УДК 796.011.3:233-852.5
DOI: 10.24412/2305-8404-2022-11-26-33
ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИИ ИОГОИ НА КАЧЕСТВО ЖИЗНИ ЗАНИМАЮЩИХСЯ
Л.Ю. Петрова, Е.Ю. Внукова, С.П. Шепель, СБ. Маврина
Представлен анализ результатов терапевтических эффектов йоги, их влияние на качество жизни занимающихся. Рассмотрены подходы различных авторов к этой проблеме. Изучены преимущества регулярных занятий йогой как целостной модели психического и физического здоровья. Для сбора информации авторами использовалась специальная поисковая системы для ученых GoogleScholar.
Ключевые слова: студенты, терапевтическая йога, альтернативная терапия, депрессия, боль, качество жизни.
THE IMPACT OF YOGA CLASSES ON THE QUALITY OF LIFE OF STUDENTS
Petrova L.Y., candidate of pedagogical sciences, associate professor, Kirilina LU@ mail.ru, Russia, Moscow, Plekhanov Russian University of Economics, Vnukova E.Y., senior lecturer, Vnukova.LY @rea.ru, Russia, Moscow, Plekhanov Russian University of Economics, Shepel S.P., candidate of pedagogical sciences, associate professor, Shepel. SP@rea.ru, Russia, Moscow, Plekhanov Russian University of Economics,
Mavrina S.B, senior lecturer, Mavrina.SB@ rea.ru, Russia, Moscow, Plekhanov Russian University of Economics
An analysis of the results of the therapeutic effects of yoga, their impact on the quality of life of those involved is presented. The approaches of various authors to this problem are considered. The benefits of regular yoga classes as a holistic model of mental and physical health have been studied. To collect information, the authors used a special search engine for scientists GoogleScholar.
Key words: students, therapeutic yoga, alternative therapy, depression, pain, quality of life.
Петрова Людмила Юрьевна, канд. пед. наук, доц., КЫПпа LU@mail.ru, Россия, Москва, Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова,
Внукова Елена Юрьевна, старший преподаватель, Vnukova.LY@rea.т, Россия, Москва, Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова,
Шепель Светлана Петровна, канд. пед. наук, доц., Shepel.SP@rea.ru, Россия, Москва, Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова,
Маврина Светлана Борисовна, старший преподаватель, Маугта. SB@rea.ru, Россия, Москва, Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова
На протяжении 3000 лет йога представляет собой целостный подход к здоровью и классифицируется Национальным институтом здравоохранения как форма дополнительной и альтернативной медицины. Слово «йога» берет свое начало от санскритского корня «юдж», что значит соединять, направлять, концентрировать внимание. Регулярные занятия йогой способствуют развитию силы, выносливости, гибкости, а также проявлению дружелюбия, состра-
дания, большего самоконтроля, одновременно повышая чувство спокойствия и благополучия. Кроме того, прак -тика йоги позволяет достигнуть чувства равновесия и единения разума и тела, что является полной противоположностью наиболее распространенному состоянию «бей или беги» в мегаполисах [3].
Йога - это вид «умного» фитнеса, направленного на развитие тела, в частности, мышечной активности, осознание человеком самого себя, на
стабилизацию дыхания и развитие бережного отношение к себе. В основе учения и практики йоги как системы лечения лежат четыре основных принципа. Первый заключается в том, что тело человека рассматривается как целостная система, состоящая из различных взаимосвязанных и неот -делимых друг от друга частей (органов), - иными словами, заболевание одного органа влияет на все остальное тело. Второй принцип базируется на уникальности каждого человека и его потребностей, что влечет за собой адаптацию йоги под определенного индивида соответствующим образом. Третий принцип заключается в одной из характеристик йоги-самопомощи, когда ученик способен исцелить самого себя. Йога вовлекает ученика в этот процесс, играя активную роль в его движении к здоровью. Подразумевается, что исцеление приходит изнутри, а не по средствам внешних факторов, и дает человеку чувство автономии. Четвертый принцип повест -вует о том, что психологическое состояние человека имеет решающее значение для исцеления. Когда человек позитивно настроен, выздоровление происходит значительно быстрее, чем когда преобладают негативные мысли [1].
