Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ ТАНЦАМИ НА СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ СТУДЕНТОВ'

ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ ТАНЦАМИ НА СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
444
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОД ЭКСПЕРИМЕНТА / ЕСТЕСТВЕННЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ / КВАЗИЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ ПЛАН / НЕЭКВИВАЛЕНТНЫЕ ГРУППЫ / СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ СТУДЕНТОВ / ЗАНЯТИЯ ТАНЦАМИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Дворцова Елена Валерьевна, Бочкарева Ольга Николаевна

Статья посвящена проблеме влияния занятий танцами на стрессоустойчивость студентов. В статье обоснована актуальность исследования, рассмотрена методология, практическая значимость научной работы. В исследовании применен экспериментальный метод (естественный эксперимент). Реализован квазиэкспериментальный план с двумя неэквивалентными группами с тестирование до и после воздействия. Представлены результаты психологической диагностики стрессоустойчивости студентов. Приведены итоги математико-статистической обработки результатов эксперимента: оценка достоверности отличий изменений, произошедших с показателями внимания в экспериментальной и контрольной группах, с помощью t-критерия Стьюдента

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Дворцова Елена Валерьевна, Бочкарева Ольга Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF DANCE CLASSES ON STUDENTS’ STRESS RESISTANCE

This article is devoted to the problem of the influence of dance classes on the stress resistance of students. The article substantiates the relevance of the study, considers the methodology and practical significance of scientific work. The study used an experimental method (natural experiment). A quasi-experimental design was implemented with two non-equivalent groups with testing before and after exposure. The results of psychological diagnostics of students' resistance to stress are presented. The results of the mathematical and statistical processing of the results of the experiment are given: the assessment of the reliability of the differences in changes that occurred with the indicators of attention in the experimental and control groups, using the Student’s t-test.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ ТАНЦАМИ НА СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ СТУДЕНТОВ»

ПСИХОЛОГИЯ РБусИо!оду

УДК 159.9

Е. В. Дворцова, О. Н. Бочкарева

ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ ТАНЦАМИ НА СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ

СТУДЕНТОВ

Статья посвящена проблеме влияния занятий танцами на стрессо-устойчивость студентов. В статье обоснована актуальность исследования, рассмотрена методология, практическая значимость научной работы. В исследовании применен экспериментальный метод (естественный эксперимент). Реализован квазиэкспериментальный план с двумя неэквивалентными группами с тестирование до и после воздействия. Представлены результаты психологической диагностики стрессоустойчивости студентов. Приведены итоги математико-статистической обработки результатов эксперимента: оценка достоверности отличий изменений, произошедших с показателями внимания в экспериментальной и контрольной группах, с помощью и критерия Стьюдента

Ключевые слова: метод эксперимента; естественный эксперимент; квазиэкспериментальный план; неэквивалентные группы; стрессоустойчивость студентов; занятия танцами.

Для цитирования: Дворцова Е. В., Бочкарева О. Н. Влияние занятий танцами на стрессоустойчивость студентов // Теория и практика социогума-нитарных наук. 2022. № 3 (19). С. 68-77.

© Дворцова Е. В., Бочкарева О. Н., 2022 © Dvortsova E. V., Bochkareva O. М, 2022

E. V. Dvortsova, O. N. Bochkareva

INFLUENCE OF DANCE CLASSES ON STUDENTS' STRESS RESISTANCE

This article is devoted to the problem of the influence of dance classes on the stress resistance of students. The article substantiates the relevance of the study, considers the methodology and practical significance of scientific work. The study used an experimental method (natural experiment). A quasi-experimental design was implemented with two non-equivalent groups with testing before and after exposure. The results ofpsychological diagnostics of students' resistance to stress are presented. The results of the mathematical and statistical processing of the results of the experiment are given: the assessment of the reliability of the differences in changes that occurred with the indicators of attention in the experimental and control groups, using the Student's t-test.

Keywords: experimental method; natural experiment; quasi-experimental design; non-equivalent groups; students' resistance to stress; dance lessons.

For citation: Dvortsova E. V., Bochkareva O. N. Influence of dance classes on students' stress resistance. Teoriya i praktika sociogumanitarnyh nauk [Theory and practice of socio-humanitarian studies], 2022, no. 3 (19), p. 68-77.

Актуальность данного исследования обусловлена тем, что значительное повышение темпа жизни, увеличение эмоциональных и информационных нагрузок придают проблематике психического стресса и в особенности проблеме индивидуальной устойчивости к нему особое значение.

