Научная статья на тему 'Влияние занятий танцами на совершенствование памяти студентов'

Влияние занятий танцами на совершенствование памяти студентов Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
600
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
физическая культура / физические нагрузки / танцы / активность нейронов / память / интеллект.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Рязанцев А.А., Рязанцева Н.А.

Регулярные занятия танцами совершенствуют когнитивные возможности студентов (память), улучшают их физическую подготовленность и психологическое самочувствие. Рекомендовано применение элементов танцевального искусства в учебный процесс по физическому воспитанию на всех этапах обучения молодёжи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Рязанцев А.А., Рязанцева Н.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние занятий танцами на совершенствование памяти студентов»

DOI 10.24412/2076-1503-2021-5-254-257 РЯЗАНЦЕВ Алексей Алексеевич,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры физической культуры Астраханского государственного медицинского университета,

е-mail: riazantsiev47@mail.ru

РЯЗАНЦЕВА Наталья Алексеевна,

студентка Астраханского государственного университета факультета ФПОИСК, е-mail: nnryaz@mail.ru

ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ ТАНЦАМИ НА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ

ПАМЯТИ СТУДЕНТОВ

Аннотация. Регулярные занятия танцами совершенствуют когнитивные возможности студентов (память), улучшают их физическую подготовленность и психологическое самочувствие. Рекомендовано применение элементов танцевального искусства в учебный процесс по физическому воспитанию на всех этапах обучения молодёжи.

Ключевые слова: физическая культура; физические нагрузки; танцы; активность нейронов; память; интеллект.

RYAZANTSEV A.A.,

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Physical Culture of the Astrakhan State Medical University.

RYAZANTSEVA N.A.,

student of the Astrakhan State University, Faculty of FPOISK.

THE INFLUENCE OF DANCE CLASSES ON IMPROVING THE MEMORY

OF STUDENTS

Annotation. Regular dancing classes improve students' cognitive abilities (memory), improve their physical fitness and psychological well-being. The use of elements of dance art in the educational process of physical education at all stages of youth training is recommended.

Key words: physical culture; physical exercise; dancing; neuronal activity; memory; intelligence.

Хорошо развитая память необходима практически в любой деятельности человека. С плохой памятью умных людей не бывает. Особенно важное значение это способность мозга имеет в процессе обучения: в школе, колледже или вузе при получении профессионального образования. И в этом процессе немаловажное значение приобретает физическая культура, физические нагрузки и тренировки, которые могут направлена влиять на мозговую деятельность человека, активизируя его отдельные участки и способствуя улучшению памяти и концентрации внимания.

Физические нагрузки увеличивают кровоснабжение мозга и усиливают обмен веществ в задней поясной коре и гиппокампе. В результате повышается активность нейронов. Установлено,

что у тех, кто занимается физическими упражнениями сначала увеличивается кровоток, а затем -когнитивные возможности [6]. Американский исследователь Ф. Гейджс установил важную закономерность - если каждый день быстро ходить по полчаса, то способность к обучению повысится на 15 % [5]. «Если вы тренируетесь до появления пота, - примерно 30 - 40 минут - у вас генерируются новые мозговые клети» [5]. То есть, физические упражнения улучшают когнитивные возможности - способность учиться, решать проблемные задачи и более успешно овладевать профессиональными знаниями [2]. Количество опубликованных работ и глубина их исследования делают этот факт практически бесспорным [2,5,6]. Любая физическая нагрузка положительно влияет на наши умственные способности, но эффективнее

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2021

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

всего - занятие танцами, так как они дают особенно сильную и разнообразную нагрузку, новые впечатления, эмоции и знания [9]. Нейробиологи рекомендуют ежедневно разучивать хотя бы по одному движению и повторять его в течение 4 минут под любимый трек, что способствует созданию новых нейронных связей и поможет мозгу активно развиваться [9].

Люди, занимающиеся танцами длительное время, запоминают множество последовательных движений и с каждым занятием и разучивание новых па, участок мозга, отвечающие за память, улучшает свою работу [3,7]. У профессионально занимающихся танцевальным искусством болезни Паркинсона не бывает. Известны примеры долгожительства знаменитых балетных танцовщиков -Галины Улановой (88 лет) И Игоря Моисеева (102 года).