Философия йоги впервые была описана Патанджали (индийский философ, лингвист и писатель, автор ряда религиозных и философских трактатов на санскрите) в классическом тексте «Йога-сутры», который широко признан авторитетным источником. Сегодня многие люди отождествляют йогу исключительно с асаной - физической практикой йоги. Однако асана - это всего лишь одно из многих вспомогательных средств, используемых для исцеления человека. Следует учесть тот факт, что только в трех из 196 сутр упоминается асана, а в остальной же части текста обсуждаются другие компоненты йоги, включая осознанное дыхание, медитацию, изменение образа жизни и диеты. В йога-сутрах Патанджали описывает восьмеричный путь к осознанию и просветлению - аштанга, что буквально означает «восемь конечностей» [8].
Восемь конечностей символизируют этические принципы для осмысленной и целенаправленной жизни, служат предписанием для морального поведения, самодисциплины, а также направляют внимание на здоровье человека, признавая духовное начало его природы [2]. Каждая из восьми конечностей может быть независимой, так как в рамках философии йоги разнообразные физические позы и дыхательные упражнения подго -тавливают разум и тело к медитации и духовному развитию. На основе теории Патанджали «о восьми конечностях» было разработано множество различных самостоятельных дисциплин йоги с собственной методикой профилактики и лечения заболеваний.
На Западе наиболее распространенными аспектами йоги являются физические позы, дыхательные практики хатха-йоги и медитации. Хатха-йога повышает возможности тела человека за счет использования ряда поз, движений (асан) и дыхательных техник (пранаяма). Дыхательные техники
хатха-йоги уделяют особое внимание сознательному удлинению вдоха, задержке дыхания и выдоха [4]. Именно благодаря единству физического тела, дыхания и предельной концентрации во время выполнения поз и движений очищаются блокировки в энергетических каналах тела, а сама энергетическая система становится более сбалансированной и стабильной. Существует множество стилей хатха-йоги, в данной статье рассматривается основной из них - Айенгара. Метод хатха-йоги Айенгара базируется на учении мастера йоги Б.К.С. Айенгара, который акцентировал внимание на позах стоя, чтобы развивать силу, стабильность, выносливость, концен -трацию и равновесие тела. Дополнительные предметы используются для облегчения обучения и корректировки поз, а также данный метод предполагает использование йоги для облегчения при различных заболеваниях и стрессах [6].
Йога признана ментально-ориентированной формой медицины, которая объединяет физические, умственные и духовные начала человека для улучшения состояния здоровья, особенно заболеваний, связанных со стрессом. В многочисленных исследованиях врачи и ученые пришли к выводу, что стресс способствует этиологии сердечных заболеваний, рака, инсульта, хронических заболеваний. В связи с этим, в профилактике многих заболеваний приоритетным направлением является концентрация вни -мания на управлении стрессом и уменьшении негативных эмоций. В последние годы научные исследования йоги значительно расширились, и для оценки ее терапевтических эффектов и преимуществ было проведено множество клинических испытаний. Йога - это специфическая форма (автоматизированное моделирование, производство), рассматриваемая как целостная техника управления стрессом, которая создает физиологическую последовательность явлений в организме, снижающую ответную реакцию на стресс [5].
Цель исследования заключается в анализе результатов терапевтических эффектов йоги, их влияния на качество жизни занимающихся.
Задачи исследования:
1) анализ литературных источников по теме исследования;
2) сбор, анализ, структурирование исследовательских данных, касающихся терапевтических эффектов йоги с использованием системы GoogleScholar;
3) обоснование положительного влияния занятий йогой для улуч -шения физического, умственного и духовного здоровья занимающихся.
Методика и организация исследования. Для сбора информации и необходимых исследовательских данных, касающихся терапевтических эффектов йоги, использовали систему GoogleScholar. Первоначально через расширенный поиск в базу данных были введены следующие ключевые слова: «йога» и «терапевтические эффекты». Этот запрос был произведен
для получения общей информации о терапевтических эффектах йоги в существующей литературе. Впоследствии был проведен второй этап поиска с использованием следующих ключевых слов и фраз: «хатха-йога», «терапевтические эффекты йоги», «стресс», «тревога», «депрессия», «боль» и «хроническое заболевание». Для включения исследований в этот обзор использовались следующие критерии: статья должна была пройти рецензирование, быть опубликованной в период с 1990 по 2009 годы, вмешательство или метод лечения, описанные в статье, должны были включать какую-либо форму йоги и/или медитации, а также измерять влияние йоги на различные состояния здоровья человека.