Стресс влияет на эффективность деятельности и жизненную активность человека. Однако источники стресса заключены не столько в

жизненных ситуациях, сколько в самой личности, особенностях реагирования человека на те, или иные внешние обстоятельства. Вопросами стресса занимаются многие ученые: А. В. Алексеев (1979), Л. П. Гримак (1984, 1989, 1991), Л. В. Куликов (1997), А. О. Прохоров (1991), М. С. Яницкий (1995) и др.

Повышение устойчивости организма человека к стрессу является одной из важнейших социальных задач. Изучением феномена стрессо-

устойчивости в своих исследованиях занимались многие отечественные и зарубежные психологи (Г. Енджел, С. Файимеи, Р. Лазарус, Е. С. Ста-ренкова, Н. Е. Водопьянова, Б. Г. Ананьев, Г. Глейтман, А. Шмале, Э. Фромм, С. Хобфолли др.). Под стрессоустойчивостью мы будем понимать способность личности активно противостоять проблемам, трудностям, шоковым и неприятным ситуациям. Особенно важной задачей развитие стрессоустойчивости является перед студентами.

Студенческий возраст в качестве отдельной возрастной категории был выделен в науке относительно недавно — в 1960-х гг. ленинградской психологической школой под руководством Б. Г. Ананьева при исследовании психофизиологических функций взрослых людей. Студенческий возраст представляет собой особый период жизни человека, и ему присущи общие возрастные особенности: психологические (направленность, смирение, природа, способность), социальные (посторение отношений, принадлежность к социальной группе), биологические (тип нервной системы). период студенчества характеризуется расцветом жизненных, творческих, когнитив-

ных и физических сил и здоровья, при этом сопряжен с рядом стресс-факторов: информационный стресс, эмоциональный стресс, комуника-тивный стресс, профессиональный стресс, стресс конкуренции, стресс успеха.

К основным методам преодоления стрессовых ситуаций относятся релаксация, регуляция дыхания (овладение приемами дыхательных гимнастик), концентрация и обязательно — физическая активность (освоение и систематическое выполнение комплекса физических упражнений, оздоровительная ходьба, бег, плавание и аквааэробика, занятия танцами, закаливающие процедуры).

Физические упражнения оказывают влияние и на психологическое состояние: повышают самооценку за счет физической тренировки и улучшения ощущения своего тела, способствуют более доброжелательному отношению к вам со стороны окружающих, так как привлекательная внешность заставляет других думать, что вы уравновешенны, чувствительны, добры, откровенны, общительны и успешны в профессиональной сфере, усиленный синтез организмом эндорфинов в процессе занятий улучшает настроение и эф-

фективно снимает стресс, убирает негативные состояния, вызванные напряжением на учебе и способствует формированию стрессоустойчи-вости.

Танцы являются одним из способов саморегуляции психического состояния. Актуальными в последнее время становятся занятия танцами. Танец — ритмичные, выразительные телодвижения, обычно выстраиваемые в определенную композицию и исполняемые с музыкальным сопровождением.

Именно в XX в. танец приобрел новый смысл и новую роль. Он становится спортом (спортивные и бальные танцы), он становится частью терапии (танцетерапия), основой социальной (молодежной) самоидентификации (хип-хоп) и т. д. Существует много различных направлений танцев, такие как народные, современные, бальные танцы и другие. При регулярных занятиях танцами происходит улучшение состояния организма человека совершая нагрузку на такие составляющие, как опорно-двигательный аппарат, дыхательная система, сердечнососудистая система, органы пищеварительного тракта. Также улучшает-

ся эмоциональное состояние человека.

Цель научной работы — исследование влияния занятий танцами на стрессоустойчивость студентов.

Гипотезой выступило предположение о том, что занятия танцами повышает стрессоустойчивость студентов.

В исследовании были поставлены следующие задачи:

1. Провести анализ психологических особенностей студентов;

2. Проанализировать научную литературу, посвященную проблемам влияния занятий танцами на стрессоустойчивость студентов;

3. Описать этапы, обосновать выборку, подобрать методы и методики исследования;

4. Разработать эксперимент по исследованию занятий танцами на стрессоустойчивость студентов;

5. Провести первичную диагностику стрессоустойчивости студентов в экспериментальной и контрольной группах;

6. После проведения занятия танцами провести вторичную диагностику стрессоустойчивости в экспериментальной и контрольной группе;

7. Выявить влияние занятий танцами на стрессоустойчивость у респондентов экспериментальной группы.

Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы были подобраны следующие методы: теоретический анализ литературы, профессиографический анализ деятельности, метод эксперимента, психодиагностическое тестирование, метод математико-статистической обработки данных (оценка достоверности отличий по ^критерию Стью-дента).

