кроме того, на основании полученных результатов можно сделать вывод о наличии связи между занятиями за компьютером и снижением мышечной силы левой руки и мышечной выносливости. По показателям мышечной силы правой руки наблюдалась обратная картина, что было связано, скорее всего, с развитием мышц правой руки у школьников, занимающихся за компьютером, за счет использования средств управления курсором. Возможно еще одно объяснение: развитие мышц левой руки при преобладании в популяции праворуких может служить косвенным признаком состояния центральной нервной системы. Анализ результатов второго года наблюдения позволит уточнить данные гипотезы.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гельтищева Е.А. // Гиг. и сан.-1991.-№1.-С.43-44.
2. Глушкова Е.К, Барсукова Н.К. // Гиг. и сан.-1990.-№2.-С.50-53.
3. Изотова Т.А. // Гиг. и сан. - 1996. -№3. -С. 29-31.
4. Кучма В.Р., Кардашенко В.Н., Бобрищева-Пуш-кина н.д. // Гиг. и сан. - 1995. - №2. - С.23-24.
5. Кучма В.Р., Бобрищева-Пушкина Н.Д., Шлен-ский А.А. и др. // Гиг. и сан. - 1998. - №2. - С.27-29.
6. Леонова Л.А., Саватеева С.С. и др. // Новые исследования по возрастной физиологии.-1987.-
№2(28).-С.70-73.
7. Санитарные правила СП 2.4.2.782-99. Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждений. - М., 1990.
5. Система программного обеспечения анализа данных STATISTICA версия 6.0. StatSoft, Inc. (2001). www.statsoft.com. 2001 г.
9. Стандарты физической подготовленности школьников в зависимости от параметров физического развития: Метод. пособ. - Казань, 2003.
10. Факторный личностный опросник Р.Б. Кет-тела: Метод. руковод. - СПб, 2003. - Серийный номер “ТФ 103209”.
11. Kleinbaum D.G. Survival Analysis: A SelfLearning Text. -N.-Y.: Springer, 1997.
Поступила 12.04.05.
EFFECT OF COMPUTER STUDIES ON
HEALTH STATE OF PUPILS IN KAZAN
L.M. Fatkhutdinova, A.G. Dolodarenko,
L.T. Garaeva
S u m m a r y
Relative risk of appearance of subjective complaints as well as deviations in physical development and physical fitness of pupils of middle forms depending on the use of computers in education and training is determined. The results show the presence of increased risk of complaints on health among children using computer for studies.