Для выбора статьи и/или книги по тематике исследования выполнялись пошаговые действия. Сначала - изучение названия литературного источника, далее, если он соответствовал тематике исследования, осуществлялась проверка на наличие данных, описывающих вмешательства, в которых йога использовалась как средство для достижения определенных результатов в отношении здоровья. Затем каждая из выбранных статей и/или книг тщательно анализировались на предмет исследования. Выборка итоговых материалов отражала широкий спектр преимуществ, применения и терапевтических эффектов йоги.
Результаты исследования и их обсуждение. Основными целями занятий йогой являются достижение спокойствия ума и создание чувства благополучия, расслабления, повышения уверенности в себе, эффективно -сти и внимательности, снижения раздражительности, а также развития оптимистического взгляда на жизнь. Практика йоги вырабатывает сбалан -сированную энергию, которая жизненно необходима для работы иммунной системы. Йога приводит к торможению задней или симпатической области гипоталамуса. Это торможение оптимизирует симпатические реакции организма на стрессовые раздражители и восстанавливает вегетативные регуляторные рефлекторные механизмы, связанные со стрессом. Практики йоги подавляют области, ответственные за страх, агрессивность и ярость, стимулируют центры удовольствия в срединном переднем мозге и других областях, приводя к состоянию блаженства и удовольствия. Это торможе -ние приводит к снижению беспокойства, частоты сердечных сокращений, частоты дыхания, артериального давления и сердечного выброса у людей, практикующих йогу и медитацию.
Повышение гибкости - одно из первых и наиболее очевидных преимуществ йоги. С продолжительной практикой происходит постепенная адаптация мышц и соединительных тканей, окружающих кости и суставы. Это обусловлено тем, что йога снижает чувство боли, способствует увеличению мышечной массы и тонуса, тем самым снижая вероятность возникновения таких заболеваний, как артрит, остеопороз и боли в спине. Кроме того, в некоторых случаях йога приводит к сокращению или полному отказу от использования обезболивающих препаратов. Также было пока -
зано, что йога улучшает функцию ходьбы. Во время занятия йогой суставам доступен полный диапазон движений, увеличивается проприоцепция и улучшается равновесие.
Йога увеличивает кровоток и повышает уровень гемоглобина и эритроцитов, снижает риск сердечного приступа и инсульта, частоту сердечных сокращений в состоянии покоя, повышает выносливость, а также максимальное поглощение и использование кислорода во время упражнений. Несмотря на то, что йога является аэробной системой упражнений, ее занятия улучшают сердечно-сосудистую функцию человека [7].
Йога, дыхательные упражнения и медитация способствуют уменьшению стресса, выздоровлению и улучшению качества жизни больных раком, снижают частоту и интенсивность тошноты, вызванной химиотерапией. Пациенты испытывают более низкие уровни боли и усталости и наоборот, более высокие уровни бодрости, принятия и расслабления после участия в занятиях йогой. При занятиях йогой основное внимание уделя -ется принятию ежеминутных переживаний, создающих осознанность и не заставляющих тело выходить за его комфортные пределы. Это здоровое чувство принятия особенно важно для людей, страдающих опасным для жизни заболеванием, поскольку оно уменьшает стресс, который человек испытывает из-за неприятных симптомов.
