Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ СПОРТИВНЫМ ОРИЕНТИРОВАНИЕМ НА ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ СТУДЕНТОВ'

ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ СПОРТИВНЫМ ОРИЕНТИРОВАНИЕМ НА ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
117
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СПОРТИВНОЕ ОРИЕНТИРОВАНИЕ / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ / СТУДЕНТЫ / PHYSICAL EDUCATION / SPORT ORIENTEERING / COGNITIVE MENTAL PROCESSES / STUDENTS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Загородникова Д.М., Гусева Н.Л.

Цель исследования заключалась в определении влияния спортивного ориентирования на познавательные психические процессы студентов. Методика и организация исследования. Применялись следующие методы исследования: анализ научно-методической литературы, тестирование познавательных психических процессов, педагогический эксперимент, педагогическое наблюдение, методы математической статистики. В исследовании приняли участие юноши в возрасте 18-21 года, 18 человек (по 9 человек в экспериментальной и контрольной группах). Экспериментальная группа занималась на специализации ОФП по разработанной программе спортивного ориентирования, которая включала в себя занятия в аудитории (например, за наименьшее количество времени найти условный знак на карте, собрать «разрезанную» карту, «перевертыши», найти букву в тексте) и на местности (расстановка пунктов на местности, запоминание пути, маркированная карта, мини-эстафеты). Студенты контрольной группы посещали специализацию по физической культуре «бодибилдинг». Результаты исследования и выводы. Полученные результаты показали, что у студентов экспериментальной группы значительно улучшились показатели внимания и памяти в отличие от студентов контрольной группы. Вместе с тем следует отметить, что результаты изучения мышления студентов под влиянием занятий спортивным ориентированием немного улучшились, однако прирост статистически недостоверен. По мнению авторов, введение данной дисциплины в образовательные учреждения повысит интерес к данному виду спорта, а также окажет положительное влияние на психофизическое развитие студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Загородникова Д.М., Гусева Н.Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPORT ORIENTEERING PRACTICES AND THEIR IMPACT ON COGNITIVE MENTAL PROCESSES IN STUDENTS

Objective of the study was to determine the impact of sport orienteering practices on the cognitive mental processes in students. Methods and structure of the study. The following research methods were applied: analysis of scientific and methodological literature, testing of the cognitive mental processes, educational experiment, pedagogical observation, mathematical statistics methods. The study involved 18 boys aged 18-21 years (Experimental Group and Control Group, 9 people each). The Experimental Group subjects were trained according to the developed sport orienteering program within the Overall Physical Conditioning course, which included classes in the audience (for example, to find the symbol on the map, collect the "cut" map, "flippers", find the letter in the text in the least amount of time) and on the ground (setting out, track memorization, tagged map, mini-relay). The Control Group students attended the bodybuilding classes. Results and conclusions. The data obtained indicated that the attention and memory rates in the Experimental Group students improved significantly, unlike those of the Control Group students. It should be noted, however, that the thinking test rates in the students improved slightly under the influence of the sport orienteering classes, but this increase was statistically insignificant. According to the authors, the introduction of this discipline in educational institutions will increase interest in this sport as well as have a positive impact on the psychophysical development of students.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ СПОРТИВНЫМ ОРИЕНТИРОВАНИЕМ НА ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ СТУДЕНТОВ»

ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИИ СПОРТИВНЫМ ОРИЕНТИРОВАНИЕМ НА ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ СТУДЕНТОВ

УДК/UDC 796.01:159.9

Поступила в редакцию 03.08.2020 г.