У пожилых людей, продолжающих заниматься танцами, развитие деменции ощутимо снижалось и отодвигалось по срокам по сравнению с теми, кто даже много читал, учил стихи, разгадывал кроссворды [3].

В обычном представлении человека память делится на быструю и долговременную. Но в действительности разновидностей памяти намного больше и каждый отвечает за свою область применения. К примеру, по длительности сохранения воспринимаемый информации память бывает долговременной, кратковременной, оперативной, а иногда выделяют мгновенную и генетическую [7].

Перемещение вновь приобретённый информации из краткосрочной памяти в долгосрочную требует частых повторений и тренировок. Для достижения оптимальных результатов в этих действиях необходимо повторять запоминаемой материал в следующий последовательности [7]:

1. Через 10 минут после урока или занятия;

2. Через 24 часа после урока или занятия;

3. Через неделю после урока или занятия;

4. Через месяц после урока или занятия;

5. Через полгода после урока или занятия;

6. При необходимости в дальнейшем.

Подобная схемы повторения достаточна для

усвоения любой новой информации, а для разучивания танцевального материала требуется ещё большее усердие.

Исследования показывают, что новый материал без повторения по вышеуказанной системе, забывается настолько, что через двое суток он забывается на 90 % [7]. Применительно к танцу это означает, что через два дня после изучения нового движения или комбинации, без их повторения, в памяти забывается практически всё [7].

Психиатры считают танец оптимальном терапевтическим средством от «синдрома

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2021

умственного выгорания». Ритмические движения под музыку усиливают мозговые кровообращения и выброс гормона удовольствия - окситоцина, который участвует в производстве клеток мозга -нейронов [4].

Танцевальное искусство невозможно без творчества. Поэтому, если срочно требуется хорошая идея или намечается «мозговой штурм» необходимо использовать «танцевальный экспромт» [3].

Для женщин самым полезным признается танец живота, который не только тренирует мышцы пресса, но и снимает стресс, стимулирует выброс женских гормонов. А для мужчин рекомендуется овладеть страстным и очень интеллектуальным танцам - Танго. У мужчин в этом танце повышаются творческие возможности и активизируются определённые области в лимбической структуре головного мозга, который отвечает за интеллект [4].

Педагогические наблюдения, анализ литературных источников по проблемам развития и совершенствования памяти, учащейся молодёжи средствами и методами физической культуры, влияние занятий танцами на когнитивные способности молодёжи стали основанием для экспериментального исследования. Также мотивацией послужило то, что шведские учёные в результате тестирования более миллиона молодых людей в возрасте от 15 до 18 лет установили, что физическая активность и здоровая сердечно-сосудистая система повышает интеллект, способствует лучшей обучаемости и совершенствует различные виды памяти и концентрации внимания [11]. И чем регулярнее проводятся занятия или тренировки, тем лучше усваивается новый материал.

Нами проведён сравнительный анализ объема кратковременной памяти (ОКП) у девушек первого курса (17 - 18 лет) различных факультетов Астраханского Государственного Архитектурно-строительного Университета (АГАСУ) и их ровесниц, занимающихся танцами в ДЮСШ «Пилигрим».

В эксперименте приняли участие 75 студенток, из которых 25 занимались танцами. Выбор ОКП в качестве теста не случаен, так как он информативен и служит показателем хорошей успеваемости, умственной работоспособности и положительного отношения к процессу обучения [5,11]. Целый ряд учёных, не без оснований, считают физическую культуру и спорт уникальной составляющей развития когнитивных способностей человека [8,12,13,14].

Тест для определения ОКП проводился следующим образом: каждая испытуемая в течение 1 минуты внимательно изучала текст на листе бумаги из 25 отдельных слов. Затем откладывала

и закрывала лист и в течение 5 минут воспроизводила по памяти и записывала в любом порядке все слова. За каждое правильно названное слово давался один балл. Сумма баллов определяла, к какой категории относится ОКП испытуемой: 6 баллов и меньше - низкий; 7 - 12 баллов - ниже среднего; 13 - 17 баллов - хороший; 18 - 21 балл - отличный; свыше 22 баллов - ОКП феноменальный [11].