Йога помогает избавиться от лишней стимуляции, стрессоров и лихорадочного ритма современной жизни. Восстановительные позы, шава-сана, пранаяма и медитация способствуют пратьяхару - обращению чувств внутрь себя, что позволяет снизить воздействие на нервную систему, улучшить качество сна. Фармакологическое лечение бессонницы часто связано с опасными побочными эффектами, поэтому все чаще использу -ются альтернативные формы терапии для улучшения сна. Из-за способности усиливать расслабление и вызывать сбалансированное психическое состояние, йога рассматривается как средство возможного воздействия на сон и бессонницу. Регулярная практика йоги приводит к значительному сокращению времени, необходимого для засыпания, увеличению общего количества часов сна и ощущению бодрости по утрам. Кроме того, йога оказывает положительное влияние на режим сна у людей с лимфомой. Постоянная практика йоги снижает чувство депрессии и может привести к значительному повышению уровня серотонина в сочетании со снижением уровня монаминоксидазы (фермента, расщепляющего нейротрансмиттеры и кортизол). В дальнейшем исследования должны быть направлены на определение наиболее эффективного метода применения йоги для борьбы с различными уровнями тяжести депрессии и других психологических рас -стройств и поиска конкретного подхода к каждому из них.
Кроме повышения настроения и снижения стресса, занятия йогой улучшают кардиореспираторную деятельность, психологический профиль и повышают уровень мелатонина в плазме, а также снижают систоличе -
ское и диастолическое артериальное давление, ортостатическую терпимость. Также в исследованиях было показано, что изменение образа жизни в соответствии с основополагающими принципами йоги, способствуют регрессу коронарных поражений, а также улучшают перфузию миокарда у пациентов с ишемической болезнью сердца. Безусловно, параметры сердечно-сосудистой системы изменяются с возрастом, но эти возрастные изменения происходят медленнее у людей, регулярно занимающихся йогой.
Расстройство пищевого поведения представляет особый тип нарушения функциональной деятельности, при котором йога может быть полезна для адекватного восприятия тела и восстановления после пищевых расстройств. Установлено, что женщины, занимающиеся йогой, связывают свои положительные чувства и ощущения благополучия с данной оздоровительной практикой, отмечают о снижении самокритичности, удовлетворенности своим внешним видом и умеренности в употреблении пищи.
Выводы
1. Йога как дисциплина для объединения ума и тела в единстве и гармонии становится образом жизни: улучшает физическое, умственное, интеллектуальное и духовное здоровье, эффективна при расстройствах, связанных с перепадом настроения.
2. Доказана польза йоги как альтернативной методики медикаментозной терапии при лечении стресса, беспокойства, депрессии и других расстройств, так как она создает чувство благополучия, увеличивает рас -слабленность, улучшает самочувствие, повышает внимательность, снижает раздражительность.
3. Для специалистов в области физической культуры и спорта и здорового образа жизни, работников здравоохранения необходимы знания о потенциале йоги как важного компонента личного плана оздоровления.
4. Йога - это персонализированная практика, поэтому частота и продолжительность являются личным выбором занимающегося, который основывается на возможностях, предпочтениях и желаниях индивида.
В заключение следует сказать, что современная медицина обладает большими возможностями в лечении болезней и психологических расстройств, однако только медицинский подход менее эффективен, чем комплексный, а йога предлагает людям целостную модель психического и физического здоровья.
Список литературы
1. Бейдик А.О., Петрова Л.Ю. Йога как процесс личностного роста человека // Актуальные проблемы, современные тенденции развития физической культуры и спорта с учетом реализации национальных проектов: сб. материалов III Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. М.: Изд-во РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2021. С. 1235-1238.
2. Жихорева В.А. Структура и содержание дополнительной образовательной программы «пластика тела» // Актуальные проблемы, современ -ные тенденции развития физической культуры и спорта с учетом реализа -ции национальных проектов: сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием / под ред. Л.Б. Андрющенко, С.И. Филимоновой. М.: Изд-во РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2020. С. 47-51.
3. Зиннатнуров А.З. Оптимизация процесса физического воспитания студентов педагогических вузов // Теория и практика физической культуры. 2010. № 5. С. 53-56.
4. Зиннатнурова А.А., Зиннатнуров А.З., Дрожецкий Д.А. Восстановительные мероприятия спортсменов этапа спортивного совершенствования // Культура физическая и здоровье. 2022. № 2 (82). С. 213-217.
5. Массовые спортивные соревнования «команда-группа» как метод студенческого спорта для здоровья и рекреации / М.А. Петров [и др.] // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2020. № 11 (189). С. 397-402.
6. Малахова О.Е. Комплекс упражнений для развития координационных способностей юных дзюдоистов // Актуальные проблемы спортив -ной науки: сб. науч. трудов. М.: Изд-во МБА, 2017. С. 155-161.