Д.М. Загородникова1

Кандидат педагогических наук, доцент Н.Л. Гусева1

1 Национальный исследовательский Томский государственный университет, Томск

SPORT ORIENTEERING PRACTiCES AND THEiR iMPACT ON COGNiTiVE MENTAL PROCESSES iN STUDENTS

D.M. Zagorodnikova1

PhD, Associate Professor N.L. Guseva1

1 National Research Tomsk State University, Tomsk

Информация для связи с автором: zag.dari@yandex.ru

Аннотация

Цель исследования заключалась в определении влияния спортивного ориентирования на познавательные психические процессы студентов. Методика и организация исследования. Применялись следующие методы исследования: анализ научно-методической литературы, тестирование познавательных психических процессов, педагогический эксперимент, педагогическое наблюдение, методы математической статистики. В исследовании приняли участие юноши в возрасте 18-21 года, 18 человек (по 9 человек в экспериментальной и контрольной группах). Экспериментальная группа занималась на специализации ОФП по разработанной программе спортивного ориентирования, которая включала в себя занятия в аудитории (например, за наименьшее количество времени найти условный знак на карте, собрать «разрезанную» карту, «перевертыши», найти букву в тексте) и на местности (расстановка пунктов на местности, запоминание пути, маркированная карта, мини-эстафеты). Студенты контрольной группы посещали специализацию по физической культуре «бодибилдинг». Результаты исследования и выводы. Полученные результаты показали, что у студентов экспериментальной группы значительно улучшились показатели внимания и памяти в отличие от студентов контрольной группы. Вместе с тем следует отметить, что результаты изучения мышления студентов под влиянием занятий спортивным ориентированием немного улучшились, однако прирост статистически недостоверен. По мнению авторов, введение данной дисциплины в образовательные учреждения повысит интерес к данному виду спорта, а также окажет положительное влияние на психофизическое развитие студентов.

Ключевые слова: физическая культура, спортивное ориентирование, познавательные психические процессы, студенты.

Annotation

Objective of the study was to determine the impact of sport orienteering practices on the cognitive mental processes in students.

Methods and structure of the study. The following research methods were applied: analysis of scientific and methodological literature, testing of the cognitive mental processes, educational experiment, pedagogical observation, mathematical statistics methods. The study involved 18 boys aged 18-21 years (Experimental Group and Control Group, 9 people each). The Experimental Group subjects were trained according to the developed sport orienteering program within the Overall Physical Conditioning course, which included classes in the audience (for example, to find the symbol on the map, collect the "cut" map, "flippers", find the letter in the text in the least amount of time) and on the ground (setting out, track memorization, tagged map, mini-relay). The Control Group students attended the bodybuilding classes.

Results and conclusions. The data obtained indicated that the attention and memory rates in the Experimental Group students improved significantly, unlike those of the Control Group students. It should be noted, however, that the thinking test rates in the students improved slightly under the influence of the sport orienteering classes, but this increase was statistically insignificant. According to the authors, the introduction of this discipline in educational institutions will increase interest in this sport as well as have a positive impact on the psychophysical development of students.

Keywords: physical education, sport orienteering, cognitive mental processes, students.

Введение. В настоящее время актуализируется поиск ин-тегративных средств, направленных не только на увеличение объема двигательной активности студентов, но и на развитие их интеллектуальных способностей. Одним из таких средств является спортивное ориентирование, которое становится все более популярным во всем мире, в том числе и в России. По спортивному ориентированию ежегодно проводятся спортивно-массовые мероприятия, такие как «Российский азимут», где население разного возраста с каждым годом принимает все большее участие. Специфика данного вида спорта заключается в том, что на соревнованиях для спортсмена важной является не только физическая подготовленность, но и познавательные психические процессы (память, внимание, мышление, восприятие, ощущение и т. д.). Это связано

с тем, что спортсмен, передвигаясь по дистанции, должен периодически обращаться к карте, сопоставлять ее с местностью, предвидеть дальнейшие свои действия, распределять свое внимание на важные для него ориентиры, запоминать их между контрольными пунктами для анализа карты набегу. Кроме этого, на спортсмена оказывают влияние дополнительные факторы, такие как погода, соперники, зрители, рельеф местности, трудность дистанции и т. д. [3-5].

В связи с этим мы предположили, что средства спортивного ориентирования могут успешно применяться не только в учебно-тренировочном процессе спортсменов-ориентировщиков, но и у студентов в процессе освоения дисциплины «Физическая культура и спорт» в вузе для интеграции их физического и интеллектуального развития [2].