В группе девушек, не занимающихся танцами (50 человек), показатели тестирования были следующими: низкий ОКП обнаружился у 4 % испытуемых; у более половины девушек (56 %) показатели ниже среднего; хорошие результаты продемонстрировали 32 % девушек и у восьми испытуемых показатели были отличными. Феноменальных результатов ОКП при тестировании не обнаружено.

В группе девушек, регулярно занимающихся танцами показатели тестирования следующее: ниже среднего - 24 %; хорошие показатели у 60 % девушек и отличные у 16 % испытуемых. Низких и феноменальных показателей в группе девушек, занимающихся танцами, при тестировании обнаружено не было.

Сравнительный анализ тестирования показал, что ОКП у девушек, занимающихся танцами значительно выше. Достоверно обнаружено (р>0,05), что на показатели величины ОКП влияет продолжительность времени занятий танцами. Танцы, в конечном итоге, упорядочивают мыслительный процесс.

Исходя из вышесказанного, необходимо внедрять элементы танцевального искусства в учебный процесс по физическому воспитанию на всех этапах обучения, включая и профессиональные в колледжах и ВУЗах. Значение танцев в жизни человека невозможно преувеличить. Сегодня танцует весь мир, начиная от детей и кончая людьми преклонного возраста, потому что для танцев прожитые годы значения не имеют и неважно какой стиль танцев вы выбрали для себя. Мозг пластичен, он способен меняться [9]. Сейчас на планете огромное количество форм, видов и стилей танца. И каждый вид танца дает и профессионалу и любителю огромный заряд положительных эмоций, вселяет уверенность в себя.

Не случайно поэтому 29 апреля люди во всём мире отмечают международный день танца. Более 1,5 миллиона человек в России активно занимается танцами, а каждый третий россиянин хотел бы научиться танцевать [1].

Научными исследованиями доказано благотворное влияние занятий танцами на психологическое и физическое самочувствие. По своему оздоравливающему эффекту на организм танцы сравнимы с плаванием и лыжным спортом, а 3

минуты хорошего танца сопоставимы по нагрузке бегу на 800 м [4].

Танцы, благодаря своему очарованию, дают людям общение, которое не сравнимо ни с чем [3]. Танцы объединяет в себе музыку и движение, чувства и мысли: при этом задействованы практически все основные анализаторы - визуальные, слуховые, кинестетические. При постоянной танцевальной нагрузке мозг начинает развивать свои возможности и укреплять память, стимулирует центр удовольствия (повышается серотонин). Активизация одновременно нескольких областей мозга при исполнении танца помогает в пространственной ориентации человека, динамике его движений и эмоциональной сфере [3].

Чем больше мы учимся, тем больше мы можем научиться [7].

Нет плохой памяти, есть нетренированная» (Тони Бузан - эксперт по делам памяти).

Список литературы:

[1] Более 1,5 миллиона человек в России активно занимаются танцами https://www.google. ru/amp/s/bel.ru/news/culture/09-10-2006/bolee-1-5-milliona-chelovek-v-rossii-aktivno-zanimayutsya-tantsami%3famp=1

[2] Влияние физических упражнений на умственное развитие человека https://bbf.ru/ magazine/8/5564

[3] Диденко А. В. Почему танцы полезны для мозга? https://www.google.ru/amp/s/medaboutme. ru/amp/articles/pochemu_tantsy_polezny_dlya_ mozga/

[4] Ионова Е. Хочешь улучшить память? Танцуй!