С целью исследования стрессо-устойчивости студентов были использованы следующие методики: методика «тест на стрессоустойчивость Ю. В. Щербатых», методика «Бостонский тест на стрессоустойчивость», методика «Тест самооценки стрессоустойчивости С. Коухена и Г. Виллиансона».

Выборку исследования составили студенты ФКОУ ВО Кузбасский институт ФСИН России.

Для выявления влияния занятий танцами на стрессоустойчивость студентов нами был спланирован и реализован квазиэкспериментальный план с двумя неэквивалентными

группами с тестированием до и после воздействия.

В естественном эксперименте принимало участие 30 студентов 2 курса, которые были разделены на две группы, контрольную и экспериментальную, в каждой из которых было по 15 человек. До занятия танцами обе группы прошли психологическое тестирование на выявление стрессоустойчивости, после чего респонденты контрольной группы продолжили распорядок дня, а экспериментальная приняла участие в занятии по танцам. Когда занятие по танцам закончилось, то экспериментальная и контрольная группы были протестированы по тем же методикам повторно.

Результаты первичной диагностики стрессоустойчивости показали следующее. По методике «тест на стрессоустойчивость Ю. В. Щербатых» 53 % респондентов устойчивы к стрессу, 47 % респондентов чувствительны к стрессу в пределах нормы. По методике «Бостонский тест на стрессоустойчивость» 73 % респондентов имеют нормальный уровень стресса, а 27 % респондентов имеют повышенный уровень стресса. Интерпретация результатов методики «Тест самооценки стрес-

соустойчивости С. Коухена и Г. Виллиансона» позволяет говорить о хорошем уровне стрессоустойчи-вости 100 % респондентов.

Результаты входной и выходной диагностики стрессоустойчивости в экспериментальной группе показали, что показатели стрессоустойчивости у студентов после занятия танцами увеличились.

Для выявления влияния занятия танцами на стрессоустойчивость студентов была использована оценка достоверности отличий по ^

критерию Стьюдента между дельтами (изменениями) показателей входной и выходной диагностики контрольной и экспериментальной групп. В процессе использования математического метода обработки данных ^критерия Стьюдента выявили значимые различия в дельта-значениях стрессоустойчивости между экспериментальной и контрольной группами. Полученные результаты представлены в таблице 1 и на рис. 1, 2, 3.

Таблица 1

Эффективность влияния занятия танцами на стрессоустойчивость студентов

Методики Тест на стрессоустойчивость В.Ю. Щербатых Бостонский тест на стрессоустойчивость тест самооценки стрессо-устойчивости С. Коухена и Г. Виллиансона Тест на стрессоустойчивость В.Ю. Щербатых Бостонский тест на стрессоустойчивость Тест самооценки стрессо-устойчивости С. Коухена и Г. Виллиансона Дельта показателей стрессоустойчивости

Экспериментальная группа

Шкалы Стрес-со- устой-чи-вость ДО Стре ссо- устой чи- вость ДО Стрессо-соустой-устойчивость ДО има Стрессо-устойчивость ПОСЛЕ Стрессо-соустой-устойчивость ПОСЛЕ Стрессо- устойчивость ПОСЛЕ А стрес-соуст (В. Ю. Щербатых) А стрес-соуст. (Бостон-ский тест) А стрес со- уст. (С. Коу- хена)

Ср. арифм. 47 31,4 1,6 я н е й го 33,6 23,4 2,95 13,4 8 1,35

Ср. кв. откл. 9,94 10,34 0,4 20,3 9,23 0,4 -10,36 1,11 0

Контрольная группа

Шкалы Стрес- ССтр Стрессо- Стрессо- Стрессо- Стрессо- А стрес- А А

со- ессо- соустой- устойчи- соустой- устойчивость соуст. стрес- стрес

устой- устой устой- вость ПО- устой- ПОСЛЕ соуст. со-

чи- чи- чивость СЛЕ чивость уст.

вость вость ДО ПОСЛЕ

ДО ДО

Ср. арифм. 14,7 20,3 1,14 14,1 17,4 1,11 0,6 2,9 0,03

Ср. кв. откл. 14,23 5,45 0,54 14,23 7,35 0,59 0 -1,9 -0,05

t-

крите-

рий 2,6 2,9 -0,73

Стью-

дента

р —

ур°-

вень 0,05 0,01 -

значи-

мости

Полученные экспериментальные данные свидетельствуют о том, что занятия танцами статистически значимо повлияли на стрессоустойчи-

вость студентов, т. е. танцевальные тренировки повышают уровень стрессоустойчивости студентов.