№ 11 • 2020 Ноябрь | November

http://www.teoriya.ru

Показатели тестирования познавательных психических процессов ЭГ (п=9 чел.) и КГ (п=9 чел.) до и после педагогического эксперимента

□ и

£ г. CL

ч—

О 0J и

2 CL ' -о с

га

^

О (U .с Н

Показатели Этап эксперимента ЭГ КГ

X ±а X ±а

Внимание, с До эксперимента 36,0±5,36 36,1±3,22

После эксперимента 31,8±3,29 34,0±6,42

Память, образы, кол-во До эксперимента 5,0±1,12 5,1±1,11

После эксперимента 7,0±1,58 5,2±1,42

Мышление, ошибки, кол-во До эксперимента 9,0±4,58 8,0±1,58

После эксперимента 8,0±1,58 8,1±1,42

при р< 0,05

Цель исследования - определение влияния занятий спортивным ориентированием на познавательные психические процессы студентов.

Методика и организация исследования. Применялись следующие методы исследования: анализ научно-методической литературы, тестирование познавательных психических процессов [1], педагогический эксперимент, педагогическое наблюдение, методы математической статистики.

Исследование проводилось с сентября по декабрь 2019 г. на базе Национального исследовательского Томского государственного университета. В исследовании приняли участие юноши в возрасте 18-21 года, 18 человек (по 9 человек в экспериментальной и контрольной группах). Экспериментальная группа (ЭГ) занималась на специализации ОФП по разработанной программе спортивного ориентирования. Студенты контрольной группы (КГ) занимались на специализации «бодибилдинг». Содержание занятий было направлено на развитие физических качеств занимающихся. Занятия в ЭГ и КГ проводились 2 раза в неделю по 90 мин. Кроме этого, в ЭГ и КГ проводилась и теоретическая подготовка в соответствии с программой по дисциплине «Физическая культура и спорт» в вузе. Продолжительность педагогического эксперимента составила 4 месяца (сентябрь-декабрь 2019 г).

Результаты исследования и их обсуждение. Программа учебно-тренировочных занятий студентов ЭГ включала в себя не только упражнения для развития физических качеств, но и задания, активизирующие познавательные психические процессы (внимание, память, мышление). Задания были как теоретического характера (выполнялись в помещении), так и практического (выполнялись на местности). Далее представлены примеры заданий для развития познавательных психических процессов студентов ЭГ [6].

1. Карта разрезается на кусочки (квадраты либо треугольники).

Каждый участник получает по комплекту фрагментов. Необходимо собрать карту из нарезанных кусочков. Задание было усложнено. Перед выдачей фрагментов участникам была показана исходная карта, затем они собирали ее без образца. Задание направлено на развитие внимания.

2. Комплект из двух чистых одинаковых карт разрезается на квадратики 5х5 см. Как в игре «пексесо», участники переворачивают квадратики и перемешивают их. Затем составляют из них прямоугольник. Испытуемый за один ход открывает 2 произвольных квадратика, если они одинаковые - он их изымает, в противном случае он приводит их в исходное положение. Данное задание развивает память (как краткосрочную, так и образную) и внимание.

3. «Перевертыши». Из карты для лыжного ориентирования вырезается 10 участков, где указываются два пункта и «нитка» между ними. Эти участки клеятся на обратной стороне карты. Изучив местоположение КП 1 и 2, а также запомнив «нитку» между ними, нужно перевернуть карту и на лицевой её сто-

роне найти эти КП и «нитку». Далее перевернуть карту и проверить себя. Ту же операцию следует повторить со всеми пунктами. Это задание преимущественно развивает память (образную), а также внимание.

4. Отыскание объектов на карте. Задание на развитие внимание. Необходимо отыскать и зачеркнуть какие-либо объекты (внемасштабные объекты, микроямки, бугорки, ямки и т. д.). Работа начинается и заканчивается по сигналу.

В таблице представлены результаты изучения познавательных психических процессов (внимания, памяти, мышления) студентов обеих групп до и после педагогического эксперимента.