[5] www.kp.ru22.08-29.08.-2018

[6] Лаговский В. Как повысить свой интеллект? https://www/kp.ru/daily/23556.3/42834/

[7] Стасевич К. Физическая активность и мозг https://m.nkj.ru/archive/articles/32066/

[8] Тренировка памяти для танцора

https://var-veka.ru/blog/trenirovka-pamyati-

dlya-tancora.html

[9] https://www.spicy-salsa.ru/journal/how-dance-improves-brain/

[10] Тестирование объема краткосрочной памяти http://www.vashpsixolog.ru/ psychodiagnostic-school-psychologist/61-diagnosis-of-intellectual-development/481-test-volume-short-term-memory-digital-material-the-method-of-jacobs

[11 ] https://www.annamilova.ru/test-memo-jacobs/

[12] Zavalishina, S.Yu., Karpov, V.Yu., Dorontsev, A.V., Kaldarikov, E.N., & Koziakov, R.V. (2019) Functional Features of the Body in the Presence of Scoliosis. Indian Journal of Public Health Research & Development, 10(10), 2008-2012.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2021

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

[13] Karpov, V.Yu., Zavalishina, S.Yu., Dorontsev, A.V., Skorosov, K.K., & Ivanov, D.A. (2019) Physiological Basis of Physical Rehabilitation of Athletes after Ankle Injuries. Indian Journal of Public Health Research & Development, 10(10), 2051-2055.

[14] Karpov, V.Yu., Zavalishina, S.Yu., Dorontsev, A.V., Voronova, N.N., Shulgin, A.M., Sharagin, V.I., Koz'yakov, R.V. (2020) Influence of Regular Feasible Physical Activity on the Platelet's Functional Activity of the Second Mature Age People. Systematic Reviews in Pharmacy, 11(8), 439-445.

Spisok literatury:

[1] Bolee 1,5 milliona chelovek v Rossii aktivno zanimayutsya tancami https://www.google.ru/amp/s7 bel.ru/news/culture/09-10-2006/bolee-1-5-milliona-chelovek-v-rossii-aktivno-zanimayutsya-tantsami°/o-3famp=1

[2] Vliyanie fizicheskih uprazhnenij na umstven-noe razvitie cheloveka https://bbf.ru/magazine/8/5564

[3] Didenko A. V. Pochemu tancy polezny dlya mozga? https://www.google.ru/amp/s/medaboutme. ru/amp/articles/pochemu_tantsy_polezny_dlya_ mozga/

[4] Ionova E. Hochesh' uluchshit' pamyat'? Tan-

cuj!

[5] www.kp.ru22.08-29.08.-2018

[6] Lagovskij V. Kak povysit' svoj intellekt? https://www/kp.ru/daily/23556.3/42834/

[7] Stasevich K. Fizicheskaya aktivnost' i mozg https://m.nkj.ru/archive/articles/32066/

[8] Trenirovka pamyati dlya tancora

https://var-veka.ru/blog/trenirovka-pamya-

ti-dlya-tancora.html

[9] https://www.spicy-salsa.ru/journal/how-dance-improves-brain/

[10.] Testirovanie ob»ema kratkosrochnoj pamyati http://www.vashpsixolog.ru/psychodiagnos-tic-school-psychologist/61-diagnosis-of-intellectu-al-development/481-test-volume-short-term-memo-ry-digital-material-the-method-of-jacobs

[11 ] https://www.annamilova.ru/test-memo-jacobs/

[12] Zavalishina, S.Yu., Karpov, V.Yu., Dorontsev, A.V., Kaldarikov, E.N., & Koziakov, R.V. (2019) Functional Features of the Body in the Presence of Scoliosis. Indian Journal of Public Health Research & Development, 10(10), 2008-2012.

[13] Karpov, V.Yu., Zavalishina, S.Yu., Dorontsev, A.V., Skorosov, K.K., & Ivanov, D.A. (2019) Physiological Basis of Physical Rehabilitation of Athletes after Ankle Injuries. Indian Journal of Public Health Research & Development, 10(10), 2051-2055.

[14] Karpov, V.Yu., Zavalishina, S.Yu., Dorontsev, A.V., Voronova, N.N., Shulgin, A.M., Sharagin, V.I., Koz'yakov, R.V. (2020) Influence of Regular Feasible Physical Activity on the Platelet's Functional Activity of the Second Mature Age People. Systematic Reviews in Pharmacy, 11(8), 439-445.

ЮРКОМПАНИ

www. law-books, ru

л_

-^

Юридическое издательство

«ЮРКОМПАНИ»

Издание учебников, учебных и методических пособий, монографий, научных статей.

Профессионально.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В максимально короткие сроки.

Размещаем в РИНЦ, Е-ЫЬгагу.

f

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.