стрессоустойчивость ДО стрессоустойчивость ПОСЛЕ

■ Экспериментальная группа ■ Контрольная группа

Рис. 1. Результаты диагностики стрессоустойчивости до и после занятия танцами и их дельты по методике «Тест на стрессоустойчивость

В. Ю. Щербатых»

стрессоустойчивость ДО стрессоустойчивость ПОСЛЕ

■ Экспериментальная группа ■ Контрольная группа

Рис. 2. Результаты диагностики стрессоустойчивости до и после занятия танцами и их дельты, по методике «Бостонский тест на стрессоустойчивость»

Рис. 3. Результаты входной и выходной диагностики стрессоустойчивости в экспериментальной группе по методике «Тест самооценки стрессоустойчивости С. Коухена и Г. Виллиансона»

По итогам экспериментального 1. По результатам входного пси-

исследования были сделаны следу- ходиагностического тестирования ющие выводы: установлено, что стрессоустойчи-

вость студентов 2 курса находится в пределах нормы или на повышенном уровне. Между экспериментальной и контрольной группами значимых различий по показателям стрессо-устойчивости не выявлено.

2. После проведения эксперимента и сравнения результатов входной и выходной диагностики у экспериментальной группы установлено, что показатели стрессоустойчи-вости у студентов после занятия танцами увеличились.

3. Выявлено влияние занятия танцами на стрессоустойчивость студентов с помощью оценки достоверности отличий по ^критерию Стьюдента между дельта-значениями (изменением показателей) стрессоустойчивости экспериментальной и контрольной групп. Установлены значимые различия в показателях стрессоустойчивости по

методике «Тест на стрессоустойчи-вость В. Ю. Щербатых» ф < 0,05) и стрессоустойчивости по методике «Бостонский тест» ф < 0,01), в результате чего можно констатировать значимое увеличение этих показателей в экспериментальной группе.

Таким образом, полученные результаты свидетельствуют о полном подтверждении гипотезы о том, что занятия танцами повышают стрессо-устойчивость студентов.

Полученные эмпирические данные могут быть полезны и использованы психологами, кураторами и заместителей деканов по воспитательной работе, преподавателями высших учебных заведений для профилактики влияний стресса у студентов, повышения их уровня стрессо-устойчивости, составления коррек-ционных и развивающих программ,

программ по саморегуляции. Литература

1. Мазилов, В. А. Проблема теоретического метода в психологии / В. А. Мазилов. — Текст : электронный //. — 2020. — № 10. — С. 2-26. — URL: ht1ps://cyberlenmka.m/artide/n/problema-teoreticheskogo-metoda-v-psihologii (дата обращения: 06.05.2022).

2. Онишина, В. В. Учебный стресс и способы его нейтрализации / В. В. Онишина // Технология здоровьесбережения школьников в процессе учебной деятельности: методическое пособие. — М., 2009. — 68 с. — ISBN 978-5-89415-629-3. — Текст : непосредственный.

3. Хвалина, С. А. Экзаменационный стресс / С.А. Хвалина // Бюллетень медицинских интернет-конференций. — Саратов, 2013. — Вып. 2. — С. 4-6. Текст: электронный. — URL: elibrary.ru/item.asp?id=18820816 (дата обращения: 13.05.2022). — Режим доступа: авторизованный.

Сведения об авторах

Елена Валерьевна Дворцова: Кузбасский гуманитарно-педагогический институт Кемеровского государственного университета (г. Новокузнецк, Российская Федерация), доцент кафедры психологии и общей педагогики, кандидат психологических наук, доцент. E-mail:

alenadv@mail.ru

Ольга Николаевна Бочкарева: ФКОУ ВО Кузбасский институт ФСИН России (г. Новокузнецк, Российская Федерация), инспектор отделения воспитательной и социальной работы с личным составом отдела кадров воспитательной и социальной работы с личным составом. E-mail: clever-mama88@mail.ru

Information about authors

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Elena V. Dvortsova: Kuzbass Humanitarian and Pedagogical Institute of Kemerovo State University (Novokuznetsk, Russia), associate professor of the Chair of Psychology and General Pedagogy, candidate of psychological sciences, associate professor. E-mail: alenadv@mail.ru

Olga N. Bochkareva: Kuzbass Institute of the FPS of Russia (Novokuznetsk, Russia), inspector of the Department of Educational and Social Work with Personnel of the Personnel Department of Educational and Social Work with Personnel. E-mail: clevermama88@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.