Из данных таблицы видно, что у студентов ЭГ значительно улучшились показатели внимания и памяти в отличие от студентов КГ. Вместе с тем следует отметить, что результаты изучения мышления студентов под влиянием занятий спортивным ориентированием немного улучшились, однако прирост статистически недостоверен (p>0,05).

Вывод. Полученные результаты позволяют говорить о том, что спортивное ориентирование положительно влияет на познавательные психические процессы, в первую очередь на внимание и память, и может использоваться в физическом воспитании студентов.

Литература

1. Диагностика внимания школьников с помощью таблиц Шульте [Электронный ресурс]: Школа моей мечты. - 2018. - URL: http:// shkolabuduschego.ru/school/diagnostika-vnimaniya-shkolnikov-s-pomoshhyutablits. html (дата обращения: 21.02.2018).

2. Загревская А.И. Методология физического воспитания студентов на основе онтокинезиологического подхода / А.И. Загревская, Н.Л. Гусева, Т.В. Галайчук // Теория и практика физ. культуры. -2019. - № 11. - С. 6-8.

3. Казанцев С.А. Ошибки в соревнованиях по спортивному ориентированию как следствие спортивно-психических состояний / С.А. Казанцев // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгаф-та. - 2009. - № 5. - С. 31-36.

4. Костылев В. Философия спортивного ориентирования, или некоторые рекомендации ориентировщику, желающему стать лидером / В. Костылев. - М., 1995. - 112 с.

5. Правила вида спорта «Спортивное ориентирование» (утв. Приказом Министерства спорта РФ от 3 мая 2017 г. № 403) [Электронный ресурс]: ГАРАНТ.РУ: информационно-правовой портал. - 2018. - URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/71571818/#ixzz5Gb32AaBX

6. Спортивное ориентирование 1-й курс (ФФК.Б.2 сем.) [Электронный ресурс] / Д.М. Загородникова, В.А. Белоусова / Электронный университет - MOODLE. - 2019. - URL: https://moodle.tsu.ru/ course/view.php?id=16789 (дата обращения 11. 02.2019).

References

1. Diagnostika vnimaniya shkolnikov s pomoshchyu tablits Shulte [Schulte tables in diagnostic of students' attention]. [Electronic resource]: Shkola moey mechtyi. 2018. Available at: http://shkolabu-duschego.ru/school/diagnostika-vnimaniya-shkolnikov-s-pomosh-hyutablits. html (date of access: 21.02.2018).

2. Zagrevskaya A.I., Guseva N.L., Galaychuk T.V. Metodologiya fiz-icheskogo vospitaniya studentov na osnove ontokineziologicheskogo podkhoda [Academic physical education model designed on ontoki-nesiological approach]. Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. 2019. No. 11. pp. 6-8.

3. Kazantsev S.A. Oshibki v sorevnovaniyakh po sportivnomu orientiro-vaniyu kak sledstvie sportivno-psikhicheskikh sostoyaniy [Errors in orienteering competitions due to sports-mental states]. Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta. 2009. No.5. pp. 31-36.

4. Kostylev V. Filosofiya sportivnogo orientirovaniya, ili nekotorye reko-mendatsii orientirovshchiku, zhelayushchemu stat liderom [Orienteering philosophy or some recommendations to orienteer to become a leader]. Moscow, 1995. 112 p.

5. Pravila vida sporta «Sportivnoe orientirovanie» (utv. Prikazom Minis-terstva sporta RF ot 3 maya 2017 g. # 403) [Competitive Orienteering rules (approved by the Order of the Ministry of Sports of the Russian Federation dated May 3, 2017 No. 403)]. [Electronic resource]: GA-RANT.RU: information and legal portal. 2018. Available at: http://www. garant.ru/products/ipo/prime/doc/71571818/#ixzz5Gb32AaBX

6. Progressivnye matritsy Ravena (test Ravena) [Raven's progressive matrices (Raven's test)]. [Electronic resource]: psylist.net. 2018. Available at: http://psylist.net/praktikum/00090.htm (date of access: 21.02.2018).

26

http://www.teoriya.ru

№11 • 2020 Ноябрь | November

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.