7. Пастушенко Е.Е., Малахова О.Е. Оценка координации способностей спортсменов на первом году обучения // Человек, здоровье, физическая культура и спорт в изменяющемся мире: сб. материалов XXIV Междунар. науч.-практ. конф. по проблемам физического воспитания учащихся / отв. ред. Б.Ф. Прокудин. Коломна: Изд-во МГОСГИ, 2014. С. 263-265.
8. Шепель С.П., Маврина С.Б., Круглова Ю.В. Развитие гибкости у студентов средствами йоги на занятиях физической культурой в вузе // Актуальные проблемы формирования профессионально -прикладной физической культуры личности обучающихся в вузах: сб. трудов XXIX Между-нар. науч.-практ. конф. (в рамках «Года предупреждения чрезвычайных ситуаций в МЧС России»). Химки: АГЗ МЧС России, 2019. С. 48-53.
References
1. Bejdik A.O., Petrova L.Yu. Joga kak process lichnostnogo rosta cheloveka [Yoga as a process of personal growth of a person] // Actual problems, modern trends in the development of physical culture and sports, taking into account the implementation of national projects: sat. materials III All-Russian. scientific-practical. conf. with international participation. M.: Publishing House of the Plekhanov Russian University of Economics, 2021. P. 1235-1238.
2. Zhihoreva V.A. Struktura i soderzhanie dopolnitel'noj obrazovatel'noj programmy «plastika tela» [Structure and content of the additional educational program "plasticity of the body"] // Actual problems, modern trends in the development of physical culture and sports, taking into account the implementation of national projects: sat. materials Vseros. scientific-practical. conf. with international participation / ed. L.B. Andryushchenko, S.I. Filimonova. M.: Publishing House of the Russian Plekhanov University of Economics, 2020. P. 47-51.
3. Zinnatnurov A.Z. Optimizaciya processa fizicheskogo vospita-niya studentov pe-dagogicheskih vuzov [Optimization of the process of physical education of students of pedagogical universities] // Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury [Theory and practice of physical culture]. 2010. No. 5. P. 53-56.
4. Zinnatnurova A.A., Zinnatnurov A.Z., Drozheckij D.A. Vosstanovitel'nye mero-priyatiya sportsmenov etapa sportivnogo sovershenstvovaniya [Recovery measures for athletes of the stage of sports improvement] // Kul'tura fizicheskaya i zdorov'e [Physical culture and health]. 2022. No. 2 (82). P. 213-217.
5. Massovye sportivnye sorevnovaniya «komanda-gruppa» kak metod studenches-kogo sporta dlya zdorov'ya i rekreacii [Mass sports competitions "team-group" as a method of student sports for health and recreation] / M.A. Petrov [et al.] // Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta [Scientific notes of the University named after P.F. Lesgaft]. 2020. No. 11 (189). P. 397-402.
6. Malahova O.E. Kompleks uprazhnenij dlya razvitiya koordinacionnyh sposob-nostej yunyh dzyudoistov [A set of exercises for the development of coordination abilities of young judoists] // Actual problems of sports science: coll. scientific works. M.: Izd-vo MBA, 2017. P. 155-161.
7. Pastushenko E.E., Malahova O.E. Ocenka koordinacii sposobno-stej sportsmenov na pervom godu obucheniya [Assessment of the coordination of the abilities of athletes in the first year of training] // Man, health, physical culture and sport in a changing world: coll. materials of the XXIV Inter-Dunar. scientific-practical. conf. on the problems of physical education of students / otv. ed. B.F. Prokudin. Kolomna: MGOSGI Publishing House, 2014. P. 263-265.
8. Shepel' S.P., Mavrina S.B., Kruglova Yu.V. Razvitie gibkosti u studentov sredstvami jogi na zanyatiyah fizicheskoj kul'turoj v vuze [Development of flexibility among students by means of yoga in physical education classes at the university] // Actual problems of the formation of professional and applied physical culture of the personality of students in universities: sat. proceedings XXIX Intern. scientific-practical. conf. (as part of the "Year of Prevention of Emergencies in the Ministry of Emergency Situations of Russia"). Khimki: AGZ EMERCOM of Russia, 2019. P. 48-53.